Кто должен чистить снег во дворах

Содержание
  1. А что именно должны убирать?
  2. Должны ли УК/ТСЖ убирать снег и лед с крыльца подъезда, отмостки и тротуаров и как часто?
  3. А должна ли производится посыпка тротуаров во дворах песком или солью?
  4. Должны ли УК/ТСЖ убирать территорию за пределами сформированного под домом земельного участка?
  5. А какие дополнительные требования к уборке территории в зимний период могут быт в местных Правилах благоустройства?
  6. А если УК/ТСЖ не убирают снег, остается только жаловаться на них?
  7. УО обязаны очищать от снега и наледи кровли и дворы
  8. Требования к уборке придомовой территории зимой прописаны в Правилах № 170
  9. В отсутствие ИПУ в паркинге расчёт платы за КУ ведётся с использованием повышающего коэффициента 1,5
  10. Компанию и её руководство нельзя одновременно привлечь к ответственности за одно и то же нарушение
  11. Компании обязаны до обращения в суд обратиться в орган ГЖН с досудебным обжалованием его решений
  12. Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет
  13. Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет
  14. Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости
  15. Каким должен быть размер прилегающей территории
  16. Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения
  17. Кто должен содержать внутридворовые проезды
  18. Организации, на которых лежит обязанность по уборке дворов
  19. Предусмотренные нормы уборки снега
  20. Сроки проведения уборки
  21. Порядок процедуры
  22. Применяемые на практике типы очищения территорий от снежных масс
  23. Условия проведения уборки снега
  24. Органы, контролирующие качество уборки территорий от снега

Согласно требованиям части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан». И при этом, согласно требованиям части 3 статьи 39 ЖК РФ содержание общего имущества в многоквартирном доме должно производится в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многогоквартирном доме, установленные Правительством РФ.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 № 491 (далее для краткости будем называть эти правила – Правила № 491).

И там, в пункте 10-м этих правил написано, что общее имущество многоквартирного дома, к которому относится и принадлежащий дому земельный участок, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

А в пункте 11 Правил № 491 написано, что в содержание общего имущества входит «уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества».

А что именно должны убирать?

Минимальный перечень услуг и работ, выполняемых управляющей организацией, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290, уточняет, что же все-таки входит в перечень услуг и работ по содержанию придомового земельного участка.

Согласно пункту 24 данного минимального перечня, управляющие организации в холодное время года обязаны:

— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см и сдвигать свежевыпавший снег, очищать придомовую территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

— очищать придомовую территории от снега наносного происхождения (или подметать такую территорию, свободную от снежного покрова), очищать придомовую территорию от наледи и льда;

— убирать крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Должны ли УК/ТСЖ убирать снег и лед с крыльца подъезда, отмостки и тротуаров и как часто?

Должны, причем это требование закреплено не только в минимальном перечне (см. последний абзац ответа на предыдущий вопрос), но и значительно раскрыто в Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г, № 170 (в дальнейшем будем называть их — Правила № 170).

Согласно данным Правилам:

— во время снегопада при температуре воздуха ниже -2°С снег с тротуаров должен сдвигаться или подметаться не реже чем каждые 3 часа, а для тротуаров с большой проходимостью это время может быть снижено до 2 или 1 часа (таблица 3.2 Правил № 170), а для городов Северной климатической зоны эта периодичность должна быть сильно сокращена, вплоть до непрерывной чистки снега во время снегопада (п. 3.6.30. правил № 170);

— если же температура воздуха выше -2°С то периодичность уборки тротуаров сокращается в два раза (таблица 3.2 Правил № 170);

— при отсутствии снегопадов тротуары должны подметаться не реже раза в 3 суток (таблица 3.2 Правил № 170), причем снег наносного происхождения должен убираться в ранние, утренние, часы машинами с плужно-щеточным оборудованием (п. 3.6.15. Правил № 170);

— участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега, при этом сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (п. 3.6.21. Правил № 170);

— снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок, а при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п. 3.6.22. Правил № 170);

— накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах формироваться в валы (п. 3.6.15. Правил № 170).

Куда должен убираться снег и лед, убранные с придомовой территории?

— убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах — к местам складирования (п. 3.6.16.), а сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда (п. 3.6.17. Правил № 170);

— на тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления (п. 3.6.18.), работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены не позднее чем 6 – 12 ч с момента окончания снегопада, в зависимости от количества пешеходов на тротуаре (чем больше интенсивность движения пешеходов по тротуару, тем быстрее должен быть убран снег) (п. 3.6.19.

Правил № 170);

— снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений (п. 3.6.20. Правил № 170).

А должна ли производится посыпка тротуаров во дворах песком или солью?

Согласно все тем же Правилам № 170:

— при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (п. 3.6.23. Правил № 170), обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений, при этом песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5-8% массы песка (п.

3.6.26. Правил № 170)

— время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ — 3 ч (3.6.24. Правил № 170);

— размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны (п. 3.6.25. Правил № 170).

Вторым документом, согласно которому управляющие организации обязаны бороться с гололедом во дворах и при необходимости делать посыпку, таким документом являются Санитарные правила и нормы, которые обязательны для всех управляющих компаний в силу положений все той же части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и положений пункта 10 правил № 491.

Также, в пункте 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10. указано, что уборка территории многоквартирных домов должна проводиться ежедневно, включая в зимнее время года — антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое). А о том, что требования санитарных норм обязательны для управляющих организаций, я писал в ответе на первый вопрос.

Должны ли УК/ТСЖ убирать территорию за пределами сформированного под домом земельного участка?

Вернемся к Правилам № 491. В подпункте “в” пункта 15 данных правил указано, что в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

То есть не должны.

Однако в противоречия с этими положениями входят нововведения, активно включаемые в правила благоустройства российских городов в настоящее время. Почему так получилось:

29 декабря 2017 года вышел Федеральный закон N 463-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1. Ввёл в Градостроительный кодекс РФ понятие «прилегающая территория» — это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации».

2. Он же ввел в статью 55.25 того же Градостроительного кодекса РФ часть 9-ю: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.».

3. И этот же закон вводит в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статью 45.1. «Содержание правил благоустройства территории муниципального образования».

Где в части 2 пункта 13 говорится, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Соответственно, в виду этих изменений, в вашем регионе должен быть принят закон субъекта, которым определены правила определения границ прилегающей территории, и в вашем муниципалитете могут быть внесены изменения в правила благоустройства о том, что жители многоквартирных домов также обязаны оплачивать уборку и прилегающей территории, не являющейся частью принадлежащего дому земельного участка.

В значительном количестве городов соответствующие изменения в правила благоустройства уже приняты, и управляющим компаниям приходится убирать снег и лед и за пределами принадлежащего дому земельного участка, несмотря на то что в Правилах № 491 содержится прямой запрет на это. Точку в данном вопросе должна поставить судебная практика, которая, к сожалению, еще не сформировалась.

А какие дополнительные требования к уборке территории в зимний период могут быт в местных Правилах благоустройства?

Практически в каждом населенном пункте в правилах благоустройства есть свои положения, которые для управляющих организаций дублируют те требования федерального законодательства, о которым я написал выше, или же вводят какие-то свои дополнительные требования.

Например, в Правилах благоустройства города Красноярска дополнительно определено что:

— при сбрасывании снега и наледи, скалывании сосулек на крыше должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность граждан, сохранность имущества граждан, сохранность древесно-кустарниковых растений, воздушных линий электроснабжения и связи, светофорных объектов, дорожных знаков, декоративной отделки и инженерных элементов зданий;

— при производстве зимней уборки запрещается сбрасывать снег, лед на объекты инженерной инфраструктуры, в водоемы, на проезжую часть автомобильных дорог, а также вывозить и складировать снег в не предусмотренные для этих целей места.

Внимательно ознакомьтесь с правилами благоустройства вашего города, и если ваша управляющая организация ненадлежащим образом ухаживает за придомовой территорией, то вы можете не только пожаловаться в жилинспекцию на то, что имеет место быть нарушение требований жилищного законодательства, но и написать заявление о нарушениях требований правил благоустройства в местную административную комиссию.

А если УК/ТСЖ не убирают снег, остается только жаловаться на них?

Да, как я уже написал парой абзацев выше, вы всегда можете написать жалобу на нерадивых жилищников. Правда не всегда это приводит к незамедлительному решению проблемы.

