В России к судам общей юрисдикции относят:
- Верховный суд республики РФ;
- Областной, краевой суды;
- Суд автономной области;
- Суд автономного округа;
- Санкт-Петербургский, Московский и Севастопольский суды городов федерального значения;
- Городской (районный) суд.
К группе федеральных судов общей юрисдикции относятся также суды специализированного типа. В настоящий момент в РФ функционирует Специализированный суд по интеллектуальным правам. В концепции развития системы судов предусматривается формирование ювенальных, миграционных и административных судов.
Для автоматизации судебной деятельности совокупности судов общей юрисдикции всех уровней применяется Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).
Суды общей юрисдикции на уроне субъектов РФ
Эти суды реализуют гражданское, уголовное, административное и иные разновидности судопроизводства. Суды среднего звена представляют собой суды на уровне субъектов РФ. Они непосредственно являются вышестоящей судебной и апелляционной инстанцией в отношении районных судов, которые действуют на территории соответственного административного района.
Районные суды
Районный суд представляет собой базисное звено в системе судов общей юрисдикции, рассмотрению в нем подлежат дела первой инстанции и инстанции апелляции по отношению к мировым судьям, которые действуют на территории соответственного судебного района.
Такие суды рассматривают более трудные дела по сравнению с мировыми судьями. Районные (городские, межрайонные) суды формируются согласно федеральным законами в судебном районе, состоящем из нескольких административных образований или в судебном районе, образуемом одним административным районом, городским районом (в больших городах), а также городом (в этом случае они именуются городским судом).
Районный суд включает в свой состав судей-профессионалов, численность которых должна определяться нагрузкой на судей по рассмотрению дел.
Так как пока не в любом судебном районе мировые судьи реализуют свою деятельность, суды районов рассматривают дела, которые подсудны в первой инстанции мировым судьям, что предусматривается Законом о введении в действие ГПК РФ. В таких случаях постановления суда по вышеозначенным делам не могут обжаловаться в апелляционной инстанции, а должны быть обжалованы в порядке кассации в судах на уровне субъектов РФ.
В ведении районного суда включены решения по множеству вопросов как производства досудебного (избрание меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу и его продления, залога; рассмотрение ходатайства по производству следственных отдельных действий — выемки, обыска, ареста на телеграфные и почтовые отправления, записи и контроля переговоров), так разбирательства дел после вынесения решения (проверка обоснованности, законности и справедливости приговоров и т. п.).
Объём исполняемых ими действий судебного характера свидетельствует, что на самом деле, районные суды являются судами основного звена. Подсудными им являются все гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции, вне зависимости от суммы иска и иных критериев (исключая дела, которые предусмотрены ст. 23, 25- 27 ГПК РФ как подсудные военным судам и другим специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду).
Обычно гражданские дела подлежат рассмотрению по месту жительства ответчика либо местонахождению имущества юридических лиц. В некоторых ситуациях подсудность находится в зависимости от выбора истца, к примеру, дела по взысканию алиментов. Подсудность районным судам гражданских дел за последний десяток лет значительным образом расширилась.
Они стали разбирать до девяноста восьми процентов от пяти миллионов гражданских дел, каждый год подлежащих рассмотрению всеми судами общей юрисдикции.
Помимо традиционных гражданских споров (споров, которые возникают из жилищных, семейных, земельных, трудовых правоотношений), районным судам подсудными являются дела, которые возникают из административных правовых отношений, дела по жалобам на бездействие или действия и решения, которые нарушают гражданские права и свободы, дела особого производства.
Военные суды
Военные (флотские) окружные суды являются судами РФ, действующими в Вооруженных Силах РФ, они входят в единую судебную систему РФ, осуществляют задачи правосудия. Раньше они назывались военными трибуналами. Система военных судов включает:
- военную коллегию Верховного суда России (высшее звено);
- военный суд Вооруженных Сил, округов, группировок войск;
- военный суд соединений, армий, гарнизонов, флотилий (первое звено).
Военные суды занимаются рассмотрением уголовных дел: по преступлениям, которые совершены военнослужащими ВС РФ, военнообязанными в период прохождения ими сборов учебного типа, а также лицами офицерства, сержантами, матросами, мичманами органов ФСБ РФ, других органов власти государства, где Законом РФ предусматривается военная служба, а также граждан, которые призваны в установленном Законодательством РФ порядке, на сборы военного типа.
Система военных судов разрешает гражданские дела меж военнослужащими и Министерством обороны (другими федеральными органами, где предусматривается военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов воинского управления по правовым отношениям, которые возникли в ходе прохождения военной службы. Также они рассматривают дела по административным правонарушениям военнослужащих, которые подведомственны согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции.
Общая судебная система
Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции.
Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.
Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.
Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.
В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.
Федеральные судебные органы
К федеральным судебным органам юрисдикции общего характера относятся:
- Верховный Суд Российской Федерации;
- верховные республиканские судебные органы, а также краевые, какие-либо суды в области, суды городов федерального значения, суд области автономного характера, суды автономных округов (то есть конкретные судебные органы субъектов Российской Федерации);
- районные суды, суды городского назначения, конечно, межрайонные суды;
- судебные органы военной направленности абсолютно разных уровней;
- определенные специализированные суды, полномочия, образовательный порядок и деятельность которых устанавливаются конституционным законом федеральной направленности. (На данный момент данные судебные органы еще не созданы.)
Что же касается судов юрисдикции общего порядка, образованным субъектами Российской Федерации, относятся мировые судьи.
Все судебные органы юрисдикции общего характера в своей деятельности равным образом используют федеральное законодательство, а в определенных ситуациях – законодательство субъектов Российской Федерации, другие подзаконные нормативные документы правовой направленности, а также международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и соответственно нормы права международного порядка.
Специальное инстанционное устройство
Органы власти судебного характера, которые в свое время входят в конкретную систему судов юрисдикции общего правопорядка, не находятся между собой в каких-либо отношениях власти и подчинения. В процессе действий правосудия и реализации других полномочий конкретный судебный орган занимается тем, что принимает решение от своего собственного имени, и несет за него полную ответственность. Специальное инстанционное устройство судебной системы власти общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих органов судебного характера в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений.
Поэтому полномочия различных элементов системы судебных органов юрисдикции общего порядка можно раскрыть более полно, применяя не организационный, а конкретный инстанционный подход.
Что понимают под судом общей юрисдикции?
Согласно 1 статьи конституционного федерального закона государства «О судах общей юрисдикции» систему таких судов составляют 2 группы судов:
- суды общей юрисдикции субъекта
- и федеральные суды общей юрисдикции.
В основе такой дифференциации лежит способ для формирования судебных органов разного рода.
К федеральным судам относятся правовые органы, созданные при помощи федерального законодательства, а к судам субъектов РФ — суды или судебные должностные лица, назначение которых осуществляется в установленном законодательством порядке того или другого субъекта государства.