- Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
- Но есть еще два основания!
- Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?
- Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
- Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
- Выплатят ли страховое возмещение?
- Какой штраф за не пройденный техосмотр?
- С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?
- Что такое диагностическая карта для ОСАГО
- Где и как пройти техосмотр: правила оформления диагностической карты для ОСАГО
- Что следует проверить перед прохождением техосмотра
- Срок действия диагностической карты
- Наказание за езду без ОСАГО и техосмотра
Да, но лишь условно.
Техосмотр для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов действительно отменили. Но не с 1 марта 2022 года и не для всех, а гораздо ранее – с 30 декабря 2021 года и только для некоторых водителей. Именно в декабре Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 494, который и внёс изменения в статью 15 ФЗ-170 О техосмотре.
Обратите внимание, что сам ФЗ никто не упразднял!
Речь идёт только о внесении изменений в вышеназванную статью закона. В ней установлена периодичность, с которой российские автовладельцы обязаны проходить техосмотр и получать диагностические карты. И если раньше такая обязанность была у всех обладателей легкового транспорта от 4 лет с даты выпуска, то теперь обязанность заезжать на СТО осталась лишь для владельцев коммерческого автотранспорта.
Для легковых машин и мотоциклов физических лиц в большинстве случаев техосмотр в 2023 году не требуется.
Но на самом деле это порождает путаницу и заблуждения среди водителей. И мы развеем их в следующих разделах статьи.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп.
1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины.
К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Но есть еще два основания!
Кроме описанных выше оснований для периодичности прохождения техосмотра в законе есть еще два условия, когда вам понадобится диагностическая карта, даже если техосмотр для вас необязателен. Оба условия в пп. 7 п. 1 ФЗ-283 О госрегистрации транспортных средств.
Что это за основания:
- постановка на учёт или переоформление автомобиля старше 4 лет в связи со сменой владельца,
- официальная регистрация изменений конструкции ТС любого года выпуска.
Таким образом, в 2023 году вам придётся пройти техосмотр при вышеуказанных регистрационных действиях в ГИБДД. Если при подаче документов у вас не окажется диагностической карты или она будет просрочена – в регистрационных действиях вам законно откажут.
Вероятно, в скором времени появится и третье основание для внепланового прохождения техосмотра. Сейчас обсуждается законопроект, который в случае его принятия даст полномочия инспекторам ДПС выявлять на дороге технические неисправности авто, направлять водителей на внеочередной ТО, а по истечении 7 дней (если поломка так и не устранена) – изымать СТС при следующей остановке. Однако закон еще не вступил в силу.
Планируется, что в случае утверждения он начнёт действовать с 1 марта 2023 года.
Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?
Еще недавно техосмотр делали на все легковые и грузовые автомобили. Однако принятые в конце 2021 года поправки серьезно изменили положение дел.
В 2023 году отменено обязательное прохождение техосмотра для авто– и мототранспорта, который принадлежит физическим лицам (гражданам) и не используется ими в коммерческих целях, включая такси.
На это указывает недавно появившийся пункт 7 ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре.
7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Во всех остальных случаях сохраняется периодичность прохождения техосмотра – от 24 месяцев до полугода. Об этом мы подробно расписали в таблице выше.
Также техосмотр не проходят владельцы транспортных средств с двигателем менее 50 «кубов» или электродвигателем до 4 кВт и развивающие скорость не более 50 км/ч (пункт 2 ст. 2 ФЗ-170 О техосмотре). К таковым, например, относят такие агрегаты, как мотоблоки.
Как видно, обязанность делать техосмотр для некоторых владельцев транспортных средств убрали насовсем. Однако право съездить на СТОА по своему желанию никуда не исчезло. Другими словами, если закон не обязывает вас получать диагностическую карту, но вы хотите проверить исправность своего автомобиля – никто не мешает пройти ТО добровольно.
Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
Еще в августе 2021 года ОСАГО отвязали от техосмотра. Соответствующий ФЗ вступил в законную силу и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Этот закон исключил из ст.
15 ФЗ Об ОСАГО подпункт «е», где раньше в числе обязательных документов для покупки страхового полиса значилась диагностическая карта. Теперь при подаче документов на приобретение ОСАГО наличие техосмотра не проверяют.
Но из-за этого в интернете появились «страшилки» и разного рода мифы. Давайте их развеем!
Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
Ответ на этот вопрос зависит от того, нужно ли вам по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет – то регресс не грозит. Но даже если ТО для вашей машины обязателен, то и тут есть шанс избежать регресса…
Суть здесь в том, что статья 14 ФЗ Об ОСАГО перечисляет все основания, когда страховщик имеет право подать регрессное требование к водителю. Есть ли среди таких оснований отсутствие диагностической карты? Вообще, да – и звучит оно так:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты,
То есть речь идёт только об истёкшем сроке действия карты. Но если у вас легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, то обязанности проходить техосмотр в 2023 году у вас нет. А об отсутствии диагностической карты для регресса в законе ничего не сказано.
