1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий.
Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.
Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.
При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).
2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.
Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.
3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст.
7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
Что такое основное целевое назначение?
Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.
Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.
Принадлежность к определенной категории определяет:
- правовой режим участка;
- его назначение;
- разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.
Собственник не может самовольно их изменить. Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.
Количество видов и их описание
Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:
- сельскохозяйственные;
- населенных пунктов;
- промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
- особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- земли запаса.
Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.
Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.
Для каждой категории предусмотрен особый правовой режим и способы использования.
Сельскохозяйственного назначения
Главным назначением земель сельхозназначения является:
- производство разнообразной сельхозпродукции;
- размещение необходимой для этого инфраструктуры;
- ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.
Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.
По этому качеству они подразделяются на:
- пашни;
- многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
- сенокосы;
- пастбища;
- дороги и скотопрогонные полосы;
- лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
- площади под дворами и хозпостройками;
- неиспользуемые наделы.
Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:
- собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
- личное подсобное хозяйство граждан;
- садоводство и огородничество;
- дачное строительство (сезонное);
- организация фермерского хозяйства;
- сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.
При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.
Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.
Населенных пунктов
Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.
Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:
- жилые;
- производственные;
- общественно-деловые;
- инженерные;
- рекреационные;
- сельскохозйственные;
- спецназначения;
- военные;
- иные.
Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.
Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.
Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.
Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.
Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.
Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.
Промышленности
Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:
- транспортными магистралями;
- линями связи и электропередач;
- трубопроводами;
- объектами оборонного комплекса и т. д.
Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.
Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.
Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:
- промышленности;
- энергетической отрасли;
- транспортной инфраструктуры;
- телекоммуникационной сферы;
- космической отрасли;
- обороны и обеспечения безопасности;
- иного спецназначения.
Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.
В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.
В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.
Особо охраняемых территорий и объектов
Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.
Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.
Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:
- природоохранное;
- культурно-историческое;
- рекреационное;
- эстетическое;
- иные, сходные назначения.
Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.
Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.
Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.
К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:
- научную;
- исследовательскую;
- просветительскую;
- экомониторинг;
- туризм;
- традиционные виды хозяйства коренных народов.
Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.
В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.
Одновременно к этой же категории относятся:
- городские скверы и парки;
- ботанические сады и дендрарии.
Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.
Лесного фонда
В эту категорию входят:
- участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
- земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).
Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.
Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:
- аренды;
- концессии;
- бесплатного пользования.
Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.
Водного фонда
К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:
- непосредственно сами водные объекты;
- их охранные зоны;
- полосы отвода;
- охраняемые водозаборные зоны;
- разнообразные гидротехнические сооружения.
Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.
Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:
- строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
- их эксплуатация.
Запаса
В запас попадают те земли, для которых:
- не установлено целевое назначение;
- право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.
Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.
По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:
- переведены в одну из других категорий;
- переданы в собственность или аренду.
Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:
- Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
- Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010. скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
- А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
- Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
- Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.
Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.
Перевод земель
Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.
Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.
При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.
Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.
Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.
При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.
Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.
Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.