- От чего зависит размер зарплаты воспитателей в России
- Составные части заработной платы воспитателя
- Повышение зарплаты воспитателям детских садов в 2024 году
- Выплаты стимулирующего характера для воспитателей
- Где пройти обучение на воспитателя
- Какие предметы сдавать на воспитателя
- Можно устроиться воспитателем без педагогического образования?
- Что такое «профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»
- Курсы повышения квалификации для воспитателей
- Курсы переподготовки на воспитателя
- 2023 – Год педагога
- Как менялась зарплата воспитателей в последние годы
- Что происходит
- Как было раньше
- Что не так с проектом новой программы
- Противоречия с ФГОС и СанПиН
- Путаница понятий
- Отмена игровой деятельности
- Праздники не по возрасту
- Коррекционная программа без исполнителей
- Патриотическое воспитание вне среды
- Кто такой воспитатель детского сада
- Функции и обязанности воспитателя
- Обучение на воспитателя очное, заочное, дистанционное, курсы
- Где может работать педагог-воспитатель
- Карьерный рост и перспективы развития
В обществе нужны учреждения, в которых занимаются образованием дошкольников. И потому всегда будет спрос на профессии педагогического профиля. Каждый год можно отметить возросшее количество новых детских садов. Почему же:
- Работающие родители хотят оставлять детей в руках профессионалов в своё отсутствие.
- В детском саду ребёнок проживает важную часть взросления, проходит первый этап социализации, узнаёт о том, как нужно себя вести в обществе и как наладить первые контакты с людьми.
Несмотря на увеличение потребности в квалифицированных воспитателях, средняя зарплата на этой должности 38 761 рубль. Это почти в два раза ниже, чем если брать средний показатель по всей России в том же году – 62 270 рублей. Ещё стоит учесть, как складываются статистические данные, ведь реальная зарплата педагогов во многих регионах не превышает и 20 тысяч рублей.
Актуальные данные говорят о том, что за месяц воспитатели в различных областях страны получают (в рублях):
- Москва – 85 693.
- Санкт-Петербург – 64 919.
- Тольятти – 18 000 – 39 000
- Воронеж – 19 000 – 37 000
- Краснодар – 21 000 – 42 000
- Красноярск – 24 700 – 35 400
- Новосибирск – 23 600 – 36 800.
- Ленинградская область – 51 810.
- Свердловская область – 42 713.
- Магаданская область – 80 512.
- Калужская область – 35 943.
- Екатеринбург – 27 400 – 43 000.
- Пермь – 24 000 – 38 000.
- Алтайский край – 29 532.
- Республика Алтай – 29 404.
На должности «помощник воспитателя» в основном можно увидеть студентов, для которых это подработка, или женщин, имеющих среднее специальное образование. Их зарплата составляет 21 000 рублей.
Чуть выше зарплата няни – 23 тысячи рублей.
Немного по-другому оценивается работа воспитателей интерната, она оплачивается лучше. Если в цифрах, в среднем, 38 000. За ночное дежурство, которое тоже не редкость в данной профессии, производится надбавка в 20%.
Также за переработку длительностью больше 10 часов, они получают в два раза больше. Из этого и составляется заработная плата тех, кто преподает в детских домах.
От чего зависит размер зарплаты воспитателей в России
Как вычислить факторы, влияющие на повышение зарплаты воспитателям? Чтобы выяснить, какой оклад будет в месяц, нужно знать размер базовой оплаты, квартальные премии, различного рода надбавки от 15% до 35%, квалификационную категорию (она может быть первая, вторая, высшая).
Эти показатели меняют и определяют органы местного самоуправления, поэтому они отличаются в каждом отдельно взятом регионе. То, в какой квалификационной группе находится человек, меняет и тариф оплаты его труда. Минимальная – это девятая. Следовательно, зарплата «начинающих» преподавателей будет в разы меньше, чем у опытных.
Повышение зарплаты воспитателям зависит от следующих параметров:
- смена до 12 часов на протяжении рабочей недели (если педагог заменяет своего коллегу);
- кружки, дополнительные занятия;
- работа по ночам в интернатах;
- дополнительное проведение уроков иностранных языков;
- преподавание в группах специальной направленности (логопедия, офтальмология) – зарплата будет выше на 15-20%;
- работа на двух должностях сразу – прибавка 10%.
