Кто может работать воспитателем в детском саду с 2024 года

Содержание
  1. От чего зависит размер зарплаты воспитателей в России
  2. Составные части заработной платы воспитателя
  3. Повышение зарплаты воспитателям детских садов в 2024 году
  4. Выплаты стимулирующего характера для воспитателей
  5. Где пройти обучение на воспитателя
  6. Какие предметы сдавать на воспитателя
  7. Можно устроиться воспитателем без педагогического образования?
  8. Что такое «профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»
  9. Курсы повышения квалификации для воспитателей
  10. Курсы переподготовки на воспитателя
  11. 2023 – Год педагога
  12. Как менялась зарплата воспитателей в последние годы
  13. Что происходит
  14. Как было раньше
  15. Что не так с проектом новой программы
  16. Противоречия с ФГОС и СанПиН
  17. Путаница понятий
  18. Отмена игровой деятельности
  19. Праздники не по возрасту
  20. Коррекционная программа без исполнителей
  21. Патриотическое воспитание вне среды
  22. Кто такой воспитатель детского сада
  23. Функции и обязанности воспитателя
  24. Обучение на воспитателя очное, заочное, дистанционное, курсы
  25. Где может работать педагог-воспитатель
  26. Карьерный рост и перспективы развития

В обществе нужны учреждения, в которых занимаются образованием дошкольников. И потому всегда будет спрос на профессии педагогического профиля. Каждый год можно отметить возросшее количество новых детских садов. Почему же:

  1. Работающие родители хотят оставлять детей в руках профессионалов в своё отсутствие.
  2. В детском саду ребёнок проживает важную часть взросления, проходит первый этап социализации, узнаёт о том, как нужно себя вести в обществе и как наладить первые контакты с людьми.

Повышение зарплаты воспитателям

Несмотря на увеличение потребности в квалифицированных воспитателях, средняя зарплата на этой должности 38 761 рубль. Это почти в два раза ниже, чем если брать средний показатель по всей России в том же году – 62 270 рублей. Ещё стоит учесть, как складываются статистические данные, ведь реальная зарплата педагогов во многих регионах не превышает и 20 тысяч рублей.

Актуальные данные говорят о том, что за месяц воспитатели в различных областях страны получают (в рублях):

  • Москва – 85 693.
  • Санкт-Петербург – 64 919.
  • Тольятти – 18 000 – 39 000
  • Воронеж – 19 000 – 37 000
  • Краснодар – 21 000 – 42 000
  • Красноярск – 24 700 – 35 400
  • Новосибирск – 23 600 – 36 800.
  • Ленинградская область – 51 810.
  • Свердловская область – 42 713.
  • Магаданская область – 80 512.
  • Калужская область – 35 943.
  • Екатеринбург – 27 400 – 43 000.
  • Пермь – 24 000 – 38 000.
  • Алтайский край – 29 532.
  • Республика Алтай – 29 404.

На должности «помощник воспитателя» в основном можно увидеть студентов, для которых это подработка, или женщин, имеющих среднее специальное образование. Их зарплата составляет 21 000 рублей.

Повышение зарплаты воспитателям

Чуть выше зарплата няни – 23 тысячи рублей.

Немного по-другому оценивается работа воспитателей интерната, она оплачивается лучше. Если в цифрах, в среднем, 38 000. За ночное дежурство, которое тоже не редкость в данной профессии, производится надбавка в 20%.

Также за переработку длительностью больше 10 часов, они получают в два раза больше. Из этого и составляется заработная плата тех, кто преподает в детских домах.

От чего зависит размер зарплаты воспитателей в России

Как вычислить факторы, влияющие на повышение зарплаты воспитателям? Чтобы выяснить, какой оклад будет в месяц, нужно знать размер базовой оплаты, квартальные премии, различного рода надбавки от 15% до 35%, квалификационную категорию (она может быть первая, вторая, высшая).

