- Генпрокуратура и МВД пресекают правонарушения по-разному
- Применение Закона о неуважении к власти вышло на международный уровень
- Комментарий автора исследования
- Адвокаты отметили недостатки закона
- Закон об оскорблении власти
- Состав преступления
- За какую информацию о власти могут оштрафовать
- Наказание за оскорбление представителя власти
- Судебная практика
- Трактовка статьи
- Признаки оскорбления
- Ответственность
- Закон об оскорблении президента РФ
- Что признается оскорблением президента?
- Что может быть за оскорбление президента России?
- Что грозит при смягчающих и отягчающих обстоятельствах?
Автор доклада обнаружил 100 дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП, из которых 12 на момент завершения исследования не были разрешены судами.
Более чем в половине случаев к ответственности привлекали пользователей социальной сети «ВКонтакте». По итогам 51 дела граждане выплатили штрафы на общую сумму 1,6 млн руб.
«Можно с уверенностью считать подтвержденной гипотезу о том, что закон принимался для защиты чести и достоинства президента. Проявление неуважения к Владимиру Путину в качестве одного из государственных символов пополнило государственный бюджет как минимум на 1 215 000 рублей. Штрафы за проявление неуважения к Владимиру Путину назначены минимум по 38 делам, что составляет три четверти всех обвинительных постановлений», – подчеркнул Станислав Селезнев.
По его словам, всего возбуждено 51 дело в связи с высказываниями о Президенте РФ. При этом нужно учитывать, что по 17 делам объекты неуважения судами скрыты, а значит, общее количество упоминаний Владимира Путина может быть больше, полагает адвокат. При этом за проявление неуважения к Конституции (два дела в Пензе и Новокузнецке) и государственному флагу (одно дело в Смоленске) в итоге не был привлечен к ответственности ни один человек, хотя потребность в принятии закона изначально обосновывалась необходимостью защиты именно этих государственных символов, напомнил адвокат.
Генпрокуратура и МВД пресекают правонарушения по-разному
Как указано в документе, в 27 случаях (58% дел) наказание назначалось судами после признания гражданами вины, фактически – в особом порядке, в отсутствие прокурора и без всестороннего изучения доказательств. Отмечается, что прокуратура и суды систематически игнорируют требования закона об обязательном участии прокурора и подавляющее большинство дел о неуважении к власти рассматривается в его отсутствие, что влечет обвинительный уклон судопроизводства.
Пленум Верховного Суда внес изменения в Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», одно из которых предложил Генри Резник
В то же время указано, что судебная практика в целом положительно восприняла позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности 28 июня 2011 г. № 11, согласно которой правонарушение необходимо считать оконченным в момент публикации текста, видео или изображения в Сети. Уходящий в прошлое подход правоохранительных органов позволял считать публикации запрещенной информации длящимися правонарушениями и, соответственно, привлекать граждан к административной ответственности за публикации многолетней давности, напомнил Станислав Селезнев.
При подготовке обзора были обнаружены две параллельно существующие системы реагирования на информацию, подпадающую под действие рассматриваемого закона. Если неуважительный комментарий обнаруживают силовики (как правило, это МВД или ФСБ), они выявляют авторов, а МВД возбуждает дела об административных правонарушениях.
Совершенно иным образом развиваются события, если информацию находит Генеральная прокуратура или Роскомнадзор. В этом случае последний направляет владельцу сайта или администратору социальной сети требование об удалении публикации под угрозой блокировки ресурса. При этом автора, как правило, не ищут и к ответственности никого не привлекают.
Применение Закона о неуважении к власти вышло на международный уровень
За распространение дезинформации, угрожающей общественному порядку, и информации, содержащей явное неуважение к госвласти, собираются ввести административную ответственность вплоть до ареста
«Мониторинг возбужденных дел и проверок по делам об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о заметном спаде применения к настоящему времени», – пишет автор обзора. Он напомнил, что обратной стороной неопределенности формулировок на фоне отсутствия четкой установки федеральных властей на жесткое применение стало то, что судьи зачастую рассматривали дела по внутреннему убеждению. Это позволило успешно защищать привлекаемых к ответственности граждан: производство по 42% дел было прекращено.
При этом 23 дела прекращены или возвращены в полицию судами, а 14 даже не были переданы в суд.