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.
Как стать репетитором
Получить инструкцию бесплатно
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Можно отметить, что самый высокий уровень дохода у тех, кто работает в частных учреждениях, а также в детских центрах развития.
Составные части заработной платы воспитателя
Как уже было сказано, оклад воспитателя зависит от первоначальной суммы, повышающих коэффициентов, компенсаций и стимулирующих выплат.
Вид коэффициента | Размер коэффициента | |
За квалификацию | Первая категория | 25 % |
Высшая категория | 40 % | |
За образование | Высшее образование | 40 % |
Ученая степень | 10–20 % | |
За звание | Отличник | 20 % |
Почетный работник | 20 % | |
Заслуженный учитель | 20 % | |
За государственные награды | 12 % | |
За стаж работы | Свыше 3 лет | 5 % |
Свыше 5 лет | 10 % | |
Свыше 10 лет | 25 % | |
За статус детского сада | За внимательное соблюдение всех возможных стандартов | 15 % |
За отличные результаты в одном или нескольких аспектах | 10 % | |
За работу с особыми детьми | Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы | 15–20 % |
Группы детей, болеющих туберкулезом | 25 % | |
Персональный повышающий коэффициент (ППК) | Для тех, у кого высокая квалификация | до 300 % |
Какие будут коэффициенты решают федеральные или региональные нормативные акты. Исключение – персональный, он определяется начальством непосредственно ДОО.
Повышение зарплаты воспитателям детских садов в 2024 году
Сравнительно недавно было объявлено о том, что произойдут изменения в формулах расчёта оплаты труда преподавателей. А 2024 год было решено объявить Годом педагога, чтобы подчеркнуть, как важна и ценна эта профессия.
На сегодняшний день статистика говорит о том, что, среди всех, кто работает в госучреждениях, меньше всего получают сотрудники дошкольной сферы. Поэтому следует подумать об изменении индексации окладов воспитателей в сторону возрастания.
Власти также обеспокоены тем, что молодые специалисты имеют тенденцию уезжать из страны, и намерены изменить данное положение. В скором времени тарифная сетка будет пересмотрена, и, следовательно, должно произойти повышение зарплаты младшим воспитателям в 2024 году. Максимальный возможный рост при высшей квалификации – до 35%.
Также указ президента говорит о том, что оклад преподавателей дошкольной сферы будет не меньше среднемесячного по региону. Актуальные новости сообщают, что в следующем году зарплата будет строиться исходя из:
- количества отработанных часов;
- стажа;
- величины квалификации;
- имеющихся заслуг и наград.
Ожидаемый рост зарплаты у бюджетников:
- в 2022 году — на 6,5%;
- в 2024 году — на 6,3%.
Это относится к отдельным категориям работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, культуры.
Другое важное замечание: несмотря на то, что поправки заработали с 1 января 2022, их будут вводить поэтапно вплоть до 2025 года. Первые шаги данной программы реализовываются с мая 2022 года в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии.
Плюсы новой системы в том, что с её помощью упорядочиваются условия оплаты. К тому же, показатели увеличатся не только формально, но и на деле, оставив позади уровень инфляции.
Спорным моментом остается вопрос, сколько от зарплаты должен составлять оклад. Есть мнения, что не менее 50%. Другие считают, что 70%.
Проблема в том, что сейчас разницы между окладами людей низкой квалификации и высокой почти нет, то есть, уборщица, к примеру, может получать как воспитатель. Это лишает последних мотивации к тому, чтобы повышать свои навыки и развиваться, а ещё совершенно не способствует притоку новых кадров в педагогическую сферу.
Выплаты стимулирующего характера для воспитателей
Существующее Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 вводило изменения в систему оплаты работникам бюджетных учреждений. Теперь к уровню зарплаты, который чётко определялся единым тарифно-квалификационным справочником, прибавлялись стимулирующие выплаты. Сейчас то, как определяется оклад, полностью соответствует ст. 129 и ст. 135 ТК РФ.
Где пройти обучение на воспитателя
Если вы решили заниматься воспитанием детей дошкольного возраста после 9 класса, нужно поступать в колледж. Нередко детские сады отдают предпочтение кандидатам, имеющим среднее специальное образование, так как программа обучения такого уровня считается более проработанной. Также будущие специалисты проходят практику и лучше подготовлены к предстоящей работе.
