Как считать рентабельность

Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить предприятие с конкурентами. А еще рентабельность всегда оценивают при покупке готового бизнеса.

Когда нужно посчитать рентабельность:

Расширение бизнеса. У вас есть розничный магазин элитного шоколада. Вы решили расширяться и взять кредит на открытие еще одной точки. Прежде чем идти в банк за деньгами, нужно просчитать рентабельность будущего проекта.

Поиск инвесторов для стартапа. Вы с командой придумали новое мобильное приложение и ищете спонсоров. Вам нужно понять, принесет ли ваш стартап прибыль. А потом «продать» идею инвесторам, оперируя цифрами.

Модернизация производства. Вы планируете покупку нового станка с ЧПУ для изготовления деталей. Он повысит производительность и снизит процент бракованных деталей из дорогого материала. Просчитайте, насколько это повысит рентабельность, проанализируйте другие возможности модернизации.

А потом вкладывайте средства в самый перспективный проект.

Выход на экспорт. Экспорт товара — это всегда повышенные издержки на адаптацию продукта и логистику. Рассчитайте рентабельность, чтобы посмотреть, когда и как окупятся ваши вложения.

Грамотное управление бизнесом. Некоторые руководители нанимают профессиональных аудиторов и регулярно отслеживают эффективность предприятия. Это особенно актуально в крупных компаниях, где высокая выручка и много финансовых потоков.

схема аудита бизнеса

Так выглядит схема аудита на сайте одной из консалтинговых компаний. Организация предлагает провести аудит показателей, куда в том числе входит рентабельность

Основные виды рентабельности

Для более глубокого анализа рентабельность рассчитывают отдельно для каждого из ресурсов компании.

Рентабельность продаж (ROS)

Показывает долю прибыли на каждый заработанный рубль. Рассчитывается в процентах как отношение чистой прибыли (без учета налогов) к выручке за определенный период времени

ROS = Чистая прибыль / Выручка * 100%

Помогает оценить ценовую политику товара или определить, какая продуктовая линейка приносит максимум прибыли.

Рентабельность активов (ROA)

Рассчитывается как процентное отношение прибыли к средней стоимости всех активов предприятия. Активы — это имущество, оборудование, техника, материалы, дебиторская задолженность.

ROA = Прибыль / Активы * 100%

Демонстрирует, насколько эффективно активы компании приносят прибыль. Если рентабельность низкая, то менеджеры предприятия выбрали неверную тактику управления бизнесом.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)

Рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости основных производственных фондов.

Производственные фонды — это активы, которые организация привлекает при производстве товаров без учета материалов. Такие активы не расходуются напрямую, но устаревают со временем. Это здания, оборудование, автомобили, мебель и электрические сети.

ROFA = Чистая прибыль / Стоимость основных средств *100%

Это значение часто рассчитывают крупные предприятия и производственные холдинги. А вот если ваша компания продает услуги, не имеет офиса, а сотрудники работают удаленно, то этот показатель для вас не важен.

Рентабельность инвестиций (ROI)

Этот показатель рассчитывают для любых видов вложений — вкладов, биржевых инструментов.

ROI = Прибыль / цена инвестиций * 100%

Рентабельность инвестиций часто рассчитывают не по предприятию в целом, а для анализа эффективности отдельных направлений работы. Например, рентабельность вложений в маркетинг, экспорт или запуск нового продукта.

Чтобы быстро и легко рассчитать рентабельность инвестиций, используйте калькулятор ROI.

Рентабельность своего капитала (ROE)

Показывает доходность бизнеса для его владельцев. Очень важен для инвесторов и собственников организации, так как демонстрирует эффективность работы не всех активов, а только вложенных собственных средств предпринимателей.

ROE = Чистая прибыль / собственный капитал *100%

Если рентабельность капитала всего 2% в год, а банк предлагает депозит под 7%, то встает вопрос о целесообразности такого бизнеса.

Как повысить рентабельность

Повысить рентабельность можно двумя путями: снизить стоимость ресурсов или увеличить прибыль.

Иногда эти два способа используют одновременно. Например, повышают цену на мороженое и при этом ищут нового поставщика, который продает молоко дешевле.

Повысить цены

Этот способ использует большинство компаний. Рентабельность в таком случае точно вырастет, а вот спрос может уменьшиться.

Чтобы этого не произошло, предупредите клиентов о повышении цен заранее и объясните, почему вы идете на такой шаг. Подготовьте специальные предложения и скидки: они могут стать триггером к покупке по старой цене.