Станислав Селезнев отметил, что еще до принятия закона специалисты говорили о таких недостатках предлагаемых формулировок, как отсутствие правомерной цели ограничения конституционного права на свободу получения и распространения информации, избыточность вводимых ограничений свободы слова и несоразмерность вводимых ограничений.
По мнению автора исследования, эти недостатки будут проявляться и далее. Закон не дает критериев «явного неуважения» и не описывает, что из себя представляет запрещенное «неуважение» как таковое, подчеркивает адвокат. Кроме того, в тексте нормы отсутствует однозначное ограничение круга охраняемых объектов и общественных интересов.
Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов
Как указано в документе, применение Закона о неуважении к власти вышло на международный уровень: 10 из 12 отправленных юристами «Агоры» жалоб уже зарегистрированы Европейским Судом по правам человека. В них граждане заявляют о нарушении властями РФ прав на свободу выражения мнения и справедливое судебное разбирательство.
Рассуждая о перспективах правоприменения, Станислав Селезнев отметил, что «мощный поток жесткой иронии со стороны представителей совершенно разных слоев общества» вызвал процесс внесения поправок в Конституцию. Из этого, по его мнению, можно сделать вывод о том, что количество дел за жесткую критику нового текста Конституции будет расти. Адвокат полагает, что можно ожидать предложений о криминализации высказываний в адрес властей и государственных символов, возможно, с сохранением административной преюдиции.
Комментарий автора исследования
В своем комментарии «АГ» Станислав Селезнев отметил, что защитникам чрезвычайно важно продолжать активно формировать практику отсчета сроков давности привлечения к административной ответственности именно с момента публикации спорной информации, а не с произвольного момента – так называемого «выявления административного правонарушения». По мнению адвоката, на корню необходимо пресекать и незаконные попытки объявить публикацию в Интернете длящимся правонарушением.
«Обращает на себя внимание полное игнорирование правоприменителем слов Владимира Путина, который неоднократно настойчиво требовал прекратить преследования за высказывания в его адрес. Однако требование Президента Российской Федерации до сих пор не нашло отклика в действиях полиции и судов», – сказал Станислав Селезнев.
Ни в коем случае не следует забывать о том, что Европейский Суд по правам человека ранее неоднократно рассматривал применение похожих норм «об оскорблении величества» в рамках других юрисдикций и сформировал четкую и ясную практику оценки их применения в контексте реализации права на свободу выражения мнений, защищаемого ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, указал адвокат. «Так что ни один случай вмешательства властей Российской Федерации в свободу слова путем применения Закона о неуважении к власти не должен оставаться без внимания юристов и, крайне желательно, должен завершаться направлением соответствующей жалобы в ЕСПЧ», – заключил Станислав Селезнев.
Адвокаты отметили недостатки закона
Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская напомнила, что нормы о «неуважении к власти» реализуются не только в ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ, но и в ст. 15.1-1 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации, которая закрепляет процедуру блокировки интернет-ресурсов, содержащих выражающую такое неуважение информацию.
В то же время, по ее словам, определение оскорбительной информации вызывает вопросы, поскольку в законодательстве и в правоприменительной практике нет достаточных критериев, которыми суды и административные органы могли бы руководствоваться при принятии решений. «На мой взгляд, Верховному Суду стоит дать разъяснения по этому поводу и использовать в качестве примера практику рассмотрения споров, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Последняя тоже не идеальна, но все же предусматривает определенные критерии», – полагает Людмила Космовская.
Эксперт согласилась с тем, что ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП ограничивают конституционные права и свободы граждан (в первую очередь свободу слова) и выполняют функцию устрашения.
Глава СПЧ направил президенту экспертное заключение, в котором, в частности, говорится об избыточности вводимых административных штрафов
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что анализируемый закон был принят год назад весьма кстати с точки зрения законодателя. «Год правоприменительной практики был своеобразным тест-драйвом. В масштабах всей станы 100 дел видится все же недостаточным, чтобы прийти к каким-то однозначным выводам.
Действительно, обращает на себя внимание то, что большинство дел связано с оскорблением президента, но не думаю, что это дает основания утверждать о подтверждении некой гипотезы относительно исключительного ориентирования закона на защиту чести и достоинства президента страны», – указала эксперт.
