- Виды и значение статусов
- Альтернативный способ получения сведений
- Сроки перевода налогового вычета
- Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца
- Составляем жалобу правильно
- Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени
- Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет
- Частые вопросы
- Что делать, если налоговая не перечисляет деньги?
Вы подали 3-НДФЛ для получения налогового вычета. Что дальше? Как узнать, всё ли в ней правильно? Для этого необходимо проверить статус декларации в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС. Информирование о ходе проведения камеральной проверки отчетности является одной из основных функций личного кабинета налогоплательщика (пп.
9 п. 6 Приказа ФНС от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@).
Там же, при необходимости, физлицо вправе посмотреть сведения из отчетности за предыдущие периоды. Раздел, где найти старые декларации в личном кабинете, находится в подразделе «Доходы и вычеты — Мои декларации».
Виды и значение статусов
На разных стадиях подачи отчета ему присваивается различный статус.
Это специальный идентификатор, отражающий, что в данный момент происходит с отчетом. Их перечень — в таблице:
Статус | Описание |
---|---|
Черновик | Это статус ожидания отправки декларации в личном кабинете. Он означает, что отчетность создана, но еще находится в стадии редактирования |
Отправлена | Отчет подготовлен и отправлен налоговому органу, но еще не поступил в адрес инспекции |
Получена налоговым органом | Отчетность поступила в ИФНС предоставления, но еще не передана на проверку |
Отказ в приеме | Означает, что при составлении отчета допущены критические ошибки, которые препятствуют приему. Необходимо их исправить и направить отчет заново |
В процессе КНП | Отчетность принята и находится на проверке |
КНП завершена | Проверочные мероприятия завершены |
Решение о возврате на исполнении | Если заявлялся возврат налога, после завершения камеральной проверки вынесено решение о том, что возврат будет произведен |
Возврат исполнен | Переплата по налогу перечислена налогоплательщику |
Альтернативный способ получения сведений
Еще один способ проверить статус декларации 3-НДФЛ — через Госуслуги, подав соответствующую заявку. Для подачи заявки на получение сведений из 3-НДФЛ необходима подтвержденная запись на портале Госуслуги.
Заявление позволяет проверить статус декларации 3-НДФЛ по ИНН и заполнится автоматически. Выбрать необходимо только год, данные за который вас интересуют.
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Сроки перевода налогового вычета
Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.
И вот как формируется срок:
- После подачи документов начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца. Можно сказать, что налоговая разбирается, положен ли вообще гражданину налоговый вычет, сколько ему нужно заплатить.
- Если камеральная проверка проходит успешно, то при уже поданном заявлении (обычно оно подается сразу при обращении в ФНС) в течение 1 месяца совершается перевод денежных средств на указанные гражданином реквизиты.
Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.
Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.
Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.
Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца
Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.
Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.
- Если налоговый вычет не пришел, необходимо подавать обращение в вышестоящий ФНС орган, то есть в УФНС. Но обращение подается через ту налоговую службу, которая не выполнила ваши законные требования.
- Получив заявление-жалобу, ФНС обязана сопроводить ее своими документами и в течение трех дней направить в УФНС.
- При этом начальная ФНС при получении жалобы обязуется как можно быстрее устранить нарушение, если оно имеет место быть, и отчитаться об этом перед вышестоящим органом.
- Гражданин имеет право на подачу жалобы в течение 1 года после того, как его права были нарушены. Но если случился пропуск по уважительной причине, срок можно продлить.
- Жалоба рассматривается в течение 15 дней. Если предполагается запрос дополнительных документов, срок увеличивается до 30 дней.
Закон предусматривает подачу жалобы на действия ФНС через личный кабинет налогоплательщика. То есть вы можете направить обращение там или стандартно — через отделение ФНС, где подавали заявление на получение налогового вычета.
Составляем жалобу правильно
- ФИО гражданина и место его жительства, телефон для связи;
- бездействие какого подразделения ФНС обжалует гражданин, можно указывать конкретных должностных лиц. Но в данном случае подойдет и просто название подразделения;
- какие именно действия или бездействия обжалуются. В данном случае в свободной форме пишите, что вам не перечисляют налоговый вычет;
- на каких основаниях гражданин решил, что его права нарушены. То есть тут нужно описать, что вы подали декларации и заявление в такие-то даты, что прошло уже столько времени, а деньги так и не пришли;
- требования заявителя. В нашем случае — получение выплаты. Но также можно требовать с ФНС пени за задержку — о них ниже;
- указать удобный канал, по которому вы хотите получить ответ. Например, письменно, в личном кабинете, на электронную почту;
перечень документов, которые вы прикладываете к обращению.
Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.
Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.
Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени
Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.
Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.
- за каждый день пропуска набегают пени в размере 50000*0,0185%. То есть 9 рублей 25 копеек;
- за 14 дней сумма пени составит 129,5 рублей.
Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.
Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет
- Убедитесь, что срок действительно пропущен. Если при подаче декларации вы сразу подавали заявление, срок получения выплаты — максимум 4 месяца. Если заявление подавалось после камеральной проверки, которая длится 3 месяца, то крайний срок получения денег — 1 месяц после подачи обращения.
- Помните о том, что перевод на банковский счет может идти до 3 рабочих дней. Если при этом ФНС отправила деньги в срок, нарушением это являться не будет.
- Уже на следующий день после получения выплаты вы можете составить жалобу в УФНС и подать ее через личный кабинет налогоплательщика или лично в подразделении ФНС, где вы подавали заявление.
- В течение 15 дней ваше заявление будет рассмотрено вышестоящей инстанцией. Если жалоба будет признана обоснованной, ваши требования оперативно будут удовлетворены. В том числе в части положенных вами пени.
Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.
Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.
Частые вопросы
Что делать, если налоговая не перечисляет деньги?
Если вы уверены, что все сроки вышли, можете сначала обратиться в ФНС за разъяснением ситуации, например, по телефону. А после можно подавать жалобу в УФНС.