На проведение проверки у жилинспекции есть 30 дней, и многие нерадивые жилищники пользуются этим, убирая снег только перед датой проверки. А ведь проверка может быть проведена спустя 20-25 дней с момента, когда вы подадите жалобу.

Более эффективным чем написание жалоб может быть фиксация факта того, что управляющая компания оказывает услуги ненадлежащего качества (не чистит снег, не посыпает дорожки), и последующее требование перерасчета, желательно всем домом. Как это делать мы рассказывали вот здесь:

А на этом, я прощаюсь с вами. Надеюсь, что этот материал был вам полезен. Ну а если у вас остались какие-то комментарии или вопросы, то вы можете написать их на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

УО обязаны очищать от снега и наледи кровли и дворы

ГЖИ Новосибирской области опубликовала обязательные требования по уборке придомовых территорий и крыш многоквартирных домов в зимний период.

Исходя из положений пп. «б» п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик безопасности для жизни и здоровья граждан.

  • проверять и при необходимости очищать кровлю от скопления снега;
  • удалять наледь и сосульки.

Если у дома мягкая кровля, то от снега очищают желоба, свесы на скатных рулонных кровлях и навесы, в том числе с балконов и козырьков. На кровлях с уклоном более 45 градусов и свободным сбрасыванием воды очищать снег следует только в разжелобках и над карнизами.

  • очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной свыше 5 см;
  • сочищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
  • убирать крыльцо и площадки перед входом в подъезд.

Уборку двора, кроме снегоочистки во время снегопадов, следует проводить в утренние или вечерние часы. Все последствия выпадения осадков должны быть полностью устранены через 6 часов после завершения снегопада.

Требования к уборке придомовой территории зимой прописаны в Правилах № 170

Требования к уборке придомовых территорий зимой подробнее описаны в Правилах № 170. ГЖИ Новосибирской области сделала обзор таких норм, указав, что УО обязаны убирать площадки, дворы, дороги, тротуары, дворовые и внутриквартальные проезды.

Места, где не могут пройти специальные машины, должны убираться вручную. Управляющие домами обеспечивают свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения, расположенным на обслуживаемой территории.

Тротуары шириной более 3,5 м, проезды и дворы следует убирать машинами, предназначенными для проезжей части улиц. На тротуарах шириной более 6 м, отделённых газонами от проезжей части, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления.

Таблица периодичности выполнения зимних работ по очистке тротуаров во время снегопада

Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю. При ручной уборке нужно убирать тротуары и внутриквартальные проезды полностью под скребок. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий производится пескосоляной смесью.

В отсутствие ИПУ в паркинге расчёт платы за КУ ведётся с использованием повышающего коэффициента 1,5

Ещё одно разъяснение ГЖИ Новосибирской области посвятила вопросу расчёта платы за коммунальные услуги для собственников машино-мест в подземном паркинге. Согласно п. 43 Правил № 354, объём потребляемых в помещении паркинга электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объём отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учёта, установленных в этом помещении.

Если таких приборов нет, то исходя из площади паркинга и норматива потребления.

Объём коммунального ресурса распределяется между собственниками площадей в паркинге пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому из них. Если в помещении отсутствуют приборы учёта, то расчёт ведётся с применением повышающего коэффициента 1,5 к нормативу потребления коммунального ресурса.

Компанию и её руководство нельзя одновременно привлечь к ответственности за одно и то же нарушение

    дополнена ч. ч. 4, 5 – введены исключения по одновременному привлечению к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц.
  1. Введена новая ст. 4.1.2 с особенностями назначения административного наказания в виде штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе микропредприятиям.
    дополнена ч. ч. 5, 6, где предусмотрено назначение наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

В случае, если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены два и более правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй разд. II КоАП РФ, совершившему их лицу назначается штраф как за совершение одного административного нарушения. Если же надзорное ведомство имеет основания для привлечения лица по нескольким статьям, то должно наказать такое лицо по более строгой статье.

Компании обязаны до обращения в суд обратиться в орган ГЖН с досудебным обжалованием его решений

О том, что с 1 января 2024 года станет обязательным досудебное обжалование решений надзорных органов, напомнил орган ГЖН Республики Саха (Якутия). Это требование введено Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ, где прописан механизм такого обжалования.