По ее мнению, годовые результаты, приведенные в отчете, необходимо считать промежуточными. «Полагаю, что для подобных законов должно пройти как минимум три года, чтобы ситуация более или менее прояснилась. Считаю, что текущий 2020 г.
даст еще большие плоды в плане практики применения. Сегодняшняя эпидемиологическая ситуация, несогласие с мерами, принимаемыми на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, приведут к тому, что граждане “разговорятся” и “распишутся” еще больше», – подчеркнула Нарине Айрапетян.
Приняты законы об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение правил во время карантина
Кроме того, Уголовный кодекс дополняется статьями о публичном распространении информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и распространении информации, повлекшем тяжкие последствия
Так, огромное количество людей, вынужденных соблюдать режим изоляции, вместо выполнения своих трудовых обязанностей используют свободное время, чтобы повышать свою информированность о ситуации посредством социальных сетей. «Как правило, молча сидеть не получается. Граждане, недовольные нынешним положением вещей, пытаются найти виновных, повсеместно выливая свой негатив в Интернете.
Наблюдается тотальная амнезия предписаний и норм, запрещающих критиковать власть в определенных формах. На первый план вышли совсем иные проблемы: непонимание происходящего и страх перед неизведанностью, в том числе и по причине финансовой неопределенности. В такой ситуации происходит переориентирование ценностей и сосредоточение на иных аспектах», – пояснила Нарине Айрапетян.
Адвокат выразила надежду на то, что в такой ситуации у правоохранителей, которые должны, в частности, привлекать к ответственности нарушивших режим самоизоляции, тоже будут несколько иные ориентиры. «Соглашаюсь с автором отчета: закон, как и прежде, требует существенных доработок, и, желательно, не в сторону ужесточения ответственности», – заключила она.
Закон об оскорблении власти
Ответственность за оскорбление власти предусмотрена статьёй 319 УК РФ. Ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации включена в главу 32 УК РФ, которая посвящена преступлениям против порядка управления. Следует иметь в виду что не любое оскорбление представителя власти по ст 319 УК РФ является преступлением, о чём расскажем далее.
Остановимся на существе понятия «оскорбление». В УК РФ толкование этого термина отсутствует, однако оно имеется в КоАП РФ. Согласно ч.
1 ст. 5.61 КоАП оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной форме, противоречащей общепринятым нормама морали и нравственности. И здесь мы вступаем в область неопределённости, поскольку неприличная форма и общепринятые нормы морали и нравственности в законодательстве не раскрываются.
Яркий пример такой неопределённости – фраза «Путин – вор!», которую активно использовали сторонники Алексея Навального в ходе уличных протестов и сам оппозиционный политик. На встрече представителей Роскомнадзора, администрации президента РФ и Генпрокуратуры с главными редакторами российских СМИ, которая состоялась в 2019 году, журналисты задали вопрос, можно ли считать, что эта фраза является оскорблением представителя власти. Однозначного ответа на этот вопрос получено не было.
В отличие от клеветы, оскорбление может не нести в себе заведомо ложных сведений. Если по материалам уголовного дела невозможно установить, является ли высказывание или действие оскорблением, суд назначает экспертизу и при принятии решения учитывает выводы экспертного заключения.
Состав преступления
Согласно ст. 319 УК РФ уголовная ответственность за оскорбление власти наступает, если оно было нанесено публично, то есть в присутствии иных лиц, и при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей (в связи с их исполнением). Только наличие этих условий позволяет квалифицировать высказывание или действие, как оскорбление.
Объект преступления – деятельность органов власти, их авторитет, честь и достоинство их представителей. Общественная опасность оскорбления заключается в подрыве авторитета госорганов негодными средствами и создании нервозности в деятельности их сотрудников. Субъект преступления – вменяемое физлицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона состава преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что оскорбляет именно представителя власти, и желает этого.
Нет никаких сомнений в том, можно ли критиковать власть, но делать это следует корректно, не переходя грани приличия, в противном случае есть риск быть привлечённым к уголовной ответственности по ст. 319 УК РФ. Дела по этой статье относятся по подследственности к компетенции Следственного комитета РФ.
