Машина для инвалида

Не секрет, что те дети, а так же взрослые, которые имеют ограничения по здоровью с ранних лет, имеют привилегии, либо попадают под исключения. Вот, к примеру, детям сложно учиться в учреждениях общего типа, поэтому их отправляют в специальные дошкольные учреждения. Уже во взрослом возрасте людям с инвалидность государство выделяет возможность проезда по участкам с запрещающими знаками, а так же бесплатная парковка.

Это не подачка, как многие посчитают, поверьте, найдутся и те, кто услышав об этом первые подумают, а вообще за что им такие привилегии, но пусть такие люди идут мимо этого текста. Не секрет, что инвалиды имеют ограничения по здоровью, которые не позволяют работать в полной мере. Да и работодатели не охотно набирают к себе в персонал, так скажем, болеющих людей.

Соответственно накопить на какое-нибудь имущество движимое или недвижимое достаточно сложно. И автомобиль — это приятный бонус.

Видимо таким образом государство искупает свою вину за совсем не адаптированный для таких людей общественный транспорт. Что там говорить, в некоторых автобусах такие высокие пороги, что не то чтобы человеку с инвалидностью, а здоровому человеку будет сложно в него забираться. Ну да ладно сейчас не об этом.

Давайте сначала пробежимся по общим льготам. Человек с инвалидностью имеет право установить на свой автомобиль знак «Инвалид». Благодаря ему он сможет парковаться в специальных, а главное бесплатных местах.

Общественный транспорт для инвалидов

Так же это относится к общественному транспорту. Инвалиды 1 и 2 группы могут получить бесплатный проезд. Главное, чтобы их инвалидность была связана с проблемами зрения, либо с передвижением (возможно это паралич либо потеря ноги). Так же инвалиды 1 группы могут бесплатно ездить и на междугороднем транспорте.

Авто инвалидам

А что насчёт авто? Раньше государство помогало приобретать транспортное средство, чуть позже проект был немного упразднён и льготы монетизировали. То есть люди с инвалидностью на руки получали деньги. В 2025 году власти хотят вернуть всё на круги своя.

Если человек получал медико-социальную экспертизу и там указывалось, что ему необходим личный транспорт, то власти шли навстречу. Вот уже сами понимаете, что прежде, чем что-то получить, нужно будет походить по врачам и собрать пакет документов. Сразу нужно отметить, что гос.программа распространяется только на тех, кто обрёл статус нуждающихся до 1 января 2005 года.

Граждане, которые успели получить автомобиль в рамках этой программы, имеют право переоформить машину в собственность. В случае, если человек отказывался от авто, ему предлагали 100 тысяч рублей на руки. Пока что новость о том, что людям с инвалидностью в 2025 году будут давать автомобиль — всего лишь слухи, причём пока ничем не подтверждённые.

В настоящий момент граждане с инвалидностью не могут купить машину за счёт государства. Вместо этого им начисляют надбавки и денежные компенсации к пенсии. Не забывайте, что от уплаты налогов не освобождается никто, но в некоторых регионах для данной категории лиц есть налоговые послабления.

Соцтакси инвалидам

А что насчёт социального такси? Люди с инвалидностью могут пользоваться такой услугой. Но она не бесплатна, там действуют хорошие скидки от 40 до 80 процентов за поездку, что, согласитесь, очень удобно. Социальным такси могут воспользоваться дети-инвалиды до 7 лет, так же их законные представители, инвалиды относящиеся к 1 группе и ко 2 (старше 80 лет), инвалиды ВОВ, инвалиды, которые относятся к многодетным семьям.

Назвать конкретную стоимость нельзя, она разнится между регионами, известно то, что оплата производится почасово.

Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

Автомобиль, за рулем которого находится инвалид, должен быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД («Правила дорожного движения»). Правилами регламентированы также права инвалидов на автомобиле во время их движения по трассам. Отдельные параграфы посвящены правилам передвижения инвалидов-пешеходов в колясках без двигателя.

Люди, страдающие конкретными заболеваниями и прошедшие специальную медико-социальную экспертизу (присвоение инвалидности), признаются инвалидами. Человек не считается таковым до принятия окончательного решения МСЭ.

Инвалид прикрепляет знак «Инвалид» на автомобиль, чтобы получать неоспоримые преимущества на трассах. Это специальный символ в желтом квадрате 150 на 150 мм. Установка знака «Инвалид» на автомобиль относится к правам водителя, а не к его обязанностям.