  • решений о проведении контрольно-надзорных мероприятий;
  • актов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • действий или бездействия должностных лиц.

Сейчас досудебный порядок обжалования обязателен для отдельных видов госконтроля, а с 1 января 2024 года станет обязательным для всех. Подать в суд можно будет только после соблюдения порядка досудебного обжалования.

Жалоба подаётся в электронном виде через Госуслуги. Заявителю нужно выбрать регион, наименование контрольного органа, соответствующее основание для подачи жалобы, номер проверки и изложить суть жалобы.

Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет

На заметку: Земельный участок, на котором расположен МКД, переходит в общую долевую собственность собственников помещений с момента, когда его сформировали и поставили на кадастровый учет

Содержать имущество — обязанность его собственника (ст. 210 ГК, ст. 39 ЖК).

Это касается и придомовой территории — земельного участка, на котором расположен дом и объекты, предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст.

36 ЖК). Если такой участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в МКД, то содержать его должны именно они. Это означает, что за очистку придомовой территории от снега и льда ответит ТСЖ , ЖСК или управляющая организация.

Обязанности по содержанию участка перечислены в пункте 24 Минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (утв. постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290). Например, в холодный период управляющая организация должна:

— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда с толщиной слоя свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега или подметать ее, когда снега нет;
— очищать придомовую территорию от наледи и льда;
— убирать крыльцо и площадку перед входом в подъезд.

Выполнять работы по содержанию общего имущества в МКД управляющая организация обязана, даже если собственники не принимали такого решения на общем собрании. Есть ли в договоре управления МКД условие о содержании придомовой территории, тоже неважно (постановление Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10).

Если участок под МКД сформирован и в доме выбрана управляющая организация, то она и должна отвечать за содержание придомовой территории. Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

ПРИМЕР 1. Гражданка поскользнулась и получила травму. Она обратилась с иском к управляющей организации и ИП — хозяину отеля, возле которого произошло падение. Истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, утраченный заработок и расходы на лечение. Суд первой инстанции взыскал по 171 тыс. руб. с каждого ответчика.

Управляющая компания подала апелляционную жалобу. Она утверждала, что исполнила свои обязанности надлежащим образом. Это подтверждает акт выполненных работ по уборке территории.

Апелляция установила, что падение произошло на придомовой территории, за которую несет ответственность управляющая организация, а не отель. Достаточных доказательств надлежащего содержания придомовой территории ответчик не представил. При проверке муниципальные контролеры не выявили нарушения правил благоустройства.

Но это не означает, что на момент падения истицы наледи на придомовой территории не было. Суд постановил взыскать всю сумму компенсации с УК (апелляционное определение Омского областного суда от 17.01.2018 № 33-15/2018).

Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет

Если земельный участок под домом не поставили на кадастровый учет, то земля принадлежит муниципалитету. В этом случае содержать придомовую территорию обязаны местные власти. При неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности орган местной власти должен будет возместить моральный вред и вред здоровью, а также утраченный заработок пострадавшему гражданину.

ПРИМЕР 2. Жительница Костромы упала на обледеневшем тротуаре и сломала предплечье. Суд установил, что участок, где случилась травма, находится в муниципальной собственности. Посыпка тротуара противогололедным реагентом не была включена в план работ.

Виновным суд признал Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы. Местные власти выплатили истице из местного бюджета 130 тыс. руб.

в качестве моральной компенсации и 2,3 тыс. руб. на лечение (решение Свердловского районного суда г.

Костромы от 25.10.2019 № 2-2589/2019).

Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости

Важная деталь: Границы территории, прилегающей к участку, можно определить, только если этот участок был образован

Территория общего пользования, которая окружает здание, строение, сооружение или земельный участок, — это прилегающая территория. Ее границы органы МСУ определяют в муниципальных правилах благоустройства в соответствии с порядком, установленным законом региона (п. 37 ст. 1 ГрК).

Органы МСУ вправе регулировать участие собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий (п. 13 ч. 2 ст.

45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Если вы установили в правилах благоустройства обязанность владельца магазина или офисного здания по уборке прилегающей территории, он должен ее выполнять. Заключите с ним соглашение о содержании прилегающей территории.

