- История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю
- Регулирование действующим земельным законодательством неразграниченной государственной собственности
- Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
- Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
- Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.
Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст.
17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст.
ст. 9 — 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).
Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.
2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст.
ст. 17 — 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).
Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).
Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:
с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;
с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;
с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.
Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст.
6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю
Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.
Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.
Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.
Демократизация общественно-политических и экономических отношений в стране в период перестройки ставила новые вызовы в вопросах правового регулирования, в том числе земельных правоотношений.
Вопросам регулирования неразграниченной государственной собственности на землю было посвящено специальное законодательство. Так, с 2002 года действовал федеральный закон, регулирующий вопросы разграничения государственной собственности на землю, и нормативно-правовой акт правительства страны, утверждающий правила подготовки и согласования списка земельных участков, на которые у федерации, региона или муниципалитетов возникает право собственности. Названные нормативно-правовые акты предусматривали сложно и длительно реализуемую процедуру разграничения права собственности на землю.
Это было обусловлено тем, что всякий земельный участок должен был включаться в специальный перечень участков, на которые у государства, региона или муниципалитета возникает право собственности, а далее производилась проверка такого перечня, его согласование, по результатам которых правительство страны издавало акт о включении соответствующего земельного участка в перечень собственности соответствующего публично-правового образования. Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты характеризовались неэффективностью.
Внесение изменений в 2006 году в законодательство о введении в действие Земельного кодекса РФ и федеральное законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость, повлекло к утрате юридической силы приведенных выше нормативно-правовых актов.
Новое законодательство преобразовало процедуру государственной регистрации федеральной собственности, региональной собственности, собственности муниципалитета на земельные участки, в том числе и когда решался вопрос о разграничении права собственности на них.
Список документов, которые должны быть представлены для регистрации права собственности за публично-правовым образованиям на соответствующий земельный участок был утвержден постановлением правительства страны. Названный список включал следующие виды документации:
- документы, подтверждающие право на недвижимость и кадастровый план участка, когда на участке есть недвижимость, принадлежащая собственнику;
- документы, подтверждающие право на земельный участок и кадастровый план.
Регулирование действующим земельным законодательством неразграниченной государственной собственности
Специальное законодательство, регулирующее введение в действие Земельного кодекса РФ, для разрешения вопроса неразграниченной государственной собственности устанавливает следующие критерии включения земельных участков в собственность Федерации:
- нахождение на территории земельного участка недвижимого имущества, которое составляет собственность Федерации;
- предоставление земельного участка органам публичного управления Федерации или их территориальным подразделениям, а также государственным предприятию, учреждению, некоммерческой организации, учрежденных Федерацией;
- предоставление на праве аренды или пользования (бессрочного или безвозмездного) земельного участка государственным академиям наук или организациям, входящим в их структуру или находившимся в их введении;
- предоставление земельных участков в аренду государственной компании автомобильных дорог специально уполномоченным федеральным органом публичного управления;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Для решения вопроса неразграниченной государственной собственности на землю действующим земельным законодательством устанавливаются следующие критерии включения в состав региональной собственности земельных участков:
- нахождение на земельном участке здания, сооружения или иного недвижимого имущества, которое составляет собственность региона;
- предоставление органам публичного управления регионального уровня земельного участка или предоставление земельного участка региональному казенному предприятию, региональному унитарному предприятию или некоммерческой организация, учрежденной органами публичного управления регионального уровня;
- организация внутрихозяйственной дороги или коммуникации на земельном участке, нахождение на земельном участке лесных угодий, выполняющих функцию защиты участка от негативного воздействия, водных объектов, когда такой участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения, не относится к собственности Федерации муниципалитета или частных субъектов и не предоставлен частным субъектам на ином вещном праве;
- в других прямо регламентированных законодательством случаях.
Кроме того, земельным законодательством установлены критерии отнесения земельных участков из неразграниченной государственной собственности в собственность муниципалитетов. К ним относятся:
Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено.
Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.
21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости.
Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст.
3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.
Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п.
1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.
Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.
Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.
Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п.
2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.
Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.