К счастью, этот вопрос урегулирован в пользу водителей. Банк России в своём информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование может быть предъявлено к виновнику только если ДТП случилось из-за неисправности его транспортного средства. Да-да, именно неисправности! Причём это нужно еще будет доказать.
Но процент таких аварий в России ничтожно маленький!
Выплатят ли страховое возмещение?
Да. Отсутствие техосмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.
Исчерпывающий список причин, по которым от страховой может последовать отказ приведён в ФЗ-40 Об ОСАГО, а точнее в пункте 20 ст. 12 указанного закона, но там ничего не сказано об отсутствии у водителя пройденного техосмотра на момент ДТП.
Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты – у вас, как потерпевшего, или у виновника аварии. При отсутствии иных оснований для отказа страховое возмещение вы получите. Если же страховая отказывает – это повод оспорить её действия через финансового уполномоченного и суд.
Какой штраф за не пройденный техосмотр?
Водители такси, автобусов и грузовиков, для которых посещение станции ТО обязательно, в случае не прохождения техосмотра рискуют получить два штрафа:
- за вождение без действующего техосмотра (диагностической карты) – 2 000 рублей (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ),
- за управление автомобилем при наличии неисправностей (если таковые будут обнаружены инспектором ГИБДД на дороге) – 500 рублей или предупреждение.
Езду без диагностической карты должны фиксировать камеры автоматической фиксации. Согласно анонсам, штрафы должны были рассылать, начиная с 1 марта 2022 года. Однако из-за технических сложностей пока этого сделать не удалось. И пока неизвестно, когда именно заработают штрафы с камер за отсутствие диагностической карты о прохождении ТО.
С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?
Правительство РФ уже утвердило Постановление №306 от 09.03.2022 о новых правилах прохождения техосмотра. Главным нововведением должно стать сокращение чек-листа технических проверок автомобилей. Если сейчас насчитывается 82 таких проверок на станции ТО, то после корректировки их число сократится до 55 пунктов.
Среди основных нововведений, к примеру, проверка «подсоса воздуха» в обход системы выпуска. Из обязательных проверок исключаются поиск коррозии тормозных трубок и тестирование работы «дворников». Также не будут проверять наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Вступление изменений в силу ожидается с 1 сентября 2022 года, а до этого времени проверки будут проходить по-старому.
Что такое диагностическая карта для ОСАГО
Диагностическая карта является документом, подтверждающим прохождение техосмотра любым автотранспортным средством. Она оформляется на листе формата А4, на котором в виде таблицы внесен перечень основных узлов автомобиля. В ходе поверки вносятся информативные данные о техническом состоянии на момент прохождения техосмотра, указывается уровень токсичных выхлопных газов.
Карта также содержит заключение эксперта, в котором обязательно указывается соответствие/несоответствие автомобиля нормам безопасности. При несоответствии нормативным требованиям дается определенное время на устранение неполадок и повторное прохождение техосмотра.
Диагностическая карта техосмотра автомобиля оформляется на компьютере, заверяется подписью и печатью эксперта, который несет ответственность за достоверность указанной информации и техническое состояние автомобиля. Всегда заполняется 2 экземпляра: первый (оригинал диагностической карты) получает автовладелец, а второй в течение 3 лет хранится на станции прохождения техосмотра. Документ в электронном варианте вносится в единую базу техосмотров.
Срок хранения в базе составляет 5 лет. Диагностическая карта действует во всех странах в течение того периода, который указан в документе.
При совершении купли/продажи действие карты сохраняется до окончания срока независимо от лица, владеющего автотранспортным средством. В случае потери выдается её дубликат на основании данных, хранящихся в единой компьютерной базе техосмотров, взимается пошлина. Выдать его может любой оператор независимо от места прохождения техосмотра.
Диагностическая карта необходима для оформления полиса ОСАГО. Но носить её постоянно вместе с техпаспортом необязательно.
Где и как пройти техосмотр: правила оформления диагностической карты для ОСАГО
В страховом свидетельстве всегда указывается номер диагностической карты. Получение диагностической карты для страховки ОСАГО является обязательным действием.
Диагностическая карта у официального дилера по новым изменениям в законах должна оформляться при наличии талона техосмотра на авто. Можно сделать ТО машины при страховании ОСАГО на месте в дилерской мастерской или на другом аккредитованном СТО. Исключением являются машины до 3 лет с года выпуска. Для них эта процедура не требуется.