Можно выбрать, например, следующие программы обучения:
- Дошкольное образование (44.02.01).
- Педагогика дополнительного образования (44.02.03).
- Специальное дошкольное образование (44.02.04).
Пойти в колледж можно и после 11 класса, отличие в том, что выпускники 9 класса пройдут обучение за 4 года, а выпускники 11 класса за 3 года.
Это связано с тем, что после 9 класса в программе обучения присутствует дополнительное время на изучение основных предметов: русского языка, математики и т. д.
Колледжи, где можно пройти соответствующее педагогическое обучение:
- Педагогический колледж № 10
- Истринский профессиональный колледж Государственного гуманитарно-технологического университета.
- Челябинский педагогический колледж № 2.
- Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга.
- Казанский педагогический колледж.
- Новосибирский педагогический колледж № 2 и другие.
Также после 11 класса можно поступить в вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность». В этом случае обучение продлиться 4-5 лет. В большинстве случаев для работы воспитателя достаточно иметь диплом педагога любого направления, но для получения преимущества при трудоустройстве рекомендуется получить диплом с квалификацией «воспитатель».
Если у специалиста уже имеется высшее образование, срок обучения в вузе может составлять всего 2-3 года.
Преимущество заключается в том, что в процессе обучения большее время уделяется методикам взаимодействия именно с детьми дошкольного возраста.
Чтобы иметь соответствующую квалификацию, можно ориентироваться в выборе направлений обучения на следующие программы:
- Дошкольное образование и логопедия.
- Дошкольная дефектология.
- Дошкольное образование и дополнительное образование.
- Психология и социальная педагогика и т. д.
Подходящие знания можно получить в следующих вузах:
- Севастопольский государственный университет.
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта и другие.
Если вы уже учились в вузе на педагога или на другую специальность, можно пройти курсы переподготовки и работать по выбранному направлению.
Какие предметы сдавать на воспитателя
Если ваш выбор — колледж или техникум для становления педагогом, в качестве экзаменов нужно сдавать русский язык и математику. Также рекомендуется дополнительно сдавать экзамены по биологии и обществознанию. Точнее информацию можно узнать в колледже, так как от направления обучения может зависеть список экзаменов.
Если планируется поступление в вуз, нужно сдавать ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Дополнительные экзамены могут зависеть от вуза.
Источник фото freepik
Можно устроиться воспитателем без педагогического образования?
До 2020 года в Государственной думе обсуждалась идея об отмене профильного обучения для специалистов, обучающих дошкольников, если они имеют достаточный, успешный и эффективный опыт работы, и могут пройти аттестацию.
Решение было принято в связи с тем, что ощущается острый кадровый дефицит специалистов, способных работать с детьми дошкольного возраста. Новый законопроект позволяет устроить на работу людей, способных к воспитанию, но не имеющих должного образования.
Сейчас человек, не имеющий специального среднего или высшего образования, но прошедший аттестацию, может претендовать на работу в детском саду или ином дошкольном образовательном учреждении. Часто в этом случае воспитатель может работать в должности младшего специалиста.
По приказу Минздравсоцразвития №761н соискателям достаточно:
- закончить 11 классов;
- пройти подготовку в сфере образования и педагогики.
При этом стаж работы для такой должности не обязателен. Если специалист желает стать старшим воспитателем, нужно проработать в ДОУ 2–3 года.
Что такое «профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования — документ, который включает основные положения и требования к навыкам и знаниям воспитателя. Документ является одним из основных, с помощью которых можно провести анализ эффективности работы специалиста.
С помощью профессионального стандарта педагога дошкольного образования устанавливается уровень квалификации, создаются инструкции к работе, а также формируются требования к кандидатам при устройстве на работу.
Особенность документа в том, что он часто пересматривается, ежегодно вносятся предложения, правки и другие корректировки. До принятия стандарта деятельность воспитателя регулировалась Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Минус справочника в том, что он отражал только общие черты работы специалистов по работе с дошкольниками.
Так как дошкольное обучение — это важнейший этап в процессе социализации и становления личности ребенка, возникла необходимость в создании профессионального стандарта, где будут максимально учтены все потребности дошкольников и обязанности воспитателей ДОУ.