Эти показатели меняют и определяют органы местного самоуправления, поэтому они отличаются в каждом отдельно взятом регионе. То, в какой квалификационной группе находится человек, меняет и тариф оплаты его труда. Минимальная – это девятая. Следовательно, зарплата «начинающих» преподавателей будет в разы меньше, чем у опытных.

Повышение зарплаты воспитателям

Повышение зарплаты воспитателям зависит от следующих параметров:

  • смена до 12 часов на протяжении рабочей недели (если педагог заменяет своего коллегу);
  • кружки, дополнительные занятия;
  • работа по ночам в интернатах;
  • дополнительное проведение уроков иностранных языков;
  • преподавание в группах специальной направленности (логопедия, офтальмология) – зарплата будет выше на 15-20%;
  • работа на двух должностях сразу – прибавка 10%.

Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.

Как стать репетитором

Получить инструкцию бесплатно

Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Можно отметить, что самый высокий уровень дохода у тех, кто работает в частных учреждениях, а также в детских центрах развития.

Составные части заработной платы воспитателя

Как уже было сказано, оклад воспитателя зависит от первоначальной суммы, повышающих коэффициентов, компенсаций и стимулирующих выплат.

Вид коэффициента Размер коэффициента
За квалификацию Первая категория 25 %
Высшая категория 40 %
За образование Высшее образование 40 %
Ученая степень 10–20 %
За звание Отличник 20 %
Почетный работник 20 %
Заслуженный учитель 20 %
За государственные награды 12 %
За стаж работы Свыше 3 лет 5 %
Свыше 5 лет 10 %
Свыше 10 лет 25 %
За статус детского сада За внимательное соблюдение всех возможных стандартов 15 %
За отличные результаты в одном или нескольких аспектах 10 %
За работу с особыми детьми Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы 15–20 %
Группы детей, болеющих туберкулезом 25 %
Персональный повышающий коэффициент (ППК) Для тех, у кого высокая квалификация до 300 %

Какие будут коэффициенты решают федеральные или региональные нормативные акты. Исключение – персональный, он определяется начальством непосредственно ДОО.

Повышение зарплаты воспитателям детских садов в 2024 году

Сравнительно недавно было объявлено о том, что произойдут изменения в формулах расчёта оплаты труда преподавателей. А 2024 год было решено объявить Годом педагога, чтобы подчеркнуть, как важна и ценна эта профессия.

Повышение зарплаты воспитателям

На сегодняшний день статистика говорит о том, что, среди всех, кто работает в госучреждениях, меньше всего получают сотрудники дошкольной сферы. Поэтому следует подумать об изменении индексации окладов воспитателей в сторону возрастания.

Власти также обеспокоены тем, что молодые специалисты имеют тенденцию уезжать из страны, и намерены изменить данное положение. В скором времени тарифная сетка будет пересмотрена, и, следовательно, должно произойти повышение зарплаты младшим воспитателям в 2024 году. Максимальный возможный рост при высшей квалификации – до 35%.

Тарификация педагогических работников: что это такое и основные правила

Также указ президента говорит о том, что оклад преподавателей дошкольной сферы будет не меньше среднемесячного по региону. Актуальные новости сообщают, что в следующем году зарплата будет строиться исходя из:

  • количества отработанных часов;
  • стажа;
  • величины квалификации;
  • имеющихся заслуг и наград.

Ожидаемый рост зарплаты у бюджетников:

  • в 2022 году — на 6,5%;
  • в 2024 году — на 6,3%.

Это относится к отдельным категориям работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, культуры.

Другое важное замечание: несмотря на то, что поправки заработали с 1 января 2022, их будут вводить поэтапно вплоть до 2025 года. Первые шаги данной программы реализовываются с мая 2022 года в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии.

Повышение зарплаты воспитателям

Плюсы новой системы в том, что с её помощью упорядочиваются условия оплаты. К тому же, показатели увеличатся не только формально, но и на деле, оставив позади уровень инфляции.

