Правила наложения ограничений на расходные операции, а также на перевод электронных денежных средств, Налоговой службе дает статья 76 НК РФ. Решение о блокировке счета принимается руководителем налогового органа или его заместителем.
Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:
- Организация или ИП не заплатили налоги, штрафы, пени, проценты согласно требованию об уплате (пп. 1, 8 ст. 69, п. 2 ст. 76 НК РФ).
- В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока организация не представила налоговую декларацию (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).
- Налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронном виде. Срок блокировки по истечении 10 дней со дня истечения срока передачи таких документов — 6 дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
- В качестве обеспечения исполнения решения налогового органа по итогам камеральной или выездной проверок (п. 1 ст. 76, п. 10.2 ст. 101 НК РФ). Арест вводится только после вынесения решения о привлечении организации к ответственности (п. 10 ст. 101 НК РФ).
- Если налоговый агент опоздал больше чем на 10 дней со сдачей нового расчета 6 НДФЛ или расчет по страховым взносам (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
- Налогоплательщик не обеспечил электронный документооборот по ТКС с инспекцией – в течении 10 рабочих дней после того, как инспекция обнаружила, что налогоплательщик не исполнил обязанность и не подключился к оператору ЭДО (п. 5.1 ст.23, пп 1.1. п.3 ст. 76 НК РФ).
Приняв решение, налоговый орган выпускает постановление и направляет его напрямую в банк. Информация о блокировке счета на сайте ФНС появится уже на следующий день.
Если денежных средств на счете не хватает, то выплата по постановлению ФНС будет поставлена в очередь. При этом все входящие на счет платежи будут приниматься без ограничений, а списания будут происходить в соответствии с очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса. Налоговые недоимки по постановлениям налоговой гасятся в третью очередь.
Как на сайте ФНС узнать о блокировке счета
Рассмотрим этот вопрос на примере организации, у которой точно имеется налоговая задолженность. Эту информацию можно взять из сервиса ФНС «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженности по уплате налогов». Алгоритм действий довольно простотой:
В меню следует выбрать первый пункт — «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Появятся поля для ввода данных:
Контур.Фокус — быстрая проверка контрагента!
- ИНН. Нужно внести ИНН того налогоплательщика, о счете которого требуется получить информацию.
- БИК. Сервис предназначен для банков, поэтому в это предполагается вносить БИК того банка, который формирует запрос. Рядовой же пользователь может вписать любой реальный БИК.
Далее нужно нажать кнопку «Отправить запрос», и система выдаст результат:
Как видим, в отношении счетов проверяемого налогоплательщика имеются решения о приостановке операции по расчетным счетам. В идущей далее таблице система показывает их реквизиты. Сведения о причинах блокировки и суммы недоимки не показываются.
Обнаружена блокировка. Что делать?
Чаще всего блокировка происходит из-за неуплаты обязательных платежей. При этом у налогоплательщика на руках теоретически должно быть требование от инспекции о необходимости погасить задолженность. То есть он должен знать о том, что выявлена недоимка.
Но на практике так бывает не всегда. Поэтому нередко информация о блокировке счета оказывается для налогоплательщика сюрпризом. Например, типичная ситуация: на счет накладываются ограничения из-за недоплаты в несколько рублей.
Что же делать налогоплательщику? Как видно, сервис ФНС дает информацию о номере решения о приостановлении операций по счету. Следует связаться со своей налоговой инспекцией и выяснить, почему такое решение было принято. Ошибки бывают, и нередко.
Например, платеж был выполнен в срок, но ИФНС не получила информацию о нем. К слову, чтобы избежать подобных недоразумений, рекомендуется периодически проводить сверку с налоговым органом.
Если в итоге выясняется, что блокировка наложена не без оснований, то недоимку нужно уплатить. Лучше сделать это добровольно, но можно дождаться, пока на счете появятся деньги, и сумма спишется автоматически.
Что такое блокировка
Блокировка расчетного счета — это приостановление по решению ФНС всех расходных операций, кроме разрешенных законом. Регулируется процедура статьей 76 и статьей 101 НК РФ.
Решения о блокировках отправляются в банки только в электронном виде. Получив Решение, банк должен незамедлительно остановить все расходные операции, кроме тех, что имеют очередность платежа с первой по третью.
