- Как часто проходить?
- Важные изменения 2024 года
- Требования для прохождения техосмотра в 2024 году
- Рассеиватели фар
- Стеклоочистители
- Ошипованные шины
- Рулевой механизм и усилитель
- Требования по утечке масел и рабочей жидкости
- Огнетушитель, знак и аптечка
- Изменения конструкции
- Актуальные правила прохождения техосмотра
- Новые правила техосмотра с 2024 года
- Сокращение пунктов проверки
- Техосмотр для ОСАГО
- Фотофиксация
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Для организаций
- Для физических лиц
- Для операторов
Давайте немного остановимся на порядке прохождения техосмотра в 2022 году. Сама процедура не является сложной. Для начала вам необходимо выбрать одну из массы компаний, предоставляющих данную услугу и явиться к ним со следующим пакетом документов:
- паспорт и свидетельство, полученные при постановке на учёт транспортного средства;
- любой документ, подтверждающий вашу личность (паспорт, либо иной документ);
- водительское удостоверение;
- если машина вам не принадлежит, то ещё понадобится генеральная доверенность.
Медицинскую справку на ТО не требуют ещё с 2010 года. На самом деле пакет документов более, чем скромный, да и лишних бумажек оформлять не придётся.
На сегодняшний день очень важно соблюдать требования для прохождения техосмотра. В первую очередь в автомобиле должны быть знак аварийной остановки, медицинская аптечка и огнетушитель. В случае их отсутствия вам могут отказать в услуге.
Придётся ехать ещё раз, да и платить госпошлину тоже надо будет заново. Автомобиль должен быть чистым, но не стоит его полировать до блеска, достаточно будет просто смыть грязь, т. к.
главное, чтобы номера авто были читабельны и специалист мог идентифицировать цвет машины.
Стоимость прохождения техосмотра в 2022 году будет устанавливаться непосредственно компанией, осуществляющей этот вид деятельности. Единственное, это прописанная верхняя граница в 881 российский рубль для легковых автомобилей, а для грузовых почти в 2 раза дороже.
За эту сумму ваш автомобиль проверят по 65 различным показателям, которые влияют на безопасность дорожного движения. Проверке на исправность подвергнутся:
- Тормозная система.
- Подушки и ремни безопасности.
- Рулевое колесо.
- Двигатель.
- Передние и задние фары.
- Колёса и шины.
- Стеклоочистители.
Как часто проходить?
В последней редакции Закона также подверглись изменениям и сроки прохождения техосмотра. Новые легковые автомобили в первые 3 года можно не проверять. Автомобили от 3 до 7 лет придётся проверить раз на 2 года, а «железных коней» старше 7 лет ежегодно.
Нововведения не коснулись грузовых автомобилей, автобусов и автомобилей такси. А вот для прицепов до 3,5 т всё отменили, но только на принадлежащие физическим лицам.
Все из вас знакомы с талоном, который выдавался по результатам проверки. Теперь его упразднили, а, следовательно, госпошлины на прохождение техосмотра в 2022 2024 году не будет. При успешном итоге этой процедуры вам выдадут новый документ о прохождении техосмотра – диагностическую карту, где будут отражены результаты всех проверок.
Именно этот документ является основанием для выдачи полиса ОСАГО страховой компанией. Получается абсолютно обратный порядок процедуры. Теперь ОСАГО выдаётся только после завершения всей этой беготни, а не приобретается предварительно.
Если вы утратили диагностическую карту, то вы можете сделать новую. Для этого обратитесь к любому ближайшему оператору. Стоимость услуги будет составлять 10% от суммы ТО.
Новый регламент прохождения техосмотра не так уж сложен, а скорее он стал более лёгким как для восприятия, так и для выполнения всех требований. Если будут вопросы – смело обращайтесь ко мне через комментарии. Я часто захожу – отвечу, с удовольствием. Желаю успехов!
Вернуться вверх
Важные изменения 2024 года
Сама процедура ТО осталась прежней. Периодичность его прохождения для владельцев ТС разных категорий не изменилась:
- каждый год для легковых авто, мототранспорта, прицепов и полуприцепов, грузовых машин массой более 3,5 т, учебных автомобилей;
- каждые полгода для легковых такси, маршрутных ТС и грузовых авто, перевозящих опасные грузы и людей;
- каждые два года, если с года выпуска грузового или легкового авто с массой до 3,5 т, прицепа или полуприцепа прошло от 3-х до 7-ми лет;
Первые три года ТС, упомянутые в первом пункте не проходят ТО и их владельцы сразу могут оформлять страховой полис.
