Ликвидные активы это

Ликвидность простыми словами означает способность активов быстро превратиться в деньги по рыночной стоимости.

Другими словами, если вы сможете за короткий срок продать имущество и выручить за него именно столько, сколько диктует рынок, то вы владелец ликвидных активов.

Под активами понимают продукцию, ценные бумаги, недвижимость, непосредственно сами деньги (например, на счетах в банке, в валюте иностранных государств). Это могут быть как материальные, так и нематериальные вещи. И даже целые предприятия.

Условно активы можно разделить на 4 вида:

  1. Высоколиквидные. Означает, что имущество может быть продано по рыночной стоимости в кратчайшие сроки. Например, депозит легко и быстро превращается в наличные деньги. То же самое и с валютой – обменять ее на рубли не составит никаких проблем.
  2. Среднеликвидные. Это некоторые виды ценных бумаг или недвижимости. Чтобы продать их на рынке за реальную стоимость, иногда приходится ждать удачного момента несколько недель или месяцев.
  3. Низколиквидные. Это не котирующаяся на рынке недвижимость или акции компаний. Слитки драгоценных металлов тоже не всегда удается обменять на деньги по адекватному курсу. Удобный момент можно ловить несколько месяцев.
  4. Неликвидные. Активы, которые невозможно продать в ближайшей перспективе. Высокая вероятность сделать это по заниженной стоимости с огромными потерями для продавца.

Мы эту классификацию назвали условной, потому что одни и те же активы могут входить то в одну группу, то в другую.

Например, недвижимость. Элитная квартира в центре мегаполиса с большой площадью и с дизайнерским ремонтом может долго ждать своего покупателя. А небольшая одно- или двухкомнатная квартира с обычной отделкой в районе с хорошей транспортной доступностью уйдет как горячий пирожок.

Таким образом, квартира экономкласса обладает более высокой ликвидностью, чем элитное жилье.

То же самое можно сказать практически о любом активе. Есть высоколиквидные акции, а есть акции компаний, которые совсем не пользуются спросом. Обменять евро или доллары не составит труда, но придется побегать с какой-нибудь экзотической валютой, чтобы получить за нее рубли.

Виды

В предыдущем разделе мы, по сути, разобрали ликвидность товара. Если продолжить эту классификацию, то различают еще несколько видов ликвидности.

Ликвидность предприятия

Ликвидность предприятия – это способность активов, которыми владеет предприятие, быстро превращаться в деньги в случае необходимости. При этом цена их продажи должна быть приближена к рыночной. Любая компания заинтересована в том, чтобы на ее балансе числились исключительно высоколиквидные активы.

Но это идеальная картинка, которая редко соответствует действительности.

Например, устаревшие морально и физически станки быстро реализуются только на металлолом. То же самое можно сказать о корпусах цехов, которые последний раз ремонтировались в прошлом веке. Все это низколиквидные активы, которые ухудшают состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для предприятия важно понимать, в каком состоянии оно находится сейчас и что случится, если кредиторы потребуют рассчитаться по долгам. Анализ ликвидности позволяет построить финансовые потоки компании на среднесрочную и долгосрочную перспективы без образования задолженности.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Отдельно мы более подробно рассмотрим методику расчета показателей ликвидности.

Ликвидность банка

Банк, который активно выдает кредиты населению и предприятиям, должен обладать и свободным капиталом на случай преждевременного погашения обязательств перед своими вкладчиками. Насколько быстро он сможет это сделать, будет показателем ликвидности банка.

Для оценки ликвидности анализируют:

  1. денежные средства в кассе и на счетах;
  2. наличие высоколиквидных активов (например, ценных бумаг);
  3. возможность получения межбанковских кредитов и кредитов Центробанка;
  4. качество привлекаемых средств.

Центробанк следит за ликвидностью коммерческих банков. Он устанавливает специальные нормативы:

  1. Н2 – норматив мгновенной ликвидности (более 15 %).
  2. Н3 – норматив текущей ликвидности (более 50 %).
  3. Н4 – норматив долгосрочной ликвидности (менее 120 %).

