- Нормативная база и хронология изменений
- Электронные транспортные накладные с 2022 года:
- Что представляет собой ЭТрН
- Как работает ЭТрН
- Что нужно для работы с ЭТрН
- Как проходить проверки
- В ФНС
- В ГИБДД
- Что изменилось в ЭТрН
- Изменения для всех файлов обмена
- Уникальный идентификатор номера транспортной накладной
- Расчет и размер штрафа
- Адрес доставки и место погрузки груза
- Электронная доверенность
- Информация грузоотправителя
- Участники факта хозяйственной жизни
- Описание груза
- Сведения о сопроводительных документах на груз
- Сведения о водителе
- Сведения грузоотправителя о передаче груза при приеме груза перевозчиком
- Подписант
- Информация перевозчика о приеме груза к перевозке
- Информация о переадресовке
- Сведения о новом грузополучателе
- Информация о заменах водителя и/или транспортного средства
- Информация грузополучателя
- Информация перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения грузовой перевозки
- Как перейти на электронный обмен транспортными накладными
- Зачем потребовалась разрабатывать и вводить электронные транспортные накладные?
- Какие выгоды использования ЭТрН?
- Как выглядит электронная транспортная накладная?
- Кто обязан применять электронную транспортную накладную?
- Как устроены перевозки с использованием ЭТрН?
- Когда не требуется оформлять ЭТрН?
- Что необходимо для начала работы с электронными транспортными накладными?
- Как подключиться с СБИС ЭТрН?
- АБТ Сервисы для бизнеса
- Когда и для чего нужна транспортная накладная?
- Что такое ЭТрН?
- Как происходит обмен ЭТрН?
- Будет ли обязательным переход на ЭТрН?
- Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?
Нормативная база и хронология изменений
Эксперимент Минтранса по переводу транспортных накладных в электронный формат прошел еще в октябре 2020 года. Он был признан удачным, и 1 января 2021 года в силу вступило Постановление Правительства № 2200. Этот документ закрепил возможность использовать электронные накладные наравне с бумажными.
В Устав автомобильного транспорта также внесены изменения законом от 02.07.2021 № 336-ФЗ.
Электронные транспортные накладные с 2022 года:
1 января Постановлением Правительства № 2116 вступили в силу изменения в правилах перевозки грузов автомобильным транспортом.
11 января приказом ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@ утвержден формат электронной транспортной накладной.
С 1 марта до 1 сентября длится переходный период: участники грузоперевозок могут протестировать возможности электронного документооборота и оформлять ЭТрН в удобном для себя формате.
С 1 сентября ЭТрН можно использовать только в формате, утвержденном ФНС.
Что представляет собой ЭТрН
Электронная транспортная накладная — аналог бумажной и выполняет те же функции: подтверждает заключение договора на транспортно-экспедиторские услуги и расходы на логистические услуги. Утвержденная форма ЭТрН выглядит так.
ЭТрН создают в информационной системе и заверяют квалифицированной электронной подписью. Документ содержит 4 основных титула:
- От грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, водителе, грузе, сопроводительных документах.
- От перевозчика со сведениями о приеме груза.
- От грузополучателя со сведениями о приеме груза, характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки.
- От перевозчика о сдаче груза грузополучателю.
Дополнительные титулы формируются, если меняется пункт доставки, водитель, транспортное средство или стоимость перевозки.
Как работает ЭТрН
Типовая схема выглядит так:
- Грузоотправитель создает транспортную накладную в своей учетной системе, подписывает квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет по ЭДО. ЭТрН приходит транспортной компании, грузополучателю и водителю в мобильное приложение.
- Водитель принимает груз и прямо с телефона подтверждает приемку — подписывает ЭТрН простой электронной подписью (ПЭП).
- Грузополучатель при получении груза подтверждает приемку и тоже подписывает накладную КЭП.
- Водитель подтверждает передачу груза в приложении, снова подписывает ПЭП.
- Транспортная компания заверяет подписанную накладную КЭП. В итоге у всех участников есть транспортная накладная со всеми подписями.
