275 фз гоз

Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.

В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом».

Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.

При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.

Закон № 275-ФЗ

275-ФЗ регламентирует выполнение контрактных обязательств по ГОЗ, отражает этапы проектирования, отражения и порядок контроля.

Кто может участвовать в ГОЗ

Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт ГОЗ является головным исполнителем (исполнителем первого уровня). Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию.

Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями второго и третьего уровня. Это могут быть как организации, так и ИП и физические лица.

Для головных исполнителей и участников прописаны обязанности. В частности, головной исполнитель должен:

  • заранее подобрать исполнителей;
  • для каждого члена кооперации подготовить обоснование по участию;
  • определиться с ответственным банком;
  • предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;
  • обосновать цену контракта.

Также организация должна соответствовать ряду требований:

  • не иметь задолженности по налогам;
  • отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
  • не должны быть зарегистрированы в офшорах.

Как работать со спецсчетами ГОЗ

Все расчёты в рамках ГОЗ проводятся через специальные счета. Исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ.

В случае победы в тендере и подписания контракта, для него открывают счёт в Казначействе, на который будет делать перечисления заказчик. Счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на счёте можно только после исполнения контракта.

В период исполнения направлять средства допускается только на определённые, связанные с исполнением контракта, цели.

Ключевую роль играет соответствие товара или услуги условиям и требованиям договора.

Одно из важнейших условий участия в ГОЗ — раздельный учёт (персональная фиксация затрат.

По требованию заказчика поставщик в течение 5 рабочих дней обязан предоставить сведения о каждом субподрядчике, подключённом к работам по контракту. По запросу организация должна предоставлять в Минобороны документацию и отчёты о расходах.

Сведения об исполнении ГОЗ должны подавать предприятия, на базе которых открыты военные представительства Минобороны.

Отчёт о выполнении контрактных обязательств согласно Постановлению № 47 от 19.01.1998 следует направить до 10 числа следующего месяца, до которого были выполнены работы. Компании без военных представительств направляют отчетную информацию по запросу Министерства обороны.

Правила формирования отчётов:

  1. Отчёт готовится персонально по каждому контракту.
  2. Следует указывать временной промежуток со дня заключения договора до даты формирования отчета.
  3. Составлять форму следует по нарастающему принципу. Предприятие описывает всю хозяйственную деятельность, каждое движение финансовых средств, взаиморасчеты, фактические расходы и итог затрат.
  4. Отчеты подаются вплоть до исполнения обязательств.
  5. Стоимостные значения нужно указывать в рублях и копейках, а проценты — до десятых долей.

Типы компаний, выполняющих ГОЗ

  • Компании, активно работающие с ГОЗ. Это предприятия ОПК, которые выпускают в рамках гособоронзаказа от 50% до 100% продукции, организации, которые являются единственными поставщиками или занимают доминирующее положение на рынке.
  • Компании, планирующие работать с ГОЗ на постоянной основе. Чаще это предприятия, производящие товары двойного назначения, в которых возникла потребность: пищевую и текстильную продукцию, медикаменты, перевязочные материалы, оборудование для ремонта и других косвенных нужд. Для них ГОЗ — это новая ниша и возможность обеспечить бесперебойную работу в условиях нестабильного спроса. А часть компаний рассматривает сотрудничество с государством как источник репутационных выгод (участие в выставках, сертификация и пр.).
  • Компании, выполняющие ГОЗ разово. Они могут заключить единичный контракт, который оказался выгоден, или и вовсе попасть в гособоронзаказ «случайно». Например, вступив в кооперацию с головным исполнителем, который не уведомил о своей работе с ГОЗ своевременно.

Если предприятия из первой категории — опытные «игроки», знающие все нюансы подобных контрактов, то компании, которые только начинают знакомство с ГОЗ, могут столкнуться с трудностями.

В чём сложность реализации ГОЗ?

Проблема гособоронзаказов — в громоздкой системе отчётности. Компаниям, которые решили работать с ГОЗ, необходимо сформировать калькуляцию на цену, определить плановую рентабельность проекта и производственные возможности выполнения. А самое главное — вести в процессе реализации заказа раздельный учёт (РУ) и предоставлять на основании этих данных отчёт об Исполнении государственного контракта.

Кстати, принципов РУ обязаны придерживаться все участники кооперации, независимо от того, к какому звену они относятся.

Без необходимых компетенций внутри компании и инструментов для автоматизации части задач всё это может быть крайне трудозатратно.

Ещё одна сложность — невысокая рентабельность гособоронзаказов. По закону, заказчик должен обеспечивать такой уровень цен, чтобы рентабельность была не ниже 20%. Однако в реальности она порой не достигает и 4%.

Для того, чтобы не работать в минус, компании, выполняющие ГОЗ, должны модернизировать не только производственные мощности, но и внутреннюю систему учёта. Нужны инструменты, которые могли бы:

  • обеспечить полную прозрачность бизнес-процессов для ведения корректного учёта и принятия своевременных управленческих решений;
  • обеспечить достоверный учёт издержек, формирование реальной себестоимости и экономически обоснованных цен на продукцию;
  • автоматизировать «горячие места» бизнес-процессов, тем самым сократив трудозатраты и снизив себестоимость товаров.

Один из наиболее эффективных инструментов такого рода — ERP-системы, в частности «1С:ERP Управление производственным предприятием».

Возможности «1С:ERP» при выполнении ГОЗ и не только

  • Автоматизация раздельного учёта.
  • Оперативное и корректное формирование отчётности для контролирующих органов.
  • Управление проектной деятельностью (НИР, ОКР, венчурные проекты).
  • Управление производством, автоматическое формирование производственных задач для цехов.
  • Контроль и планирование финансов.
  • Управление закупками и запасами, автоматическое формирование заказов поставщикам и другое.

Однако, чтобы «волшебство» ERP сработало, процессы необходимо адаптировать к автоматизации.

Приведу пример. Заработная плата на предприятии считается как оклад, никто её не делит и не анализирует. Компания вступает в ГОЗ, и оказывается, что требуется поделить по контрактам каждого сотрудника и его отпуск, и больничный. Вместо того, чтобы навести в процессах порядок, возникает соблазн возложить надежды на ERP, ведь там «можно всё». Во время внедрения выясняется, что ситуация обстоит иначе. Во-первых, в систему нужно корректно переложить заранее упорядоченные процессы. Во-вторых, с ней надо уметь работать: правильно вводить данные, задавать команды и пр.

Екатерина Семёнова, аналитик 1С

Разработать сценарии оптимизации с учётом возможностей внедряемой программы помогут аналитики 1С. В ходе внедрения они проведут обследование, спроектируют новую модель бизнес-процессов и интегрируют в неё механизмы РУ.

Adblock
detector