Ликвидность ценных бумаг

Означает, как быстро на фондовом рынке можно продать ценные бумаги по рыночной цене. Оценивают по объему торгов и величине спреда.

Спред – разница между максимальной ценой спроса на конкретную акцию/облигацию и минимальной ценой предложения. Чем меньше это значение и больше сделок на бирже в единицу времени, тем ликвиднее будет актив.

Данные по спреду удобнее смотреть в биржевом стакане вашего брокера. Объемы торгов – на Московской или Санкт-Петербургской бирже.

Например, спред на обыкновенные акции Сбербанка по состоянию на 8.06.2020 составляет всего 0,07 руб.

А вот так выглядят итоги торгов от 5.06.2020:

Как видите, Сбербанк на второй строчке по объему торгов. Это значит, что инвестор может быстро продать свои активы по рыночной цене. На бирже есть достаточное количество заявок на покупку.

Вложения в высоколиквидные активы позволят чувствовать себя в относительной безопасности. Их в любое время можно быстро превратить в деньги и вернуть вложенные средства. Некоторые сознательно или по незнанию вкладывают в низколиквидные акции, которые обещают высокую доходность.

Но при неблагоприятном развитии рынка их не удастся продать даже по той цене, по которой покупали.

Ликвидность недвижимости

Недвижимость – любимый актив россиян. Они охотно вкладывают в нее деньги и надеются на высокую отдачу. Но эффективность вложения в недвижимость зависит от ее ликвидности, т. е. способности быстро превратиться в деньги.

Рассмотрим два примера:

  1. Однокомнатная квартира в мегаполисе с обычным ремонтом, хорошей транспортной доступностью, рядом находится целый ряд вузов, школа, детский сад и торговые центры.
  2. Пятикомнатное элитное жилье с дизайнерским ремонтом в экологически чистом районе небольшого провинциального города. Общественный транспорт еще на стадии проектирования. Ближайшая школа, поликлиника и детский сад в нескольких километрах поездки на машине.

Какой из двух вариантов является более ликвидным? При таких исходных данных очевидно, что первый. На ликвидность недвижимости влияет много факторов: местоположение, состояние объекта, инфраструктура, ближайшее окружение и пр. Поэтому так важно все их учитывать при инвестировании с целью сдачи в аренду, дальнейшей перепродажи или в качестве долгосрочного вложения средств.

Отличие ликвидности от платежеспособности и рентабельности

Часто ликвидность и платежеспособность рассматривают как синонимы, но понятия отличаются. Есть еще показатель рентабельности, который имеет косвенное отношение к первым двум показателям, но очень важен для анализа.

Если ликвидность – это способность активов быстро превращаться в деньги, то платежеспособность предприятия представляет собой его способность отвечать по своим обязательствам. Другими словами, быстро погашать долги.

Термин “платежеспособность” применяют не только к юридическим, но и физическим лицам. Если у человека нет ликвидных активов, чтобы ответить по своим обязательствам, то он неплатежеспособен. И наоборот. Поэтому ликвидность и платежеспособность связаны между собой.

Банк при выдаче кредита всегда проверяет кредитоспособность – другими словами, платежеспособность клиента.

Например, заемщик оформляет кредит на 1 млн рублей. Банк обязательно потребует документы, по которым он поймет, что в случае необходимости клиент вернет деньги. Например, это могут быть свидетельство на право собственности объекта недвижимости, выписка с расчетного счета о движении денежных средств, справка от брокера о владении пакетом акций или облигаций.

Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия, конкретного человека, продукции, активов и т. д. Оценивает не только полученную прибыль, но и то, какой ценой эта прибыль была получена.

К примеру, рентабельность предприятия – это отношение чистой прибыли, например, за год, к величине активов предприятия, вложенных в производство и участвующих в генерировании прибыли. Показывает, какую прибыль принес каждый рубль вложенных активов. Чем больше, тем лучше.

Группы активов и пассивов

Для целей анализа ликвидности все активы делят на оборотные и необоротные. В первую группу входят: запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и т. д.

К внеоборотным относятся: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения и т. д. Самыми ликвидными являются оборотные активы.