В зависимости от обстоятельств сценарий доставки может меняться.
Когда в России заработает государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), транспортные накладные будут проходить через нее. Прямого доступа к ГИС ЭПД у перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей не будет — все ЭТрН попадут в систему через операторов ЭДО.
Грузоперевозки без бумаг
Что нужно для работы с ЭТрН
- Приобрести КЭП для сотрудников, которые будут отвечать за отгрузку и приемку: кладовщиков, экспедиторов. Водители могут использовать простую подпись с последующим обязательным заверением ее КЭП перевозчика. Выдачей КЭП занимается УЦ Тензор.
- Подключиться к ЭДО — отлично подойдет СБИС. Минтранс формирует реестр операторов, которые смогут отправлять ЭТрН в ГИС ЭПД.
- Заключить соглашения об обмене электронными документами. Их нужно два: первое — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем, второе — между транспортной компанией и водителем.
- Проверить наличие необходимой техники. У водителей должны быть смартфоны или планшеты, на складах — планшеты или компьютеры с доступом к программе оператора ЭДО.
Переход на ЭТрН под ключ
Как проходить проверки
В ФНС
В случае с ЭТрН вопрос налоговых проверок решается легко. Вам не придется копаться в бумажных архивах, чтобы найти запрошенные документы: ФНС сама обращается к ГИС ЭПД и получает оттуда все необходимое. Если по ЭТрН возникают вопросы, налоговая отправляет вам запрос на пояснение.
Ответить на него также можно по ЭДО с заверением электронной подписью.
В ГИБДД
Пока у ГИБДД нет доступа к ГИС ЭПД, поэтому водителю необходимо возить с собой бумажный экземпляр ЭТрН и показывать в случае остановки. МВД уже взаимодействует с Минтрансом по интеграции своей информационной системы с ГИС ЭПД.
Когда будет роуминг?
Сейчас конкретный срок назвать сложно: нет утвержденного списка операторов. СБИС совместно с ФНС участвует в рабочей группе по разработке технологии роуминга ЭТрН.
Как планируется организовать обмен ЭТрН с физлицами?
Нормативные акты не запрещают физлицам работать с ЭТрН. Для этого тоже требуется подключиться к СБИС или другому оператору ЭДО с доступом к ГИС ЭПД и получить КЭП для подписания документов.
Что делать экспедиторам, если они не являются отправителями или перевозчиками?
Если экспедитор не является отправителем или перевозчиком, в электронном документообороте с ЭТрН он не участвует. Но новый формат допускает возможность просмотра ЭТрН третьей стороной.
Как подписывать документы в местах без интернета?
В мобильном приложении СБИС уже реализовано офлайн-подписание. При появлении интернета данные мгновенно синхронизируются.
Что изменилось в ЭТрН
Электронная транспортная накладная состоит из восьми титулов обмена. Изменения коснулись каждого титула, но некоторые — общие для всех.
Изменения для всех файлов обмена
Уникальный идентификатор номера транспортной накладной
Оформлять ЭТрН по формату ФНС можно пока что без участия ГИС ЭПД. После запуска системы каждый файл обмена оператор будет передавать в ГИС ЭПД, который будет присваивать идентификатор номера накладной. До начала функционирования ГИС ЭПД уникальный идентификатор принимает значение «Без номера».
Учитывая, что у каждого файла обмена есть код налогового документа, а формат ЭТрН утвержден ФНС, до запуска ГИС сдавать ЭТрН в налоговую можно будет в электронном виде.
Расчет и размер штрафа
Раньше заполнять итоговый размер штрафа было необязательно. Теперь нужно указывать итоговый размер или в валюте РФ или в другой валюте. Дополнительно, но не обязательно можно указать формулу расчета штрафа.
Адрес доставки и место погрузки груза
Изменили формат сведений об адресе и координатах — учли запросы бизнеса. В файле обмена можно указывать код ГАР, адрес РФ или адрес за пределами РФ на выбор. Дополнительно можно указать GLN и координаты места — их теперь нужно указывать в градусах, минутах и секундах. Минуты и секунды представлены как десятичные доли с точностью до 13 символов.
