- Что на практике?
- Что входит в рабочее время педагога?
- Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?
- Что с переработками?
- Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?
- Как быть с «окнами»?
- Как считается участие в проведении ЕГЭ?
- Как педагоги работают в каникулы и карантины?
- А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели ДОУ?
- 1. Возьмём нагрузку в одну ставку
- 2. Классное руководство
- 3. Увеличим число часов хотя бы до полутора ставок
- 5. Совмещение должностей в школе
- Как рассчитывается и нормируется учебная нагрузка учителя
- Как определяют переработки, не входящие в объем учебной нагрузки учителей?
- Как оплачивается неполная занятость? А если происходит уменьшение учебной нагрузки учителя в текущем году?
- Как учитываются «окна»?
Занятость учителя регламентируется следующими документами:
- Трудовой кодекс РФ (Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников);
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г.№273 (Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации)
- Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»,
- Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
По ТК РФ рабочая неделя учителя даже меньше стандартной 40-часовой:
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Статья 333 ТК РФ
Значит ли это, что учитель должен находиться в школе 36 часов в неделю? Ни в одном из документов такой информации нет.
Кроме того, известно, что ставка учителя состоит из 24 часов в начальной школе (4 часа в день) и 18 часов в средней и старшей школе (3 часа в день).
Что на практике?
Помимо проведения уроков у учителя есть и другие обязанности. Например, дежурства, педсоветы, родительски собрания, проверки тетрадей.
Получается, вас действительно не заставят находиться в школе все 36 часов, но выполнять работу в полном объёме всё равно придётся — хоть в школе, хоть дома. И хорошо, если получится уложиться в это время!
Возможно, вам также будет интересно узнать о том, из чего складывается зарплата учителя:
Что входит в рабочее время педагога?
Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов.
Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536
Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.
Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?
Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами. Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор.
При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.
В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.
В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.
В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.
В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.
В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.
Что с переработками?
Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.
Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?
Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.
Как быть с «окнами»?
Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.
Как считается участие в проведении ЕГЭ?
Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.
Как педагоги работают в каникулы и карантины?
Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов.
Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе.
Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.
А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели ДОУ?
Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.
Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди. Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать.
Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.
1. Возьмём нагрузку в одну ставку
Опыта у нас нет никакого, как и категории. В моём регионе (далее будут цифры именно местные, но учитывайте, что этот регион находится близко к столице) ставка педагога без категории — 12 тысяч рублей в месяц. Для тех, кто не в педагогической лодке: ставка — это 18 часов.
То есть примерно четыре урока в день. Если не повезло с шестидневкой — три урока в день.
Как вы, наверное, догадываетесь, к урокам нужно готовиться. Например, материал интересный подобрать, задания. А ещё учителя ведут разные предметы.
То есть учителя русского, английского, математики имеют по 4+ уроков в неделю у класса. При 18 часах это три-четыре класса. И подготовиться к ним, на ваш взгляд, сейчас, кажется проще, чем учителю информатики, биологии, географии, у которого один, или, если повезёт, два урока в неделю у класса.
И вот тут очередной сюрприз — далеко не факт, что проще, так как вы не угадаете, будете вы идти по этой программе или нет. Если вы ведёте математику или русский, нужно собирать тетради на проверку. Проверять их. При этом у класса, например, пятого, это нужно делать каждый день. За это, кстати, доплачивают. То ли 3%, то ли 5%. Давайте пять.
Как технарь сообщу вам — от нашей ставки это 600 рублей. ШЕСТЬСОТ. Если вы думаете, что детей, которые сидят ночами в интернете и редко пишут что-то руками, кто-то научил писать красиво и разборчиво, то на вашей планете, наверно, нет проблем с образованием. И зарплатами.
Вам может показаться, что русский и математика выгоднее — там же платят 600 рублей. Но нет. Есть ещё чудесные три буквы. Нет, не ЕГЭ. Нет, не ОГЭ. ВПР
Всероссийские Проверочные Работы. Есть даже метапредметные. Но возьмём как пример предметную.
Это работа, в которую включены те задания, которые большие мозголомы из управления образования посчитали нужным включить. И сразу проблема — вы не знаете, что это за задания. Даже тему.
А они (ребята из управления) не знают, должны ли вы вообще такую тему проходить. И вот так вы и живёте. Пока запомним, что наша максимальная зарплата сейчас 12600 рублей.
Небольшое отступление для критиков. Ставка 18 часов — это не 13,5 часов работы. Это 36 часов нахождения на рабочем месте, в которые входят 18 уроков в том числе.
2. Классное руководство
Возвращаемся к моделированию. Многие родители хотят отдать детей в лицей или гимназию. Это же престиж.