Процедура прохождения техосмотра также осталась прежней. По итогу владелец получает диагностическую карту и отправляется оформлять страховой полис. Изменилось следующее: ужесточилась проверка комплектации и исправности ТС. Об этом и пойдёт речь ниже.
Требования для прохождения техосмотра в 2024 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
В Приложении 1 ПП № 1008 чётко обозначены требования к осветительным приборам автомобиля. Нововведения относительно светоотражающей маркировки и фар:
- отслоения и дефекты маркировки не приемлемы;
- фары должны быть подобраны по размеру, цвету и форме.
Рассеиватели фар
Что касается этого пункта, то ранее не допускалось только отсутствие и дефекты световых приборов автомобиля. Сейчас основные требования расширились:
- рассеиватели фар не могут быть загрязнены. Об их очищении нужно позаботиться ещё до прохождения ТО;
- на фары нельзя устанавливать дополнительные детали, также запрещена поклейка плёнки и тонировка.
Стеклоочистители
До 2018 года функционирование и количество стеклоочистителей и стеклоомывателей не проверялось. Достаточно было иметь по одному такому прибору – имело значение только их наличие.
В 2024 году техосмотру подвергаются все стеклоочистители и стеклоомыватели ТС. Если хотя бы один из предусмотренных комплектацией автомобиля приборов не установлен или не работоспособен, владелец не получит положительное заключение о прохождении ТО.
Ошипованные шины
Раннее в отношении ошипованной резины были введены следующие требования:
- не допускается монтаж шин разных размеров и конструкций, с отличающимися рисунками протектора, одновременно морозостойких и неморозостойких, пользованных и новых.
Этот пункт сохранился, однако к вышеизложенным требованиям добавилось следующее:
- ошипованные шины в случае их использования устанавливаются на все колеса автомобиля.
Таким образом, если на ТС поставлены разные шины, успешное прохождение диагностики невозможно.
Рулевой механизм и усилитель
Никаких повреждений и неисправностей в рулевом управлении не допускается. Это требование существовало и до 2024 года. В данный момент также проверяется работоспособность усилителя. Если такой агрегат предусмотрен конструкцией, но на момент ТО он не функционирует, это считается нарушением. Также не допускается утечка в системе с гидроусилителем.
На заметку! Независимо от механизма работы усилителя, он должен быть исправен. Это касается гидроусилителей, электроусилителей, комбинированных и других устройств рулевого управления.
Для ТС с газовыми баллонами правила проверки были вписаны прямо в п. 36 ПП № 1008: в системе питания не должно быть утечек, на внешней поверхности указываются паспортные данные и срок освидетельствования установки.
После нововведений 2018 года пункт сократился – теперь в нём есть отсылка к Приложению № 8 к ТР ТС 018/2011, где расписаны требования к машинам с газовыми установками. Вот их краткое содержание:
- на баллоне указывается серийный номер и отметка СНГ или КПГ
- баллон должен иметь паспорт изготовителя;
- установка газового оборудования должна быть освидетельствована, и периодически осуществляться соответствующая проверка;
- конструкция ГБО не может быть изменена;
- эксплуатировать ГБО нельзя, когда: нарушена целостность установки, обнаружена утечка газа, закончился срок освидетельствования.
Требования по утечке масел и рабочей жидкости
Процедура проверки утечки масел и жидкостей также ужесточилась. Ранее допускалось небольшое каплепадение, но сейчас любая утечка не приемлема.
Из пункта 65 ПП № 1008 исключено словосочетание «более 20 капель в минуту», поэтому при наличии даже малейшей течи техосмотр не пройти.
Огнетушитель, знак и аптечка
Знак аварийной остановки является обязательным. Исключение составляют категории O, L1 – L4. Автобусы должны быть укомплектованы 3-мя аптечками, остальные ТС – одной. Все лекарственные средства должны быть пригодны к применению – просроченных медикаментов в аптечке при техосмотре быть не должно.
Ранее в салоне автобуса предусматривалось не менее двух огнетушителей, сейчас же легковые машины оснащаются одним огнетушителем объёмом 1л, а грузовые авто и автобусы – одним двухлитровым огнетушителем. ТС с двумя этажами должны иметь огнетушитель на каждом этаже.
Полезно знать! На знаке аварийной остановки должна быть нанесена флуоресцентная полоска. Рекомендуется выбирать именно пластмассовый знак, так как он долговечнее и практичнее.
