- площадь территории;
- качество и количество застройки;
- потенциальная возможность коммерческого использования;
- экологическое состояние окружающей среды и наличие инфраструктуры.
Отдельные критерии принимаются во внимание независимым оценщиком, если исследуются земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур. В этом случае особое внимание уделяется также составу почвы и потенциальной урожайности.
Обратитесь в нашу компанию удобным для вас способом и сделайте первый шаг к профессиональной оценке ваших земельных участков!
- Звоните нам:
+7 495 22-888-38
Где заказать оценку земельного участка
Заказать независимую оценку земли (земельных участков) можно в «Унисервис-Консалтинг». У нас работают лучшие эксперты, гарантирующие быструю и максимально точную оценку территории по разным параметрам.
Заказать оценку земельного участка, рассчитать стоимость услуг или узнать о действующих акциях, вы можете у специалистов «Унисервис-Консалтинг» по телефону +7 495 22-888-38.
Внимание! Цена на оценку земельных участков может быть увеличена или уменьшена. Окончательная сумма рассчитывается по сложности работ.
- Квалифицированная оценка – наши специалисты имеют большой опыт работы в области расчета цены земли, что гарантирует достоверность данных
- Быстрое выполнение заказов – для определения стоимости земельных участков нашим оценщикам потребуется не более 1-5 дней;
- Оперативная доставка отчетов – по окончании составления документации мы максимально быстро отправим ее по нужному вам адресу;
- Соблюдение конфиденциальности – мы гарантируем, что не передадим результаты оценки третьим лицам без вашего разрешения;
- Дополнительные услуги – оценка инвестиционных проектов, промышленного оборудования и работающего бизнеса;
- Удобное сотрудничество – чтобы воспользоваться нашими услугами, вам достаточно изложить задачи. Остальное возьмут на себя наши специалисты.
- Подробные консультации – эксперты нашей компании совершенно бесплатно разъяснят вам любые неочевидные моменты процедуры оценивания земли.
Чтобы провести детальную оценку земельных участков, позвоните нашим специалистам по телефону +7 495 22-888-38!
Комментарии к ст. 66 ЗК РФ
1. Оценка земли может быть рыночная, кадастровая и нормативная. Рыночная оценка (стоимость) земельного участка определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г.
N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» . Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» за рыночную стоимость объекта оценки принимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют разумно и в своих интересах, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Платеж за объект оценки выражается в денежной форме.
Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение с оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных названным выше Законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством РФ. В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных ЗК РФ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др.
Основанием для проведения оценки объекта оценки служит договор между оценщиком и заказчиком. Такой договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать:
основания заключения договора;
вид объекта оценки;
вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
Оценщик имеет право:
применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.
соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования ЗК РФ, а также требования принятых на его основе нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ;
сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;
предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ к проведению оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
в случаях, предусмотренных законодательством РФ, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.
Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он выступает учредителем, собственником, акционером, страховщиком или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
юридическое лицо выступает учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при ее проведении.
Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
2. Государственная кадастровая оценка земли производится в соответствии с Правилами кадастровой оценки земель .
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709).
Государственной кадастровой оценке подлежат все категории земель на территории Российской Федерации в целях налогообложения и иных целей, установленных законом. Кадастровая оценка земель проводится органами, ведущими земельный кадастр.
При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке. Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или с учетом затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также с границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
3. При сравнении кадастровой и рыночной стоимости земельного участка кадастровая его оценка определяется в процентах от рыночной стоимости.
4. В отличие от рыночной и кадастровой оценок земли, назначение которых указано выше, нормативная цена земельных участков необходима: при приватизации государственного имущества для определения цены земли, передаваемой в собственность; при установлении общей долевой собственности на землю; передаче земельного участка по наследству; дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Порядок определения нормативной цены установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» , а также специальными Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 87 .
СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539.
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 923.