Спорным моментом остается вопрос, сколько от зарплаты должен составлять оклад. Есть мнения, что не менее 50%. Другие считают, что 70%.

Проблема в том, что сейчас разницы между окладами людей низкой квалификации и высокой почти нет, то есть, уборщица, к примеру, может получать как воспитатель. Это лишает последних мотивации к тому, чтобы повышать свои навыки и развиваться, а ещё совершенно не способствует притоку новых кадров в педагогическую сферу.

Выплаты стимулирующего характера для воспитателей

Существующее Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 вводило изменения в систему оплаты работникам бюджетных учреждений. Теперь к уровню зарплаты, который чётко определялся единым тарифно-квалификационным справочником, прибавлялись стимулирующие выплаты. Сейчас то, как определяется оклад, полностью соответствует ст. 129 и ст. 135 ТК РФ.

Где пройти обучение на воспитателя

Если вы решили заниматься воспитанием детей дошкольного возраста после 9 класса, нужно поступать в колледж. Нередко детские сады отдают предпочтение кандидатам, имеющим среднее специальное образование, так как программа обучения такого уровня считается более проработанной. Также будущие специалисты проходят практику и лучше подготовлены к предстоящей работе.

Можно выбрать, например, следующие программы обучения:

  • Дошкольное образование (44.02.01).
  • Педагогика дополнительного образования (44.02.03).
  • Специальное дошкольное образование (44.02.04).

Пойти в колледж можно и после 11 класса, отличие в том, что выпускники 9 класса пройдут обучение за 4 года, а выпускники 11 класса за 3 года.

Это связано с тем, что после 9 класса в программе обучения присутствует дополнительное время на изучение основных предметов: русского языка, математики и т. д.

Колледжи, где можно пройти соответствующее педагогическое обучение:

  • Педагогический колледж № 10
  • Истринский профессиональный колледж Государственного гуманитарно-технологического университета.
  • Челябинский педагогический колледж № 2.
  • Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга.
  • Казанский педагогический колледж.
  • Новосибирский педагогический колледж № 2 и другие.

Также после 11 класса можно поступить в вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность». В этом случае обучение продлиться 4-5 лет. В большинстве случаев для работы воспитателя достаточно иметь диплом педагога любого направления, но для получения преимущества при трудоустройстве рекомендуется получить диплом с квалификацией «воспитатель».

Если у специалиста уже имеется высшее образование, срок обучения в вузе может составлять всего 2-3 года.

Преимущество заключается в том, что в процессе обучения большее время уделяется методикам взаимодействия именно с детьми дошкольного возраста.

Чтобы иметь соответствующую квалификацию, можно ориентироваться в выборе направлений обучения на следующие программы:

  • Дошкольное образование и логопедия.
  • Дошкольная дефектология.
  • Дошкольное образование и дополнительное образование.
  • Психология и социальная педагогика и т. д.

Подходящие знания можно получить в следующих вузах:

  • Севастопольский государственный университет.
  • Санкт-Петербургский государственный университет.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
  • Сибирский государственный университет физической культуры и спорта и другие.

Если вы уже учились в вузе на педагога или на другую специальность, можно пройти курсы переподготовки и работать по выбранному направлению.

Какие предметы сдавать на воспитателя

Если ваш выбор — колледж или техникум для становления педагогом, в качестве экзаменов нужно сдавать русский язык и математику. Также рекомендуется дополнительно сдавать экзамены по биологии и обществознанию. Точнее информацию можно узнать в колледже, так как от направления обучения может зависеть список экзаменов.

Если планируется поступление в вуз, нужно сдавать ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Дополнительные экзамены могут зависеть от вуза.

Воспитатель доу обучение

Источник фото freepik

Можно устроиться воспитателем без педагогического образования?

До 2020 года в Государственной думе обсуждалась идея об отмене профильного обучения для специалистов, обучающих дошкольников, если они имеют достаточный, успешный и эффективный опыт работы, и могут пройти аттестацию.