Курсы повышения квалификации для воспитателей
Повышение квалификации необходимо любому специалисту, который хочет строить свою карьеру и развиваться в профессии. Конкуренция среди педагогов высокая, поэтому для получения новых знаний и приобретения навыков для работы требуется соответствующая квалификация.
Повышение квалификации не должно восприниматься как формальный процесс, так как это возможность повышения своего уровня компетентности в сфере педагогики.
Педагоги должны в соответствии с ФГОС повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
Воспитатели, которые работают в ДОУ с детьми до 7 лет, должны соответствовать стандартам педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Поэтому для них требование о прохождении профессиональной переподготовке 1 раз в 3 года остается таким же.
Если у специалиста нет соответствующего образования, но он хочет работать воспитателем, требуется профессиональная переподготовка.
Источник фото freepik
Курсы переподготовки на воспитателя
Курсы переподготовки позволяют людям с другим образованием работать с детьми после дополнительного обучения. Также переподготовку могут пройти педагоги, психологи и другие специалисты, работающие в сфере человек-человек.
Получив диплом о профессиональной переподготовке, специалист может претендовать на место воспитателя, помощника воспитателя или старшего воспитателя.
Наибольшие шансы на получение должности воспитателя есть у тех, кто имеет педагогическое образование.
Обычно специалисты, не имеющие педагогического образования, посвящают дополнительным курсам профессиональной переподготовки более 500 академических часов. Если имеется педагогическое образование, срок обучения обычно сокращается в 2 раза.
Также пройти профессиональную переподготовку на воспитателя ДОУ можно и дистанционно. Это позволяет получать новые навыки из любого города, и самостоятельно составлять расписание для себя.
Длительность профессиональной переподготовки может составлять до 12 месяцев, но окончательный период обучения обговаривается с менеджером, зависит от программы дополнительного образования и пожеланий обучаемого.
Организация, где можно пройти профессиональную переподготовку, должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В этом случае кроме стандартных программ, которые соответствуют ФГОС, можно создать собственный план обучения в зависимости от дополнительных потребностей.
По окончании обучения выдается диплом установленного образца воспитателя ДОУ, который можно использовать при устройстве на работу в дошкольное образовательное учреждение.
Если специалист выбрал дистанционное обучение на воспитателя, документ можно получить по почте, если вы находитесь в другом городе, или не имеете возможности получить его лично. Также на электронную почту организация направляет электронную копию документа, которую можно предъявлять работодателю для подтверждения своей квалификации.
2023 – Год педагога
Не так давно президент страны заявил о грядущей «модернизации» формул расчета оплаты труда педагогов за счет бюджетных средств. Также на данном собрании было официально принято, что грядущий 2024 год станет Годом педагога в стране, чтобы каждый регион смог чтить эту древнюю и важную профессию.
Напомним, что в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2024 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:
- в 2022 году — на 6,5%;
- в 2024 году — на 6,3%.
Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки. но вероятнее всего, индексация 2024 год будет проведена по более высокому коэффициенту, так как инфляция на конец 2022 года точно превысит рубеж 10% (а по некоторым данным и 12%).
Результат: формально повышение зарплаты учителям и воспитателям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда ушли в прошлое. Правительство установило единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. На законодательном уровне установлены требования к должностным окладам.
Они должны составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат стала прозрачной и с едиными условиями для всех.
Важно! Поправки заработали с 01.01.2022, но их внедрение в регионах пройдет поэтапно, до 2025 года.
Запуск новой программы начисления заработной платы для педагогов намечен на май 2022 года. Первоначально её протестируют в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии.
Как менялась зарплата воспитателей в последние годы
Размер оплат труда всегда существенно отличался в разных регионах России. Наиболее высокая зарплата дошкольных работников отмечается в северных регионах и Москве. Статистика говорит о том, что воспитатель тут может получать до 100 000 рублей.
Но в реальности эти цифры фигурируют только на бумаге, а на самом деле зарплата воспитателей на 46% меньше официальных статистических данных.
На окончательный размер зарплат воспитателей в 2024 году будут оказывать влияние и надбавки вместо обычного увеличения оклада. Перечень надбавок включает в себя:
- сверхурочная работа (двойной тариф оклада);
- дежурство в детском саду-интернате ночью (20 % к окладу);
- работа с детьми в коррекционных,
- логопедических и других группах (15%);
- воспитание детей с туберкулезом (25%);
- совмещение работы в дошкольном учреждении с другими должностями (12%).