За какую информацию о власти могут оштрафовать
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении (в связи с исполнением) им служебных обязанностей может быть нанесено:
- в виде устного высказывания, включающего в себя весьма негативную характеристику объекта оскорбления (нецензурная фраза, название некоторых животных, слово с резко отрицательным, обидным оттенком типа «гнида», «паскуда» и тому подобные);
- письменно (кроме фраз и слов это могут быть изображения);
- действием (плевок, пощёчина, жест типа fuck you).
Наказание за оскорбление представителя власти
Наказание по статье 319 УК РФ можно считать относительно мягким, по нему не предусмотрено лишение свободы. Варианты наказаний за оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей:
- штраф до 40 тыс рублей или в размере дохода осуждённого за период до 3-х мес;
- обязательные работы, срок за оскорбление власти для этого варианта до 360-ти часов;
- исправительные работы за оскорбление представителя власти до 1-го года.
Судебная практика
Согласно данным статистики по уголовному делопроизводству, в 2020 году по ст. 319 УК РФ осудили за оскорбление власти немногим более 8700 человек, почти половина из них были приговорены к штрафам, остальные – к исправительным и обязательным работам примерно в равной пропорции. По этому показателю ст.
319 является лидером среди статей по преступлениям против порядка управления (гл. 32 УК РФ).
Практика показывает, что по делам ст. 319 многие подсудимые осознают характер и последствия своих действий, признают свою вину. Зачастую такие преступления совершаются в нетрезвом виде, когда у человека значительно ослаблен самоконтроль, эмоции бушуют и недовольство властью выплёскивается в крайних формах.
Трактовка статьи
Оскорбление Главы государства попадает под статью 319 УК РФ. Статья трактуется как уничижение представителя государственных структур на публике, при осуществлении им своих профессиональных обязанностей. Факт публичности содеянного означает, что сведения стали достоянием большой аудитории, это, к примеру, выступление перед публикой, на улице.
А также, материалы письменного характера, размещенные в общественных местах (объявления, плакаты).
На момент содеянного лицо осознает, что оскорбляет представителя власти, понимает общественно опасный характер совершенного и желает этого. Подчеркивается, что преступлением считается оскорбление, связанное с исполнением власти своих должностных обязанностей как в данный момент, так и в прошлом. Если содеянное не имеет отношение к должности потерпевшего, то может быть классифицировано как ст.
297, 336 УК РФ.
Признаки оскорбления
Оскорбление в данном случае классифицируется как отрицательная оценка личности, которая влечет за собой унижение чести и достоинства личности и подрывает уважение к потерпевшему как других лиц, так и его уважение к самому себе. А также выражается в поведении, отклоняющимся от общепринятых норм морали.
Преступление может быть выражено в устной, письменной форме или же действием.
Немаловажным аспектом является наличие по меньшей мере одного постороннего лица, не относящегося к одному органу власти с потерпевшим. Только при таком условии оскорбление может считаться публичным.
Преступление считается совершенным, в момент его нанесения потерпевшему, либо в тот момент, когда потерпевший узнал об оскорблении от третьих лиц.
При этом, необходимо отличать состав преступления по статьям “Оскорбление представителя власти” и “Хулиганство”.
Во втором случае вред причиняется обществу в целом, конкретного потерпевшего лица может не быть. Под статью 319 попадают только действия, совершенные в адрес конкретного представителя власти.
Ответственность
Предусмотрено наказание штрафом в размере 40 тыс. руб. или в размере суммарного дохода осужденного в период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными – на срок до 1 года.
Смягчающими обстоятельствами могут быть: осознание вины, раскаяние в содеянном, семейные обстоятельства, отсутствие судимости до этого и т.д.
Отягчающими наказание обстоятельствами является пребывание осужденного в алкогольном или наркотическом опьянении, в момент совершения преступления, уже имеющаяся судимость, в частности по статье 319, дополнительные преступные действия или попытки совершить таковые, одновременно с оскорблением.
Таким образом, отдельной статьи “Оскорбление Президента” в законодательстве РФ не предусмотрено. Данное правонарушение чаще всего трактуется как “Оскорбление представителя власти”.
За подобные действия в России предусмотрена уголовная ответственность, судьбу правонарушителя будет определять суд по обращению потерпевшей стороны. Ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации.
Самым правильным для достойного гражданина Российской Федерации будет воздержание от резких высказываний в сторону государственных органов и, в частности Президента РФ.
