- поставка холодной воды
- горячей воды
- тепловой энергии
- электрической энергии
- газа
- отведение сточных вод
УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК должны предоставлять РСО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляет таким собственникам уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с РСО.
Эти условия не распространяются на машиноместа ( п. 6 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Договор о предоставлении КУ может быть заключён как письменно, так и путём совершения конклюдентных действий. Например, потребитель оплатил счёт за предоставленные услуги – значит он принял условия договора посредством конклюдентных действий ( п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении КУ в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг ( п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
- в договоре управления МКД (УО)
- в договоре предоставления КУ (ТСЖ)
- в договоре ресурсоснабжения (РСО)
- в договоре найма или аренды
Исполнитель коммунальных услуг
- УО
- ТСЖ
- РСО
УО приступает к предоставлению КУ с даты, указанной в решении общего собрания о выборе этой УО или с даты заключения договора управления МКД. Прекращает предоставления услуг с момента расторжения договора.
ТСЖ начинает предоставлять КУ с даты его регистрации, но не раньше, чем начнётся поставка КР по договору с РСО. Прекращает – с момента ликвидации товарищества.
РСО начинает предоставление КУ с даты, обозначенной в договоре ресурсоснабжения, прекращает – с даты расторжения договора.
Договор о предоставлении КУ
- дату и место заключения договора;
- наименование, адрес, реквизиты расчётного счёта и другую контактную информацию исполнителя;
- сведения о потребителе: для физического лица – ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица – наименование и место государственной регистрации, контактный телефон;
- адрес помещения в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются КУ. Здесь нужно указать общую площадь помещения и общую площадь помещений, входящих в состав ОИ в МКД, площадь жилых и нежилых помещений, вид деятельности, которая осуществляется в нежилом помещении, а также количество лиц, постоянно проживающих в жилом помещении. Эти сведения необходимы для расчёта оплаты за КУ;
- наименование коммунальной услуги;
- требования к качеству КУ;
- порядок определения объёма потребленного коммунального ресурса;
- сведения о ИПУ: дата и место установки, дата опломбирования заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку, срок проведения очередной поверки, порядок и условия приёма показаний приборов учёта;
- периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия ИПУ и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях;
порядок определения объёма предоставленных КУ и размера платы, в том числе порядок определения объёма предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу по тарифу; - меры социальной поддержки по оплате КУ, предоставленные потребителю;
- адрес и способ доставки платёжного документа для оплаты КУ;
- порядок установления факта непредоставления КУ или предоставления КУ ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы в случаях перерывов в предоставлении КУ, которые превышают установленные нормы, или при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;
- основания и порядок приостановки и ограничения предоставления КУ;
- основания и порядок изменения и расторжения договора;
- срок действия договора.
- документов на право собственности на помещение в МКД,
- документа, удостоверяющего личность физического лица или свидетельство о государственной регистрации юридического лица,
- документов с информацией о ИПУ.
Собственник вправе и сам инициировать заключение договора. Для этого ему необходимо подать заявление о заключении договора в двух экземплярах, приложив к нему всё тот же список документов. Такое заявление можно отправить на адрес УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или сразу в РСО.
Исполнитель обязан отреагировать на поступившее заявление в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Подать заявление может каждый собственник отдельно или общее собрание может уполномочить кого-то одного для совершения таких действий ( п. 22-27 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Основные понятия
Правила по аналогии с самыми значимыми федеральными законами устанавливают собственную терминологию:
- внутридомовые инженерные системы – являющиеся общим имуществом собственников многоквартирных домов (МКД) механизмы и коммуникации, расположенные как внутри дома, так и на занятом им земельном участке, предназначенные для осуществления подачи ресурсов от центральных систем и сетей в МКД;
- внутриквартирное оборудование – не входящее во внутридомовые инженерные систем оборудование, предназначенное для потребления ресурсов и услуг внутри помещения, как жилого, так и нежилого;
- домовладение – жилой дом, а также его часть, вместе с надворными хозпостройками, примыкающими к нему;
- индивидуальный прибор учета или счетчик – специально установленное в определенном месте устройство, предназначенное для замеров потребленных услуг в жилом или нежилом помещении;
- общедомовой прибор учета – коллективное средство измерения для определения поставленных ресурсов в многоквартирный дом. В квартирах также устанавливается квартирный прибор учета;
- исполнитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющее подачу коммунальных услуг потребителю;
- коммунальные услуги – деятельность по подаче определенных услуг, необходимых для содержания дома, по факту, отопление, подача горячей и холодной воды, водоотведение, подача электричества. С 01.04.2017г. к коммуналке относится и вывоз твердого мусора;
- коммунальные ресурсы – ресурс, при помощи которых осуществляется оказание коммунальных услуг: вода, электричество, топливо и т.д.;
- норматив потребления – количественное значение, показатель потребленной услуги, ресурса, его объема. Нормативы утверждаются местными органами власти субъектов РФ в установленном на федеральном уровне порядке. Применяются при отсутствии прибора учета и в иных случаях, установленных законодательством;
- потребитель – собственник, иной законном использующий помещение гражданин или организация;
- распределитель – устройство, позволяющее определить долю объема потребления тепловой энергии, приходящееся на отдельное помещение, установленное в МКД, обеспеченном общедомовым прибором учета;
- ресурсоснабжающая организация – поставщик ресурса.
