Учитывая слабую юридическую подкованность населения и частую невозможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью, прокуратура концентрируется в основном на рассмотрении жалоб и иных обращений граждан. В этом направлении органы прокуратуры:
- принимают устные жалобы, в том числе в рамках личного приема граждан, и помогают оформить заявление письменно, а также разъясняют права, обязанности и способы юридической защиты нарушенных прав;
- принимают письменные жалобы по любым нарушениям прав и интересов граждан, рассматривая их в установленные сроки (стандартный срок – 30 дней, для некоторых – 3-10 дней);
- в пределах своей компетенции принимают меры реагирования на жалобы – проводят проверки, направляют представления об устранении нарушений, перенаправляют обращение в орган, уполномоченный принимать по жалобе конкретное решение, либо в суд (органы расследования) для приобщения к материалам дела, а также готовят и направляют иски в защиту заявителя, неограниченного круга лиц и административные иски.
Основные виды рассматриваемых прокуратурой жалоб – индивидуальные и коллективные.
Обратиться в органы прокуратуры вправе и юридические лица. Но здесь круг вопросов несколько ограничен. В основном речь идет о защите прав и интересов в связи с нарушениями закона, незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц.
Например, довольно-таки часто юридические лица жалуются в прокуратуру по поводу незаконного проведения проверок или иного вмешательства в нормальную деятельность бизнеса.
Жалобы в прокуратуру также можно подразделить на две категории по содержанию:
- Заявления (обращения), в которых заявитель просит содействия со стороны прокуратуры в реализации законных прав, устранении препятствий для их реализации либо сообщает о нарушениях закона, каких-то недостатках в деятельности (работе) органов власти и должностных лиц.
- Жалобы – это обращения, связанные с необходимостью прямого вмешательства прокуратуры (принятия мер прокурорского реагирования) с целью восстановления прав или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов.
В прокуратуру можно обратиться и в случае, если характер жалобы предполагает судебное разбирательство вопроса (спора). Но рассмотрены такие обращения и, возможно, подан иск, будут только, если нарушения прав (интересов, закона) затрагивают неограниченное число лиц и требуют защиты общественного (государственного) интереса. За индивидуальными и коллективными жалобами такого рода последует иск от прокуратуры в случае, если затронуты интересы наименее защищенной категории лиц, например, несовершеннолетних, инвалидов или иных лиц, которые неспособны сами воспользоваться судебной защитой.
Как написать жалобу
Строгих правил по подготовке жалобы в прокуратуру нет. Главное – соблюдать стиль делового письма, избегать нецензурных выражений, клеветы, оскорблений и угроз, стараться лаконично, но полно излагать суть своих претензий и четко формулировать требования и просьбы, чтобы не было недопонимания.
Примерное содержание жалобы (заявления):
- Шапка, в которой указываются:
- наименование органа прокуратуры (обычно жалоба направляется в прокуратуру по месту нахождения (проживания) заявителя и (или) по месту нарушения, которое является предметом жалобы);
- данные должностного лица прокуратуры, которому адресуется жалоба (если не знаете – можно упустить);
- данные заявителя (ФИО, название организации, место жительства (нахождения), контактная информация (почтовый адрес, телефон).
- По центру документа, под шапкой указывается название обращения – заявление или жалоба.
- Текст обращения, в котором нужно указать:
- обстоятельства дела и причины обращения (что случилось);
- нарушения, которые повлекли обращение в прокуратуру, со ссылками (по возможности) на нормативно-правовые акты;
- имеющиеся у заявителя подтверждения нарушения (доказательства) – документы, видео-, аудиоматериалы, свидетельские показания и т.п.
- Под описательным текстом обращения, по центру документа пишется «Прошу» и далее излагаются конкретные просьбы.
- Ниже указывается перечень приложений к жалобе, под ним ставится подпись и дата подготовки обращения.
Как правильно написать коллективную жалобу в прокуратуру? Точно так же, как и индивидуальную, образец содержания которой приведен выше. Только в этом случае в шапке указываются данные всех обращающихся лиц, описательная часть касается всех заявителей и подписи ставят все.