Для учителей престиж превращается в надбавку 5%. Таким образом, наш потолок зарплаты увеличивается ещё на 600 рублей. Если вы вспомните пирамиду Маслоу, то поймёте, что биологическому виду Учитель Обыкновенный необходимо сперва покушать, а уже потом размножаться.
Как же нам позволить себе больше еды и при этом не спать в коробке?
Классика образа педагога-предметника в России — это наличие у него классного руководства. Я продолжаю описывать региональные финансовые радости, поэтому стоит отметить: в моём регионе это поощряется деньгами. 1000 рублей в месяц. Наша зарплата в потолке растёт, уже 14200. Это за 18 уроков в неделю + классное руководство + проверка тетрадей.
Что такое классное руководство? Это когда в теории ты становишься путеводной звездой примерно для 30 слепых котиков
В реальности число слепых котиков возрастает вдвое. Ведь у каждого котика есть свой законный представитель. Первая проблема — с этими представителями нужно как-то контактировать.
Если вы не уверены, что они все вменяемы, завести чатик в мессенджере — плохая идея, обречённая на провал. Сразу же. Потому что в текущей временной координате почти не осталось людей, которые предполагают, что педагог не работает 247.
Что у него есть семья. Что он ходит в отпуск. Или хотя бы в туалет.
Вторая проблема — вы теперь отвечаете за ВСЕ поступки людей, к воспитанию которых на 90% вы отношения не имеете. Небольшое отступление для тех, кто возмущён тем, что учителя основной школы постоянно говорят о том, что воспитание — это не к ним. В своё время я видел одну передачу с участием бывшего КВН-редактора Михаила Марфина.
На претензии, что юмор плохо воспитывает детей, он приводил данные американского исследования. Суть этой работы в том, что воспитание на 90% закладывается в семье. 7% — это церковь и школа (при этом первые занимают большую часть, чем вторые), остальные 3% — это искусство (и блогеры с юмористами и рэперами в том числе, да).
Поэтому не надо тут.
Учителя в России стали больше зарабатывать. Сами они не всегда об этом знают
Так вот, за ВСЕ поступки этих детей отвечаете вы. За переходы в неположенных местах тоже. Даже если это не во время уроков.
Даже если у них каникулы, а у вас отпуск. Третья проблема — законные представители. Родители и всякие бабушкидедушки.
Любая их претензия будет аукаться вам. Лично. Вы можете сказать, что с ними всегда можно поговорить.
Вы удивитесь, но да. Только если человек адекватен. Большая часть из них в случае претензий не пойдут к вам.
Они пойдут к завучу, директору, министру, в управление — в общем, к кому угодно, но не к вам. Даже если претензии к другому учителю. Или претензии к их собственным косякам.
Например, они сами о чём-то забыли, а вы им не напомнили.
Да, за всё это 1000 рублей. На это придётся тратить немного больше18 часов в неделю. Оно вам надо вообще? (не надо про любовь к детям, пока мы разбираем, как найти деньги, чтобы кушать. Сперва кушать, а любить детей и прочее — это после).
3. Увеличим число часов хотя бы до полутора ставок
Вы, возможно, слышали, что молодые учителя перегружены не меньше, чем дети. Откуда же это берётся? Объясняю. 14 200 рублей — это не те деньги, на которые можно поесть самому.
А ещё надо за квартиру платить. Ещё семья должна появиться. А откуда как бы? Секрет прост — взять ещё полставки, например.
Да, я знаю, что есть люди, которые имеют 2+ ставки, но мы берём случай баланса денег и выживания (чтобы было время на сон, например). Предположим, у нас есть полторы ставки. Это 27 часов нагрузки.
И зарплата наша растёт (увеличивается на 6000 — 6300). В чём минус такой ситуации?
Напомню, ко всем урокам (по-хорошему) надо готовиться. При более чем одной ставке ты так или иначе начинаешь эти уроки делить на более важные и менее важные
К примеру, неважными можно признать уроки (если, конечно, не вести так называемые обязательные предметы, то есть те, по которым экзамен у всех) у классов, которые твой предмет не сдают. Ребятам не нужно, они хотят выпуститься и как бы не надо стараться. Помимо этого подготовка требует определённого труда и в «проблемных» классах, ведь так или иначе меньше времени остаётся на подачу материала, например, из-за того, что тратится время на дисциплину.
Можно сейчас сказать, мол, несправедливо оценивать теми же деньгами классы, которым предмет нужен, и классы, которым на предмет плевать. В общем, рассказываю, существуют «профильные» классы. Это классы, в которых некоторые дисциплины изучаются углублённо.