Компании могут использовать точные координаты, чтобы усилить прозрачность перевозок. Например, задавать в титуле ГО маршрут следования ТС, использовать данные телеметрических устройств или данные о геолокации с мобильных устройств водителя, чтобы сравнивать план следования авто с фактом.
Электронная доверенность
Раньше файл доверенности нужно было включать в каждый пакет электронных документов, подписанных представителем. По новому Приказу можно указывать сведения об ИС, в которой хранится доверенность — в дальнейшем пригодится для автоматизации при работе с машиночитаемой доверенностью (МЧД).
Информация грузоотправителя
Участники факта хозяйственной жизни
Регулятор добавил однозначность к данным — это увеличит прозрачность и упростит мониторинг со стороны ФНС.
Теперь обязательно нужно указывать номер телефона. Дополнительно можно указать другие номера телефона, факс, несколько адресов электронной почты.
Описание груза
Теперь важно указывать:
способ упаковки и вид тары;
отметку о товаре, перевозка которого подлежит учету в государственной информационной системе — намек в сторону прослеживаемости перемещения грузов;
массу брутто и количество паллет. Раньше было достаточно указать либо массу нетто, либо брутто, либо массу брутто с паллетами. Такой подход может вызвать сложности, если понадобится определить вес содержимого, перевозимого в контейнере. Например, будет сложно определить вес сыпучего груза без указания массы брутто с транспортным оборудованием.
Не обязательно указывать:
сведения о заказчике услуг, связанных с перевозкой груза. Отметка пригодится для перевозки сборных грузов — благодаря ей можно указать, кто является заказчиком перевозки конкретного грузового места.
Убрали:
сведения о контейнерах — оставили только номер контейнера, остальные данные, скорее всего, перенесут в сопроводительную ведомость.
Пока что нет ясности, всегда ли необходимо заполнять сопроводительную ведомость при перевозке груза в контейнере, или только при снятии контейнера с транспортного средства. В первом случае без информации о весе контейнера или прицепа станет сложно проверять массу брутто и нетто.
Сведения о сопроводительных документах на груз
Теперь можно указать несколько реквизитов, позволяющих идентифицировать документ, подтверждающий отгрузку товара — удобно для отображения перевозки сборных грузов в одном ТС.
Сведения о водителе
Раздел привели к более удобному виду: теперь достаточно заполнить ИНН, а указывать сведения о водительском удостоверении не обязательно. При этом, если нет ИНН, можно указать данные ВУ.
Сведения грузоотправителя о передаче груза при приеме груза перевозчиком
Регулятор учел просьбу бизнеса и сценарии, при которых участники обмена ЭТрН могут не знать владельца объекта инфраструктуры погрузки — заполнять этот пункт теперь не обязательно.
Подписант
Появилась возможность сценария с отгрузкой со стороннего склада. Например, если производство находится в одном городе, а склад — в другом, подписывать титул может тот, кто осуществляет погрузку со склада.
Доверенность при этом необязательна, но если она есть, можно использовать бумажную, электронную или машиночитаемую доверенность. Мы наблюдаем за проектом и сообщим новости.
Протестируйте электронные транспортные накладные на DropCat
Информация перевозчика о приеме груза к перевозке
Перевозчик теперь не заполняет сведения об акте взвешивания — это делает грузоотправитель, но может добавить отметку в отношении акта взвешивания.
Информация о переадресовке
Сведения о новом грузополучателе
Вместо контактов нового грузополучателя теперь нужно указывать данные лица, от которого получено указание на переадресовку. Мы предполагаем, что это ошибка, и ждем пояснений ведомства. Дело в том, что в сведениях о новом грузополучателе должны быть контактные данные.
При переадресовке может не быть нового грузополучателя, а, значит, данные лица, от которого получено указание о переадресовке, указать будет невозможно.
Для ИП и физических лиц теперь нужно указывать ИНН, данные паспорта — исключили.