Хочется верить, что обещанное повышение зарплаты работникам дошкольных учреждений (в том числе и помощникам воспитателя), состоится уже в 2024 году и ощутимо повысит благосостояние семей данной категории педагогических работников. А какая зарплата воспитателя в вашем регионе на данный момент? Предлагаем поделиться информацией в комментариях и сравнить размер выплат в разных регионах страны.
Что происходит
Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), а уже 3 ноября, меньше чем через месяц, проект программы стал доступен для общественного обсуждения — и спровоцировал большую дискуссию на тему будущего дошкольного образования в России. Воспитатели и педагоги, заведующие детскими садами, методисты, психологи, доценты и профессора, специализирующиеся на дошкольном образовании, выступили со своими предположениями и опасениями по поводу того, что произойдет в случае, если данная программа будет утверждена.
А она — в том или ином виде — будет утверждена и опубликована 1 января 2024 года.
Вместе с экспертным сообществом разбираемся, что предполагает проект, что насторожило педагогов дошкольного образования и что ждет дошкольников в детских садах начиная с будущего года.
Как было раньше
Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.
Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.
В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование.
Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.
Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.
Что будет со всеми этими программами после вступления в силу ФОП ДО — вопрос.
Что не так с проектом новой программы
Цель новой Федеральной программы изначально неплохая — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале, и в Находке получали равноценное дошкольное образование.
Однако четырех недель, прошедших с момента создания рабочей группы до появления проекта программы, явно мало, чтобы проработать столь серьезный, основополагающий документ, по которому дошколке предстоит развиваться как минимум в ближайшие 10 лет, а возможно, и дольше. Как мягко выразился на общественном обсуждении проекта доктор психологических наук, профессор Дирекции образовательных программ МГПУ и кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев: «Ощущается четырехнедельная беременность программы». Другие эксперты были более резки в своих высказываниях: «нескладно написанный документ», «реферат студентов-двоечников».
Первое, что бросается в глаза при чтении документа объемом 140 страниц, — это бесконечное количество орфографических и стилистических ошибок, повторов или, наоборот, фрагментов, в которых авторы забыли что-то дописать, как, например, в разделе планируемых результатов художественно-эстетической деятельности (их просто нет). Но это мелочи.
Противоречия с ФГОС и СанПиН
Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидно, что программа представляет собой компиляцию двух документов — ФГОС (откуда, как выразился один из экспертов, «нарезаны целые куски текста») и Примерной рабочей программы воспитания, которая была принята пару лет назад, директивно отправлена в сады, но так и не нашла своего применения. При этом эксперты задаются логичными вопросами: зачем в Федеральной программе столь явные реверансы в сторону ФГОС и что же в итоге важнее — ФГОС или ФОП ДО?
При этом в новом проекте Федеральной образовательной программы дошкольного образования полностью отменяется индивидуальный подход к детям и игнорируется индивидуальный темп развития каждого ребенка, а именно они неоднократно подчеркиваются во ФГОС и во многом составляют их основу. Кроме того, сильно сужены периоды, в рамках которых дети должны показать те или иные образовательные результаты, — и это тоже не соответствует специфике дошкольного детства, четко прописанной во ФГОС .
Ряд понятий в рамках ФОП ДО встречается в одной части проекта (образовательной) — и ни разу не встречается в другой (воспитательной), что приводит к отсутствию прослеживаемой связи между частями программы. Кроме того, ФОП ДО нарушает СанПиН в отношении времени сна дошколят и времени свободной игры, жестко регламентирует время занятий, не оставляя ни минуты на передышку.
Путаница понятий
На страницах программы можно встретить и «воспитателя», и «педагога», и «педагогического работника», и даже просто «взрослого». Причем совершенно непонятно, кто все эти люди, — или это все-таки один человек? И если так, то не слишком ли много функций и обязательств накладывается на одного работника? Предполагается, что педагог (или все-таки воспитатель?) будет отвечать и за развитие речи у детей, и за математические навыки, и за художественно-эстетическое воспитание, а также за трудовое и патриотическое воспитание и за все остальные сферы развития, образования и обучения. Здесь, кстати, тоже абсолютная путаница и непонятно, что все-таки нужно делать с дошколятами: обучать, воспитывать или образовывать? И сколько человек это должны делать?
