Использование товарного знака

Представим гипотетическую ситуацию: вы создали уникальный товар, придумали название и разработали дизайн, нашли инвестиции и запустили производство. И бизнес пошел в гору…

Но через некоторое время вдруг видите в социальных сетях или новостях аналогичную продукцию с похожим дизайном и даже названием, которую продает ваш бывший сотрудник, укравший идею.

Как доказать, что это именно ваша разработка? Это возможно только в том случае, если вы официально зарегистрировали свой товарный знак, и он охраняется законом. Тогда только у вашего бизнеса будет исключительное право распоряжаться результатами вашей интеллектуальной деятельности.

Статистика

А теперь заглянем в статистику: по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2021 году было подано 17,2 млн заявок на регистрацию товарных знаков. Рост по сравнению с прошлым отчетным периодом составил 13,7 %.

В России Роспатент только за первое полугодие 2022 года получил 39 505 обращений от российских и иностранных заявителей. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 10,2 %.

Количество регистраций растет год от года, что создает огромную конкуренцию на всех рынках. Вот почему так важна индивидуализация в борьбе за покупателей и продвижение товарного знака. При этом у вас в руках должны быть все законные инструменты для защиты своего исключительного права.

Разбираемся в понятиях

Исключительное право можно оформить на товарный знак, полезную модель, изобретения, промышленные образцы. Также существуют авторские и смежные права. Некоторые объекты авторского права принадлежат вам по умолчанию, и их не нужно регистрировать.

Для изобретений документальное подтверждение в виде патента или свидетельства обязательно. В отдельных случаях автор сам решает, регистрировать результат своей интеллектуальной деятельности или нет.

Можно не регистрировать

По желанию автора

Объекты авторского права:

литературные, музыкальные, научные, хореографические и другие произведения

(в соответствии со ст.1259 ГК РФ)

Промышленные образцы, полезные модели, изобретения

Селекционные сорта растений

(в соответствии со ст.1232 ГК РФ)

Топологии интегральных микросхем

(в соответствии со ст.1232 ГК РФ)

В юридическом контексте есть только два термина: товарный знак и знак обслуживания. Но на практике и непосредственно в бизнес-процессах их часто называют торговая марка, бренд, логотип, слоган и другими схожими по смыслу определениями.

Какие признаки обязательны для товарного знака?

Есть два главных критерия:

  1. Различительная способность. Нельзя зарегистрировать общеупотребительное слово или словосочетание, которое характеризует товар (например, вкусный хлеб). Потому что ни у кого не может быть исключительного права на такие выражения. Нужно придумать что-то более оригинальное и подходящее для индивидуализации.
  2. Новизна. Нельзя оформить исключительное право на товарный знак, если он похож на уже существующий или целиком совпадает с ним. Но тут есть нюанс: если вы предлагаете товар совершенно другой категории и хотите для него зарегистрировать товарный знак, сходный с имеющимся, закон это не запрещает (например, «Ромашка» – зубная паста, и «Ромашка» – кафе). Главное, чтобы он не маскировался под знаменитый аналог и не создавал таким образом путаницы в голове у потребителей.

Какие виды товарных знаков можно регистрировать?

Под термин «товарный знак» попадают любые материальные/нематериальные значения или комбинации, в том числе запахи и звуки.

Отдельные слова или словосочетания фирменным шрифтом

Написание названия Coca-Cola

Отдельная комбинация звуков

Фирменный рык льва Metro-Goldwyn-Mayer, музыкальная заставка радио «Маяк»

Надкушенное яблоко Apple, логотип Chanel

Слова + визуальные элементы

Уникальное написание и звездочка Mercedes-Benz, силуэт женщины и название бренда Wella

Не попадающие в остальные категории

Голографические, объемные, обонятельные и др. (в Австралии, например, спа-салон зарегистрировал запах лимонной травы)

Что не может быть товарным знаком?

Есть строгие ограничения. Нельзя использовать:

  • государственную символику (флаги, знаки, символы);
  • названия межправительственных и международных организаций (соответственно, и их символику);
  • общепринятые символы и обозначения, вошедшие в общее употребление;
  • сведения, которые могут ввести потребителя в заблуждение.

Рекомендуем Вам прочесть статью , где приведен иссчерпывающий список ошибок, которые можно избежать при регистрации товарного знака.

Что дает исключительное право?

Зарегистрировать на себя товарный знак могут индивидуальные предприниматели и юрлица. С 2024 года регистрировать знаки также смогут самозанятые.

В соответствии с ГК РФ после регистрации владелец получает исключительное право:

  • применять товарный знак любым способом, который не противоречит закону (размещать на упаковках, использовать в любой рекламе — от вывесок до объявлений в Сети, промоакциях и т. д.);
  • распоряжаться им по своему усмотрению (продавать, отчуждать, заключать лицензионный договор, использовать как залог для займов);
  • запрещать его использование третьими лицами (чтобы пресекать недобросовестные намерения конкурентов. Плюс нельзя будет зарегистрировать другой товарный знак, схожий с вашим до степени смешения.