Прохождение техосмотра нужно проводить на СТО аккредитованной компании, внесенной в реестр РСА. В противном случае диагностическая карта будет признана недействительной и не будет принята страховыми компаниями для оформления полиса ОСАГО. Пройти техосмотр и получить полис ОСАГО в одном месте можно у официальных дилеров, которые также выдают талон техосмотра.
Но важно знать, что талон для оформления страховки (согласно изменениям в законе) больше не принимается и не является подтверждающим документом, но необходим для получения диагностической карты. Пункт технического осмотра (СТО) должен быть аккредитован и иметь лицензию на выдачу талонов и диагностических карт. При проверке документов работниками ГИБДД достаточно предъявить полис ОСАГО.
Вариант прохождения техосмотра и получения полиса ОСАГО в одном месте — это дешево и быстро. Связано это с изменениями и дополнениями закона РФ №170, т. к. проверки транспортного средства, проводящиеся у официального дилера, приравнены к его плановым осмотрам. Эти мероприятия проводятся производителями бесплатно в течение пятилетнего срока.
Что следует проверить перед прохождением техосмотра
Перед прохождением техосмотра необходимо подготовить автомобиль, проверить работу узлов и механизмов. Нужно обязательно вымыть машину снаружи и внутри, проверить наличие аптечки и лекарств в ней, огнетушителя, знака аварийной остановки. Аптечка и огнетушитель не должны быть просрочены.
Нужно обязательно проверить:
- работу тормозной системы;
- настройку и работу фар и рассеивателей, газобаллонного оборудования, стеклоочистителей;
- утечку всех рабочих жидкостей и герметичность систем (топливной, тормозной и прочих);
- высоту протектора и парность колес; убрать люфты и проверить усилитель рулевого управления;
- состояние подвески;
- внешний вид автомобиля;
- отрегулировать дымность выхлопов;
- посмотреть работу дверных замков и ремней безопасности.
Срок действия диагностической карты
Нужно проходить техосмотр при получении страховки ОСАГО на основании Федерального закона №170-ФЗ в определенные сроки. Периодичность техосмотра автомобиля строго регламентирована в законе согласно года выпуска и по типу эксплуатации:
Сроки периодичности прохождения техосмотра автомобиля, разберем ниже. Техосмотр не нужен на транспортные средства не старше 3 лет (год выпуска считается) на:
- легковой транспорт;
- грузовой с массой 3,5 т, кроме тех, которые указаны в ст. 32 ч. 4 этого же закона;
- мотороллеры, мотоциклы, мотоколяски.
Согласно ст. 15 ч. 1 исключение составляют:
- такси;
- автобусы;
- грузовой автотранспорт для перевозки людей с количеством более 8 человек;
- специализированный транспорт для перевозки пожаро- и газоопасных грузов.
Эти транспортные средства проходят техосмотр с выдачей подтверждающего документа 1 раз в 6 месяцев.
Один раз в 2 года техосмотр проходят:
- легковые автомобили со сроком выпуска 3—7 лет;
- грузовые автомобили с максимальной массой до 3,5 т. и сроком изготовления от 3 до 7 лет включительно.
Все автотранспортные средства старше 7 лет проходят техосмотр 1 раз в год.
Если срок действия диагностической карты закончился раньше ОСАГО, то ездить на автомобиле до окончания срока действия страховки можно. Но существует один большой минус, который необходимо знать. Диагностическая карта действует до того числа включительно, которое указана в ней проверяющим экспертом.
Техосмотр для оформления ОСАГО действителен на тот период, на который действительна диагностическая карта.
Важно знать! В случае ДТП страховая компания в обязательном порядке требует диагностическую карту. Если её нет, то в возмещении материального ущерба будет отказано, а страховой договор будет расторгнут на основании несоблюдения обязательных условий. Также страховая компания пострадавшей стороны может потребовать возмещения какой-либо части ущерба с виновника в том случае, если у него нет диагностической карты.
Наказание за езду без ОСАГО и техосмотра
За езду на автомобиле без ОСАГО и техосмотра сотрудники ГИБДД применяют наказания к водителю:
- если полис оформлен, но его нет при себе, то выносится предупреждение или штраф в размере 500 р.;
- если водитель не внесен в полис, то штраф составит 500 р. (ч.1. ст. 12. 37 КоАП);
- если полис не оформлен — штраф 800 р.
Электронный вариант ОСАГО должен быть распечатан и быть в наличии на момент проверки.
Кроме штрафов на управление без ОСАГО могут быть более серьезные последствия езды без техосмотра при совершении ДТП — это полная компенсация ущерба пострадавшей стороне виновником ДТП, а также ремонт собственного авто за свой счет.