Впрочем, как верно замечают эксперты, путаница конкретно с этими понятиями произрастает из того, что в Федеральную программу перекочевала в неизменном виде та самая Примерная рабочая программа воспитания, которая также не прошла в свое время экспертную оценку — во многом потому, что и в ней была такая же путаница.
Дошкольное образование, как отмечают практически все эксперты, нельзя рассматривать отдельно от воспитания — их нельзя разделять. И отсюда все проблемы нового проекта. По словам Эльфии Дорофеевой, директора по инновациям Международной академии дошкольного образования и президента Ассоциации развития дошкольного образования, устранить этот недочет можно было бы, составив как минимум глоссарий.
Глоссария в проекте ФОП ДО нет.
По мнению экспертного сообщества, в планируемой программе перепутаны принципы и подходы, ступени и уровни образования, можно встретить странно изложенную информацию (так, в разделе «Знакомство с профессиями» водитель почему-то назван разговорным словом «шофер»). Авторы проекта вводят ряд новых понятий: «образовательная ситуация», «проектная деятельность», «культурные практики, «позитивная социализация», «социальная навигация», «взрослый-навигатор» — но расшифровки понятий нигде не дается.
Отмена игровой деятельности
В каждом возрасте ребенок решает определенные задачи, и ведущая деятельность для каждого возраста своя. Для дошкольников это игровая и исследовательская деятельность. Однако ни та, ни другая в проекте ФОП ДО не представлена.
Игровая деятельность упоминается несколько раз в связи с занятиями физкультурой и в связи с игрой на музыкальных инструментах. И если следовать предлагаемому Укладу детского сада (читайте: режиму дня дошкольного учреждения), то у дошколят в подготовительной группе остается в лучшем случае 5 минут на свободную игру в день — все остальное их время занято обучающими и образовательными занятиями, которые не соответствуют ведущей деятельности в этом возрасте. А ведь именно «учет ведущей деятельности» декларируется в документе как один из принципов программы.
Основной глагол, который чаще всего описывает задачи детского сада в ФОП ДО, — это «учить». И получается, что ребенок из личности и субъекта воспитания, развития и образования превращается в объект обучения.
Праздники не по возрасту
Календарный план воспитательной работы в Федеральной программе впечатляет: от двух до пяти праздников в месяц. А ведь воспитателям (педагогам? взрослым?) нужно время на подготовку каждого события. При этом предполагается, что воспитатели должны готовить мероприятия согласно возрастным, физиологическим и психоэмоциональным особенностям воспитанников.
У экспертов возникает закономерный вопрос: как с этими требованиями соотносится, например, празднование Дня сотрудника внутренних дел РФ?
Эксперты говорят: «У нас просто нет соответствующей методической базы». Но даже если бы она имелась, то при следовании программе у детского сада совершенно не останется времени, чтобы готовить региональные, национальные праздники. Напомним: одна из задач Федеральной программы — создание единого образовательного пространства с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
Эксперты уверены: в детском саду достаточно трех праздников — Нового года, Дня матери и праздника Выпуска в школу, а все остальное — это праздники-развлечения для детей.
Коррекционная программа без исполнителей
Наличие в ФОП ДО раздела про коррекционную программу — это прекрасный факт. Однако в проекте не прописано, кто будет воплощать эту программу на практике. Как отметила во время обсуждения ФОП ДО Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, в программе очень важно не просто сослаться на нормативные документы, а четко прописать наличие в детских садах педагогов-дефектологов, иначе некому будет все это осуществлять.
Так, по ее информации, в Дагестане 1600 школ — и всего 253 логопеда.
Дефектологи и логопеды давно выведены из штата детских садов — их там нет. И получается, что коррекционная работа ложится снова на плечи воспитателя (или педагога?). Но у него нет компетенций для такой работы — и времени тоже нет, учитывая объем образовательной и воспитательной работы.
Более того, говоря о компетенциях, эксперты отмечают, что в ФОП ДО не прописано, какое, собственно, образование должно быть у педагога в детском саду. А это чрезвычайно важный момент: и сейчас, и согласно проекту новой программы, учитель химии или биологии легко может устроиться в детский сад, вот только он понятия не имеет, как работать с детьми: у него нет соответствующих знаний и квалификации. Он не знает, что родитель всегда прав, а детям нужно всегда улыбаться: его этому не учили.