Основные правила предоставления услуг
Оказание услуг начинается с момента возникновения права на жилое помещение. При этом Правилами установлено, что услуги оказываются на основании возмездного договора. Но согласно п. 7 Правил договор заключается уже путем совершения конклюдентных действий потребителя по использованию услуг.
Важно! За качество услуг отвечает ресурсонабжающая организация, за их поставку в конкретный дом и содержание его сетей – управляющая организация или товарищество собственников, в зависимости от выбранного способа управления МКД. Каждый собственник несет ответственность за находящиеся внутри его квартиры оборудование. Граница эксплуатационной ответственности определяется по границе принадлежности сетей на основании специальных актов по каждому ресурсу.
Правила содержат подробные разъяснения по вопросу расчета платы за коммунальные услуги.
Противоречия в Правилах по оплате ТБО
В связи с введением новых правил расчета за твердые бытовые отходы исходя из количества проживающих часто возникают вопрос по оплате ТКО собственниками, имеющими жилые объекты, в которых никто не проживает. Содержит Постановление Правительства РФ 354 пункт 148 (36), в котором указано, что при отсутствии жильцов, временных или постоянных, объем услуги рассчитывается по количеству собственников.
Однако данное положение противоречит правилу оплаты только за потребленные услуги. Пока собственники могут воспользоваться правом на перерасчет платы при временном отсутствии на основании ст. 155 ЖК РФ и пунктов Правил 86, 90 и 91.
Изменения размера оплаты – перерасчет
Правилами установлено, что в определенных случаях возможен перерасчет за коммунальные услуги. Согласно п. 86 это возможно при временном отсутствии потребителя по месту проживания в жилом помещении.
Временное отсутствие в данном случае ограничивается по сроку – не менее пяти полных календарных дней и строго подряд и не более полугода. При истечении полугода, можно подать заявление вновь.
Перерасчет за ЖКХ производится только при наличии индивидуального прибора учета. При его отсутствии перерасчет может быть осуществлен только в одном единственном случае: когда все жильцы отсутствуют по месту проживания вследствие наличия действия непреодолимой силы (природные и иные катастрофы, форс мажор).
Перерасчет производится пропорционально количеству дней зафиксированного временного отсутствия, при этом день выбытия и день прибытия во внимание не принимаются.
Он производится только на основании письменного заявления потребителя, при этом отсутствие нужно подтвердить документально:
- командировочным удостоверением;
- справка из санатория, другого медицинского учреждения и т.д.;
- справка о пребывании в садоводческом некоммерческом товариществе, подписанная руководством;
- проездные билеты;
- квитанция оплаты гостиниц и т.д.
Последние изменения
Существенные изменения произошли в оплате поставленных ресурсов еще в 2017 году. Тогда было установлено, что из квитанции исключается строчка ОДН – общедомовые нужды. ОДН были исключены в качестве коммунальной услуги, однако в состав платы за жилой объект включаются расходы за потребляемые в целях содержания общего имущества МКД холодную и горячую воду, электроэнергию.
Они представляют собой сейчас отдельные строки в платежном документе. Расход на ОДН определяются по нормативам.
С 1 января 2017 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.
Постановление 354 Правительства РФ от 06.05.2011 о коммунальных услугах в 2019 году менялось три раза.
Проблема с расчетом за тепловую энергию
Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:
- в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
- в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
- когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.
При этом проблемы расчета платы за потребленную тепловую энергию в Российской Федерации остаются. В тех домах, где приборов учета вообще нет, расчет производится по нормативам. По утверждению чиновников таковых в России еще 40%. Нередко по нормативам продолжают начислять, даже если есть счетчики, например, в Ленинградской области.
Утверждение нормативов входит в полномочия регионов, однако иногда они передаются отдельным муниципальным образованиям, что приводит к значительной разнице в нормативах. С 1 января 2020 года регионы должны перейти на единые нормативы.
Законодательные инициативы
В настоящее время есть инициативы принятия определения нормативов по единым принципам по всей стране. Предложена единая формула, учитывающая определенные критерии – год постройки, этажность и т.д.
Кроме того, Россия постепенно будет переходить на использование «умных» счетчиков, которые будут передавать показания самостоятельно.