Изменения конструкции
Замена лампочек, тюнинг, тонировка стёкол и прочие дополнительные установки считаются изменением конструкции автомобиля. Такие изменения не всегда допустимы, и могут нарушать установленные требования, указанные в ПП № 1008.
Когда на ТС установлены дополнительные конструктивные элементы, не предусмотренные комплектацией завода-изготовителя, это должно быть зафиксировано в СТС. В противном случае пройти техосмотр не выйдет.
Актуальные правила прохождения техосмотра
Диагностика автомобиля – это по-прежнему прерогатива аккредитованных операторов и дилерских центров. Выбрать подходящую станцию можно на сайте РСА. Список документов для ТО также не изменился и состоит из:
- удостоверения личности водителя;
- свидетельства или паспорта ТС.
Независимо от результата технического осмотра транспортного средства владелец авто получает диагностическую карту. Если ТС не прошло проверку – у собственника есть 3 недели на устранение неисправностей, после чего проверка технологического состояния проводится заново. Имея на руках свежую диагностическую карту, владелец имеет право оформить полис ОСАГО на следующий период.
Подробнее о том, нужна ли медсправка для техосмотра вы узнаете далее.
Ждем ваши вопросы и напоминаем про то, что задать ваши вопросы вы можете в рамках бесплатной консультации с автоюристом. Просто заполните форму на нашемсайте.
Новые правила техосмотра с 2024 года
Инициатива исходила от партии единороссов. При этом поддержку обещали оказать представители других фракций. Законодатели, публикуя пояснительную записку, обосновали отмену обязательного ТО тем, что вероятность участия неисправных автомобилей, прошедших ТО и с актуальными полисами ОСАГО, не превышает 1%.
Международные правила Конвенции о дорожном движении требуют обязательной периодичности осмотров только для автобусов и грузовых машин с грузоподъемностью от 3,5 тонн. О легковых авто речи нет. К тому же, каждый водитель обязан убедиться в исправности техники накануне поездки, независимо от прохождения ТО.
Статью 15 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств …» от 01.07.2011 предлагается дополнить пунктом 7 с формулировкой:
«Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе, с предоставлением услуг легкового такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру». Пункт 8 предлагает владельцам добровольно проходить ТО.
Таким образом, ответственность за исправность ложится в основном на плечи владельца, но это не освобождает от посещения станций ТО окончательно. Неизменной процедура остается для авто и мотоциклов физлиц, с года изготовления которых прошло более четырех лет, в следующих случаях:
- постановка на государственный учет;
- регистрация в связи со сменой владельца;
- усовершенствование конструкции, замена основного компонента транспортного средства.
Нужно ли проходить техосмотр на новую машину в 2024 году? В течение 4 лет с момента выпуска автомобиля ТО диагностическую карту оформлять не нужно. За исключением случаев продажи, усовершенствования основных узлов.
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, по которому в процедуру ТО вносятся изменения, уменьшающие количество проверок систем автомобиля с 82 до 55.
Продажа машин с пробегом за 2022 год составила больше 5,5 млн. рублей и это не предел. Законодатели посчитали нагрузку на операторов без того достаточной и решили избавить их от рутины или, что реальнее, от незаконного заработка.
Реформа позволит резко сократить количество ТО в год до 6-8 млн. Обычно эта цифра ежегодно превышала 30 млн. Для частников снятие лишнего расхода будет несомненным плюсом.
Для коммерческого транспорта изменений в законе не будет. Периодичность остается прежней.
Закон в ноябрьскую сессию выносится на первое обсуждение. Будет ли он принят, станет ясно из свежих новостей о техосмотре в 2024 году, возможно будут изменения в формулировках. МВД озвучило предложение стимулировать водителей к добровольному прохождению ТО снижением ставки налога, льготным тарифом на полис ОСАГО.
Сокращение пунктов проверки
В Минтрансе запланировано оставить из 82 разделов ТО только 59. Новые правила техосмотра в 2024 для легковых автомобилей существенно ускорят проверку.
Эксперты и аналитическая группа после исследования текущей конъюнктуры и на основе целесообразности предлагают исключить следующие параметры:
- коррозионные и механические повреждения в тормозной системе;
- шумовой уровень – будет проверяться на выпускной системе без шумомера, органолептическим способом;
- беззазорное сцепление тягово-сцепной системы;
- подача жидкости омывателем;
- наличие в багажнике медицинской аптечки, стоп-знака, огнетушителя;
- капельная утечка масла, рабочих жидкостей;
- регистрационные знаки и крепеж;
- соблюдение условий перевозки пищевых продуктов.