Сведения о коммерческих и иных актах, в том числе о погрузке или выгрузке груза, об актах взвешивания указывать не нужно, так как возможны сценарии с частичной приемкой и отказом в приемке с последующей переадресацией или возвратом.
Информация о заменах водителя и/или транспортного средства
Регулятор упростил заполнение файла обмена: теперь достаточно указать сведения о замене водителя и/или ТС и указать причину. Место замены, категорию ВУ и номер СТС указывать не нужно.
Информация грузополучателя
Информация перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения грузовой перевозки
Стоимость перевозки с налогом теперь указывать не нужно. Если потребуется ее рассчитать, можно использовать данные о налоговой ставке и стоимости перевозки без налога — эти поля остались
Теперь можно указать сведения о перевозчике: коды ОКПО, структурное подразделение, наименование и банковские реквизиты.
В реквизитах сторон документа для иностранного юридического лица теперь нужно указать его идентификатор, для физического лица — данные документа, удостоверяющего личность.
Как перейти на электронный обмен транспортными накладными
Предварительно полный отказ от бумажных ТН стартует с 1 января 2025 года. До этого момента создавать и передавать ЭТрН можно добровольно, чтобы наладить и отточить бизнес-процессы.
Что для этого потребуется:
Получить сертификат УКЭП. Напоминаем, что с 1 января 2022 года действуют новые правила получения сертификата УКЭП согласно 476 ФЗ от 27.12.2019 (ред. от 30.12.2021):
Для ИП и представителей юрлиц, действующих без доверенности, с 1 января 2022 года сертификат УКЭП издает только УЦ ФНС.
Представители юрлиц, действующие по доверенности, могут получить сертификат УКЭП в коммерческом аккредитованном УЦ, при этом:
сертификаты УКЭП, выданные по старому образцу (в сертификате указана информация и о ФЛ и о ЮЛ), действуют до 31.12.2022, даже если срок сертификата превышает 31.12.2022;
представители, действующие по доверенности, могут применять УКЭП физлица с машиночитаемой доверенностью (МЧД) с 1 марта 2022 года, но не все системы будут готовы поддерживать МЧД сразу. Этот способ станет основным с 1 января 2025 года.
Заключить договор с оператором ЭДО. В перспективе оператор должен будет числиться в специальном реестре Минтранса. Обмениваться ЭТрН через операторов, не включенного в реестр, будет нельзя. Пока что государство не разработало нормативно-правовую базу, которая будет регулировать процесс включения операторов в реестр.
Выбрать способ обмена с оператором: через облако или интеграцию с учетной системой. Не все операторы работают с ЭТрН. Если вы уже используете решения для ЭДО, узнайте у оператора, во-первых, о включении в реестр Минтранса, а, во-вторых, о возможности интеграции. Интеграция позволит работать с ЭТрН в интерфейсе своей учетной системы.
Заключить соглашение об обмене электронными документами. Участникам перевозки понадобится заключить соглашения об электронном документообороте, которые будут определять сценарии обмена ЭТрН.
Узнайте больше о сценариях обмена электронной транспортной накладной, опыте компаний, которые уже начали менять бизнес-процессы и ключевых этапах внедрения в дорожной карте.
Зачем потребовалась разрабатывать и вводить электронные транспортные накладные?
Товарно — транспортная накладная – это документ первичной бухгалтерии, необходимый как для перевозчика груза, так и для бухгалтерского учета. ТТН подтверждает факт перевозки груза, а также факт несения расходов на перевозку. Кроме того, ТТН отражают информацию, необходимую для списания и оприходования товарно-материальных ценностей.
Использование бумажных товарно-транспортных накладных вызывало некоторые неудобства: ТТН терялись, портились в пути, становились нечитаемыми. В 2020 году был проведен эксперимент по внедрению электронный транспортных накладных, который показал, насколько удобно их применять. И с 2022 года электронные транспортные накладные законодательно разрешили к использованию в грузоперевозках.
Какие выгоды использования ЭТрН?