Если обращение пишется от руки, обязательно проверьте возможность прочтения почерка. Но лучше все-таки подготовить документ в печатном виде. Хотя тот или иной способ не является препятствием для подачи жалобы.
Читабельными должны быть и документы-приложения, а видео- и аудиоматериалы должны быть в таком качестве, которое позволяет их воспроизвести и понять содержимое.
Не рассматриваются органами прокуратуры жалобы (обращения), которые:
- не связаны с нарушением прав, интересов и свобод;
- не связаны с нарушением законов и вопросами их исполнения;
- касаются исключительно договорных (непубличных) отношений, не затрагивая нарушений закона.
В ряде случаев прокуратура может рассмотреть анонимные жалобы. Но здесь все зависит от предмета обращения и позиции прокуратуры. Скорее всего, будет рассмотрено обращение о преступлении, в том числе готовящемся, по делам публичного обвинения (не требуют возбуждения по заявлению потерпевшего).
Возможно, рассмотрят и анонимное обращение по резонансной либо социально значимой проблеме (задержки зарплаты, нарушение прав несовершеннолетних или иных незащищенных слоев населения, систематическое нарушение закона органами власти, злоупотребления, коррупция, незаконное расходование госсредств и т.п.), если такое обращение позволяет инициировать проверку или принять меры реагирования независимо от личности заявителя.
С какими жалобами можно обращаться в прокуратуру
В основе функционала прокуратуры лежат положения 10 статьи ФЗ 2202-1. Согласно этим положениям, ведомство принимает, рассматривает и решает заявления, жалобы и обращения другого типа от граждан в сроки, установленные законодательством РФ.
Обратиться с жалобой в прокуратуру можно в том случае, если:
- нарушены трудовые права или трудовой договор;
- управляющая или ресурсоснабжающая компания не выполняет свои обязанности;
- должностные лица превышают свои полномочия или бездействуют;
- неправильно рассчитан налог или назначен штраф;
- причинен материальный, моральный ущерб в ходе оказания медицинской помощи;
- нотариус, юрист, сотрудник следственного отдела или полиции допустил ошибку в работе;
- судья вынес приговор, не соответствующий законодательству – слишком мягкий или слишком строгий;
- педагог использовал недопустимые методы воспитания по отношению к ребенку;
- нарушены права потребителя при продаже товара или оказании платной услуги.
Кроме этого, в прокуратуру можно пожаловаться на застройщика при срыве сроков сдачи объекта, на работников городской, районной, сельской, областной администрации, руководителей коммерческих, общественных организаций и других должностных лиц.
Оснований для подачи жалобы в прокуратуру много. Единственное ограничение – обращения, в которых ответчиком является физическое лицо, ведомством не рассматриваются. Жаловаться на обычного гражданина нужно в полицию, и только в случае бездействия с их стороны следует обращаться в прокуратуру.
Если действия, описанные в жалобе, не попадают под юрисдикцию прокуратуры, обращение переадресовывается в другое ведомство. Срок на рассмотрение жалобы не может превышать 30 дней. В случаях, когда требуется проведение дополнительного расследования обстоятельств произошедшего, сроки увеличиваются, заявитель информируется об этом.
Пример: С жительницы Астрахани в октябре 2022 года судебным приставом был дважды списан долг по кредитным обязательствам перед банком. Вернуть деньги удалось только после жалобы в прокуратуру. По обращению женщины была проведена проверка, вынесено решение о возврате повторного списания средств с ее счета.
Пример: В Ульяновске прокурорам пришлось разбираться в порядке обеспечения местной жительницы бесплатными лекарствами. Инвалидка несколько месяцев не получала один из назначенных ей жизненно важных препаратов, который, согласно законодательству РФ, выдается бесплатно по федеральной льготе. После вмешательства прокуратуры гражданка получила лекарство и компенсацию причиненного морального вреда, а в работе городского Минздрава были выявлены многочисленные нарушения.