Решение было принято в связи с тем, что ощущается острый кадровый дефицит специалистов, способных работать с детьми дошкольного возраста. Новый законопроект позволяет устроить на работу людей, способных к воспитанию, но не имеющих должного образования.

Сейчас человек, не имеющий специального среднего или высшего образования, но прошедший аттестацию, может претендовать на работу в детском саду или ином дошкольном образовательном учреждении. Часто в этом случае воспитатель может работать в должности младшего специалиста.

По приказу Минздравсоцразвития №761н соискателям достаточно:

  • закончить 11 классов;
  • пройти подготовку в сфере образования и педагогики.

При этом стаж работы для такой должности не обязателен. Если специалист желает стать старшим воспитателем, нужно проработать в ДОУ 2–3 года.

Что такое «профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования — документ, который включает основные положения и требования к навыкам и знаниям воспитателя. Документ является одним из основных, с помощью которых можно провести анализ эффективности работы специалиста.

С помощью профессионального стандарта педагога дошкольного образования устанавливается уровень квалификации, создаются инструкции к работе, а также формируются требования к кандидатам при устройстве на работу.

Особенность документа в том, что он часто пересматривается, ежегодно вносятся предложения, правки и другие корректировки. До принятия стандарта деятельность воспитателя регулировалась Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Минус справочника в том, что он отражал только общие черты работы специалистов по работе с дошкольниками.

Так как дошкольное обучение — это важнейший этап в процессе социализации и становления личности ребенка, возникла необходимость в создании профессионального стандарта, где будут максимально учтены все потребности дошкольников и обязанности воспитателей ДОУ.

Курсы повышения квалификации для воспитателей

Повышение квалификации необходимо любому специалисту, который хочет строить свою карьеру и развиваться в профессии. Конкуренция среди педагогов высокая, поэтому для получения новых знаний и приобретения навыков для работы требуется соответствующая квалификация.

Повышение квалификации не должно восприниматься как формальный процесс, так как это возможность повышения своего уровня компетентности в сфере педагогики.

Педагоги должны в соответствии с ФГОС повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года.

Воспитатели, которые работают в ДОУ с детьми до 7 лет, должны соответствовать стандартам педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Поэтому для них требование о прохождении профессиональной переподготовке 1 раз в 3 года остается таким же.

Если у специалиста нет соответствующего образования, но он хочет работать воспитателем, требуется профессиональная переподготовка.

Курсы повышения квалификации для воспитателей доу

Источник фото freepik

Курсы переподготовки на воспитателя

Курсы переподготовки позволяют людям с другим образованием работать с детьми после дополнительного обучения. Также переподготовку могут пройти педагоги, психологи и другие специалисты, работающие в сфере человек-человек.

Получив диплом о профессиональной переподготовке, специалист может претендовать на место воспитателя, помощника воспитателя или старшего воспитателя.

Наибольшие шансы на получение должности воспитателя есть у тех, кто имеет педагогическое образование.

Обычно специалисты, не имеющие педагогического образования, посвящают дополнительным курсам профессиональной переподготовки более 500 академических часов. Если имеется педагогическое образование, срок обучения обычно сокращается в 2 раза.

Также пройти профессиональную переподготовку на воспитателя ДОУ можно и дистанционно. Это позволяет получать новые навыки из любого города, и самостоятельно составлять расписание для себя.

Длительность профессиональной переподготовки может составлять до 12 месяцев, но окончательный период обучения обговаривается с менеджером, зависит от программы дополнительного образования и пожеланий обучаемого.

Организация, где можно пройти профессиональную переподготовку, должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В этом случае кроме стандартных программ, которые соответствуют ФГОС, можно создать собственный план обучения в зависимости от дополнительных потребностей.

По окончании обучения выдается диплом установленного образца воспитателя ДОУ, который можно использовать при устройстве на работу в дошкольное образовательное учреждение.

