Продолжниковая система банкротства: принципы, особенности и процедура

Каждая система — это сложный организм, который функционирует по определенным законам (рис. 5. 1). В то же время набор механических элементов конкретной системы не может объяснить функцию и назначение системы. Цель функционирования системы может быть достигнута только благодаря явлению синергии (когда результат совместного действия элементов системы превышает по абсолютной величине результат их простой суммы).

В случае с системами несостоятельности феномен синергии проявляется в том, что один и тот же набор элементов в разных национальных контекстах нацелен на разные экономические результаты, причем с разным акцентом.

Построение национальной системы несостоятельности в соответствии с ее основными целями — сложный процесс.

Рисунок 5.1: Институционализация системы несостоятельности

Институционализация системы несостоятельности — сложный процесс, одна картина складывается с юридической точки зрения, другая — с точки зрения институциональной и экономической реальности. И эти особенности в большей степени проявляются в странах с переходной экономикой. Россия — один из примеров. И это неудивительно. Чем менее понятны права собственности, тем выше транзакционные издержки (TAI). А чем больше TAI, тем меньше работает правовой механизм.

Эволюция системы несостоятельности и развитие современного законодательства о несостоятельности привели к появлению различных моделей. Критерием классификации моделей несостоятельности являются конкретные цели национальной системы несостоятельности.

Следует отметить, что понятия «предпочтение кредитора» и «непрерывная система» нуждаются в систематическом анализе. Основной целью системы поддержки кредиторов является реструктуризация предприятий, и законодательство предусматривает процедуры реструктуризации (приостановление выплаты требований кредиторов, расторжение невыгодных контрактов и т. д.), которые применяются задолго до наступления несостоятельности. Как только у должника возникает хотя бы малейший страх перед неплатежеспособностью. Однако эти формальные процедуры не позволяют должнику ликвидировать свои долги в индивидуальном порядке и могут нанести непоправимый вред должнику.

Другим примером анализа этих концепций является весьма гибкий подход, используемый в законодательстве Великобритании. Он благоприятствует вводу капитала, поскольку кредитор имеет право на привилегированное удовлетворение своих требований перед другими кредиторами. Противники такого подхода утверждают, что он ставит в невыгодное положение неоплаченных кредиторов. Апологеты же считают, что данный вид обеспечения является весьма эффективным способом облегчения финансирования бизнеса компании и успешного взыскания с должников. В этом отношении большинство процедур в британской системе несостоятельности можно охарактеризовать как систему продолжения.

Таким образом, простое разделение государственной системы на кредиторов и должников, основанное на целевой ориентации, не исчерпывает всех финансовых обязательств в рамках механизма несостоятельности. Поэтому можно предложить следующие варианты

Первый — немецкое признание Манфреда Бальца — направлен на создание механизма эффективного распределения максимизированных активов должника.

Второй — английская система — направлен на эффективное распределение активов и стабильность кредитной системы.

Третий — основной вариант института несостоятельности, к которому можно отнести американскую, французскую и российскую системы, — призван эффективно распределять активы (в соответствии с их формально-юридическими характеристиками) и выполнять макроэкономические функции.

Проект нового Закона о банкротстве: «продолжниковый» или «прокредиторский»?

Ожидается, что новый Кодекс о банкротстве будет принят в Беларуси до конца года. С сегодняшнего дня законопроект «О банкротстве и несостоятельности» (далее — законопроект) вынесен на общественное обсуждение. Основной целью адаптации Закона о банкротстве является стимулирование финансовых организаций к своевременному и добровольному объявлению о своем банкротстве, что повышает их шансы на восстановление платежеспособности и сохранение бизнеса.

Действующие законодательные положения о «несостоятельности» (далее — Закон о несостоятельности) были полностью пересмотрены с учетом международного опыта. Среди нововведений, предлагаемых обсуждаемым законопроектом, в частности, следующие

1. кардинальные изменения понятийного механизма.

Законопроект фактически исключает определение «несостоятельности» по правовому обороту. В документе отсутствует как определение данного понятия, так и ссылка на него. В качестве альтернативы используются термины «банкротство» и «несостоятельность». Их определения рассмотрены.

