Район, область, государство или иная территориальная единица, определяемая политическими границами.
2. Юр. Относящийся к регулированию правовых отношений в сфере государственного устройства и управления.
Административный кодекс. Административное законодательство. Административное судопроизводство. Высший арбитражный суд России по административным делам. Создание федеральных административных судов.
административная юрисдикция
Установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций без обращения в суд.
административная юстиция
Система специальных органов, контролирующих соблюдение законности в сфере государственного управления; особый процессуальный порядок разрешения правовых споров между гражданином либо организацией с одной стороны и органом государственного управления — с другой.
1. Административное право: понятие, предмет, метод, система, источники, соотношение с другими отраслями права
Администрати́вное пра́во— это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
Административное право как наука— это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Предмет административного права– общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Методы административного права:
1. Предписание:установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
2. Запрет:запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
3. Дозволение:предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора.
Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.
Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.
Система административного права— это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.
Система административного права как отрасли права:
1. Общая часть:Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс
2. Особенная часть:Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая
Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.
В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне:
— Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
— Постановления Конституционного Суда РФ
— Федеральные конституционные законы
— Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ
— Нормативные указы Президента РФ
— Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
— Нормативные постановления Правительства РФ
— Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
— Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)
На региональном уровне:
— Конституции (уставы) субъектов РФ
— Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
— Законы субъектов РФ
— Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ
— Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
— Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
— Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции
На муниципальном (местном) уровне:
— Уставы муниципальных образований
— Нормативные акты представительных органов муниципального образования
— Нормативные акты главы муниципального образования
— Нормативные акты местной администрации
Соотношение с другими отраслями права:
Взаимодействие с конституционным правом:конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.
Взаимодействие с финансовым правом:финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.
Взаимодействие с трудовым правом:целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.
Взаимодействие с гражданским правом:в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.
Структура административного права
В настоящем административном законодательстве Российской Федерации система административного права явно не просматривается. Это происходит, так как нормы административного права не сосредоточены, как, к примеру, нормы гражданского либо уголовного права в едином кодифицированном нормативно-правовом акте, а раскиданы по разным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и множеству подзаконных нормативно-правовых актов.
Административное право как отрасль права можно построить только теоретически, логически разделив большой массив действующих административно-правовых норм на конкретные части, связанные между собой.
Административно-правовая наука в системе административного права традиционно состоит из общей и особенной части, которые также подразделяются на административно-правовые институты либо другие системные образования. Вот какой подход мы использовали к содержанию общей и особенной частей административного права.
Общая часть административного права
Сюда входят правовые нормы, которые определяют наиболее общие, основополагающие начала правового регулирования в административно-правовой области (административно-распорядительная и административно-охранительная деятельность Российской Федерации).
Структура общей части административного права теоретически включает следующие группировки административно-правовых норм:
- Нормы, устанавливающие общие правовые начала (принципы) формирования административной (административно-распорядительной и административно-охранительной) деятельности публичной администрации (органов исполнительной ветви власти и органов местного управления). Эти нормы до сегодняшнего дня не систематизированы. Федерального закона, определяющего правовые начала административной деятельности органов исполнительной ветви власти и находящихся в их системе учреждений, на сегодняшний момент нет. Систему федеральных органов исполнительной ветви власти определяют указы Президента Российской Федерации. Правовой статус Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти регламентируется в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997-го года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Что касается особенностей правового статуса остальных федеральных органов исполнительной ветви власти, то они определены в положениях о соответствующих органах, которые утверждаются Президентом Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации. Единственный закон, который можно отнести к общим, выступает Федеральный закон от 06 октября 1999-го, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и определяющем правовые начала административной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон, устанавливающий принципы построения как административной деятельности органов местного управления, так и включенных в их систему учреждений, – это Федеральный закон от 06 октября 2003-го года, посвященный общим началам организации местного управления в России.
- Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса физ. лиц, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в административно-правовой отрасли. Данные нормы также не систематизируются и, кроме Конституции Российской Федерации, есть в Федеральных законах: от 02 мая 2006-го г., посвященном порядку рассмотрения обращений граждан России; от 29 декабря 2012-го года, посвященном образованию в России; от 27 мая 2003-го года, посвященном системе государственной службы России; от 28 марта 1998-го года, посвященном воинской обязанности и военной службе; от 21 декабря 1994-го года, посвященном пожарной безопасности; от 30 марта 1999-го года, посвященном санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и пр.
- Нормы, устанавливающие основы административно-правового статуса организаций, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой отрасли. Эти нормы тоже раскиданы по различным законам и подзаконным нормативно-правовым актам вне какой-то системы. В число этих актов входят, в частности, Федеральный закон от 04 мая 2011-го года, посвященный лицензированию отдельных видов деятельности, от 21 июля 1997-го года, посвященный промышленной безопасности опасных производственных объектов, от 10 декабря 1995-го года, посвященный безопасности дорожного движения и пр.
- Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса должностных лиц публичной администрации, куда также относятся государственные и муниципальные служащие. Нормы, определяющие правовые начала административно-правового статуса государственных и муниципальных служащих, по большому счету, систематизированы. Главные из них включены в Федеральные законы, посвященные системе государственной службы России); от 27 июля 2004-го года (посвящен государственной гражданской службе России); от 02 марта 2007-го года (посвящен муниципальной службе в России). Нормы, устанавливающие правовые начала административно-правового статуса остальных должностных лиц публичной администрации до сегодняшнего дня не систематизированы.
- Нормы, устанавливающие административно-правовые формы деятельности публичной администрации. Эти нормы определяют основания и порядок издания/принятия административно публичными органами нормативных и ненормативных правовых актов, совершения ими юридических действий, заключения административных договоров/соглашений. Они включены в разные нормативно-правовые акты, к примеру, в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», КоАП, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996-го года касаемо порядка опубликования и вступления в силу актов Президента России, Правительства России и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной ветви власти. К несчастью, до сегодняшнего дня не подготовлен и не принят общий федеральный закон, устанавливающий основания и порядок издания/принятия, введения в действие и прекращение действия правовых актов органов исполнительной ветви власти.
- Нормы, устанавливающие административно-правовые методы деятельности административно публичных органов, включая основания и порядок применения к физ. и юр. лицам мер административного ограничения и принуждения. Эти нормы раскиданы по разным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, определяющим, в частности, вопросы госконтроля и надзора, обеспечения общественной и госбезопасности, охраны общественного порядка. Исключением является только КоАП, систематизирующий нормы, устанавливающие основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных нарушениях и мер административной ответственности (административных наказаний).
- Нормы, определяющие административный процесс, включая нормы-принципы административного производства, нормы, устанавливающие административные процедуры деятельности административно-публичных органов. Данные нормы на сегодняшний день есть в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, которые определяют принципы административного производства по вопросам об административных правовых нарушениях, а также административные процедуры разрешения некоторых категорий административных дел. В число данных нормативно-правовых актов входит, к примеру, КоАП, Федеральные законы от 26 июля 2006-го года, посвященные защите конкуренции; порядку рассмотрения обращений российских граждан; разнообразные административные регламенты федеральных органов исполнительной ветви власти.
Как мы отметили выше, все приведенные группы административно-правовых норм, входящие в общую часть административного права, выделяются условно, так как в настоящем законодательстве они обычно не обособляются и содержатся в разных нормативно-правовых актах, при этом часто совместно с нормами особенной части административного права.