Если специалист выбрал дистанционное обучение на воспитателя, документ можно получить по почте, если вы находитесь в другом городе, или не имеете возможности получить его лично. Также на электронную почту организация направляет электронную копию документа, которую можно предъявлять работодателю для подтверждения своей квалификации.

2023 – Год педагога

Не так давно президент страны заявил о грядущей «модернизации» формул расчета оплаты труда педагогов за счет бюджетных средств. Также на данном собрании было официально принято, что грядущий 2024 год станет Годом педагога в стране, чтобы каждый регион смог чтить эту древнюю и важную профессию.

воспитатель

Напомним, что в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2024 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:

  • в 2022 году — на 6,5%;
  • в 2024 году — на 6,3%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки. но вероятнее всего, индексация 2024 год будет проведена по более высокому коэффициенту, так как инфляция на конец 2022 года точно превысит рубеж 10% (а по некоторым данным и 12%).

зарплата воспитателей

Результат: формально повышение зарплаты учителям и воспитателям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда ушли в прошлое. Правительство установило единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. На законодательном уровне установлены требования к должностным окладам.

Они должны составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат стала прозрачной и с едиными условиями для всех.

Важно! Поправки заработали с 01.01.2022, но их внедрение в регионах пройдет поэтапно, до 2025 года.

Запуск новой программы начисления заработной платы для педагогов намечен на май 2022 года. Первоначально её протестируют в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии.

Как менялась зарплата воспитателей в последние годы

Размер оплат труда всегда существенно отличался в разных регионах России. Наиболее высокая зарплата дошкольных работников отмечается в северных регионах и Москве. Статистика говорит о том, что воспитатель тут может получать до 100 000 рублей.

Но в реальности эти цифры фигурируют только на бумаге, а на самом деле зарплата воспитателей на 46% меньше официальных статистических данных.

На окончательный размер зарплат воспитателей в 2024 году будут оказывать влияние и надбавки вместо обычного увеличения оклада. Перечень надбавок включает в себя:

  • сверхурочная работа (двойной тариф оклада);
  • дежурство в детском саду-интернате ночью (20 % к окладу);
  • работа с детьми в коррекционных,
  • логопедических и других группах (15%);
  • воспитание детей с туберкулезом (25%);
  • совмещение работы в дошкольном учреждении с другими должностями (12%).

Хочется верить, что обещанное повышение зарплаты работникам дошкольных учреждений (в том числе и помощникам воспитателя), состоится уже в 2024 году и ощутимо повысит благосостояние семей данной категории педагогических работников. А какая зарплата воспитателя в вашем регионе на данный момент? Предлагаем поделиться информацией в комментариях и сравнить размер выплат в разных регионах страны.

Что происходит

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), а уже 3 ноября, меньше чем через месяц, проект программы стал доступен для общественного обсуждения — и спровоцировал большую дискуссию на тему будущего дошкольного образования в России. Воспитатели и педагоги, заведующие детскими садами, методисты, психологи, доценты и профессора, специализирующиеся на дошкольном образовании, выступили со своими предположениями и опасениями по поводу того, что произойдет в случае, если данная программа будет утверждена.

А она — в том или ином виде — будет утверждена и опубликована 1 января 2024 года.

Вместе с экспертным сообществом разбираемся, что предполагает проект, что насторожило педагогов дошкольного образования и что ждет дошкольников в детских садах начиная с будущего года.

Как было раньше

Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.

Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.

В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование.

Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.

Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.

Что будет со всеми этими программами после вступления в силу ФОП ДО — вопрос.

Что не так с проектом новой программы

Цель новой Федеральной программы изначально неплохая — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале, и в Находке получали равноценное дошкольное образование.

