- Обязанности сотрудника ГИБДД
- Жалоба на действия сотрудника ГИБДД
- Подача жалобы онлайн
- Жалоба на постановление о наложении административного штрафа
- Как составить жалобу на ГИБДД
- Жалоба в суд
- Как повысить эффективность жалобы в ГИБДД?
- Почему от заявителя требуются активные действия?
- Как подать жалобу на сотрудника ГИБДД?
Деятельность сотрудников ГИБДД регулируется специальным регламентом МВД. Он определяет правила поведения, порядок действий в тех или иных обстоятельствах. Но не всегда поведение должностных лиц соответствуют установленным нормам.
Нарушения, повлекшие негативные последствия для граждан, должны быть не просто пресечены, но и наказаны. Для этого необходимо подать жалобу. В качестве основания для подачи жалобы служат следующие причины:
- Нарушение регламента или иных внутренних инструкций. Как правило, речь идет о процессуальных нарушениях.
- Отказ от исполнения прямых обязанностей. Например, сотрудник ГИБДД не регистрирует ДТП, игнорирует доводы стороны.
- Нарушение иных правовых актов, в том числе Конституции РФ.
- Нарушение норм закона “О полиции”.
- Отказ от исполнения подзаконных актов.
- Противоправное поведение по отношению к водителю, выражающееся в оскорблениях, умышленном нарушении прав.
- Вымогательство в обмен на совершение каких-либо действий (например, указание в протоколе конкретной информации).
- Применение штрафных санкций при отсутствии для этого оснований
- Неправильное составление документации. Например, ошибки в протоколе.
Причиной для подачи жалобы может служить любое нарушение со стороны сотрудника ГИБДД. Но он типа противоправного деяния зависит, какие меры будут применяться к полицейскому.
Перед подачей жалобы нужно проанализировать ситуацию. Неправомерные действия сотрудников ГИБДД могут быть совершенно разными, поэтому сразу стоит уточнить:
- Какова квалификаций действия. От этого зависит, куда именно будет подаваться жалоба.
Каким именно правовым нормам противоречат действия сотрудника.
Стоит проверить не только действия сотрудника, но и его требования, а также документы, им оформленные.
Обязанности сотрудника ГИБДД
Права и обязанности инспекторов ГИБДД указаны в административном регламенте МВД. Сотрудник вправе:
- проверять документы (на машину, водительское удостоверение, страховой полис);
прекращать движение транспортных средств (для проверки или прекращения противоправных действий);
фиксировать правонарушения посредством вынесения протокола и постановления.
Помимо этого, в определенных случаях сотрудник ГИБДД вправе просить водитель открыть багажник, осмотреть машину, запретить эксплуатацию ТС при обнаружении неисправностей. Если водитель подозревается в совершении преступления, инспектор вправе задержать лицо и вызвать сотрудников иных подразделений МВД.
Также инспектор вправе требовать прохождения медицинского осмотра, привлекать понятых, использовать специальные средства фиксации (камеры). В крайнем случае допускается изъятие машины, принадлежащей простому гражданину или компании — например, для поимки опасного преступника.
Обязанности сотрудников ГИБДД тоже довольно обширны:
- знать законы, по которым они работают;
соблюдать права всех участников дорожного движения;
фиксировать происшествия и как можно быстрее принимать меры к разрешению ситуаций;
оказывать медицинскую помощь пострадавшим до приезда медработников;
выяснять информацию, касающуюся дорожных происшествий;
делать все необходимое для обеспечения безопасности граждан;
содействовать иным государственным структурам в розыске граждан;
изымать документацию, имеющую признаки подделки;
направлять уведомления о факте склонения к коррупционным преступлениям.
Иные права и обязанности, относящиеся к сотрудникам ГИБДД, распространяются на любых полицейских. Они перечислены в ФЗ “О полиции”.
Жалоба на действия сотрудника ГИБДД
Жалоба на сотрудника ГИБДД, на его действия, противоречащие законодательству, подается на имя его руководителя. Например, начальника отделения. Если нужно пожаловаться на самого начальника, документ подается в вышестоящий орган (например, региональное управление ГИБДД). Помимо этого, можно обратиться в суд или прокуратуру.
Если нужно подать жалобу, следует действовать в следующем порядке:
Обеспечить доказательства. Действия сотрудника можно снять на видеорегистратор или телефон, поискать свидетелей. Допускается использование диктофона. В качестве доказательств используются и документы, например, протокол.
Выбрать орган, в который будет подаваться жалоба. Это может быть вышестоящий отдел ГИБДД, суд или Прокуратура.
Составить заявление. В нем нужно отразить все важные факторы, перечислить доказательства, подробно описать ситуацию.
Подать заявление в выбранный орган. Это можно сделать лично, через представителя, по почте или онлайн.
Дождаться рассмотрения заявления.
По полученному ответу определяется порядок последующих действий. Если жалоба в ГИБДД не привела к положительным изменениям, ответ можно обжаловать в вышестоящем органе или суде. Допускается обращение в иные органы параллельно, не дожидаясь ответа.
Подача жалобы онлайн
На сайте ГИБДД имеется сервис для направления обращений. Чтобы воспользоваться им, нужно выполнить следующие действия:
- зайти на сайт ГИБДД. Его можно найти, введя запрос в любом поисковике;
перейти в раздел “Сервисы”. Он находится на верхней панели;
выбрать подраздел “прием обращений”;
составить текст обращения и приложить сканы доказательств. Скопировать текст с другого источника не получится — функция копирования отключена;
Текст обращения должен полностью отражать ситуацию. В нем перечисляются обстоятельства дела, суть нарушения сотрудника ГИБДД, обосновывается позиция заявителя.
