Органы государственного контроля (надзора) можно условно разделить на два типа:
- К первой группе относятся те, которые осуществляют проверки в целях контроля охраны здоровья: Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзор, а также иные органы (например, Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный надзоры).
- Вторая группа – это прочие органы госнадзора, проводящие проверки коммерческой, предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. В эту категорию входят Роструд и государственные трудовые инспекции в субъектах РФ, ОВД, Прокуратура, Роскомнадзор, Росприроднадзор, ФСБ, ФСТЭК, налоговые инспекции, Фонд социального страхования РФ и другие.
Согласно действующему законодательству, главными проверяющими органами в медицинской сфере являются Росздравнадзор и его уполномоченные представительства исполнительной власти Российской Федерации, а также Роспотребнадзор.
Формы и виды проверок органами госконтроля
Существует четыре вида проверок, которые применяются в отношении медицинских организаций:
- Плановая. Предполагает проверку соблюдения юрлицом или индивидуальным предпринимателем требований, прописанных в правовых актах.
- Внеплановая. Выражается в проверке соблюдений требований, установленных муниципально-правовыми актами, выполнения предписаний, проведения мероприятий по профилактике заболеваний.
- Документальная. Предметом проверки является информация, содержащаяся в документации.
- Выездная. В ходе этого вида проверки осуществляется выезд сотрудников надзорных органов непосредственно в медицинское учреждение. Они оценивают состояние территории, зданий и сооружений, оборудования, реализуемых товаров и т. д.
Особенности проведения проверок
Проверка медицинских организаций регламентирована Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Однако часто бывает, что и со стороны надзорных органов, и со стороны медицинского учреждения совершаются нарушения. Как избежать неприятных ситуаций? Как обеспечить юридическую защиту и минимизировать риски ответственности? Как застраховать себя от ошибок и с наименьшими потерями выйти из конфликта «работник-работодатель»? Как правильно вести себя во время проверки и предотвратить возможные провокации?
На эти и многие другие вопросы возможно получить ответ на семинаре «Проверки органами надзора и правоохранительными органами. Административная и уголовная ответственность». Он пройдет 12 марта 2020 года.
Мероприятие будет полезно для руководителей лечебно-профилактических учреждений, их заместителей, начальников структурных подразделений, главных и старших медицинских сестер, которые несут ответственность за выполнение производственного контроля.
Спикер семинара – Полина Георгиевна Габай, юрисконсульт по медицинскому праву. Каждому слушателю выдается сертификат участника. Чтобы зарегистрироваться на мероприятие, позвоните по телефону 8-800-707-48-27, напишите оператору онлайн-чата или оставьте свой номер для обратной связи.
Какой должна быть вода?
То, какой именно должна быть питьевая вода, описывается в ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».
Для оценки качества воды рассматривается ряд показателей: микробиологические и паразитологические показатели, водородный показатель, общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, окисляемость перманганатная, нефтепродукты (суммарно), поверхностно-активные вещества (ПАВ) анионоактивные, фенольный индекс.
В Постановлении от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”» говорится, что питьевая вода признается качественной, если в ней НЕ выявлены:
- Превышения гигиенических нормативов по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям.
- Превышения уровней гигиенических нормативов общего микробного числа, общие колиформные бактерии и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.
- Превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более чем на величину ошибки метода определений.
Естественно, определить просто «на вкус» эти и многие другие показатели нельзя. Но если качество воды существенно ухудшается, потребители могут ощутить это. Если меняется привкус воды, накипь в чайнике начинает образовываться быстрее, в жидкости появляется взвесь, то это повод для того, чтобы задуматься о внеочередной проверке качества воды.
В некоторых ситуациях сомнений вообще не возникает – например, если из крана постоянно льется ржавая или грязная вода. Это может быть временное явление. Но если это происходит регулярно, необходимо требовать проверить воду и исправить ситуацию.
Почему вода может испортиться?
Есть множество причин, по которым вода в кране внезапно может поменять качество в худшую сторону. Вот лишь некоторые из них:
- Ремонтные работы. Часто из крана идет ржавая или грязная вода после запланированного отключения горячей воды или экстренного ремонта. Если это наблюдается в течение нескольких минут после открывания крана – ничего страшного. Если ситуация сохраняется несколько дней – пора жаловаться и требовать это исправить.
- Плохая очистка воды. Тут виновата компания, в ведомстве которой находится снабжение водой жилых домов. Если она экономит на фильтрах или не обращает внимания на то, что оборудование выходит из строя, качество воды со временем падает.
- Ненадлежащее обслуживание системы водопровода. Трубы со временем ржавеют, забиваются, выходят из строя. В тупиковых ответвлениях скапливается мусор, а потом попадает в воду, которая подается в дома. Возможно ситуативное загрязнение воды из-за паводков или состояния внешних источников, которые используются для забора воды (на него ответственные организации, естественно, должны своевременно реагировать).
- Недостаточная очистка воды от примесей или иных загрязнений (в том числе микробиологических). Чаще всего это незаметно невооруженным глазом, но потребители чувствуют, что качество воды изменилось (появился привкус, муть, от нее образовывается накипь, в самых крайних случаях возможны отравления).
Что можно сделать, если есть сомнения в качестве воды? Куда жаловаться?
В ГОСТе указывается, что «производственный контроль качества питьевой воды организуют и (или) осуществляют организации, эксплуатирующие системы водоснабжения и отвечающие за качество подаваемой потребителю питьевой воды». Поэтому в первую очередь выясните, какая именно организация отвечает за водоснабжение в вашем районе. В Москве, например, за горячую воду отвечает ПАО «МОЭК», а за холодную – водоканалы районов.
Далее вы можете предпринять следующие шаги.
- Позвонить на горячую линию аварийных служб и оставить жалобу (запомните ее номер). Оператор либо сразу подскажет вам пути решения проблемы, либо передаст ваше обращение в соответствующие службы, которые уже проведут проверку.
- Обратиться в управляющую компанию или ЖЭК. Причиной плохой воды могут быть коммуникации в вашем доме или установленные фильтры. Обслуживать их должна управляющая компания. Обратиться с требованием проверки вы можете при личном визите или письменно. В любом случае просите уточнить, когда именно проверка будет проведена. В течение двух недель специалист должен проверить коммуникации дома и вынести решение.
- Если управляющая компания не реагирует на ваши жалобы, а ситуация сохраняется длительное время, нужно обратиться непосредственно в водоканал, если вас не устраивает качество холодной воды. Вы также можете потребовать провести проверку и предоставить вам отчет.
- Обратиться в Роспотребнадзор, составив заявление о проведении проверки качества воды. Если ваши предположения о том, что вода не соответствует требованиям, подтвердятся, Роспотребнадзор сам направит требование по устранению неисправностей в компанию, которая отвечает за коммуникации.
- Обратиться в органы прокуратуры, особенно если проблема системная (неэффективно работают очистные сооружения, не реагируют надзорные органы и пр.). Итогом прокурорской проверки могут стать меры реагирования (предостережение, представление), которые обязательны для исполнения.
- Одновременно можно обратиться в суд с вопросами «понуждения. » и далее от предмета такого понуждения, например, обязать органы муниципалитета или муниципальные организации (МУП) привести очистные сооружения или трубопроводную систему в соответствие с нормативами или обязать надзорные органы провести проверку. В этом случае вам придется вложить дополнительные средства (на независимую экспертизу воды, например), но если вы выиграете дело, расходы будут вам компенсированы за счет проигравшей стороны.