Вывешивается предупредительный знак впереди и сзади машины, перевозящей инвалидов и детей-инвалидов, или если за рулем инвалид 1 и 2 групп.

Законодательство не предусматривает какие-либо особые требования к правилам перевозки инвалидов – достаточно соблюдать предписания глав 5 и 22 ПДД. То же самое относится к транспортировке детей-инвалидов. Здесь действуют указания по перевозке детей в легковых автомобилях.

И все-таки, следует учитывать медицинские показания (например, ребенок с заболеванием ДЦП не может сидеть). В таких случаях водитель предъявляет инспектору ГИБДД медицинские документы, оправдывающие «отклонения от правил».

Помимо установки предупреждающего знака «Инвалид», Правилами предписываются дополнительные требования к «оснащению» автомобиля для инвалидов. У водителя всегда должны быть при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий полис ОСАГО, аптечка и огнетушитель. По первому требованию инспектора ГИБДД, инвалид обязан предъявить ему документ, подтверждающий наличие инвалидности.

«Кодексом РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за незаконное использование знака «Инвалид» (часть 4.1 статьи 12.5 «Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен знак «Инвалид»). К нарушителям применяется довольно серьезная санкция – знак конфискуется и налагается штраф 5000 рублей.

На практике зачастую формулировка статьи вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак установили на автомобиле, предназначенном для перевозки инвалида. Но во время остановки машины инспектором ГИБДД инвалида в ней не оказалось (ни водителя, ни пассажира).

Убедившись в отсутствии документов, инспектор имеет право составить протокол (часть 4.1. статьи 12.5. «Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

Причем даже в тех случаях, когда автомобиль для инвалидов не пользовался законными преимуществами движения на трассе. Вынесенное постановление (при наличии весомых доказательств) можно обжаловать в судебных инстанциях. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Преимущества управления автомобилем инвалидами

Правилами дорожного движения предусмотрено, что на личные автомобили инвалидов 2 группы или перевозящие инвалидов и детей-инвалидов, не действуют ограничения следующих дорожных знаков:

3.2. Движение запрещено.

3.3. Движение механических средств запрещено.

3.38. Стоянка запрещена.

3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.

3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца.

Значит, автомобиль для инвалидов не подвергнется принудительной эвакуации за игнорирование этих дорожных знаков.

Сейчас практически на всех стоянках имеются специально отведенные места парковки автомобилей для инвалидов. Парковаться на них можете только в автомобиле со знаком «Инвалид», в противном случае рискуете «схлопотать» штраф.

Водитель-инвалид или перевозящий инвалидов, может пользоваться привилегиями на дорогах только при установленном знаке «Инвалид» и наличии документов, подтверждающих инвалидность.

Транспортные льготы инвалидам на автомобиль

Ежегодно налоговыми органами взимается транспортный налог (ТН) на машину, зарегистрированную на имя налогоплательщика. Общие правила его взыскания регламентируются Налоговым кодексом РФ (раздел 9, глава 28). Законом предусмотрена возможность частичного или полного освобождения от уплаты, если местные власти примут соответствующее решение.

К примеру, может быть отменен или сокращен налог на автомобиль для инвалидов.

Для автовладельцев-инвалидов «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» «по городам и весям», и зачастую – единственное. Именно этим обстоятельством вызван особый «режим» взимания с них транспортного налога. Ни для кого не секрет, что сейчас в общественном транспорте нет нормальных условий для перевозки инвалидов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение людей с инвалидностью от уплаты ТН, при этом должно быть соблюдено одно из двух следующих условий:

управление специально оснащенным автомобилем для инвалидов;

автомобиль приобретен при помощи органов социального обеспечения, и его мощность не превышает 100 лошадиных сил.

Существует ошибочное мнение, что если обычную машину самостоятельно переоснастить в автомобиль для инвалидов, то налог не будет взиматься. В действительности на «переделанный» автомобиль ТН начисляется по общим правилам. Соответствие «нового» механизма установленным стандартам должно быть подтверждено официальной записью в его паспорте.

Водителям-инвалидам, имеющим право на автомобиль, органы социального обеспечения предоставляют его или выдают денежные средства на покупку машины, и впоследствии освобождают от транспортного налога. Такими льготами могут пользоваться инвалиды ВОВ, участники боевых действий в горячих точках, и пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.