Жалоба в прокуратуру на действия сотрудников ГИБДД тоже может быть подана онлайн. Для этого следует перейти на сайт прокуратуры и также заполнить специальную форму.
Жалоба на постановление о наложении административного штрафа
Если, по мнению гражданина, административный штраф применен неправомерно, постановление обжалуется через суд или вышестоящий орган. Самым эффективным вариантом считается судебное разбирательство.
Заявление нужно подать в течение 10 дней с момента вручения постановления. В нем указываются реквизиты документа, а также доводы, на основании которых он должен быть отменен.
Образец жалобы на сотрудника ГИБДД примерно такой же, как и образец жалобы на постановление. Суть остается прежней, но в данном случае оспаривается документ, его текст, а не конкретные действия инспектора.
Как составить жалобу на ГИБДД
Любая жалоба на сотрудников ГИБДД обязательно должна содержать:
- Наименование органа, в который она подается.
Реквизиты заявителя, в том числе его ФИО и адрес.
Данные документа, который обжалуется (если он имеется).
Информация о произошедшем событии. Например, о противоправном поведении сотрудника ГИБДД, о конкретных правах, которые были нарушены.
Дополнительная информация, относящаяся к ситуации.
При составлении жалобы нужно учитывать сроки, суть нарушения, особенности ситуации. Заранее стоит подумать о доказательственной базе.
Жалоба в суд
Суд — самый эффективный способ разрешения ситуации. Судебный вариант чаще всего используют, если другие не принесли результата. Но некоторые граждане предпочитают сразу использовать данный вариант.
В тексте жалобы нужно будет указать:
- название суда, в который подается заявление;
данные истца, включая место проживания;
сведения об ответчике, то есть отделе ГИБДД, в котором трудится сотрудник, что вынес постановление или совершил какое-либо противоправное действие;
суть произошедших событий;
обоснования своей позиции;
требования к суду. Например, отмена вынесенного акта.
Рекомендуется указывать в тексте ссылки на законодательство, нарушенное сотрудником ГИБДД. Также можно ссылаться на судебную практику. Российская правовая система хоть и не является прецедентной, суды обращают внимание на ранее вынесенные решения.
Жалоба на противоправные действия сотрудников ГИБДД подаются на имя руководителя отдела, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Подать их можно лично, направить почтой или в электронном виде. Необходимо обосновать, как именно действия сотрудника нарушают права заявителя и предоставить доказательства.
Допускается привлечение свидетелей и использование видеозаписей для подтверждения своей позиции.
Получить юридическую помощь по вопросам составления жалобы на неправомерные действия сотрудников ГИБДД можно на нашем сайте.
Как повысить эффективность жалобы в ГИБДД?
Наиболее эффективно подать жалобу в ГИБДД после того, как на месте остановки или дорожно-транспортного происшествия водитель проявил активную позицию. Это означает, что он не стал невольным наблюдателем за действиями полицейских, а проявил активность и юридическую грамотность. Проявляться это может в следующем:
- Внесение соответствующей жалобы в протокол о нарушении, выражение несогласия с действиями сотрудников ГИБДД;
- Ведение видео записи на регистраторе, смартфоне, камере;
- Телефонные звонки на горячую линию МВД сразу с места событий;
- Поиск и привлечение к участию в ситуации свидетелей.
В таких случаях не лишним будет юридическая консультация со стороны авто юристов и адвокатов. Они дадут ценные советы и рекомендации, как себя вести, что делать, какие записи вносить. Кроме того, они могут сразу представлять интересы позвонившего им лица.
Почему от заявителя требуются активные действия?
Если просто по факту направить жалобу, сложится следующая ситуация – заявление лица против протокола и объяснений инспектора или инспекторов ГИБДД. В таких случаях вероятна обычная отписка, что изложенные в жалобе факты не подтвердились.
А вот записи в протоколе, заявления свидетелей, видеозаписи, фиксация жалобы через телефон горячей линии – все это создает преимущество для пострадавшего лица. Причинами обращения могут стать как неправомерная остановка, неверная оценка действий водителя, так и хамское поведение полицейских, вымогание взятки и т.п.
Ошибочно считается, что показания пассажиров в машине, которые следовали с водителем, не принимаются в качестве свидетельских. Суд, прокуратура, а также начальство инспектора принимает их во внимание.
Как подать жалобу на сотрудника ГИБДД?
Подать жалобу можно лично, обратившись в подразделение ГИБДД, или онлайн
Несмотря на то, что содержание документа будет в целом идентично, окончательная его форма зависит от инстанции, куда подается. Обычную жалобу можно направить:
- В территориальный орган ГИБДД, в котором проходит службу полицейский;
- В вышестоящие органы автодорожной полиции;
- В прокуратуру – на неправомерные действия сотрудников, в которых есть признаки уголовного правонарушения.
Допускаемая форма жалобы:
- Устная – по телефону горячей линии;
- Электронная – при направлении обращения онлайн через веб-ресурсы;
- Письменная на бумажном носителе, если направляется жалоба по почте или подается лично заявителем.
Наконец, можно обратиться с иском в суд. В этом случае документ должен соответствовать требованиям Кодекса административного судопроизводства РФ (ст.ст. 125, 220). Обращаться с жалобами на действия сотрудников правоохранительных органов нужно не в общегражданский, а административный суд.
Обычная жалоба может составляться в относительно свободной форме. Она отклоняется, если допущены грубые нарушения, из-за которых документ признается анонимным: нет подписи, не указан заявитель. К иску предъявляются более жесткие требования, их несоответствие – основание для возврата обращения.