Это послужит аргументом в вашу пользу.

ПРИМЕР 3. Мужчина поскользнулся у входа в магазин и сломал ногу. Он перенес несколько операций, затем лечился амбулаторно. Позднее пострадавший обратился в суд с иском к магазину о компенсации морального вреда.

Суд пришел к выводу, что причиной падения стала плохая уборка тротуара у входа в магазин. Территория, где произошел несчастный случай, находится в пользовании и обслуживании ответчика на основании соглашения между организацией и администрацией города. Муниципальные правила содержат требования к владельцам магазинов, торговых центров, офисов по уборке прилегающей территории.

Суд первой инстанции взыскал с ответчика 180 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда.

Апелляционная инстанция увеличила размер компенсации до 500 тыс. руб. (апелляционное определение Белгородского областного суда от 20.11.2018 № 33-6254/2018).

Каким должен быть размер прилегающей территории

Органы МСУ вправе устанавливать размеры прилегающих территорий в муниципальных правилах благоустройства. Как определить этот размер, решают власти региона. Если размер, который вы установили, соответствует региональному порядку, суд встанет на вашу сторону.

На заметку: Если прилегающая к зданию территория относится к придомовой и входит в состав общего имущества собственников в МКД, суд признает виновной в ее ненадлежащем содержании управляющую организацию

ПРИМЕР 4. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций сочла, что муниципалитет незаконно заставляет ее содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников.

Организация попыталась оспорить эти положения правил благоустройства. Областной, а затем и Верховный суд отказали в иске. Суд указал, что благоустройство — это в том числе деятельность по содержанию расположенных в населенном пункте объектов, а также прилегающих к ним территорий.

Лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения или сооружения, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий. Порядок устанавливают местные власти в муниципальных правилах благоустройства (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Границы прилегающих территорий установлены в правилах благоустройства в соответствии с региональным законом (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения

Содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляют их собственники. За дороги, находящиеся в муниципальной собственности, ответственность несут органы местного самоуправления.

Убедить суд в том, что муниципалитет надлежащим образом исполнил обязанности по содержанию автодороги общего пользования местного значения, бывает непросто. Рассмотрим на примере причины, по которым судьи не принимают доказательства.

ПРИМЕР 5. Жительница города сломала позвоночник в результате падения на обледенелой дороге. Суд первой инстанции отказал женщине в иске к городской администрации. Но апелляционный суд истицу поддержал. Женщина представила показания свидетеля, электронную карту вызова бригады скорой медицинской помощи, документацию о прохождении лечения.

Городская администрация также привела доказательства в свою пользу. Но суд счел их недостаточными. Копия журнала производства работ не доказывает, что ответчик провел работы по содержанию уличной дорожной сети, поскольку этот журнал был составлен в одностороннем порядке.

Фотографии, которые представила администрация, не могут быть достаточным доказательством. Они не содержат информации о дате съемки, привязке к местности, техническом устройстве, которое использовали при съемке. Суд постановил взыскать с администрации расходы на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2019 № 33-5669/2019).

Важная деталь: Если муниципалитет на конкурсной основе определил для содержания муниципальной автодороги подрядную организацию и заключил с ней договор, то именно она будет виновна в плохом качестве уборки

Составляйте акты приемки выполненных работ по уборке территории. Сохраняйте путевые листы, которые подтверждают факт выезда автомобилей дорожной службы для содержания дорожной сети. Используйте эти документы в суде, чтобы доказать свою невиновность.

Пригодятся и фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него. Во время фотосъемки настройте аппаратуру так, чтобы она фиксировала дату и время.

Кто должен содержать внутридворовые проезды

Внутридворовые проезды не относятся к автодорогам местного значения. Их содержание — обязанность управляющих организаций. Если муниципальная административная комиссия оштрафует УК за плохую уборку проезда, суд поддержит контролеров.

ПРИМЕР 6. Административная комиссия муниципального района привлекла к ответственности УК за плохую уборку внутридворового проезда, прилегающего к придомовой территории. УК обратилась в суд. Она доказывала, что спорный внутридворовой проезд не относится к общему имуществу собственников.