Возраст инвалида в таких случаях не имеет значения – на получение автомобиля или денежной компенсации может претендовать даже ребенок-инвалид.

К детям-инвалидам относятся лица в возрасте до 18 лет, имеющие стойкие расстройства здоровья, мешающие полноценной жизни. Их родители освобождаются от уплаты налога на автомобиль для инвалида. Все категории граждан, имеющих право на получение льгот, перечислены в отдельной статье Налогового кодекса.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для инвалидов могут быть также установлены региональные льготы по оплате транспортного налога в каждом конкретном районе проживания. Местные власти решают, инвалиды каких именно групп освобождаются от уплаты налога. Право на получение льгот имеют все инвалиды без исключения, однако в некоторых регионах бывают «перегибы на местах».

Например, в Москве от взимания ТН освобождены инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, боевых операций в горячих точках и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В Московской области вышеперечисленные категории и дети-инвалиды освобождены от уплаты транспортного налога при условии управления автомобилем для инвалидов мощностью не более 150 л. с. или мотороллером (мотоциклом) – до 50 л. с. Инвалиды 3 группы оплачивают половину суммы ТН.

Инвалиды всех трех групп инвалидности в Санкт-Петербурге, участники боевых действий в ВОВ и горячих точках освобождены от транспортного налога, если управляют автомобилем мощностью менее 150 л. с. или выпущенным более пятнадцати лет назад. Причем инвалид, имеющий третью группу инвалидности, должен был встать на учет до 1 января 2010 года.

В Ленинградской области льгота по оплате налога на автомобиль предоставляется только владельцам машин, произведенным в СССР и общественным организациям инвалидов. Самих инвалидов здесь «обошли стороной» – ни для одной из категорий не предусмотрены никакие привилегии.

В Севастополе от внесения транспортного налога освобождены инвалиды ВОВ, 1 и 2 групп, инвалиды детства и лица, имеющие ограничения по труду 2 и 3 группы. Главное условие, чтобы мощность их автомобиля не превышала 100 л. с.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении инвалидам льготы по оплате транспортного налога. Исключениями стали – Ленинградская и Омская области.

Как инвалиду получить автомобиль

По статистике, миллион граждан России – инвалиды, имеющие право на автомобиль и нуждающиеся в нем, не могут его получить по одной «простой» причине – в РФ нет государственной программы по обеспечению инвалидов собственными машинами. Вот так. Но это не единственная «головная боль» людей с ограниченными физическими возможностями.

Им приходится подолгу добиваться компенсации за бензин и запчасти, оплачивать переоснащение обыкновенной машины в автомобиль для инвалидов, они не могут учиться вождению, потому что катастрофически не хватает специализированных автошкол. В дополнение ко всем этим неприятностям они часто «наталкиваются» на неуважительное отношение «обычных» участников дорожного движения.

«Закон о монетизации льгот», принятый в 2005 году, переложил «на плечи» регионов задачу обеспечения инвалидов личными машинами. И тогда большинство из них решили, что автомобиль для инвалидов – это роскошь, а не средство передвижения.

Местные власти большинства областей РФ предлагают инвалидам пользоваться услугами «социального такси», условия перевозки на которых и размер компенсации зависят от территории обслуживания и зачастую оставляют желать лучшего.

Людям, стоявшим в очереди на автомобиль до 2005 года, государство выдало денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Люди, ставшие инвалидами из-за травмы на производстве, имеют право на получение машины и решается этот вопрос за счет предприятия или Фонда социального страхования. Чаще всего инвалиды покупают машины по цене до 220 тыс.

рублей (самые дешевые модели «Жигулей» или «малогабаритную» «Оку»).

После покупки обращаются в ГИБДД за информацией об автосервисах, устанавливающих ручное управление на автомобиль для инвалидов (если этого не сделал завод-изготовитель). Ручной привод обходится примерно в десять тысяч рублей. Потом отправляются снова в ГИБДД за сертификатом, подтверждающим безопасность получившейся «конструкции» для водителя и окружающих людей.

Сейчас законодательством предпринимаются попытки «реанимировать» социальную помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В первых числах мая 2016 года депутат от КПРФ Смолин О. Н. предложил на рассмотрение Госдумы законопроект № 1060852-6, предусматривающий внесение следующих поправок в Федеральный закон «О ветеранах»:

Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.

Финансировать программу за счет федерального бюджета.

Реализовать право инвалида на автомобиль путем получения именного сертификата на сумму 700 тысяч рублей.