Таблица 1. Очередность списания платежей
Очередность платежа | Операции |
1 | Перечисления и выдачи со счета по исполнительным документам на выплаты по алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью. |
2 | Перечисления и выдачи по исполнительным документам на выплаты выходных пособий и задолженности по заработной плате. |
3 | Перечисления и выдачи на выплату зарплаты, налогов и сборов в календарной очередности. |
За что налоговая блокирует счета, виды блокировок
Существует два способа блокировки счетов:
- На все расходные операции, независимо от суммы. Клиент не может проводить расходные операции, кроме уплаты налогов и выплат по исполнительным листам, т.е. для платежей с первой по третью группы очередности.
- На расходные операции в размере суммы задолженности. На счете клиента блокируется сумма, равная недоимке по налогам, сборам и пени. Средствами сверх этой суммы можно свободно распоряжаться.
Примечание. Пример: налоговая заблокировала счет ООО на сумму в 10 тыс. руб. Остаток на момент блокировки — 30 тыс. руб, следовательно, клиент может свободно распоряжаться средствами в пределах 20 тыс. руб.
Причины приостановления операций по расчетным счетам в размере суммы задолженности:
- Образовалась недоимка по уплате налогов, пеней и штрафов.
- Не выполнены требования по результатам проверки ИФНС.
- Причины приостановления операций по расчетным счетам на все операции:
- Не сдана вовремя налоговая декларация.
- Не обеспечена техническая возможность получения электронных документов от ФНС.
- Не передана квитанция о приеме требования явки в отделение ИФНС или предоставлении документов или разъяснений.
- Не представлен расчет сумм налога на доходы физ. лиц, исчисленных и удержанных организацией.
Примечание. ИФНС, как правило, блокирует все счета клиента, включая валютные. Поэтому общая сумма блокировки может в несколько раз превысить размер задолженности, а при полной остановке операций по всем расчетным счетам деятельность компании может быть парализована.
Что делать, если счет заблокировали
- Важно предупредить контрагентов о приостановлении операций. Часто вместе с блокировкой к счету предъявляется так называемая Картотека 2 по неоплаченным в срок расчетным документам. Это означает, что к счету предъявляются инкассовые поручения на недоимку по налоговым платежам, и в случае поступления средств происходит безакцептное списание задолженности. В случае ошибки в начислении долга возврат неправомерно списанных средств может занять довольно продолжительное время.
- Навести справки в банке об обстоятельствах блокировки и наличии картотеки. В случае, если оплаты недоимки уже произведены, взять копии подтверждающих оплату документов с отметкой банка.
- Посетить налоговый орган для выяснения обстоятельств, предъявить подтверждающие документы. Если претензии ИФНС обоснованы, узнать подробности платежа, период, за который образовалась задолженность или не сдана отчетность, точную сумму, КБК и прочую существенную информацию.
- Произвести оплату недоимки, предоставить необходимые документы или отчеты.
- При необходимости, взять в банке копии платежных поручений с отметками об оплате.
- Предоставить ИФНС документы, подтверждающие устранение недочетов.
После остается только дождаться, когда налоговая снимет ограничения. Это должно произойти не позднее дня, следующего за днем принятия решения о снятии блокировки через электронную систему информирования банков. Выдача клиенту решения о разблокировке с целью передачи в банк не допускается, т.к. оно не имеет юридической силы.
Блокировка счета банком
Кроме налоговой инспекции, правом приостанавливать операции по счетам обладают банки. Этими полномочиями их наделяет Федеральный закон № 115-ФЗ.
Любая операция по счету на сумму свыше 600 тыс. руб подлежит обязательному контролю. Кредитная организация имеет право запросить у клиента документы, проясняющие ее экономический смысл, и заблокировать счет в случае отказа.
Это же относится и к операциям, носящим сомнительный характер, независимо от их суммы. Лучший выход — предоставить запрашиваемые документы и не доводить дело до приостановки операций или как можно быстрее сделать это, если счет уже заморозили.
Вторая причина блокировки — включение юридического или физического лица в перечень организаций или физ. лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В этом случае узнать о блокировке удается, как правило, постфактум.
В данных обстоятельствах снять блокировку будет трудно, и доказывать свою правоту придется не банку, а сотрудникам Росфинмониторинга.