Ликвидность простыми словами означает способность активов быстро превратиться в деньги по рыночной стоимости.
Другими словами, если вы сможете за короткий срок продать имущество и выручить за него именно столько, сколько диктует рынок, то вы владелец ликвидных активов.
Под активами понимают продукцию, ценные бумаги, недвижимость, непосредственно сами деньги (например, на счетах в банке, в валюте иностранных государств). Это могут быть как материальные, так и нематериальные вещи. И даже целые предприятия.
Условно активы можно разделить на 4 вида:
- Высоколиквидные. Означает, что имущество может быть продано по рыночной стоимости в кратчайшие сроки. Например, депозит легко и быстро превращается в наличные деньги. То же самое и с валютой – обменять ее на рубли не составит никаких проблем.
- Среднеликвидные. Это некоторые виды ценных бумаг или недвижимости. Чтобы продать их на рынке за реальную стоимость, иногда приходится ждать удачного момента несколько недель или месяцев.
- Низколиквидные. Это не котирующаяся на рынке недвижимость или акции компаний. Слитки драгоценных металлов тоже не всегда удается обменять на деньги по адекватному курсу. Удобный момент можно ловить несколько месяцев.
- Неликвидные. Активы, которые невозможно продать в ближайшей перспективе. Высокая вероятность сделать это по заниженной стоимости с огромными потерями для продавца.
Мы эту классификацию назвали условной, потому что одни и те же активы могут входить то в одну группу, то в другую.
Например, недвижимость. Элитная квартира в центре мегаполиса с большой площадью и с дизайнерским ремонтом может долго ждать своего покупателя. А небольшая одно- или двухкомнатная квартира с обычной отделкой в районе с хорошей транспортной доступностью уйдет как горячий пирожок.
Таким образом, квартира экономкласса обладает более высокой ликвидностью, чем элитное жилье.
То же самое можно сказать практически о любом активе. Есть высоколиквидные акции, а есть акции компаний, которые совсем не пользуются спросом. Обменять евро или доллары не составит труда, но придется побегать с какой-нибудь экзотической валютой, чтобы получить за нее рубли.
Виды
В предыдущем разделе мы, по сути, разобрали ликвидность товара. Если продолжить эту классификацию, то различают еще несколько видов ликвидности.
Ликвидность предприятия
Ликвидность предприятия – это способность активов, которыми владеет предприятие, быстро превращаться в деньги в случае необходимости. При этом цена их продажи должна быть приближена к рыночной. Любая компания заинтересована в том, чтобы на ее балансе числились исключительно высоколиквидные активы.
Но это идеальная картинка, которая редко соответствует действительности.
Например, устаревшие морально и физически станки быстро реализуются только на металлолом. То же самое можно сказать о корпусах цехов, которые последний раз ремонтировались в прошлом веке. Все это низколиквидные активы, которые ухудшают состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для предприятия важно понимать, в каком состоянии оно находится сейчас и что случится, если кредиторы потребуют рассчитаться по долгам. Анализ ликвидности позволяет построить финансовые потоки компании на среднесрочную и долгосрочную перспективы без образования задолженности.
После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!
Отдельно мы более подробно рассмотрим методику расчета показателей ликвидности.
Ликвидность банка
Банк, который активно выдает кредиты населению и предприятиям, должен обладать и свободным капиталом на случай преждевременного погашения обязательств перед своими вкладчиками. Насколько быстро он сможет это сделать, будет показателем ликвидности банка.
Для оценки ликвидности анализируют:
- денежные средства в кассе и на счетах;
- наличие высоколиквидных активов (например, ценных бумаг);
- возможность получения межбанковских кредитов и кредитов Центробанка;
- качество привлекаемых средств.
Центробанк следит за ликвидностью коммерческих банков. Он устанавливает специальные нормативы:
- Н2 – норматив мгновенной ликвидности (более 15 %).
- Н3 – норматив текущей ликвидности (более 50 %).
- Н4 – норматив долгосрочной ликвидности (менее 120 %).