Стоимость сертификата была «ориентирована» на цены 2017 года, подлежала ежегодной индексации и не облагалась налогом. Полагалась денежная компенсация не всем лицам с ограниченными физическими возможностями, а только инвалидам войны.

sl-0

Законопроектом также рассматривалась возможность предоставления отдельных выплат, направленных:

на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;

на покупку топлива и смазочных материалов.

Этот законопроект в конце апреля 2016 года был отклонен Постановлением Правительства г. Москвы № 2788п-П12. Причина – невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для других целей.

Какой купить автомобиль инвалиду: ТОП-3 подходящих моделей

К устройству и дизайну автомобиля для инвалидов предъявляются определенные требования. Прежде всего, он должен быть удобным, чтобы инвалид мог легко самостоятельно сесть и убрать инвалидное кресло, затратив при этом минимум физических усилий.

С каждым годом модельный ряд растет, и все больше появляется машин, «пригодных» для инвалидов.

Начнем с автомобиля Toyota Sienta.

Toyota Sienta

Удобство этого автомобиля для инвалидов в том, что задние двери «откатываются», это дает возможность легко сложить одну из секций задних сидений и загрузить на них инвалидное кресло, выгрузка которого также не составит особого труда. Не требуется разбирать кресло-коляску, наилучший вариант – коляска со складной рамой (крестовиной). Посадка у машины невысокая, примерно на «колясочном» уровне, поэтому, пересаживаясь в него, инвалиду не придется затрачивать много физических усилий.

Несомненный «плюс» модели: довольно вместительный салон – при сложенной коляске помещаются еще трое пассажиров. Топливная экономичность автомобиля также является его бесспорным достоинством.

Следующая модель Honda Element.

Honda Element

Очень удобный автомобиль для инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле – Honda Element. Эта машина класса «кроссовер» имеет оригинальный дизайн – ее задние двери открываются не влево, как у всех автомобилей, а вправо. Благодаря этому отличию, люди с ограниченными физическими возможностями могут самостоятельно и без особых усилий складывать задние сиденья и размещать на них кресло-качалку.

Еще одна удобная модель – Toyota Isis.

Toyota Isis

Семиместный пятидверный минивэн (в переводе с английского – «небольшой фургон»). Модель имеет отличительную особенность: задние двери «откатываются», что превращает ее в очень удобный автомобиль для инвалидов. Довольно вместительный салон – еще одно неоспоримое достоинство машины.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Предъявляемые требования к автомобилям для инвалидов

То транспортное средство, которым владеет и управляет инвалид, обязательно должно быть переоснащено по определенным требованиям, которые можно увидеть в Правилах дорожного движения. В этих правилах указаны все права инвалидов на машине во время движения по трассе. Также существуют отдельные параграфы, которые относятся к тем, кто передвигается в колясках без наличия двигателя.

Человек считается инвалидом после того, как пройдет специальную медико-социальную экспертизу по конкретному заболеванию. До принятия окончательного решения, человек не считается инвалидом.

На транспортное средство прикрепляется особый знак «Инвалид». Такая машина получает неоспоримые преимущества во время движения на трассе. Специальный символ, оснащенный в квадрат желтого цвета, имеет размер 150х150 мм.

Установленный знак имеет отношение к правам водителя-инвалида, но не к обязанностям. Предупредительный знак должен вывешиваться как впереди, так и сзади машины, которая перевозит инвалидов любого возраста. Также знак вешается, если за рулем водитель с инвалидностью 1, 2 группы.

Какие-то серьезные требования к перевозке инвалидов законом не предусмотрены. Достаточно просто соблюдать законы главы 22 и 5 ПДД. Это также касается и детей-инвалидов.

Единственное, что следует учитывать — это медицинские показания. К примеру, ребенок с ДЦП не может сидеть. При остановке сотрудником ГИБДД, водитель должен предоставить соответствующие медицинские справки.

Правила предписывают также особые требования к «оснащению» транспортного средства. Водитель обязан всегда иметь удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации машины, огнетушитель, аптечку. Если инспектор ГИБДД попросил предоставить документы, которые бы подтвердили инвалидность, водитель обязан их показать.

Согласно законодательству РФ за незаконное использование соответствующего знака, на водителя возлагается административная ответственность. У нарушителя конфискуется знак и налагается штраф в размере 5 000 рублей. Данная статья, порой, вызывает неоднозначную реакцию и трактовку.