Снизить себестоимость

Чтобы снизить себестоимость, нужно уменьшить затраты на производство продукции. Для этого используют следующие пути:

  • Автоматизация производства.
  • Увеличение производительности труда.
  • Внедрение энергосберегающих технологий.
  • Сокращение производственных потерь и брака.
  • Уменьшение цены закупки сырья и материалов.

Все это чаще всего требует дополнительных затрат на покупку необходимого оборудования и обучение персонала.

Например, вы приобрели станок с ЧПУ, который поможет расходовать фанеру более экономно и уменьшить количество брака. Для запуска оборудования в работу вам необходимо нанять инженера-конструктора или обучить работе с ЧПУ штатный персонал. А еще выделить деньги на покупку станка и его доставку.

Чтобы понять, нужно ли инвестировать в автоматизацию и производство, лучше обратиться к бизнес-аналитикам или, как минимум, рассчитать показатель ROI. Это поможет понять, как быстро окупятся ваши вложения.

Мотивировать отдел продаж

Чем больше вы продаете, тем выше прибыль организации. Создайте для отдела продаж программу мотивации, чтобы количество и объем сделок росли.

Важно сочетать материальные и нематериальные способы мотивации. Выплачивайте премии, компенсируйте обучение, устраивайте конкурсы профессионального мастерства и продвигайте по карьерной лестнице успешных сотрудников.

Повысить средний чек клиента

Средний чек — это отношение выручки с продаж к количеству чеков за определенный период времени.

Если удастся повысить средний чек, то ваша прибыль и рентабельность тоже вырастут. Для этого существует несколько способов:

Дополнительные продажи (кросс-селл). Это предложение приобрести еще несколько товаров вместе с основной покупкой. Например, защитное стекло для смартфона или флешку к фотоаппарату.

Чаще всего такие предложения продавцы делают прямо на кассе, а в онлайн-магазинах демонстрируют дополнительный блок аксессуаров на странице товара.

дополнительные продажи в онлайн-магазине

К электронной книге можно сразу купить подходящий чехол и карту памяти. Продавец уже нашел нужные аксессуары для вас

Апселл. Предложение более дорогого аналога товара. Это может быть похожее платье из премиум-сегмента, кожаные сапоги вместо обуви из полиуретана или расширенный тариф на использование сервиса вместо базового.

Готовые наборы товаров. Если клиент купит вместо одного товара несколько продуктов в красивой упаковке, он сможет сэкономить деньги и время на поиск подарка. А вы — увеличить средний чек и избавиться от товаров, которые плохо продаются отдельно.

готовые наборы в интернет-магазине косметики

Продвигать товары через разные каналы

Если вы продаете шоколад ручной работы через Instagram*, то можно попробовать дополнительно открыть магазин на маркетплейсе или запустить свой сайт с онлайн-оплатой. Так вы сможете охватить больше потенциальной аудитории и увеличить выручку.

Автоматизировать процессы

Автоматизация необходима, когда рутинные процессы отнимают много времени, приводят к регулярным ошибкам и требуют значительных затрат. Чаще всего автоматизируют бухгалтерский и складской учет, документооборот, маркетинг.

Например, чтобы поддерживать работу склада, нужно платить зарплату шести сотрудникам, которые работают посменно по 2 человека. После автоматизации складских процессов вам потребуется всего три сотрудника, а количество ошибок, на которые влияет человеческий фактор, существенно снизится. В результате уменьшатся затраты, а значит, повысится рентабельность.

Самый простой пример автоматизации — система 1С. Она помогает анализировать себестоимость, вести учет кадров, рассчитывать отпуска и считать зарплату сотрудников, формировать налоговую отчетность.

Для автоматизации дополнительно используют и другие решения:

Системы маркировки. Чтобы сборка и комплектация готовых изделий была быстрой и грамотной, каждая деталь маркируется и заносится в единую систему. Тогда отгрузить, например, детский спортивный комплекс или большую уличную карусель будет гораздо проще.

Мобильный учет товаров. С помощью ручного штрихкодера сотрудник магазина легко проводит инвентаризацию и подсчитывает остатки товара. Незаменим в крупных розничных магазинах с высокой проходимостью.

CRM. Это специальные программы, которые хранят данные о клиентах и транзакциях. С их помощью можно отслеживать эффективность работы менеджеров продаж, отправлять рассылки о брошенных корзинах и генерировать персональные предложения.