По сути, вы получаете в руки мощный нематериальный актив, который будет под защитой специального подразделения Роспатента — Федерального института промышленной собственности. Исключительное право начинает действовать с момента регистрации товарного знака (знака обслуживания) в Роспатенте. Но распространяется оно только на товары, указанные в регистрационной заявке.

Заявитель выбирает категории из Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Если вы планируете реализовывать широкую линейку товаров, придется регистрировать товарный знак для каждого класса продукции. И делать это нужно в каждой стране, где будете разворачивать свою деятельность.

Важно! Зарегистрированный товарный знак должен «работать», а не лежать мертвым грузом. Если на протяжении трех лет подряд он не используется и не выполняет никаких функций для бизнеса, то его действие возможно аннулировать досрочно. Это своеобразный «предохранитель», чтобы хитрые предприниматели не захватывали большое количество уникальных товарных знаков и не зарабатывали на продаже исключительных прав.

Как его узаконить?

Процедура оформления исключительного права на товарный знак включает следующие шаги:

  1. Вы готовите заявку на регистрацию.
  2. Предоставляете обозначение товарного знака и описываете его в свободной форме.
  3. Готовите список услуг и товаров (классы МКТУ), для которых этот товарный знак будет использован.
  4. Оплачиваете пошлину за формальную экспертизу.
  5. Подаете комплект документов в Роспатент на бумажном носителе или в электронном виде, заверенный квалифицированной цифровой подписью.

Далее работу берет на себя Роспатент:

  1. Проводит формальную экспертизу. Проверяет, соответствуют ли все документы перечню и требованиям закона. На это отводится до 1 месяца.
  2. Проводит экспертизу по существу. Товарный знак проверяется на уникальность, чтобы исключить сходство с ранее зарегистрированными обозначениями, и на соответствие законодательству. Этот этап длится до 6 месяцев.
  3. Регистрирует товарный знак, если проверка прошла успешно, и выдает свидетельство. Вы, в свою очередь, оплачиваете отдельно пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства и становитесь правообладателем. Ведомство также печатает соответствующие сведения в официальном бюллетене. Плюс еще 2 месяца.

Сколько действует?

Срок действия исключительного права на товарный знак ограничивается 10 годами. Однако можно продлевать его неограниченное количество раз. Правда, придется делать это через Роспатент, подав заявку на продление. Соответственно, и платить снова пошлину.

С виду процедура кажется простой, поэтому многие ошибочно думают, что без проблем с ней справятся самостоятельно. Вот только цена ошибки высока: одно нарушение — и сроки неизбежно затянутся из-за необходимости переоформления документов, придется платить повторно пошлину за каждую правку. А если из-за упущений вы получите отказ, то его обжалование тоже обойдется в круглую сумму.

Безопасность бизнеса слишком важна, чтобы рисковать при оформлении исключительного права на товарный знак. Поэтому стоит довериться профессиональному патентному поверенному, который возьмет на себя взаимодействие с Роспатентом на всех этапах. А вы в это время сможете сосредоточиться на стратегических и текущих деловых задачах вашего бизнеса.

  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте

Специалисты компании PATENTUS занимаются вопросами защиты прав при регистрации товарного знака. Мы поможем грамотно подать заявку в Роспатент и получить положительное решение.

Поделиться

Представим гипотетическую ситуацию: вы создали уникальный товар, придумали название и разработали дизайн, нашли инвестиции и запустили производство. И бизнес пошел в гору…

Интересует защита интеллектуальной собственности?

  • Ведущий эксперт

Патентный поверенный РФ № 965
22 года в сфере защиты интеллектуальной собственности

Похожие статьи

Государственная регистрация товарного знака в Роспатенте в 2024 году

Товарный знак (знак обслуживания) — это уникальное обозначение товаров или услуг, которое используется для их индивидуализации.

Товарный знак

Товарный знак — это объект интеллектуальной собственности. Законодательство предъявляет к нему ряд требований. Чтобы пройти регистрацию, товарный знак должен иметь различительную способность.

Что такое географическое указание, как его зарегистрировать и что дает регистрация

Положения ГК РФ, касающиеся географического указания (ГУ), были приняты в 2019 году. Через год закон вступил в силу, и с этого времени статус ГУ изменился — теперь это объект интеллектуальной собственности.

Товарный знак, торговая марка, логотип, бренд: в чем различия?

Довольно часто «логотип», «бренд», «торговая марка» и «товарный знак» используют как синонимы.

Способы передачи прав на товарный знак

Товарный знак (ТЗ) — это объект интеллектуальной собственности. Его обладатель может распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе передавать права на использование другим лицам.

Ошибки, которых можно избежать, или абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

Исключительные права, а значит и монополию на торговую марку (логотип, слоган, иное обозначение) можно приобрести только после регистрации в качестве товарного знака. Однако далеко не любое обозначение может стать товарным знаком.

Adblock
detector