Ускорение документооборота между заказчиками и транспортной компанией. Водителю не требуется вести и сдавать бумаги в бухгалтерию или дополнительно передавать заказчику.
Отказ от бумажного оформления. ЭТрН не требует распечатки, что, порой, бывало сложновато, т.к. товарно-транспортная накладная могла достигать сотни листов.
Сохранность и архивное хранение. ЭТрН у водителя находится исключительно в электронном виде на гаджете; теперь не требуется искать, нести и подписывать документ. А электронный архив позволяет безопасно хранить данные, и при необходимости быстро его находить.
Контроль. Состояние, место и время доставки видят все участники электронного документооборота. Как только документ подписывается, заказчик узнает о доставке.
Как выглядит электронная транспортная накладная?
Электронная транспортная накладная является аналогом бумажной. Она выполняет все те же функции, что и обыкновенная ТТН: подтверждает договор между заказчиком и перевозчиком. На основе ЭТрН (как и бумажной ТТН) бухгалтерия подтверждает расходы на ГСМ и логистические услуги.
Формат электронной транспортной накладной утвержден приказом ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@
Документ содержит 4 обязательных титула (они же разделы), которые подписываются электронной подписью. Титулы объединены единым уникальным идентификатором (УИД), выданным Государственной информационной системой электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД. Вся совокупность титулов и есть ЭТрН.
Основные титулы ЭТрН:
Погрузка: сведения об участниках перевозки, условиях договора перевозки, водителе, грузе, сопроводительных документах. Подписывается грузоотправителем с одной части, со второй – перевозчиком.
Выгрузка: аналогично погрузке – сведения о грузе/участниках/водителе и пр. Грузополучатель подписывает раздел, содержащий данные о приемке товара от перевозчика. Тут же подтверждается состояние груза. Вторую часть, содержащую информацию о выполнении договора, подписывает перевозчик.
Кто обязан применять электронную транспортную накладную?
Полный переход на электронные транспортные накладные планируется с 1 января 2025 года. Сейчас использование ЭТрН ведется только на добровольной основе.
Выгодно переходить на ЭТрН:
- Логистическим компаниям
- Экспедиторским компаниям
- Транспортным организациям
- Крупным грузоотправителям (производство или импорт).
- Крупным грузополучателям
Таким образом, практически всем участникам рынка грузоперевозок выгодно переходить на ЭТрН и подключать электронный документооборот у себя в организациях.
Как устроены перевозки с использованием ЭТрН?
Схема организации грузоперевозок с использованием электронных транспортных накладных выглядит так:
- Грузоотправитель создает ЭТрН, подписывает ее квалифицированной электронной подписью и отправляет с помощью электронного документооборота перевозчику и получателю. ЭТрН в мобильном приложении видит перевозчик, грузополучатель и водитель.
- При приемке груза водитель подписывает ЭТрН своей электронной подписью, подтверждая факт получения.
- При передаче груза водитель снова подписывает ЭТрН у себя в приложении.
- При получении груза грузополучатель подтверждает приемку подписывая ЭТрН своей ЭЦП.
- Перевозчик заверяет подписанную электронную транспортную накладную квалифицированной электронной подписью.
В результате у всех участников процесса имеется подписанная ЭТрН.
Когда не требуется оформлять ЭТрН?
Электронная транспортная накладная не используется при перевозках самим продавцом (перевозчик отсутствует). Либо когда покупатель перевозит груз при помощи своего собственного транспорта. В таких случаях товар передается в собственность покупателю на складе.
Что необходимо для начала работы с электронными транспортными накладными?
Для начала работы с ЭТрН понадобится:
- Получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) для сотрудников, отвечающих за приемку и отгрузку (например, для кладовщиков, экспедиторов и пр.). Водителям не обязательно получать КЭП, т.к. они могут использовать простую подпись, которая потом заверяется квалифицированной подписью перевозчика. Оставьте заявку на получение КЭП, и наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время.
- Подключиться к электронному документообороту. СБИС находится в реестре операторов ЭДО, которые смогут отправлять ЭТрН в ГИС ЭПД.