Пример: На одном из хлебокомбинатов Липецкой области заработную плату задерживали длительное время. Добиться ее выплаты сотрудникам удалось только после обращения в прокуратуру. Сумма задолженности составила более 300 000 руб., руководителю предприятия было вынесено представление и назначен штраф, заработная была выплачена сотрудникам в течение 10 дней.
Читайте также:
Письменная форма
Если обращение пишется от руки или формируется в электронном формате для последующей распечатки, в нем должны быть:
- наименования отдела прокуратуры, куда оно адресовано;
- Ф.И.О. заявителя, адрес его проживания и контакты (электронная почта, номер телефона);
- суть жалобы, изложенная в деталях;
- требования – провести проверку или принять определенные законом меры;
- перечень доказательств, прилагаемых к жалобе;
- дата, подпись заявителя и ее расшифровка.
В качестве доказательств нарушения прав гражданина могут быть использованы оригиналы или копии документов, скриншоты экрана смартфона, видео, аудио записи, фотографии.
Жалоба на официальном сайте
На сайте Генпрокуратуры РФ форма для оформления жалобы находится в разделе «Обращение в прокуратуру». Она доступна как авторизованным пользователям, так и без авторизации. Прежде чем отправить заявление, необходимо ознакомиться с законодательной базой, по которой работает орган власти, и подтвердить свое согласие.
Заполнение формы начинается с выбора ведомства, вида обращения, региона.
Контакты обратившегося вводятся в графы в конце обращения. Обязательно нужно указать Ф.И.О., адрес и контактную электронную почту, телефон, дать согласие на обработку личных данных.
Поля и строки, помеченные значком * обязательны к заполнению. Если оставить их пустыми, форма будет считаться заполненной неправильно и обращение в прокуратуру не попадет.
Жалоба на Госуслугах
Подать обращение через портал Госуслуг могут только авторизованные пользователи сайта. Форму для жалоб в Генеральную прокуратуру или местное отделение можно найти, перейдя в раздел «Ведомства», затем в «Обращение в органы прокуратуры».
Личные данные в форму для жалоб в прокуратуру на Госуслугах вводятся автоматически. Заявителю нужно написать только текст жалобы и прикрепить доказательства в виде файлов с аудио или видео записью, текстовый документ или фото.
При составлении жалобы в прокуратуру следует учитывать, что за подачу заведомо ложных сведений или злоупотребление правом на обращение в госорганы предусмотрена ответственность, в соответствие с 16 статьей 59-ФЗ.
Личное обращение в прокуратуру
Жалобу в письменном виде можно передать при приеме у прокурора или через секретариат ведомства. В любом случае обращение пишется в 2-х экземплярах, оба визируются секретарем, один документ регистрируется и остается на рассмотрение, второй остается у заявителя.
И для личного приема, и для регистрации заявления у секретаря обратившийся должен предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт). На личном приеме сотрудник прокуратуры вправе составлять обращение сам со слов гражданина, с пометкой «с личного приема». Заявитель подписывает его и предоставляет доказательства, которые списком вносятся в жалобу.
На прием необходимо записаться заранее. Как правило, в прокуратуре для этого отводится один или два дня в неделю. Записаться можно на сайте ведомства или по телефону.
По почте
Если жалоба отправляется почтой, она пишется в одном экземпляре. Отправление оформляется заказным письмом, обязательно с уведомлением о получении. Регистрируется обращение в день его доставки, на уведомлении ставится дата и подпись представителя ведомства, оно возвращается отправителю.
Датой начала рассмотрения жалобы считается день ее получения прокуратурой.
Почтовое уведомление о получении прокуратурой заказного письма необходимо сохранять в течение всего срока рассмотрения заявления. Если дело затягивается, его можно использовать в качестве доказательства при последующем обращении в Генеральную прокуратуру РФ.
Законодательная база
Чтобы пожаловаться в органы прокуратуры, можно опираться на такие законодательные акты:
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1-Ф от 17.01.1992г. (ред. от 29.07.2017).
- Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ №45 от 30.01.2013г.
- Гражданский Кодекс РФ №14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. от 28.03.2017).
- Уголовный Кодекс РФ №63-ФЗ от 13.06.1996г. (ред. от 18.07.2017).