Например, «социально-экономический» класс — обществознание, история, экономика, право; «химико-биологический» — химия, биология, экология; «физико-математический» — алгебра, геометрия, информатика, физика. И (О, чудо!), там эти часы учителям оплачиваются в полтора раза больше. То есть, если у нас есть девять профильных часов, они нам стоят уже не 6000, а целых 9000 рублей.
Прекрасно. Правда, ответственности больше (потому что ЕГЭ по этому предмету дети почти наверняка сдают). Надеюсь, становится понятно, почему разговоры «перегруженность учителей часами — это плохо» имеют место?
5. Совмещение должностей в школе
Переходим к части, за которую платят, и которая не совсем связана с уроками. Доплаты за «административную» деятельность. Условно так это назовём.
Пункт первый — кабинет. Если у вас кабинет информатики (где много компьютеров), лингофонный класс (иностранный язык), кабинет физики или химии (с оборудованием), то за это оборудование кто-то должен отвечать. Это Вы.
И за это вы получите не более 500 рублей в месяц. Относительно не напрягает. Кроме случаев внешних мероприятий в школе типа олимпиад.
Но они бывают редко.
Пункт второй. Педагог-организатор. Собственно, ставка педагога-организатора такая же, как и просто педагога — 12 000 рублей. Но не всё так хорошо. Во-первых, вы можете быть им только по совместительству, то есть на полставки, за 6000. Во-вторых, ваши уроки (их часть) летят в тартарары, потому что с детьми надо порепетировать и прочее.
А ещё иногда это надо срочно и придётся детей снимать с уроков (администрация может заставить). И это плохо для успеваемости детей и выполнения вами образовательной программы. А со стороны некоторых предметников (таких, каким был я, например) вас ждёт ненависть.
Пункт третий. Есть такая мерзкая вещь, как электронный журнал. Он сейчас везде.
Есть школы, где ведётся ББЖ (БезБумажное ведение Журнала), есть — где к нему прилагается бумажная копия. В любом случае систему должен кто-то администрировать. Потому что и оценки с домашним заданием вовремя не заполняют и кучу всего ещё.
И тут есть две ветки развития. Ветвь попроще — иметь 2000 рублей как администратор этой системы. Просто следите за заполнением журнала и системы качества образования, прикрываете чужие «косяки» и не чешетесь.
А есть вариант посложнее — совмещать должность замдиректора по какой-нибудь работе (информационной, например, или как это в школе обзовут). Это подороже (ставка около 30 000, но совместительство — это полставки, то есть 15 000). Но сюда в нагрузку идут к журналу и всякие совещания, и системы помимо журнала и прочая гадость, которая (как и классное руководство) отнимет у вас всё свободное время.
Резюме. Если иметь 27 часов нагрузки, классное руководство, кружок, оказывать платные образовательные услуги, изловчиться и попасть на заместительскую должность, отвечать за кабинет, быть педагогом-организатором, можно получать 61050 рублей. Правда, когда жить — неясно. Ведь займёт это куда больше времени, чем 36 часов в неделю.
Как рассчитывается и нормируется учебная нагрузка учителя
Педагогам, работающим в должностях, перечисленных в подп. 2.3–2.8 Приложения 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Приказ № 1601), установлены тарифные ставки. Например, продолжительность труда воспитателя детского сада – 36 часов в неделю, а преподавателя в школе – 18 часов.
Деятельность педагога образовательного учреждения (ОУ) соотносится с определенной ставкой (окладом) оплаты труда, если выполнена установленная для должности норма часов работы. Это количество затраченного времени является учебной нагрузкой учителя школы. Каждое ОУ определяет ее объем, учитывая:
- Установленное принятыми учебными планами и программами количество часов труда.
- Ситуацию с кадровой обеспеченностью образовательного учреждения.
- Иные условия деятельности в этом ОУ (специфика обучающихся и др.).
Обычно образовательные учреждения формируют объем нагрузки в соотношении с количеством часов занятости педагога по учебному плану. Федеральные ОУ разрабатывают эти проектные документы в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее – Приказ № 1312).
По нему для обычных средних школ преподавание русского языка в первом классе составляет 168 час/год, во 2–4 – по 170 часов. ОУ в регионах принимают учебные планы в соответствии с разработками управлений образования субъектов федерации, учитывающими местные особенности, но базирующимися также на требованиях федерального базисного учебного плана.
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.
Как стать репетитором
Получить инструкцию бесплатно
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Расчетный объем учебных часов по специальности на образовательное учреждение распределяется среди педагогов. При этом учитывается установленная по ст. 333 Трудового кодекса РФ сокращенная длительность рабочего времени учителя – не больше 36 час/неделя.