Случаются такие ситуации, когда инспектор ГИБДД останавливает машину с соответствующим знаком, но во время остановки инвалида в ней не оказывается (ни пассажира, ни водителя). После того, как инспектор убедился в отсутствии документов, он имеет полное право на составление протокола. Он может составиться даже в том случае, если транспортное средство не пользовалось своими преимуществами во время стоянки или движения по трассе.

Каждый водитель может обжаловать вынесенное постановление в суде. Решение напрямую зависит от конкретных обстоятельств.

Существующие транспортные льготы

Налоговые органы каждый год в обязательном порядке взимают налог на автомобиль, зарегистрированный на налогоплательщика. Но стоит знать, что налог может быть сокращен или же отменен, если он зарегистрирован на инвалида. Полное или же частичное освобождение от выплаты налога может произойти в том случае, если местная власть примет соответствующее решение.

Для инвалидов автомобиль — это единственное средство их передвижения. Именно по этой причине особое внимание уделено взимания с них налога на транспорт. Многие знают, что в настоящее время общественный транспорт не предназначен для инвалидов.

Именно поэтому актуальным стал вопрос о приобретении инвалидам личного транспортного средства. И государство идет навстречу таким гражданам. Налоговый кодекс предусматривает освобождение инвалида от выплаты налога на транспорт.

Но, при этом, должно быть выполнено одно из условий:

  • машина куплена органами социального обеспечения. При этом её мощность не может превышать 100 л.с;
  • автомобиль должен быть специальным, т.е оснащенным для инвалида по всем правилам.

Не нужно думать, что если обычный автомобиль переделать самостоятельно на машину для инвалидов, то можно избавиться от налогов. Все изменения в транспортном средстве должны быть занесены в его паспорт.

Те водители-инвалиды, которые имеют право на получение машины, могут получить от органов социального обеспечения само авто или денежные средства на него. Впоследствии водители освобождаются от уплаты налогов. Эти льготы предназначаются для инвалидов ВОВ, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, участников боевых действий в горячих точках.

На получение машины или денежных средств могут претендовать инвалиды любого возраста.

Дети-инвалиды — это лица, не достигшие возраста 18 лет, которые имеют серьезные расстройства любого характера, мешающие полноценной жизни. Родители таких детей освобождаются от уплаты налога на авто. Просмотреть категории граждан, которые могут быть освобождены от уплаты налогов, можно в специальной статье Налогового кодекса.

Инвалидам также могут устанавливаться региональные льготы, которые действуют в районе проживания человека. Инвалиды, каких групп освобождаются от налогов, решает местная власть. Получить льготы может каждый инвалид.

Однако иногда бывают исключения и некоторые корректировки.

В Москве налоги не взимаются у инвалидов 1, 2 группы, участников ВОВ, ликвидаторов аварии ЧАЭС, участников боевых операций. В Московской области стоит отметить все перечисленные выше категории, а также дети-инвалиды, управляющие машиной с мощностью меньше 150 л.с. или мотоциклом с мощностью до 50 л.с.

Инвалиды с 3 группой должны оплатить всего половину налога.

В Санкт-Петербурге от уплаты освобождаются инвалиды всех перечисленных выше групп. Но следует отметить некоторые отличия. Автомобиль инвалида не должен превышать 150 л.с.

или должен быть выпущен максимум 15 лет назад. Инвалид с 3 группой должен был стать на учет не позднее 1 января 2010 года. В Ленинградской области ни одна категория инвалидов не может получить льготу.

Единственный момент заключается в том, что льгота может быть представлена для владельцев авто, произведенных в СССР, и общественным организациям инвалидов.

В городе Севастополь освобождены от налогов инвалиды 1, 2 группы, участники ВОВ, инвалиды детства, а также люди, имеющие ограничения по трудоспособности 2, 3 группы. Единственное условие, мощность транспорта не может превышать 100 л.с. Практически все субъекты РФ предоставляют льготы для инвалидов-водителей.

Омская, Ленинградская область стали исключениями.

Какую машину рекомендуется купить инвалиду

К внешнему виду и устройству авто предъявляются особые требования. Машина обязательно должна быть комфортной. Водитель должен самостоятельно садиться и убирать инвалидное кресло.

При этом затратив минимум усилий. Ежегодно модельный ряд автомобилей, которые предназначаются для инвалидов, растет. Но из всего ассортимента стоит выделить три конкретных машины.