Сокращение списка обосновано чрезмерностью требований, некоторые из них можно было истолковать неоднозначно. Частично работы выполнялись с помощью дорогостоящего оборудования, стоимость которого оправдывала себя только через несколько лет. Часто такие процедуры были неэффективны, поскольку выполнялись в ускоренном режиме.
Срок действия эксперимента закончится в 2027 году. Практика пяти лет покажет, насколько жизнеспособным окажется регламент и понадобится ли вновь пересматривать порядок.
Техосмотр для ОСАГО
Не секрет, что большинство водителей покупали диагностическую карту ради оформления страховки. Обе стороны устраивало такое положение дел. С подачи МВД 2 июля в Думе была принята поправка в статью 15 №40-ФЗ «Об обязательном страховании …». Начиная с 22 августа 2021 года при покупке полиса ОСАГО не требуют наличие ТО.
Однако, когда авария происходит по причине неисправности, которая могла быть выявлена на ТО, виновнику ДТП придется платить. Страховщики могут использовать так называемый принцип регрессии, чтобы возместить страховые выплаты за счет нерадивых автомобилистов. Это позволяет статья 29 №170-ФЗ.
Фотофиксация
С марта 2021 года определены правила фотофиксации на станции ТО:
- фото передней части авто делается при въезде;
- фотоснимок задней части делается при выезде;
- на цветных снимках должны быть четко видны номерные знаки, марка машины;
- обязательно ставится дата, координаты по ГЛОНАСС, электронная подпись эксперта;
- снимки делаются на расстоянии не больше 40 м (первоначально предполагалось 15 м) от станции техобслуживания.
Чтобы исключить подделку фотофиксации, Минтранс дополнительно ввел запрет на фотокорректировку и ввел два дополнительных снимка. На боковых фотографиях, сделанных также при въезде и выезде, должен присутствовать эксперт, в полный рост и лицом к камере. Если используется передвижная станция, то снимок должен захватить роликовый диагностический стенд.
Штраф за отсутствие техосмотра
Новое в техосмотре легковых автомобилей в 2022 году – это повышение взыскания за его отсутствие, теперь оно будет составлять 2000 рублей. Применить повышенную штрафную ставку за отсутствие диагностической карты собирались уже в 2021 году, но решили подождать год в связи с нестабильной ситуацией в стране.
Для того чтобы получить штрафную квитанцию, необязательно встретить инспектора на дороге. Камеры будут фиксировать авто, которые не прошли ТО в положенный срок. Оповещения о наложении штрафа будут отправляться владельцам транспортных средств автоматически раз в сутки.
Для организаций
Выпуск на линию транспортного средства без прохождения ТО наказывается для должностного лица штрафом 2 тыс. р, юридического лица 50 тыс. р.
Для физических лиц
Физлицам придется оплачивать две тысячи рублей за езду без ТО. Вряд ли оправдаются надежды, что автомашина не попадет в объектив камер. Если отложить поездку на ТО, набежит нескромная сумма.
Фиктивное оформление карты без осмотра или занесение информации в ЕАИС без практического обследования обойдется гражданину в 5-10 тысяч рублей. Повторное аналогичное нарушение повлечет ужесточение наказания до 10-20 тысяч.
Для операторов
Для аккредитованных специалистов, занимающихся оформлением диагностической карты, увеличены существующие штрафы, а также введены новые. Технические эксперты приравнены к должностным лицам.
Нарушение | Для должностного лица, тысяч руб. | Для юридического лица, руб. |
Аккредитация с нарушением законодательства | От 30 до 50 | От 200 до 500 |
Ведение реестра с нарушениями | От 20 до 30 | От 100 до 200 |
Сокрытие сведений, которые должны быть внесены в единый реестр | От 3 до 5 | От 30 до 50 |
Оформление карты без проверки ТС | От 30 до 50 | От 200 до 300 |
Занесение сведений о проведении ТО в ЕАИС без осмотра | От 30 до 50 | От 200 до 300 |
Проведение проверки специалистом, о котором нет сведений в реестре или не уполномоченным для работы в данном пункте ТО | От 3 до 5 | От 10 до 20 |
Проведение осмотра лицом без аккредитации | От 30 до 50 | От 100 до 300 |
Повторное нарушение | Дисквалификация на 1-3 года | От 300 до 500 |