главная страница сервиса CRM

Например, сервис amoCRM фиксирует все запросы через различные каналы и сразу добавляет их в систему. Это поможет обработать каждую поступившую заявку и не упустить потенциальных клиентов

Как посчитать рентабельность продаж: формула и примеры

Рентабельность — отношение прибыли к выручке, умноженное на 100%. Расчет рентабельности продаж по формуле выглядит так:

Сделаем пример расчета валовой рентабельности продаж интернет-магазина чая. Всего в 2019 году магазин продал на 3,25 миллиона рублей. Закупка и доставка на склад обошлась в 2,16 миллиона рублей.

Прибыль без учета издержек компании составила 1,09 миллион — выручка минус валовая прибыль. После того, как мы подставили данные в формулу подсчета рентабельности, получилась цифра 33,54%.

Рентабельность магазина составила 33,54%. Это значит, что с каждого заработанного рубля прибыль 33,5 копеек

Для наглядности внесем данные в таблицу:

Рассмотрим анализ рентабельности продаж на примере. Магазин работает 2 года. Чтобы понять, стал ли он эффективнее, посчитаем рентабельность за 2018 и 2019 годы. После расчета мы видим, что она поднялась на 8%.

Валовая рентабельность за 2018 и 2019 год

Более высокая рентабельность в 2019 году говорит о том, что магазин стал работать эффективнее

Валовая рентабельность — очень приблизительный показатель, потому что он не учитывает важные статьи расхода. Кроме закупки и доставки чая, магазин платит еще за хранение на товара на складе, обслуживание онлайн-кассы и серверов. Если мы учтем эти расходы, то узнаем операционную рентабельность.

Операционная рентабельность

К расчетам добавились новые расходы, поэтому теперь мы видим более точную цифру рентабельности, которая снизилась на 4%

Если учесть налоги, мы получим чистую прибыль и сможем посчитать чистую рентабельность продаж.

Чистая рентабельность

Теперь мы знаем, что 23 копейки от каждого рубля — чистая прибыль компании. В итоге рентабельность снизилась еще на 6%

Читать по темеКак составить план продаж: популярные методы и примеры. Прочитайте нашу статью о том, как составить план продаж, даже если у вас специфичные продукты и продажи трудно спрогнозировать.

Как понимание рентабельности поможет улучшить бизнес

Выше мы рассчитывали рентабельность продаж предприятия сразу для всех товаров. Это помогает видеть, как работает магазин, и принимать меры, если рентабельность продаж снижается: пересматривать ценообразование или ассортимент, сокращать издержки, найти более дешевого поставщика, попросить скидку.

Мы также можем рассчитать рентабельность каждого отдельного продукта компании, чтобы понять, какой товар приносит больше прибыли, а от какого можно отказаться.

Возьмем магазин канцтоваров:

Больше всего прибыли с каждого рубля продаж приносит ластик, меньше всего — блокнот

Когда мы знаем рентабельность продаж каждого продукта, то понимаем, на какой из них стоит делать основной упор, а какой можно исключить из ассортимента. Если мы уберем товар с низкой рентабельностью, может получиться, что общий объем продаж снизится, а выручка останется той же или вырастет за счет большей прибыли с рентабельных товаров. То есть мы будем продавать меньше и нести меньше затрат, но при этом зарабатывать те же деньги.

Чем рентабельность отличается от наценки

Начинающие предприниматели часто путают рентабельность и наценку. Несмотря на то, что оба показателя рассчитываются в процентах, они означают разные вещи. Рентабельность — показатель дохода, она не может быть больше 100%.

А наценка — часть цены продукта, она может быть любой: 200, 300 или 500%. Наценка показывает отношение прибыли к себестоимости продажи товара. Она всегда будет выше рентабельности.

Сравнение рентабильности и наценки

В примере с чайным магазином мы разделили валовую прибыль на себестоимость товара, перевели в проценты и рассчитали среднюю наценку — 50,46%.

Рентабельность — не наценка и не прибыль. Расчет рентабельности зависит от прибыли, но их нельзя приравнивать.

Что такое рентабельность продаж простыми словами — один из ключевых показателей, за которым следят управляющие компаний. Зная его, вы сможете сравнить показатели за разные периоды, вовремя заметить, что дела пошли хуже, и принять меры: скорректировать цену, убрать низкорентабельные продукты, снизить издержки компании.

Мы советуем просчитывать рентабельность каждый раз, когда вы хотите изменить ассортимент, запустить новый продукт или берете кредит для увеличения оборота компании.

Автор: Геннадий Амосов

Adblock
detector