Ликвидность ценных бумаг
Означает, как быстро на фондовом рынке можно продать ценные бумаги по рыночной цене. Оценивают по объему торгов и величине спреда.
Спред – разница между максимальной ценой спроса на конкретную акцию/облигацию и минимальной ценой предложения. Чем меньше это значение и больше сделок на бирже в единицу времени, тем ликвиднее будет актив.
Данные по спреду удобнее смотреть в биржевом стакане вашего брокера. Объемы торгов – на Московской или Санкт-Петербургской бирже.
Например, спред на обыкновенные акции Сбербанка по состоянию на 8.06.2020 составляет всего 0,07 руб.
А вот так выглядят итоги торгов от 5.06.2020:
Как видите, Сбербанк на второй строчке по объему торгов. Это значит, что инвестор может быстро продать свои активы по рыночной цене. На бирже есть достаточное количество заявок на покупку.
Вложения в высоколиквидные активы позволят чувствовать себя в относительной безопасности. Их в любое время можно быстро превратить в деньги и вернуть вложенные средства. Некоторые сознательно или по незнанию вкладывают в низколиквидные акции, которые обещают высокую доходность.
Но при неблагоприятном развитии рынка их не удастся продать даже по той цене, по которой покупали.
Ликвидность недвижимости
Недвижимость – любимый актив россиян. Они охотно вкладывают в нее деньги и надеются на высокую отдачу. Но эффективность вложения в недвижимость зависит от ее ликвидности, т. е. способности быстро превратиться в деньги.
Рассмотрим два примера:
- Однокомнатная квартира в мегаполисе с обычным ремонтом, хорошей транспортной доступностью, рядом находится целый ряд вузов, школа, детский сад и торговые центры.
- Пятикомнатное элитное жилье с дизайнерским ремонтом в экологически чистом районе небольшого провинциального города. Общественный транспорт еще на стадии проектирования. Ближайшая школа, поликлиника и детский сад в нескольких километрах поездки на машине.
Какой из двух вариантов является более ликвидным? При таких исходных данных очевидно, что первый. На ликвидность недвижимости влияет много факторов: местоположение, состояние объекта, инфраструктура, ближайшее окружение и пр. Поэтому так важно все их учитывать при инвестировании с целью сдачи в аренду, дальнейшей перепродажи или в качестве долгосрочного вложения средств.
Отличие ликвидности от платежеспособности и рентабельности
Часто ликвидность и платежеспособность рассматривают как синонимы, но понятия отличаются. Есть еще показатель рентабельности, который имеет косвенное отношение к первым двум показателям, но очень важен для анализа.
Если ликвидность – это способность активов быстро превращаться в деньги, то платежеспособность предприятия представляет собой его способность отвечать по своим обязательствам. Другими словами, быстро погашать долги.
Термин “платежеспособность” применяют не только к юридическим, но и физическим лицам. Если у человека нет ликвидных активов, чтобы ответить по своим обязательствам, то он неплатежеспособен. И наоборот. Поэтому ликвидность и платежеспособность связаны между собой.
Банк при выдаче кредита всегда проверяет кредитоспособность – другими словами, платежеспособность клиента.
Например, заемщик оформляет кредит на 1 млн рублей. Банк обязательно потребует документы, по которым он поймет, что в случае необходимости клиент вернет деньги. Например, это могут быть свидетельство на право собственности объекта недвижимости, выписка с расчетного счета о движении денежных средств, справка от брокера о владении пакетом акций или облигаций.
Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия, конкретного человека, продукции, активов и т. д. Оценивает не только полученную прибыль, но и то, какой ценой эта прибыль была получена.
К примеру, рентабельность предприятия – это отношение чистой прибыли, например, за год, к величине активов предприятия, вложенных в производство и участвующих в генерировании прибыли. Показывает, какую прибыль принес каждый рубль вложенных активов. Чем больше, тем лучше.
Группы активов и пассивов
Для целей анализа ликвидности все активы делят на оборотные и необоротные. В первую группу входят: запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и т. д.