Toyota Sienta весьма удобный автомобиль. Он оснащен раздвижными дверями. Благодаря этому можно сложить секцию задних сидений и погрузить инвалидную коляску.

Выгрузить её также очень просто и легко. Коляску не нужно разбирать, самый оптимальный вариант — это коляска со складной рамой. Что касается посадки, то она невысокая.

Водителю не потребуется затрачивать много усилий, что пересесть в машину. Также стоит отметить еще одно достоинство автомобиля — топливная экономичность и вместительный, объемный салон. В него с легкостью вмещается как коляска, так и пассажиры.

Автомобиль Honda Element предназначается для людей, передвигающихся на инвалидном кресле. Данный кроссовер обладает оригинальным дизайном — у него задние двери открываются не в левую сторону, а в правую. Из-за этой особенности, инвалиды могут быстро и легко сложить сидения и положить на них кресло.

Модель Toyota Isis представляет собой пятидверный минивэн, который с легкостью размещает семь человек. Здесь удобный, комфортный и вместительный салон. Задние двери автомобиля откатываются, что очень удобно для инвалидов.

Данная модель, как и предыдущие, отличается своей экономичностью. Несмотря на свои габариты, она потребляет немного топлива. Это помогает водителю сэкономить.

Преимущества электромобилей для инвалидов

Преимущества электромобилей для инвалидов

Еще недавно спецмашинами для инвалидов были гольф-кары, электроавтобусы и машины скорой помощи. В любом случае требовался медицинский персонал, чтобы погрузить инвалида. Ехать самостоятельно он тоже не мог.

Так в России продается электрический гольф-кар для людей с ограниченными возможностями Eco Tour 8H. Семиместный салон вмещает дополнительно одну инвалидную коляску. Под нее же предусмотрены крепления на площадке. Въехать в электромобиль человек сможет сам благодаря откидывающемуся пандусу. Но системы вождения не адаптированы под водителей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Электромобиль-для-инвалидов-Eco-Tour-8H

Eco Tour 8H, как и все гольф-кары, не очень мощный. На нем можно ехать на скорости до 40 км/ч. Аккумулятор дает запас хода от 80 до 110 км в зависимости от выбранной версии. Производитель предлагает 4 комплектации. Опционально пробег без подзарядки можно увеличить на 20%, установив солнечную батарею на крышу электрокара. Стоят такие машины от 1 млн 230 тысяч рублей.

Современный специализированный транспорт адаптирован для людей с ограниченными возможностями куда шире. Как правило, такие модели комплектуются специальными подъемниками, аппарелями, крепежами для фиксации инвалидных кресел, а также устройствами ручного управления машиной. Это позволяет обеспечить человеку с ограниченными возможностями комфорт при посадке/высадке и дает возможность пользоваться транспортом без помощи других людей.

Говорить о недостатках таких транспортных средств сложно, если есть одно неоспоримое достоинство — лицо с ограниченными возможностями может свободно передвигаться самостоятельно.

Специфика управления

Специальные электромобили оснащены навесной системой ручного управления: справа и слева под рулем располагаются две ручки, дублирующие педаль газа и тормоза. Это значит, что таким ТС могут управлять люди даже с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Если конструкция подразумевает и механический способ переключения передач, рукоятка сцепления располагается возле приборной доски в вертикальном положении. Насколько нам известно, таких «екарс» сейчас на рынке нет (кроме моделей от BYD, предназначенных для автошкол ) .

Ручное управление имеет два способа:

  1. Для одной руки и ног . Устройство адаптировано для управления одной рукой, если функциональность второй нарушена.
  2. Для обеих рук . Система позволяет управлять машиной, пользуясь только руками. Подходит для лиц с заболеваниями ног.

Кроме того, можно переоборудовать машину самостоятельно, соблюдая некоторые условия.

Можно ли переоборудовать обычный электромобиль для инвалида

Можно ли переоборудовать обычный электромобиль для инвалида

Любой автомобиль (и электромобиль не является исключением) можно переоснастить с учетом физиологических особенностей маломобильных граждан. Однако переделывать системы управления, не ставя в известность соответствующие органы, нельзя — необходимо получить разрешение на переоснащение от ГИБДД. С документом можно отправляться в специализированный автосалон, где устанавливают нужное оборудование.