Однако четырех недель, прошедших с момента создания рабочей группы до появления проекта программы, явно мало, чтобы проработать столь серьезный, основополагающий документ, по которому дошколке предстоит развиваться как минимум в ближайшие 10 лет, а возможно, и дольше. Как мягко выразился на общественном обсуждении проекта доктор психологических наук, профессор Дирекции образовательных программ МГПУ и кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев: «Ощущается четырехнедельная беременность программы». Другие эксперты были более резки в своих высказываниях: «нескладно написанный документ», «реферат студентов-двоечников».

Первое, что бросается в глаза при чтении документа объемом 140 страниц, — это бесконечное количество орфографических и стилистических ошибок, повторов или, наоборот, фрагментов, в которых авторы забыли что-то дописать, как, например, в разделе планируемых результатов художественно-эстетической деятельности (их просто нет). Но это мелочи.

Противоречия с ФГОС и СанПиН

Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидно, что программа представляет собой компиляцию двух документов — ФГОС (откуда, как выразился один из экспертов, «нарезаны целые куски текста») и Примерной рабочей программы воспитания, которая была принята пару лет назад, директивно отправлена в сады, но так и не нашла своего применения. При этом эксперты задаются логичными вопросами: зачем в Федеральной программе столь явные реверансы в сторону ФГОС и что же в итоге важнее — ФГОС или ФОП ДО?

При этом в новом проекте Федеральной образовательной программы дошкольного образования полностью отменяется индивидуальный подход к детям и игнорируется индивидуальный темп развития каждого ребенка, а именно они неоднократно подчеркиваются во ФГОС и во многом составляют их основу. Кроме того, сильно сужены периоды, в рамках которых дети должны показать те или иные образовательные результаты, — и это тоже не соответствует специфике дошкольного детства, четко прописанной во ФГОС .

Ряд понятий в рамках ФОП ДО встречается в одной части проекта (образовательной) — и ни разу не встречается в другой (воспитательной), что приводит к отсутствию прослеживаемой связи между частями программы. Кроме того, ФОП ДО нарушает СанПиН в отношении времени сна дошколят и времени свободной игры, жестко регламентирует время занятий, не оставляя ни минуты на передышку.

Путаница понятий

На страницах программы можно встретить и «воспитателя», и «педагога», и «педагогического работника», и даже просто «взрослого». Причем совершенно непонятно, кто все эти люди, — или это все-таки один человек? И если так, то не слишком ли много функций и обязательств накладывается на одного работника? Предполагается, что педагог (или все-таки воспитатель?) будет отвечать и за развитие речи у детей, и за математические навыки, и за художественно-эстетическое воспитание, а также за трудовое и патриотическое воспитание и за все остальные сферы развития, образования и обучения. Здесь, кстати, тоже абсолютная путаница и непонятно, что все-таки нужно делать с дошколятами: обучать, воспитывать или образовывать? И сколько человек это должны делать?

Впрочем, как верно замечают эксперты, путаница конкретно с этими понятиями произрастает из того, что в Федеральную программу перекочевала в неизменном виде та самая Примерная рабочая программа воспитания, которая также не прошла в свое время экспертную оценку — во многом потому, что и в ней была такая же путаница.

Дошкольное образование, как отмечают практически все эксперты, нельзя рассматривать отдельно от воспитания — их нельзя разделять. И отсюда все проблемы нового проекта. По словам Эльфии Дорофеевой, директора по инновациям Международной академии дошкольного образования и президента Ассоциации развития дошкольного образования, устранить этот недочет можно было бы, составив как минимум глоссарий.

Глоссария в проекте ФОП ДО нет.

По мнению экспертного сообщества, в планируемой программе перепутаны принципы и подходы, ступени и уровни образования, можно встретить странно изложенную информацию (так, в разделе «Знакомство с профессиями» водитель почему-то назван разговорным словом «шофер»). Авторы проекта вводят ряд новых понятий: «образовательная ситуация», «проектная деятельность», «культурные практики, «позитивная социализация», «социальная навигация», «взрослый-навигатор» — но расшифровки понятий нигде не дается.