Но максимальное количество часов занятости педагога также должно быть предусмотрено в типовом положении о данном ОУ: это позволяет соотнести объем работы учителя с особенностями каждого конкретного учреждения.
Специфика измерения учебной нагрузки учителя:
- По п. 1.3 Приложения 2 к Приказу № 1601 ее размер должен быть уточнен до открытия учебного года в этом ОУ. После распределения ее по педагогам все показатели нагрузки фиксируются в приказе по образовательному учреждению.
- Расчет рабочего времени учителя в соответствии с п. 2.8.1 Приложения 1 к Приказу № 1601 производится с учетом нормы в 18 час. в неделю. При этом, конечно, существует возможность изменения этого объема в зависимости от специфики деятельности педагога и образовательного учреждения.
- При несоответствии нагрузки указанной выше норме по п. 4 Приложения 1 к Приказу № 1601 необходимо создать и подписать документ о согласии учителя с нагрузкой на новый учебный год.
Верхний предел учебной нагрузки учителей школ и педагогов российских садиков законодательно не определен. Но для них назначена рабочая неделя в 36 часов, то есть повышать объем занятости можно только до этого предела. Если специалист хочет и имеет возможность трудиться больше, то это надо представить как сверхурочную занятость либо зарегистрировать внутреннее совместительство (по ст.
60.1 и ст. 97 Трудового кодекса РФ и Письма Минтруда от 05.09.2017 № 14-2/ООГ-6849).
При распределении учебной нагрузки учителям нужно учитывать следующие требования:
- Педагогу, для которого это ОУ – основное место трудоустройства, лучше объем занятости в следующем году не изменять.
- Создайте и соблюдайте систему преемственности учебной деятельности в классах и классах-комплектах по дисциплинам, предметам, модулям обучения и курсам.
- Лучше закольцовывать преподавание предметов: ведущему занятия у выпускников на следующий год предложить только начинающих освоение данной дисциплины.
- Если педагог в школе (по основному месту работы) занимается на дому с длительно болеющими детьми, включайте эти часы в его учебную нагрузку.
- Не рекомендуется во время каникул изменять объем занятости учителя, в т. ч. когда он преподает обучающимся на дому, а причина этого (заключение медиков) действует лишь до конца учебного года.
- Лучше отдельно оплачивать объем учебной нагрузки учителя, который он выполнил, замещая временно отсутствующего коллегу.
Как определяют переработки, не входящие в объем учебной нагрузки учителей?
За участие в представленных в годовом плане мероприятиях в свой выходной педагог получает другой выходной или двойной расчет. Если такая деятельность не была запланирована, то администрация ОУ издает приказ по оплате отработанного времени в двойном размере и предоставлении выходного.
Как оплачивается неполная занятость? А если происходит уменьшение учебной нагрузки учителя в текущем году?
В первой ситуации по Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 оплата ставки гарантирована в полном размере. Если произведена догрузка специалиста иной педагогической деятельностью до нормы, в перечисленных ниже случаях:
- Учителям-специалистам начальной школы (1–4 кл.) при дополнении их занятости уроками физкультуры, музыки, рисования и иностранного языка.
- Педагогам этих же классов сельских ОУ с обучением на родном национальном языке, не имеющим соответствующей подготовки для ведения занятий на государственном русском.
- Учителям русского языка негородских начальных школ с национальным языком обучения.
- Преподавателям физкультуры в сельских ОУ, иностранного языка в школах при химлесхозах, а также в поселениях при сплавных либо лесозаготовительных предприятиях.
Бывает, что после начала занятий происходит уменьшение учебной нагрузки учителя по независящим от него основаниям. Тогда с этого момента до завершения учебного года ему положены:
- Оплата труда за отработанные часы – когда эта нагрузка выше определенной на ставку нормы.
- Заработок по полной ставке – если нагрузка стала меньше ставочной и нельзя предложить учителю догрузку иной педагогической деятельностью.
- Получаемая специалистом оплата труда до снижения учебной нагрузки, если она меньше ставочной и нет возможности добавить другую педагогическую работу.
Как пройти проверку в 2025 году (2,3 MB)
Родительское собрание без конфликтов (0,6 MB)
Новый формат открытого урока (1,7 MB)
Чтобы получить доступ к чек-листам
нажмите на кнопку ниже.
Как учитываются «окна»?
Администрация ОУ обязана определять учебную нагрузку учителя и составлять его расписание так, чтобы между занятиями были перерывы не более двух часов подряд. Большие «окна» допустимы исключительно с письменного согласия педагога.