Страховой номер индивидуального лицевого счета принципиально важен для российского гражданина, поскольку требуется для получения разного рода льгот, услуг и компенсаций. Начисление пенсионных отчислений также возможно только при наличии страхового номера.
Код-идентификатор человек получает лишь один раз в жизни, и заменить его невозможно. Трудно наверняка сказать, в какой момент он может понадобиться ребенку. Сегодня даже при оформлении в детский сад требуется документ.
По закону человек имеет право на страховой номер уже с рождения. Получение СНИЛС на ребенка через Госуслуги или любым другим способом – это обязанность родителей или опекунов. Самостоятельно процедура доступна с 14-летнего возраста.
Существует несколько организаций, куда можно обратиться за номером страхового документа. Во-первых, – собственно отделение Пенсионного Фонда. Именно это ведомство и выдает уведомление о регистрации СНИЛС – даже если запрос был подан с помощью портала.
Во-вторых, можно обратиться в МФЦ, которые в деле получения СНИЛС являются посредниками. Но есть нюанс – скорость обработки данных. Если в ПФР на это отводится пять дней, то в МФЦ срок увеличивается до 10 суток.
Кто вправе подавать документацию для получения СНИЛС на малыша
- Сам несовершеннолетний. Но только в том случае, если он уже достиг 14-летия и имеет паспорт.
- Родители. Вплоть до совершеннолетия они могут получить страховой код-идентификатор для ребенка. Ему самому присутствовать не нужно – достаточно свидетельства о рождении.
- Опекуны. Важно, что опекунство должно быть оформлено официально. Также в этой роли выступают и усыновители, принявшие на себя обязанность по заботе и содержанию малыша.
- Органы опеки – тоже могут получить СНИЛС на новорожденного ребенка через Госуслуги. Но это редкая ситуация, обычно без поручения от надзорных инстанций сами инициативу они не проявляют. Или делают это в силу обстоятельств – к примеру, когда необходимо оформить на подопечного пособие по инвалидности.
Скорость выдачи, юридическая сила документа не изменяется в зависимости от получателя.
Документация
В пакет, необходимый для получения страхового номера, входят несколько документов.
- Заявление и анкета – нужны, если вы пришли в ПФР без предварительного запроса через портал. Тогда прямо там необходимо заполнить бланк или забрать его домой и явиться повторно.
- Паспорт родителя.
- Свидетельство о рождении малыша.
- Документы, подтверждающие представительство: опекунство или доверенность от родителя.
Все эти бумаги будут необходимыми только для посещения Пенсионного Фонда. Для портала никаких документов не понадобится, если вы уже прошли регистрацию и активировали подтвержденный аккаунт. В этом случае процедура пройдет максимально быстро.
Заполнение заявления
Стоит быть очень внимательным. Разумеется, это не бумажный вариант, где из-за банальной опечатки придется заново переписывать весь лист. Тут с этим все проще, всегда получится исправить ошибку. Но некоторые опечатки в цифрах система автоматически не фиксирует.
После заполнения скачиваем онлайн-версию и распечатываем.
Записываемся на прием в ПФР
Это можно сделать и при личном посещении. Но тогда вы окажетесь в самом конце электронной очереди, и придется ждать приема – достаточно долго, если загрузка серьезная.
Поэтому записаться лучше на портале. Надо найти соответствующую опцию в услугах, где сразу видно, какие числа и время приема свободные. Остается только выбрать удобную дату. Аналогичным образом можно записаться и на сайте ПФР, но все же функционал портала на голову выше.
Стоимость
Выдача страхового номера, как и подача запроса, не облагаются пошлиной. Впрочем, если человек воспользовался помощью не официального портала ПФР или сайта МФЦ, а сторонних сервисов, то заплатить придется. Но не стоит забывать, что есть услуги, для получения которых не нужны посредники.
К тому же быстрее чем за пять дней процедура не пройдет, а сами выдать страховой номер сервисы не имеют права. Простая помощь с заполнением анкеты может стоить клиенту от 300 до 1 тыс. рублей.
Трудности при получении
Мы разобрали, можно ли сделать СНИЛС новорожденному ребенку через Госуслуги, как быстро и удобно оформить запрос. Есть еще несколько нюансов, о которых стоит знать.
- Ошибки при составлении анкеты. Самая распространенная проблема – это отказ ввиду некорректных данных. Не та цифра в свидетельстве, и придется снова создавать запрос.
- Удаленность отделения от места жительства. Понятно, что когда поблизости нет ПФР, надо обращаться в многофункциональный центр. Но в нашей стране, особенно ближе к Северу, есть регионы где и в МФЦ придется ехать в другой город за сотни километров.
- Ошибки в готовом документе. Редко, но случается. Если найдена опечатка, то стоит немедленно обратиться в ПФР, чтобы оперативно исправить ее.
- Неправильная трактовка функций портала. «Госуслуги» не выдают номер. Это не их компетенция. Они помогают оформить заявление, подсказывают, как заполнить анкету, дают бланк и загружают на сайт. Но документ создает только Пенсионный Фонд. И посредником в передаче выступает исключительно МФЦ.
Что делать при потере свидетельства
В связи с внесениями изменений в процедуру получения, на руки гражданам теперь выдается справка-уведомление о закреплении страхового номера. Физический носитель не нужен, так как все данные в электронном формате могут быть запрошены медучреждением, работодателем и другими организациями напрямую в ПФР. Человеку нужно лишь помнить или хранить свой номер.