Отмена игровой деятельности

В каждом возрасте ребенок решает определенные задачи, и ведущая деятельность для каждого возраста своя. Для дошкольников это игровая и исследовательская деятельность. Однако ни та, ни другая в проекте ФОП ДО не представлена.

Игровая деятельность упоминается несколько раз в связи с занятиями физкультурой и в связи с игрой на музыкальных инструментах. И если следовать предлагаемому Укладу детского сада (читайте: режиму дня дошкольного учреждения), то у дошколят в подготовительной группе остается в лучшем случае 5 минут на свободную игру в день — все остальное их время занято обучающими и образовательными занятиями, которые не соответствуют ведущей деятельности в этом возрасте. А ведь именно «учет ведущей деятельности» декларируется в документе как один из принципов программы.

Основной глагол, который чаще всего описывает задачи детского сада в ФОП ДО, — это «учить». И получается, что ребенок из личности и субъекта воспитания, развития и образования превращается в объект обучения.

Праздники не по возрасту

Календарный план воспитательной работы в Федеральной программе впечатляет: от двух до пяти праздников в месяц. А ведь воспитателям (педагогам? взрослым?) нужно время на подготовку каждого события. При этом предполагается, что воспитатели должны готовить мероприятия согласно возрастным, физиологическим и психоэмоциональным особенностям воспитанников.

У экспертов возникает закономерный вопрос: как с этими требованиями соотносится, например, празднование Дня сотрудника внутренних дел РФ?

Эксперты говорят: «У нас просто нет соответствующей методической базы». Но даже если бы она имелась, то при следовании программе у детского сада совершенно не останется времени, чтобы готовить региональные, национальные праздники. Напомним: одна из задач Федеральной программы — создание единого образовательного пространства с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.

Эксперты уверены: в детском саду достаточно трех праздников — Нового года, Дня матери и праздника Выпуска в школу, а все остальное — это праздники-развлечения для детей.

Коррекционная программа без исполнителей

Наличие в ФОП ДО раздела про коррекционную программу — это прекрасный факт. Однако в проекте не прописано, кто будет воплощать эту программу на практике. Как отметила во время обсуждения ФОП ДО Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, в программе очень важно не просто сослаться на нормативные документы, а четко прописать наличие в детских садах педагогов-дефектологов, иначе некому будет все это осуществлять.

Так, по ее информации, в Дагестане 1600 школ — и всего 253 логопеда.

Дефектологи и логопеды давно выведены из штата детских садов — их там нет. И получается, что коррекционная работа ложится снова на плечи воспитателя (или педагога?). Но у него нет компетенций для такой работы — и времени тоже нет, учитывая объем образовательной и воспитательной работы.

Более того, говоря о компетенциях, эксперты отмечают, что в ФОП ДО не прописано, какое, собственно, образование должно быть у педагога в детском саду. А это чрезвычайно важный момент: и сейчас, и согласно проекту новой программы, учитель химии или биологии легко может устроиться в детский сад, вот только он понятия не имеет, как работать с детьми: у него нет соответствующих знаний и квалификации. Он не знает, что родитель всегда прав, а детям нужно всегда улыбаться: его этому не учили.

Патриотическое воспитание вне среды

Одна из основных задач дошкольного образования, согласно ФОП ДО, — это «воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации» и «воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины». В проекте программы много места уделено именно патриотическому воспитанию дошкольников — с поднятием флага, проведением образовательных событий по данной теме.

По мнению Сергея Плахотникова, педагога-психолога, разработчика образовательных сред, дошкольное образование, безусловно, должно помочь увидеть и полюбить родину и стать патриотом. «Но, — по его словам, — это должно происходить не за счет вывешивания флагов, гербов и портретов. Дети воспринимают родину благодаря тем объектам, которые есть вокруг них: это театр, парикмахерская, магазин.

Мы должны ввести их в эти помещения, но не через парадный вход, а через заднюю дверь. Ввести и познакомить с жизнью этих объектов изнутри. И тогда они будут идти по улице с родителями и знать нечто такое, чего их родители не знают.