Патриотическое воспитание вне среды
Одна из основных задач дошкольного образования, согласно ФОП ДО, — это «воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации» и «воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины». В проекте программы много места уделено именно патриотическому воспитанию дошкольников — с поднятием флага, проведением образовательных событий по данной теме.
По мнению Сергея Плахотникова, педагога-психолога, разработчика образовательных сред, дошкольное образование, безусловно, должно помочь увидеть и полюбить родину и стать патриотом. «Но, — по его словам, — это должно происходить не за счет вывешивания флагов, гербов и портретов. Дети воспринимают родину благодаря тем объектам, которые есть вокруг них: это театр, парикмахерская, магазин.
Мы должны ввести их в эти помещения, но не через парадный вход, а через заднюю дверь. Ввести и познакомить с жизнью этих объектов изнутри. И тогда они будут идти по улице с родителями и знать нечто такое, чего их родители не знают.
И будут еще две-три недели играть в магазин и парикмахерскую, театр и пожарную часть, выступая как исследователи».
«Через гербарику и через знания патриотизм не становится ценностной установкой личности», — дополняет эту мысль Александр Асмолов, академик, доктор психологических наук.
Кто такой воспитатель детского сада
Это педагог, занимающийся воспитательно-образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста по соответствующей программе воспитания и соблюдающий должностные обязанности.
Цель работы воспитателя в том, чтобы способствовать коррекции и развитию воспитанников.
Функции и обязанности воспитателя
Воспитательница детей дошкольного возраста обязана соблюдать должностную инструкцию, которая основывается на типовых общих положениях.
Педагог должен делать следующее:
- подчиняться заведующему дошкольного учреждения,
- проходить осмотр медиков 2 раза в течение года,
- знать и придерживаться в своей работе нормативных документов,
- сотрудничать с родителями воспитанников, просвещать их по педагогическим вопросам,
- соблюдать график работы, продолжительность которого составляет 36 часов в неделю,
- уделять время для повышения квалификации, посещая курсы и семинары,
- придерживаться норм трудовой дисциплины.
Иногда рабочий день педагога бывает не нормированным.
Как и все специалисты дошкольного образования, воспитатель пользуется, знает и умеет применять на практике:
- Конвенцию о правах ребёнка,
- основные законы,
- Устав учреждения, правила и инструкции,
- труды по педагогике, психологии, возрастной физиологии и гигиене,
- основы доврачебной помощи,
- теорию и методику воспитательной работы,
- правила и нормы по технике безопасности.
Самое главное, чем должен дорожить педагог – это жизнью и здоровьем воспитанников. Он должен знать, что:
- отвечает за ребёнка, пока тот находится в учреждении,
- обязан тщательно присматривать за воспитанниками, согласно требованиям и инструкциям,
- ослабленные болезнями дети нуждаются в особом внимании,
- необходимо доносить до сведения руководителя и медиков информацию о здоровье детей, вести учёт посещаемости.
Обучение на воспитателя очное, заочное, дистанционное, курсы
Сколько учиться — часто спрашивают заинтересованные. Период зависит от полученного ранее образования.
Можно обучаться специальности «воспитатель дошкольного образования»:
- после 9 класса в колледже в течение 3,5 лет, только на дневном отделении,
- после 11 классов в колледже – 2 года, в вузе – 4-5 лет, отделение может быть очным, заочным и дистанционным,
- через прохождение переподготовки на курсах в течение 3-12 месяцев на базе полученного высшего образования, то есть можно переквалифицироваться, выучиться по специальности воспитателя.
Где может работать педагог-воспитатель
Место работы можно выбрать, исходя из своих предпочтений и имеющихся вакансий.
Это может быть место:
- в обычном муниципальном детском саду,
- в частном образовательном учреждении,
- в семье в качестве гувернантки или няни.
Карьерный рост и перспективы развития
Полученное специальное образование не освобождает специалиста от регулярной переподготовки. Для подтверждения и повышения квалификации необходимо обучаться на курсах и посещать семинары.
Профессиональная компетенция воспитателя не разовьётся без его участия в работе педагогических сообществ.
Квалификация может быть самой низкой – «соответствие занимаемой должности» и самой высокой – «высшей категории».