Содержание автодорог и внутридворовых проездов не входит в обязанности УК. Этим должен заниматься орган МСУ. Судьи с истцом не согласились.

Спорный проезд служит для подъезда к земельному участку под МКД и относится к придомовой территории. Возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам не означает, что они относятся к дорогам общего пользования. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих судов (определение от 16.10.2019 № 309-ЭС19-17520).

Организации, на которых лежит обязанность по уборке дворов

Заниматься утилизацией снега во дворах должны управляющие компании, с которыми у жильцов дома заключен договор.

В договоре управления прописывается порядок и срок проведения подобных работ.

К уборке могут привлекаться различные снегоуборочные средства и техника.

Обязанность по уборке возлагается на конкретные управляющие компании с учетом требований Постановления Госстроя от 27.09.2003 под номером 170.

В обязанность компаний входит очистка не только дворов, но и:

  • тротуаров;
  • площадок;
  • дворовых проездов;
  • садов;
  • дорог.

Весь список услуг, оказываемых организациями по обслуживанию жилфонда, содержится в соответствующем договоре управления домом.

Весь перечень проводимых работ должен составляться с учетом требований закона, а не по усмотрению управляющей компании.

Все жильцы дома вправе требовать от обслуживающей организации копию договора на обслуживание. При плохом исполнении обязанностей жильцы могут потребовать от компании перерасчета коммунальных платежей за то время, когда уборка не проводилась. Все это оформляется путем составления акта.

Также обязанность по очистке домовой территории от снега лежит на товариществах собственников жилья, жилищных кооперативах.

Если жильцы дома не заключили договор на управление, то очисткой домовой территории они обязаны заниматься самостоятельно.

Данное положение предусматривает п. 16 Правил содержания, принятых Постановлением Правительства от 13.08.06 № 491.

16. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях — в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями — в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома) — в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию:

самостоятельно (при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией);

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предусмотренные нормы уборки снега

Законодательство предусматривает определенные нормативы проведения уборочных работ. В Постановлении № 170 содержатся требования к периодичности проведения уборочных работ на придомовых территориях.

Какие правила и нормативы существуют на уборку снега во дворах? Смотрите видео:

Они предусматривают следующее:

  • при отсутствии снега очистка проводится ежедневно по утрам;
  • при толщине снега до 20 мм дворники обязаны подмести двор;
  • при толщине больше 20 мм происходит сгребание снега к обочинам вместе с удалением наледи;
  • каждые 2 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 100 пешеходов;
  • раз в 3 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 50 человек;
  • каждый час очищаются дорожки, по которым отмечается интенсивное передвижение пешеходов (100 и больше пешеходов в час);
  • непрерывно проводится расчистка дорожек шириной 3 м для пешеходов при сильных снегопадах.

Закон указывает на необходимость полного устранения последствий снегопада на придомовой территории в течение 6 часов после того, как он закончился.

Сроки проведения уборки

Постановление № 170 определяет три основных класса тротуаров, на основании которых предусмотрены сроки их очистки от снега.

Класс Снегопад с температурой выше -2 0 С Снегопад с температурой ниже -2 0 С Периодичность уборки при отсутствии снегопада
Первый Через 1,5 часа Через 3 часа Через 3 суток
Второй Ежечасно Через 2 часа Через 2 суток
Третий Через каждые 30 минут Ежечасно Через 24 часа

В крупных городах-миллионерах предусмотрено больше классов тротуаров. Для них предусмотрена расширенная организация системы очистки тротуаров от снежного покрова.

Для Москвы предусмотрены следующие условия:

  • подметание каждые 48 часов в дни без осадков для 1 класса и разово в течение 24 часов для всех остальных;
  • при осадках до 2 см — подметание раз в 24 часа для 1-3 классов и дважды в сутки для 4-5;
  • при осадках более 2 см — сдвигание снега единожды в сутки для 1-2 классов, трижды в день для 3-го, четырежды за день для 4-5 классов;
  • удаление наледи и скалывание льда — раз в три дня для 1-го, раз в 48 часов для 2-го, единожды в сутки для 3-5 классов.

Порядок процедуры

Очистка проводится с использованием специальных приспособлений, так и специализированной техникой.

Как не ошибиться при выборе УК? Советы здесь.