Также предполагается ввести (в части замены термина «несостоятельность» на термины «банкротство» и «неплатежеспособность» в нормах Гражданского кодекса).

2. переход от принципа «устойчивого банкротства» к принципу «неоплатности».

Законопроект исключает из понятия «банкротство» некоторые признаки, например, его определенные характеристики (существующие или приобретенные). В документе также отсутствуют положения о порядке определения существующих критериев банкротства.

Во-вторых, основания для подачи заявления о банкротстве (или несостоятельности) должника и требования кредитора о признании должника несостоятельным основаны именно на неуплате долга. И, как предусмотрено действующим законодательством о несостоятельности, теперь возможна документально подтвержденная несостоятельность должника, а не его банкротство.

3. рассмотрение перечня и условий процедуры банкротства (несостоятельности).

В качестве самостоятельных процедур выделяются следующие. Период защиты, процесс несостоятельности, процесс реабилитации, процесс ликвидации и мировое соглашение. Действующее законодательство о несостоятельности предусматривает объединение и упрощение процедур в рамках процесса несостоятельности.

В нем также уточняются цель, содержание и график процесса несостоятельности. В частности, законопроект устанавливает 36 месяцев с даты принятия решения о реабилитации (этот срок может быть продлен еще на 24 месяца). По действующему законодательству этот срок составляет 18 месяцев (12 месяцев и, в исключительных случаях, пять лет).

4. увеличивает объем обязательств по кредиторской задолженности.

Задолженность должника перед кредиторами на момент подачи последнего заявления о банкротстве должна быть как минимум следующей.

-500 BV, если должник является частной организацией,

-30000 BV, если должник — организация, являющаяся городом (или приравненная к нему), государственной организацией (или государственной долей).

Сегодня для того, чтобы кредитор мог подать требование о банкротстве должника, минимальная сумма задолженности должна составлять 100 и 2500 бв соответственно.

5. уточнение круга лиц, связанных с кредитором.

Законопроект прямо включает понятие «кредитор» и то, кому должник обязан платить за работу в соответствии с гражданским законодательством (выполнение работ, оказание услуг, создание интеллектуальной собственности). Действующий Кодекс о банкротстве такого уточнения не содержит.

В законопроекте также не используется термин «конкурсный кредитор». Это представитель работника должника, обязательства которого возникли до начала процедуры банкротства и включены в реестр кредитных требований. При этом сохраняется защита этих требований.

6. изменения в системе управляющих в процессе назначения руководителей и механизмов самоорганизации.

К принципиальным нововведениям законопроекта относятся

— Отмена возможности для юридических лиц осуществлять временные управленческие полномочия (в условиях кризиса), поскольку такими управляющими могут стать только АУ. Теперь это доступно как юридическим, так и физическим лицам.

— Создание в Беларуси единого органа самоуправления по антикризисному управлению и банкротству — Палаты управляющих,

— Членство в Палате управляющих является одним из обязательных условий получения статуса управляющего.

— Суд определяет кандидатуры управляющих с помощью автоматизированной системы случайного отбора. В соответствии с действующим законодательством о несостоятельности управляющий назначается судом из числа кандидатов, предложенных лицами, участвующими в деле.

7. координировать с кредитным советом его создание и деятельность (комитеты).

В частности, предлагается определить минимальное количество членов кредитного совета (три человека). Среди них обязательно должен быть представитель работников должника. В настоящее время предусмотрено только максимальное количество членов комитета.

Законопроект также регулирует вопрос о возможности дистанционного голосования на кредитных собраниях. Данное право предоставляется кредиторам (за исключением первого собрания кредиторов), при этом регулируются вопросы выдачи бюллетеней для тайного голосования и порядок их оформления.

С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте нижней палаты парламента. Там же указан адрес электронной почты, куда можно направить свои комментарии и предложения. Срок истекает 29 апреля 2020 года.

Ожидается, что принятие Закона о банкротстве и несостоятельности улучшит позиции Беларуси в рейтинге Всемирного банка по развитию бизнеса в части банкротства и несостоятельности. Это окажет положительное влияние, в частности, на инвестиционную привлекательность белорусской экономики.

Adblock
detector