После установки на автомобиль системы ручного управления необходимо обратиться в ГИБДД снова, чтобы получить документ о реконструкции транспортного средства. Там же можно получить специальную наклейку на кузов, которая предупреждает других участников дорожного движения о том, что за рулем находится инвалид.

Но в целом, учитывая то, что ниша электромобилей в РФ пока развита довольно слабо, найти специализированную мастерскую — та еще задача. Легче пойти другим путем — купить готовый электромобиль для инвалидов и пожилых людей. Конструкции современных «екарсов» оснащены всем необходимым. Рассмотрим несколько моделей.

Электромобили для инвалидов и пожилых: 5 лучших моделей

На данный момент выбор на рынке невелик. Жители стран СНГ могут приобрести компактные модели, представленные на торговых площадках Alibaba и AliExpress. Имеющиеся варианты вполне отвечают требованиям особой группы водителей. Электромобили сконструированы с учетом физиологических особенностей инвалидов и пожилых людей.

Предлагаем обратить внимание на наиболее удачные «екарсы».

Kenguru

Автомобиль для инвалидов Kenguru

Это первый в мире электромобиль, созданный специально для инвалидов-колясочников. Проблема доступного транспорта для людей с ограниченными возможностями — предмет интереса венгерской компании Rehab Rt. Европейского производителя поддержала адвокат Стейси Зерн, которая создала предприятие Community Cars.

В результате совместной работы появился миниатюрный электромобиль Kenguru.

Kenguru отличается компактными размерами: 2125х1620х1525 мм. Изначально рекомендованная цена составляла $25 000. Но за счет льгот в США, которые распространятся на все электромобили, она может быть снижена.

  • вес автомобиля — 550 кг (без аккумуляторов — 350 кг);
  • два электродвигателя мощностью 2 кВт располагается на задней оси;
  • максимальная скорость — 45 км/ч;
  • дальность хода — от 70 до 110 км (зависит от комплектации).

Компактным каром можно управлять непосредственно из инвалидного кресла. Крышка багажника поднимается, тем самым обеспечивая беспрепятственный заезд коляски по пандусу в салон. Во время движения инвалидное кресло надежно фиксируется.

Управляют машиной с помощью руля и кнопок, расположенных в пределах досягаемости. Внутри нет багажника и пассажирских сидений. Транспортное средство заряжается от обычной розетки за 8 часов.

С учетом веса и мощности электромобиль Kenguru можно отнести к мопедам. Это значит, что для управления им не понадобятся водительские права.

YJ-LX-02

электромобиль для инвалидов YJ-LX-02 с Alibaba

Компактная модель китайского производства оснащена пандусом с подъемным механизмом, а также обогревателем. Благодаря этой функции водитель может самостоятельно попасть в салон непосредственно в коляске.

Технические особенности YJ-LX-02 :

  • автоматическая коробка передач;
  • дисковые тормоза;
  • максимальная скорость — 40 км/ч;
  • вес — 300 кг;
  • запас хода ― 60 км;
  • может заряжаться от обычной розетки.

Купить электромобиль YJ-LX-02 можно за $2 700 на торговой площадке Alibaba.

Electric Disabled Car

Electric Disabled Car электромобиль для инвалидов и пожилых Китай

Еще одна модель от китайского производителя. Компактный электромобиль оснащен системой ручного управления. Существенная недоработка — человек с ограниченными возможностями вряд ли сам попадет в салон.

Тем не менее электрокар подходит для людей с инвалидностью, если им есть кому помочь. А для пенсионеров, которые могут передвигаться сами, это очень удобный вариант.

  • вес — 420 кг;
  • максимальная скорость — 40 км/ч;
  • заряжается от обычной розетки за 8–10 часов;
  • запас хода — от 80 до 100 км.

Электромобиль отличается компактными размерами: 2580 × 1200 × 1560 мм (длина, ширина и высота, соответственно). Цена на торговой площадке Alibaba — от 2 до 4 тысяч долларов в зависимости от комплектации.

Интересные прототипы и концепты

Производители электромобилей все чаще анонсируют скорое создание моделей, адаптированных для инвалидов и пожилых людей. Вот несколько интересных проектов, которые могут появиться в ближайшем будущем.

Equal: только проект, но с большим потенциалом

Малогабаритный электромобиль EQUAL концепт для инвалидов

Малогабаритный электромобиль EQUAL от хорватской компании Absolute Design имеет функцию Autoadapt Carospeed Menox — интуитивно понятное ручное управление. Машиной можно управлять одной рукой.