Установлено, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются органами, ведущими кадастр объектов недвижимости.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
При этом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, в порядке, установленном для расчета чистых активов унитарного предприятия, с учетом следующих особенностей:
а) стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется исходя из цены выкупа земельных участков, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;
б) стоимость акций (долей, вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) в составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений определяется исходя из нормативной цены указанного имущества;
в) учитывается налог на добавленную стоимость в отношении приобретенных ценностей;
г) не учитывается балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
д) не учитывается просроченная дебиторская задолженность.
Нормативная цена имущественного комплекса унитарного предприятия при его преобразовании в открытое акционерное общество используется только для определения нормативной цены акций создаваемого открытого акционерного общества.
Что такое кадастровая стоимость участка
Данные обо всех объектах недвижимости фиксируются в ЕГРН. Одним из основных показателей является кадастровая стоимость. Она рассчитывается по заказу гос. органов с периодичностью не чаще 1 раза в 3 года. Для недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе оценка может проводиться 1 раз в 2 года.
При кадастровой оценке участков изучаются факторы, влияющие на его стоимость. в том числе местрасположение, разрешенные виды использования.
Порядок государственной оценки недвижимого имущества определен Законом № 135-ФЗ. Самые важные моменты:
Все консультации бесплатны.
- оценкой занимаются специалисты бюджетных учреждений, созданных в каждом регионе РФ;
- в процессе оценки изучаются данные на объект, его рыночной стоимости;
- итоги оценки утверждаются органов власти, публикуются на официальных порталах;
- закон допускает оспаривание кадастровой цены недвижимости, если она не соответствует рыночному показателю.
Земельный участок является недвижимым имуществом. Поэтому он тоже подлежит оценке с внесением данных в ЕГРН. Оценка может проводиться в отношении государственной, муниципальной или частной земли. Специальное согласие собственник на эту процедуру не требуется.
Проверить кадастровую стоимость земельного участка можно через наш онлай-сервис:
Заключение эксперта. Закон № 135-ФЗ требует, чтобы кадастровая стоимость была максимально приближена к значению рыночной цены. С этой целью специалисты изучают рынок спроса и предложения на участки в пределах региона, города. Но при определении рыночной цены учитываются все уникальные особенности участка. При государственной оценке, напротив, специалисты анализируют только обобщенные данные. Поэтому кадастровая и рыночная стоимость могут существенно отличаться.
Документы для оспаривания кадастровой стоимости | Описание | |
1 | Заявление в комиссию | Подается собственником, если он решил оспорить кадастровую стоимость черещ комиссию. С 2024 года заявление нужно подавать в бюджетное учреждение, которое проводило кадастровую оценку. |
2 | Административный иск | Подается в суд, если собственник выбрал такой вариант оспаривания кадастровой стоимости, либо обжалует отказ комиссии. |
3 | Выписка ЕГРН | Запрашивается через МФЦ, госуслуги или Росреестр. Содержит актуальный показатель кадастровой стоимости. |
4 | Отчет о рыночной стоимости | Оформляется через независимых оценщиков. Подтверждает рыночную цену объект, к которой будет приравнена кадастровая стоимость. |
Какие участки подлежат государственной оценке
Государственная оценка проводится в отношении сформированных участков, поставленных на кадастровый учет. Неразграниченные территории государственного или муниципального земельного фонд оценке не подлежат. Проверить, стоит ли участок на учете, можно по сведениям ЕГРН, на Публичной кадастровой карте (ПКК).
Из этих же источником можно узнать кадастровую стоимости земли по итогам последней оценки.
Перечень участков для оценки определяет Росреестр по запросу заказчика. Правила формирования перечня определены Приказом МЭР № 648. В перечне указываются следующие данные:
- субъект РФ, муниципальное образование;
- виды объектов, подлежащих оценке; участков.
На все объекты их перечня бюджетное учреждение запросит кадастровые сведения ЕГРН. Органы власти МО или субъекта РФ могут представить дополнительные сведения, документы для оценки.