Закон об оскорблении президента РФ
Отдельного закона, регулирующего негативные высказывания в адрес действующего президента, в стране нет. Привлечение к уголовной ответственности за публичные оскорбления основывается на норме статьи 319 УК РФ.
Отсутствие специального законодательного акта обусловлено тем, что президент страны является по сути точно таким же гражданином, как и все остальные люди, лишь с тем исключением, что он является представителем власти. Особых привилегий перед законом он не имеет.
Введение подобного закона могло бы вызвать ряд критики со стороны граждан. Однако, попытки его издания все же существуют.
Так, в 2016 году депутат Роман Худяков поднимал вопрос о внесении на рассмотрение Думой нового законопроекта, защищающего президента от оскорблений.
На подобное решение его подтолкнул просмотр видеороликов в сети Интернет, где каждый пользователь спокойно и безнаказанно говорит неприятные высказывания в адрес главы государства.
В СССР с 1990 года действовал закон «О защите чести и достоинства президента СССР».
Главная идея законопроекта заключается в том, что уголовная ответственность должна наступать за критику не просто личности самого президента, а института президентства в стране.
К слову, в советском союзе за оскорбительные высказывания злоумышленникам грозило наказание до 6 лет лишения свободы.
Даже в таких особо демократичных странах, к примеру, как США, за оскорбление личности президента предусмотрены жесткие наказания. В Германии и Польше виновные лица могут получить за такое преступление до 6 лет лишения свободы.
Кроме того, во многих европейских странах такая мера ответственности грозит не только за оскорбление личности главы государства, но и за надругательство над государственной символикой.
Законопроект до сих пор не одобрен и не принят к рассмотрению Думой.
Что признается оскорблением президента?
Даже если Вы не довольны действиями президента страны, лучше об этом молчать. Конечно, если Вы в семейном кругу на кухне обсуждаете действующую главу государства, Вам не грозит уголовная ответственность. Другое дело, если это преступление совершается публично.
Для того, чтобы содеянное было верно квалифицированно по ст. 319 УК РФ, необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки:
Преступление по ст. 319 УК РФ следует отличать от схожих составов деяний по ст. 213 «Хулиганство», 297 «Неуважение к суду», 318 «Применение насилия в отношении представителя власти», 336 «Оскорбление военнослужащего» УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».
Что может быть за оскорбление президента России?
Что будет, если Вы оскорбите президента страны, будет решать суд. В статье 319 УК РФ представлено несколько альтернативных вариантов наказания за нелестные высказывания:
Получить наказание в виде лишения свободы за оскорбление президента страны нельзя.
Если действия виновного лица не будут квалифицированы как уголовно наказуемое деяние, к нему может применяться ст. 5.61 КоАП РФ об оскорблениях.
В этом случае высказывание не должно касаться профессиональной деятельности президента страны или не должно быть выражены в яркой публичной форме.
Какое наказание грозит по КоАП РФ? Для административного правонарушения важно только, чтобы оскорбление было исполнено в неприличной форме, унижающей достоинство и честь.
По данной статье предусмотрены следующие виды наказания:
- Для граждан штраф от 1 до 3 тысяч рублей;
- Для должностных лиц штраф от 10 до 30 тысяч рублей;
- Для юридических лиц штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
Что грозит при смягчающих и отягчающих обстоятельствах?
Судья обязан действовать в рамках установленных статьей размеров наказаний.
Выходить за эти пределы и назначать более строгое наказание судья не может даже, если преступление совершено с большим числом отягчающих обстоятельств.
Ст. 319 УК РФ не предусмотрена квалифицирующие признаки содеянного.
В качестве отягчающих обстоятельств в данном деле могут учитываться:
- Алкогольное или наркотическое опьянение виновного лица в момент совершения преступления;
- Наличие у подсудимого судимостей, особенно по аналогичным делам;
- Совместное совершение нескольких видов преступлений;
- Асоциальный образ жизни виновного.
К смягчающим вину обстоятельствам можно отнести:
- Деятельное раскаяние и признание вины;
- Пожилой или слишком молодой возраст;
- Положительные характеристики с места работы или жительства;
- Отсутствие судимостей.
При признании вины уголовное дело может быть рассмотрено в особом порядке, в результате которого подсудимому не может быть назначено наказание в размере более, чем двух третьих от максимально возможного по статье.