Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.
В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом».
Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.
При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.
Закон № 275-ФЗ
275-ФЗ регламентирует выполнение контрактных обязательств по ГОЗ, отражает этапы проектирования, отражения и порядок контроля.
Кто может участвовать в ГОЗ
Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт ГОЗ является головным исполнителем (исполнителем первого уровня). Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию.
Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями второго и третьего уровня. Это могут быть как организации, так и ИП и физические лица.
Для головных исполнителей и участников прописаны обязанности. В частности, головной исполнитель должен:
- заранее подобрать исполнителей;
- для каждого члена кооперации подготовить обоснование по участию;
- определиться с ответственным банком;
- предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;
- обосновать цену контракта.
Также организация должна соответствовать ряду требований:
- не иметь задолженности по налогам;
- отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
- не должны быть зарегистрированы в офшорах.
Как работать со спецсчетами ГОЗ
Все расчёты в рамках ГОЗ проводятся через специальные счета. Исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ.
В случае победы в тендере и подписания контракта, для него открывают счёт в Казначействе, на который будет делать перечисления заказчик. Счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на счёте можно только после исполнения контракта.
В период исполнения направлять средства допускается только на определённые, связанные с исполнением контракта, цели.
Ключевую роль играет соответствие товара или услуги условиям и требованиям договора.
Одно из важнейших условий участия в ГОЗ — раздельный учёт (персональная фиксация затрат.
По требованию заказчика поставщик в течение 5 рабочих дней обязан предоставить сведения о каждом субподрядчике, подключённом к работам по контракту. По запросу организация должна предоставлять в Минобороны документацию и отчёты о расходах.
Сведения об исполнении ГОЗ должны подавать предприятия, на базе которых открыты военные представительства Минобороны.
Отчёт о выполнении контрактных обязательств согласно Постановлению № 47 от 19.01.1998 следует направить до 10 числа следующего месяца, до которого были выполнены работы. Компании без военных представительств направляют отчетную информацию по запросу Министерства обороны.
Правила формирования отчётов:
- Отчёт готовится персонально по каждому контракту.
- Следует указывать временной промежуток со дня заключения договора до даты формирования отчета.
- Составлять форму следует по нарастающему принципу. Предприятие описывает всю хозяйственную деятельность, каждое движение финансовых средств, взаиморасчеты, фактические расходы и итог затрат.
- Отчеты подаются вплоть до исполнения обязательств.
- Стоимостные значения нужно указывать в рублях и копейках, а проценты — до десятых долей.
Типы компаний, выполняющих ГОЗ
- Компании, активно работающие с ГОЗ. Это предприятия ОПК, которые выпускают в рамках гособоронзаказа от 50% до 100% продукции, организации, которые являются единственными поставщиками или занимают доминирующее положение на рынке.
- Компании, планирующие работать с ГОЗ на постоянной основе. Чаще это предприятия, производящие товары двойного назначения, в которых возникла потребность: пищевую и текстильную продукцию, медикаменты, перевязочные материалы, оборудование для ремонта и других косвенных нужд. Для них ГОЗ — это новая ниша и возможность обеспечить бесперебойную работу в условиях нестабильного спроса. А часть компаний рассматривает сотрудничество с государством как источник репутационных выгод (участие в выставках, сертификация и пр.).
- Компании, выполняющие ГОЗ разово. Они могут заключить единичный контракт, который оказался выгоден, или и вовсе попасть в гособоронзаказ «случайно». Например, вступив в кооперацию с головным исполнителем, который не уведомил о своей работе с ГОЗ своевременно.
Если предприятия из первой категории — опытные «игроки», знающие все нюансы подобных контрактов, то компании, которые только начинают знакомство с ГОЗ, могут столкнуться с трудностями.
В чём сложность реализации ГОЗ?
Проблема гособоронзаказов — в громоздкой системе отчётности. Компаниям, которые решили работать с ГОЗ, необходимо сформировать калькуляцию на цену, определить плановую рентабельность проекта и производственные возможности выполнения. А самое главное — вести в процессе реализации заказа раздельный учёт (РУ) и предоставлять на основании этих данных отчёт об Исполнении государственного контракта.
Кстати, принципов РУ обязаны придерживаться все участники кооперации, независимо от того, к какому звену они относятся.
Без необходимых компетенций внутри компании и инструментов для автоматизации части задач всё это может быть крайне трудозатратно.
Ещё одна сложность — невысокая рентабельность гособоронзаказов. По закону, заказчик должен обеспечивать такой уровень цен, чтобы рентабельность была не ниже 20%. Однако в реальности она порой не достигает и 4%.
Для того, чтобы не работать в минус, компании, выполняющие ГОЗ, должны модернизировать не только производственные мощности, но и внутреннюю систему учёта. Нужны инструменты, которые могли бы:
- обеспечить полную прозрачность бизнес-процессов для ведения корректного учёта и принятия своевременных управленческих решений;
- обеспечить достоверный учёт издержек, формирование реальной себестоимости и экономически обоснованных цен на продукцию;
- автоматизировать «горячие места» бизнес-процессов, тем самым сократив трудозатраты и снизив себестоимость товаров.
Один из наиболее эффективных инструментов такого рода — ERP-системы, в частности «1С:ERP Управление производственным предприятием».
Возможности «1С:ERP» при выполнении ГОЗ и не только
- Автоматизация раздельного учёта.
- Оперативное и корректное формирование отчётности для контролирующих органов.
- Управление проектной деятельностью (НИР, ОКР, венчурные проекты).
- Управление производством, автоматическое формирование производственных задач для цехов.
- Контроль и планирование финансов.
- Управление закупками и запасами, автоматическое формирование заказов поставщикам и другое.
Однако, чтобы «волшебство» ERP сработало, процессы необходимо адаптировать к автоматизации.
Приведу пример. Заработная плата на предприятии считается как оклад, никто её не делит и не анализирует. Компания вступает в ГОЗ, и оказывается, что требуется поделить по контрактам каждого сотрудника и его отпуск, и больничный. Вместо того, чтобы навести в процессах порядок, возникает соблазн возложить надежды на ERP, ведь там «можно всё». Во время внедрения выясняется, что ситуация обстоит иначе. Во-первых, в систему нужно корректно переложить заранее упорядоченные процессы. Во-вторых, с ней надо уметь работать: правильно вводить данные, задавать команды и пр.
Екатерина Семёнова, аналитик 1С
Разработать сценарии оптимизации с учётом возможностей внедряемой программы помогут аналитики 1С. В ходе внедрения они проведут обследование, спроектируют новую модель бизнес-процессов и интегрируют в неё механизмы РУ.