И будут еще две-три недели играть в магазин и парикмахерскую, театр и пожарную часть, выступая как исследователи».

«Через гербарику и через знания патриотизм не становится ценностной установкой личности», — дополняет эту мысль Александр Асмолов, академик, доктор психологических наук.

Кто такой воспитатель детского сада

Это педагог, занимающийся воспитательно-образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста по соответствующей программе воспитания и соблюдающий должностные обязанности.

Профессия воспитатель детского сада обязанности, где учиться и что сдавать, какая зарплата

Цель работы воспитателя в том, чтобы способствовать коррекции и развитию воспитанников.

Функции и обязанности воспитателя

Воспитательница детей дошкольного возраста обязана соблюдать должностную инструкцию, которая основывается на типовых общих положениях.

Профессия воспитатель детского сада обязанности, где учиться и что сдавать, какая зарплата

Педагог должен делать следующее:

  • подчиняться заведующему дошкольного учреждения,
  • проходить осмотр медиков 2 раза в течение года,
  • знать и придерживаться в своей работе нормативных документов,
  • сотрудничать с родителями воспитанников, просвещать их по педагогическим вопросам,
  • соблюдать график работы, продолжительность которого составляет 36 часов в неделю,
  • уделять время для повышения квалификации, посещая курсы и семинары,
  • придерживаться норм трудовой дисциплины.

Иногда рабочий день педагога бывает не нормированным.

Как и все специалисты дошкольного образования, воспитатель пользуется, знает и умеет применять на практике:

  • Конвенцию о правах ребёнка,
  • основные законы,
  • Устав учреждения, правила и инструкции,
  • труды по педагогике, психологии, возрастной физиологии и гигиене,
  • основы доврачебной помощи,
  • теорию и методику воспитательной работы,
  • правила и нормы по технике безопасности.

Самое главное, чем должен дорожить педагог – это жизнью и здоровьем воспитанников. Он должен знать, что:

  • отвечает за ребёнка, пока тот находится в учреждении,
  • обязан тщательно присматривать за воспитанниками, согласно требованиям и инструкциям,
  • ослабленные болезнями дети нуждаются в особом внимании,
  • необходимо доносить до сведения руководителя и медиков информацию о здоровье детей, вести учёт посещаемости.

Обучение на воспитателя очное, заочное, дистанционное, курсы

Сколько учиться — часто спрашивают заинтересованные. Период зависит от полученного ранее образования.

Профессия воспитатель детского сада обязанности, где учиться и что сдавать, какая зарплата

Можно обучаться специальности «воспитатель дошкольного образования»:

  • после 9 класса в колледже в течение 3,5 лет, только на дневном отделении,
  • после 11 классов в колледже – 2 года, в вузе – 4-5 лет, отделение может быть очным, заочным и дистанционным,
  • через прохождение переподготовки на курсах в течение 3-12 месяцев на базе полученного высшего образования, то есть можно переквалифицироваться, выучиться по специальности воспитателя.

Где может работать педагог-воспитатель

Место работы можно выбрать, исходя из своих предпочтений и имеющихся вакансий.

Профессия воспитатель детского сада обязанности, где учиться и что сдавать, какая зарплата

Это может быть место:

  • в обычном муниципальном детском саду,
  • в частном образовательном учреждении,
  • в семье в качестве гувернантки или няни.

Карьерный рост и перспективы развития

Полученное специальное образование не освобождает специалиста от регулярной переподготовки. Для подтверждения и повышения квалификации необходимо обучаться на курсах и посещать семинары.

Профессия воспитатель детского сада обязанности, где учиться и что сдавать, какая зарплата

Профессиональная компетенция воспитателя не разовьётся без его участия в работе педагогических сообществ.

Квалификация может быть самой низкой – «соответствие занимаемой должности» и самой высокой – «высшей категории».

Adblock
detector