  • автоматическая коробка передач;
  • электродвигатели интегрированы в задние колеса;
  • интуитивно понятное устройство ручного управления Autoadapt Carospeed Menox;
  • запас хода ― 70 км;
  • заряжается от бытовой розетки;
  • максимальная скорость ― 40 км/ч.

В EQUAL есть достаточно вместительный багажник на задней двери. Дверей нет, но вместо них сзади открывается специальный люк с трапом. Конструкция позволяет инвалиду-колясочнику самостоятельно попадать в салон.

Коляска надежно фиксируется специальными ремнями с замками. Водитель может отрегулировать высоту руля, а также подогнать фиксаторы под свои параметры. На каждом ремне и замке есть наклейки, которые существенно упрощают процесс настройки.

Электромобиль EQUAL пока находится на стадии разработки. Компания планирует получить $150 000 от добровольцев, после чего компактный автомобиль появится на рынке.

UNIMO 1.0: прототип с максимальным комфортом

UNIMO 1.0 прототип электромобиля для людей с ограниченными возможностями

Пока это только прототип функционального электромобиля для людей с ограниченными возможностями. Модель оснащена специальным подъемником. Управление пандусом — с помощью пульта. Водитель может заехать в салон прямо на коляске.

Небольшие габариты (всего 2872 мм в длину) позволяют парковаться перпендикулярно тротуару, не выезжая на дорогу в инвалидном кресле.

Задняя дверь представлена двумя секциями, нижняя из которых является основанием лифтовой платформы. Она выдерживает нагрузку до 350 кг, оснащена бортиками для безопасности и может опускаться на любую поверхность.

  • педали газа и тормоза продублированы ручными рычагами;
  • управление «поворотниками», светом и другими функциями выведено на джойстик на руле;
  • мощность бесщеточного электродвигателя — 28 кВт;
  • запас хода — до 150 км.

UNIMO 1.0 можно зарядить от обычной розетки за 10 часов. На быстрых ЭЗС пополнить емкость аккумулятора удастся всего за 2 часа.

К сожалению, проект UNIMO 1.0 до сих пор находится в начальной стадии разработки. У авторов пока нет четких планов и утвержденной конструкции. Соответственно, до испытаний и производства еще далеко.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных — Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

Джойстик позволяет инвалиду не только вращать руль, но и управлять световыми и звуковыми сигналами с помощью беспроводной связи.

Джойстик позволяет инвалиду не только вращать руль, но и управлять световыми и звуковыми сигналами с помощью беспроводной связи.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), — но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали — и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, — и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

— Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

В салоне Мерседеса В-класса «инвалидную» комплектацию выдают рычаг управления газом и тормозом, расположенный под правой рукой водителя. Здоровому человеку вполне комфортно управлять разгоном и торможением рычагом под правой рукой, а вот джойстик с обода руля я сразу же снял — неудобно и небезопасно!

В салоне Мерседеса В-класса «инвалидную» комплектацию выдают рычаг управления газом и тормозом, расположенный под правой рукой водителя. Здоровому человеку вполне комфортно управлять разгоном и торможением рычагом под правой рукой, а вот джойстик с обода руля я сразу же снял — неудобно и небезопасно!

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля — иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая — система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

— Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, — продолжает Сергей. — С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ — тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей.

И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Альтернативный вариант, предложенный конструктором-инвалидом: рычаг управления газом и тормозом — слева от руля. Даже я почувствовал, что это удобнее!

Альтернативный вариант, предложенный конструктором-инвалидом: рычаг управления газом и тормозом — слева от руля. Даже я почувствовал, что это удобнее!

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция — но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

— Вниз — ускоряешься, вверх — замедляешься. Всё просто, — комментирует Алексей. — Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться.

А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и — это же Mercedes! — стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа — тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, — и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Привод педали тормоза на переоборудованном в Тольятти Мерседесе Е‑класса реализован как положено — с помощью тяги, но тросик не тянет педаль газа, а толкает ее.

Привод педали тормоза на переоборудованном в Тольятти Мерседесе Е‑класса реализован как положено — с помощью тяги, но тросик не тянет педаль газа, а толкает ее.

— Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту — и за такое же время вернуть его на место, — комментирует Сергей. — С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии — сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов.

А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? —

Наша деятельность не лицензируется, — отмечает Сергей. — Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, — и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции.

Второй документ — сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ.

Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор — здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Adblock
detector