Как оформить самозанятость 2025

Как стать самозанятым

Самозанятые — это лица, применяющие в своей трудовой деятельности специальный налоговый режим НПД. Режим ввели в 2019 году, он экспериментальный и продлится до 2029 года. Вначале под его действие подпадали только некоторые регионы: Москва и Московская область, Калужская область и Татарстан.

Эксперимент развивался успешно и спустя меньше чем два года охватил всю территорию нашей страны. Сегодня каждый гражданин вправе перейти на спецрежим по налогам и стать самозанятым.

Плюсы для самозанятых очевидны. Это и способ официально подтвердить занятость, и право на решение споров с заказчиками в правовой плоскости. Большое значение имеет возможность получать кредиты в банках и спокойно брать оплату за свой труд, не боясь нарушить закон.

Разница между патентной системой и НПД

Как стать самозанятым

Патентная система налогообложения (ПНС) относительно новая. Она призвана помочь ИП выйти на окупаемость и облегчить налоговое бремя. Суть в следующем: ИП покупает патент, позволяющий ему не платить три вида налогов:

У ИП остаются только взносы в социальные фонды за себя и нанятых сотрудников при их наличии. Количество работников на патентной системе ограничено 15, а годовой доход ИП в этом случае — 60 млн рублей.

Патент приобретают более чем на 80 видов деятельности (перечень можно найти на сайте ФНС). Если ИП занимается несколькими видами деятельности, он применяет различные системы налогообложения либо покупает для каждого вида отдельный патент.

Срок патента составляет от месяца до двенадцати. Налоговая ставка по нему рассчитывается по специальным формулам в зависимости от срока оформления.

Время оформления у патента длиннее: НПД оформляется до 6 дней (как правило, оно занимает около 4 часов и в это время уже разрешено работать), а патент до 10 дней, и приступать к работе можно только после его получения. Процедура оформления проще в системе НПД, но патент тоже оформляют онлайн, бумажный вариант получать не потребуется.

Схожесть ПНС и НПД выражается в том, что оба заканчиваются при превышении верхнего порога дохода (для ПНС еще и превышения количества сотрудников). Если ИП не успеет подать заявку другую систему налогообложения, он переводится на общую.

Что лучше выбрать — патент или НПД? Ответ на вопрос кроется в уровне дохода и необходимости в сотрудниках. Если планируемый годовой доход однозначно выйдет больше 2,4 млн рублей, а также требуются работники по найму, ИП не сможет оформить НПД. То же самое, если по роду деятельности предпринимателю предписано использовать кассу.

В иных ситуациях вопрос требует более тщательного анализа вероятной выгоды.

Прием платежей для самозанятых

У самозанятых нет ограничений по способам приема платежей. Они смогут принимать переводы на любую карту. Также не возбраняется принимать наличную оплату.

Уровень дохода, который покажет самозанятый, на его совести. Если по счетам не будут проходить миллионы, претензий к его деятельности не возникнет. Работая на НПД, самозанятый самостоятельно формирует чеки клиентам.

Налог начисляется только на суммы, внесенные в приложение «Мой налог» или те суммы, чеки по которым сформированы в банковском мобильном приложении. Стоит принять к сведению, что санкции государства в отношении нарушителей налогового законодательства действуют и на самозанятых.

По закону самозанятые работают с платежами следующим образом. Если клиент — юридическое лицо, чаще всего работа осуществляется по договору оказания услуг. Платежи юрлица переводят, как правило, безналичными перечислениями.

Самозанятому необходимо дождаться поступления денег на счет или карту и только после этого сформировать чек. Для этого дается срок до 9-го числа следующего месяца.

Чек формируется в мобильном приложении ВТБ в личном кабинете самозанятого или в приложении «Мой налог». Работая с юридическим лицом или ИП, самозанятый вписывает в чек наименование организации, а также ИНН. В основании платежа нужно упомянуть вид выполненной работы и сослаться на данные договора, составленного для этой цели.

Готовый чек можно переслать клиенту по электронной почте.

При работе с физлицами информацию о клиенте заполнять не нужно, достаточно ввести сумму и описать суть выполненной работы.

Объединять платежи в один чек запрещено, если деньги получены от разных клиентов. Каждый платеж подтверждается одним чеком. Исключение составляют несколько платежей за текущий месяц, полученные от одного клиента (если клиент не возражает).

Самозанятый может самостоятельно аннулировать чек, когда это необходимо: например, ошибся в сумме или клиент вернул товар. Сделать это несложно — в приложении «Мой налог» нажать кнопку «Аннулировать» и указать причину. Аналогичный функционал есть и в кабинете самозанятого в мобильном приложении ВТБ.

Причин в приложении две — ошибка или возврат. Ограничений по количеству аннулированных чеков нет, но злоупотреблять не стоит, поскольку налоговая имеет право запросить подтверждающие документы или личные объяснения. Если самозанятый будет уличен в нарушениях, ему грозят санкции вплоть до снятия его с режима НПД.

Аналогичный функционал есть и в кабинете самозанятого в мобильном приложении ВТБ.

Adblock
detector