- Заключить соглашения об обмене электронными документами между грузоотправителем, грузоперевозчиком, водителем и грузополучателем.
- Купить необходимую технику. Для водителей потребуются смартфоны или планшеты, для складских работников — планшеты или компьютеры, имеющие доступ к программе ЭДО.
Как подключиться с СБИС ЭТрН?
СБИС ЭТрН – система электронного документооборота для обмена данными в грузоперевозках. Система позволяет мгновенно отправлять и получать юридически значимые документы. Вы легко установите СБИС, настроите рабочие места и сэкономите на бумаге.
СБИС ЭТрН обеспечит:
- Простую интеграцию
- Экономию до 70%
- Хранение и быстрый поиск документов
- Прозрачность всех процессов перевозки
СБИС всегда использует только актуальные формы и следит за законодательными изменениями. Оставьте заявку на подключение сейчас и будьте уверены в успешном процессе ваших грузоперевозок.
АБТ Сервисы для бизнеса
Комплексный подход к автоматизации грузоперевозок. Мы подключим и настроим программное обеспечение, выпустим ЭЦП, обучим сотрудников, подберем выгодные тарифы.
Когда и для чего нужна транспортная накладная?
Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:
Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?
Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.
Кто подписывает транспортную накладную?
Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.
Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?
Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.
Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?
Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.
ТН и ТТН — одно и то же?
Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется.
ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима.
Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.
Что такое ЭТрН?
Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.
ЭТрН создаёт отправитель груза в информационной системе и заверяет квалифицированной электронной подписью (КЭП). Документ содержит 4 основных титула:
Сведения об участниках перевозки, условиях договора, водителе, грузе, сопроводительных документах.
Сведения о приёме груза перевозчиком.
Сведения о приёме груза грузополучателем.
Сведения о сдаче груза перевозчиком грузополучателю.
При изменении условий перевозки (адрес доставки, водитель, транспортное средство, стоимость или другое) оформляются дополнительные титулы.
Как происходит обмен ЭТрН?
Всё достаточно просто:
Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.
Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).
Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.
Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.
Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.
Итог: у всех участников грузоперевозки имеется ЭТрН со всеми необходимыми подписями.
В этой цепочке может появиться экспедитор, если компания заключает ещё и договор на экспедиторские услуги, и иные участники перевозки. Всё зависит от сценария в каждом конкретном случае.
Когда в силу вступит Постановление Правительства РФ № 931 (с 1 сентября), неотъемлемым участником в обмене ЭТрН станет ГИС ЭПД — Государственная информационная система электронных перевозочных документов. Посредством направления ЭТрН в эту систему доступ к данным транспортной накладной будет предоставляться ФНС России, МВД России, Минтрансу, Ространснадзору и Минцифры.
Будет ли обязательным переход на ЭТрН?
Пока точной информации нет, но судя по тому, как обновляется нормативно-правовая база, обязательный переход не за горами. Однако раньше 2025 года обязанность работать только с электронными перевозочными документами точно не введут.
Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?
К обмену ЭТрН уже сейчас подключаются логистические, транспортные и экспедиторские компании разного масштаба. Даже для небольших компаний внедрение ЭДО в бизнес-процессы становится очень выгодным.
Например, внедрение ЭТрН даёт такие выгоды:
Отказ от бумаги. Одна транспортная накладная может включать от нескольких единиц до нескольких десятков листов, а распечатать её нужно как минимум в трёх экземплярах. Несложно представить, сколько сэкономит компания, оформляя ЭТрН, которые не нужно дублировать на бумаге.
На 70 % сокращается время на обработку документов. Все участники грузоперевозки могут вести онлайн-контроль изменения статуса документа.
ЭТрН увеличивает скорость подписания документов и получения оплаты до 90 %.
До 1 % сокращаются ошибки ручного ввода данных и человеческого фактора в обработке документов.
На 100 % снижается риск утери или порчи документов.
Отпадает необходимость организовывать физический склад для хранения перевозочных документов — они хранятся в электронном архиве. И получить доступ к нужному документу можно в любое время и из любой точки мира.