В соответствии с законодательством Российской Федерации, свидетельство о рождении может быть восстановлено в следующих случаях:
- При его утрате или краже.
- В случае смены персональных данных гражданина, в том числе и имени.
- В случае, если документ обветшал, текст стал нечитаемым, или бумага была разорвана.
В том случае, если документ не был утрачен, его необходимо будет предъявить при восстановлении ответственным лицам.
Для того, чтобы восстановить этот документ, потребуется обратиться в органы ЗАГС тем или иным способом, написать заявление установленного образца и предоставить документ, удостоверяющий личность заявителя.
Также необходимо оплатить установленную государством пошлину. Период восстановления отличается в зависимости от способа, которым было подано обращения. В некоторых случаях документ может быть выдан в тот же день, а иногда период ожидания растягивается до 30 дней.
Дубликат свидетельства может получить и отец ребенка, находящийся в разводе с матерью, если ему нужно предъявить его на работе, прописать ребенка в своей квартире или еще по каким-то причинам.
Основаниями для выдачи дубликата свидетельства о рождении являются:
- Наличие заполненного заявления установленного образца.
- Наличия необходимых документов, предусмотренных требованиями законодательства РФ.
Нужно ли указывать причину
При восстановлении свидетельства в бланке заявления на выдачу нового документа потребуется указать причину обращения из списка, указанного ниже:
- смену персональных данных, указанных в свидетельстве;
- восстановление при утере или краже (штраф при этом на заявителя не накладывается);
- требуется замена или восстановление свидетельство о рождении в соответствии с судебным постановлением;
- требуется выдача дубликата из-за того, что документ пришел в негодность (важная информация нечитаемая);
- документ был заламинирован (это запрещено законом РФ).
Как восстановить свидетельство о рождении взрослого человека: способы
Законодательно в Российской Федерации предусмотрено несколько способов получения дубликата свидетельства о рождении. Наиболее простым и быстрым является обращение по месту выдачи первого документа. Если это невозможно – обратиться также можно в любое отделение ЗАГСА страны или офисы многофункционального центра.
Получить копию также можно подав обращение удаленно через портал Госуслуг.
В любом случае, ответственным за выдачу дубликатов является ЗАГС. Обращения, поданные в МФЦ или через Госуслуги в конечном итоге, обрабатываются именно этим уполномоченным органом.
Кто может подать запрос на восстановление
Обратиться с запросом на восстановление свидетельства о рождении может не только владелец документа, но и другие заинтересованные лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ № 143 «Об актах гражданского состояния», копия запрашиваемого документа может быть выдана не только владельцу, который достиг совершеннолетия, но и тем гражданам, который действуют в его интересах. Прием заявлений допустим от следующих лиц:
- законных представителей владельца;
- опекунов гражданина, если он является недееспособным;
- представителей, действующих на основании доверенности, заверенной в нотариальном порядке.
Доверенность при оформлении копии свидетельства о рождении не требуется, если с запросом обратились сотрудники органов опеки и попечительства, а также опекуны недееспособных граждан.
Личный визит в ЗАГС
Органы ЗАГС созданы государством, чтобы регистрировать важные события в жизни граждан. Сотрудники этих отделов ведут специальные записи, в которых отмечается рождение человека, смена фамилии, имени, отчества, семейное положение, смерть. По сделанным записям всегда выдаются свидетельства, подтверждающие, что акт регистрации человека в книгах ЗАГС произошел.
В какой ЗАГС обращаться
Гражданин вправе обратиться в любое территориальное отделение ЗАГС, допустимо подавать заявление как по месту прописки, так и по месту фактического проживания гражданина. Однако, запрос будет удовлетворен максимально быстро в том случае, если обращение было получено тем же органом, в котором выдавался оригинал документа.
Вместе с заявлением установленного образца следует предъявить необходимый комплект документов. Недостаток документов или отсутствие квитанции об уплате государственной пошлины может стать основанием для отказа в выдаче дубликата.
Какие документы потребуются
К запрашиваемым документам относятся:
- Заявление по форме № 25 (бланк может быть выдан сотрудником ЗАГС).
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность гражданина (копия и оригинал).
- Свидетельство о заключении брака (копия и оригинал).
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
В заявлении необходимо указать следующие сведения:
- Название территориального отделения ЗАГС, куда будет подано обращение.
- ФИО, адрес регистрации, дата рождения и данные паспорта заявителя.
- Требование предоставить копию свидетельства о рождении на гражданина с указанием его места рождения, данных отца и матери, названия ЗАГСа, где была сделана запись о рождении.
- Основания для предоставления услуги.
- Дата обращения.
- Подпись заявителя.
Крайне важно заполнять заявление чернилами черного или синего цвета, не допуская ошибочных данных и исправлений.
В некоторых случаях сотрудники ЗАГС могут запросить дополнительные документы, например – свидетельство о смерти владельца запрашиваемого документа, постановление суда и др.
Если заявитель делает запрос в уполномоченный орган посредством отправки документов почтой, оригиналы документов ему потребуется предъявить в день получения готового свидетельства.
Нужно ли оплачивать госпошлину
При выдаче дубликата свидетельства о рождении взимается государственная пошлина, сумма которой в 2022 году составляет 350 рублей.
Для оплаты необходимо:
- Выбрать пункт меню «Платежи в нашем регионе».
- Войти в раздел «Налоги и госпошлины».
- Найти нужное отделение налоговой службы, отсканировав штрих-код на квитанции или вручную введя ее ИНН.
- В последнюю очередь указываются реквизиты плательщика и проводится проверка введенных данных.
- После завершения процедуры необходимо взять чек, выданный устройством самообслуживания.
Срок ожидания
При обращении в то отделение ЗАГС, где была сделана запись о рождении, дубликат может быть выдан в течение одного рабочего дня. В случае обращения в другие отделения уполномоченного органа, срок составляет до 5 рабочих дней.