Предусмотрено 5 этапов очистки дворовых территорий от снега:

  • применение скребков с лопатами для очистки асфальта от снега и наледи;
  • аккуратная очистка насаждений от снежного покрова;
  • очищение детских площадок от снежного покрова скребками;
  • посыпание тротуарных дорожек песком, солью или другими реагентами для уменьшения скольжения;
  • вывоз снега с территории многоквартирных домов на полигоны с последующей утилизацией.

Ручной способ уборки снега на придомовой территории. Фото: vsluh.ru

Применяемые на практике типы очищения территорий от снежных масс

На практике управляющие компании, обслуживающие дома, проводят очистку их территорий от снега двумя способами:

  • ручным;
  • механизированным.

Ручная уборка проводится на следующих территориях:

  • на территории частного дома;
  • на крыльце детского сада;
  • на территории перед магазином;
  • на прочих небольших участках, куда затруднителен подгон снегоуборочной техники.

Ручная уборка проводится с использованием лопат и скребков, предназначенных специально для уборки снежных масс.

Механизированная уборка подразумевает применение специальной техники.

Данный тип очищения территорий от снега заключается в использовании:

  • тракторов;
  • специальной техники для уборки снега;
  • самосвалов;
  • погрузчиков.

Подобный вид уборки проводится на больших по площади территориях, к которым относятся:

  • площадки около заводов;
  • супермаркетов;
  • парковки;
  • проезжие части;
  • места для подъезда транспорта.

Уборка с использованием техники проводится поэтапно:

  • сначала снег сгребается в кучи, размещаемые по обочинам;
  • снежные массы погружаются в самосвалы;
  • снег вывозится на полигон, где утилизируется.

Уборка двора от снега с помощью техники.

Условия проведения уборки снега

Для проведения работ по очищению дворов от снежных масс предусмотрены определенные условия и правила. Вся ответственность за качество уборки ложится на дворников.

Периодичность проведения работ зависит от ряда факторов:

  • допускается проводить удаление свежевыпавшего снега метлой;
  • при высоте сугробов более 2 м их ликвидация проводится только спецтехникой;
  • для проведения работ установлены определенные временные рамки (первая уборка начинается после 7 утра, а последняя не позже 11 часов вечера);
  • при высоте сугробов на тротуарах до 80 см их вывоз производить необязательно, при высоте более установленного уровня вывоз является обязательным;
  • при интенсивных снегопадах на придомовые территории должны выделяться несколько бригад, сменяющих друг друга раз в 4 часа;
  • если осадки идут со скоростью 2 см/ч, то утилизация снега производится раз в 2 часа.

Отдельным моментом является применение специальных реагентов, которыми посыпают тротуары и дороги на улицах.

Поскольку подобные вещества агрессивно влияют на обувь прохожих, регламентом установлено ограниченное количество реагентов на 1м 2 .

Для тротуаров допускается высыпать не более 200 г реагентов на каждый их 1м 2 . Допускается посыпать реагентами не более 30% внутридомовой территории.

Органы, контролирующие качество уборки территорий от снега

Контролем за частотой и качеством очищения дворов многоквартирных домов от снега занимается довольно обширный круг лиц.

К ним относятся:

  • жилищные инспекторы, закрепленные за муниципалитетом, к которому относится конкретный дом;
  • сами жильцы дома;
  • органы прокуратуры;
  • Роспотребнадзор.

Кто является ответственным за уборку снега во дворах многоквартирных домов? Смотрите видео:

Основная функция по контролю за уборкой снега закреплена за жилищными инспекторами.

В их компетенцию входит контроль за порядком содержания имущества в многоквартирных домах. Гражданам необходимо обращаться в администрацию того муниципалитета, к которому приписан их дом.

Если УК не выполняет свои обязанности, как ее поменять? Читайте по ссылке.

Если качество уборки остается на низком уровне, а администрация бездействует, то жильцы могут обратиться с претензией в обслуживающую их дом организацию, на которую она должна дать ответ.

В дальнейшем у жильцов имеется возможность обратиться в Роспотребнадзор для проведения проверки, а также привлечь органы прокуратуры.

Крайней, но эффективной мерой является обращение жильцов в суд с соответствующим иском к обслуживающей компании.

Adblock
detector