К внеоборотным относятся: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения и т. д. Самыми ликвидными являются оборотные активы.
Кроме активов, на любом предприятии есть пассивы, к которым относятся капитал и резервы, краткосрочные и долгосрочные обязательства. Соотношение между различными группами активов и пассивов используется для оценки ликвидности работы предприятия.
Группы активов:
- А1 – ликвидные активы;
- А2 – быстрореализуемые активы;
- А3 – медленнореализуемые активы;
- А4 – труднореализуемые активы.
Группы пассивов:
- П1 – срочные обязательства;
- П2 – краткосрочные пассивы;
- П3 – долгосрочные пассивы;
- П4 – устойчивые пассивы.
Предприятие будет ликвидным, если одновременно выполняются следующие правила:
- А1 > П1, т. е. ликвидные активы (деньги и краткосрочные вложения) превышают срочные обязательства (кредиторская задолженность).
- А2 > П2, т. е. быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) больше краткосрочных пассивов (краткосрочные кредиты и займы).
- А3 > П3, т. е. медленнореализуемые активы (запасы, долгосрочная дебиторская задолженность) больше долгосрочных пассивов (долгосрочные кредиты).
- А4 < П4, т. е. труднореализуемые активы (внеоборотные) меньше устойчивых пассивов (доходы будущих периодов, резервы).
Показатели ликвидности
Рассмотрим основные показатели ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности означает способность предприятия расплатиться по своим текущим обязательствам только за счет оборотных средств.
Коэффициент текущей ликвидности = Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства
Считается, что чем выше показатель, тем меньше проблем у предприятия по оплате своих счетов. Оптимальным считается значение равное 2.
- Коэффициент срочной ликвидности подразумевает способность предприятия выполнить текущие обязательства, если не удалось быстро продать свою продукцию, работы, услуги.
Коэффициент срочной ликвидности = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Остаток денежных средств на счетах) / Краткосрочные обязательства
Рекомендуемое значение – от 0,8 до 1.
- Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных обязательств будет покрыта высоколиквидными активами (денежными средствами, ценными бумагами, депозитами).
Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства
Рекомендуемое значение – 0,2.
Формулы для расчёта ликвидности баланса
Чтобы понять, какие значения имеют коэффициенты ликвидности фирмы, нужно взять информацию из строк баланса этой фирмы. Расчёт происходит по формулам, которые и состоят из этих строк.
Коэффициент текущей ликвидности фирмы. Отражает, как вы помните, возможность фирмы погасить краткосрочные обязательства с помощью таких же активов.
Формула:
(Строка баланса 1200) / (строка 1500 – строка 1530 – строка 1540)
Если в ответе мы получаем значение от 1,5 до 2,5, то это считается нормальным.
Если ответ менее 1, то делаем вывод, что фирма не может оплатить краткосрочные задолженности и нужно пересматривать структуру активов.
Коэффициент срочной ликвидности. Отражает возможность фирмы погасить обязательства, если возникают проблемы с реализацией товара.
Формула:
(строка 1230 + строка 1240 + строка 1250) / (строка 1500 – строка 1530 – строка 1540)
От 0,7 до 1 в ответе – нормальный коэффициент. Но при этом крайне нежелательно, чтобы активы в основном состояли из дебиторской задолженности. Потому что часто её трудно взыскать.
Коэффициент абсолютной ликвидности. Отражает возможность фирм погасить краткосрочные пассивы с помощью финансовых средств и краткосрочной дебиторской задолженности.
Формула:
(строка 1250 + строка 1240) / (строка 1500 – строка 1530 – строка 1540).
Результат равный значению от 0,2 и выше – нормальный. Он означает, что фирма способна каждый день оплачивать около 20 процентов краткосрочных долгов с помощью свободных денег.
Для чего нужны все эти показатели? Чтобы грамотно управлять компанией и правильно распределять свободные средства по разным активам.
Потому что если компания вдруг потеряет ликвидность, то долговые обязательства вырастут, а денег на их погашение не будет.