Кроме активов, на любом предприятии есть пассивы, к которым относятся капитал и резервы, краткосрочные и долгосрочные обязательства. Соотношение между различными группами активов и пассивов используется для оценки ликвидности работы предприятия.

Группы активов:

  • А1 – ликвидные активы;
  • А2 – быстрореализуемые активы;
  • А3 – медленнореализуемые активы;
  • А4 – труднореализуемые активы.

Группы пассивов:

  • П1 – срочные обязательства;
  • П2 – краткосрочные пассивы;
  • П3 – долгосрочные пассивы;
  • П4 – устойчивые пассивы.

Предприятие будет ликвидным, если одновременно выполняются следующие правила:

  1. А1 > П1, т. е. ликвидные активы (деньги и краткосрочные вложения) превышают срочные обязательства (кредиторская задолженность).
  2. А2 > П2, т. е. быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) больше краткосрочных пассивов (краткосрочные кредиты и займы).
  3. А3 > П3, т. е. медленнореализуемые активы (запасы, долгосрочная дебиторская задолженность) больше долгосрочных пассивов (долгосрочные кредиты).
  4. А4 < П4, т. е. труднореализуемые активы (внеоборотные) меньше устойчивых пассивов (доходы будущих периодов, резервы).

Показатели ликвидности

Рассмотрим основные показатели ликвидности:

  • Коэффициент текущей ликвидности означает способность предприятия расплатиться по своим текущим обязательствам только за счет оборотных средств.

Коэффициент текущей ликвидности = Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства

Считается, что чем выше показатель, тем меньше проблем у предприятия по оплате своих счетов. Оптимальным считается значение равное 2.

  • Коэффициент срочной ликвидности подразумевает способность предприятия выполнить текущие обязательства, если не удалось быстро продать свою продукцию, работы, услуги.

Коэффициент срочной ликвидности = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Остаток денежных средств на счетах) / Краткосрочные обязательства

Рекомендуемое значение – от 0,8 до 1.

  • Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных обязательств будет покрыта высоколиквидными активами (денежными средствами, ценными бумагами, депозитами).

Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства

Рекомендуемое значение – 0,2.

Формулы для расчёта ликвидности баланса

Чтобы понять, какие значения имеют коэффициенты ликвидности фирмы, нужно взять информацию из строк баланса этой фирмы. Расчёт происходит по формулам, которые и состоят из этих строк.

Коэффициент текущей ликвидности фирмы. Отражает, как вы помните, возможность фирмы погасить краткосрочные обязательства с помощью таких же активов.

Формула:
(Строка баланса 1200) / (строка 1500 – строка 1530 – строка 1540)

Если в ответе мы получаем значение от 1,5 до 2,5, то это считается нормальным.

Если ответ менее 1, то делаем вывод, что фирма не может оплатить краткосрочные задолженности и нужно пересматривать структуру активов.

Коэффициент срочной ликвидности. Отражает возможность фирмы погасить обязательства, если возникают проблемы с реализацией товара.

Формула:
(строка 1230 + строка 1240 + строка 1250) / (строка 1500 – строка 1530 – строка 1540)

От 0,7 до 1 в ответе – нормальный коэффициент. Но при этом крайне нежелательно, чтобы активы в основном состояли из дебиторской задолженности. Потому что часто её трудно взыскать.

Коэффициент абсолютной ликвидности. Отражает возможность фирм погасить краткосрочные пассивы с помощью финансовых средств и краткосрочной дебиторской задолженности.

Формула:
(строка 1250 + строка 1240) / (строка 1500 – строка 1530 – строка 1540).

Результат равный значению от 0,2 и выше – нормальный. Он означает, что фирма способна каждый день оплачивать около 20 процентов краткосрочных долгов с помощью свободных денег.

Для чего нужны все эти показатели? Чтобы грамотно управлять компанией и правильно распределять свободные средства по разным активам.

Потому что если компания вдруг потеряет ликвидность, то долговые обязательства вырастут, а денег на их погашение не будет.

Ликвидность. Что это простыми словами

Adblock
detector