- Другой комментарий к Ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Что такое мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ
- Состав правонарушения «мелкое хулиганство»
- Отличия правонарушения от преступления
- Привлечение к административной ответственности по статье
- 1. Что представляет из себя статья 20.1 КРФ об АП (Мелкое хулиганство)
- 2. Применение ст. 20.1 КРФ об АП (мелкое хулиганство) в отношении подозреваемых в совершении преступлений
- Что же получается на практике
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей.
Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК, — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка
К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 КоАП возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка.
Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 Уголовного кодекса РФ.
4. Субъектом правонарушения выступают граждане.
5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.
Другой комментарий к Ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.
Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.
2. С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.
Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции — нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами «или другие действия».
Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.
Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.
3. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое (см. ст.2.3 и 2.8. КоАП РФ).
4. С субъективной стороны мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого.
Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.
Находясь в общественных местах, в окружении незнакомых людей, правонарушитель может усмотреть в их поведении причину для совершения своих действий или даже спровоцировать ее. Однако следует отметить несоразмерность такой причины действиям, совершаемым правонарушителем.
В этих случаях мотивом является удовлетворение индивидуалистической потребности в самоутверждении за счет умаления и игнорирования достоинств других людей.
5. Теория административного права относит к обязательным признакам, характеризующим правонарушение, признак общественной опасности (о признаке общественной опасности см. комментарий к ст. 2.1 КоАП России). Присутствие этого признака может означать, что деяние причиняет или создает предпосылку причинения вреда общественным отношениям.
Необходимо отграничивать мелкое хулиганство от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст.213 УК, где сказано, что состав преступления образует грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Здесь очевидны более значительная степень нарушения общественного порядка, чем при совершении мелкого хулиганства, а также непосредственное влияние на квалификацию деяния характеризующих факторов и последствий хулиганства. Степень общественной опасности можно определить, оценивая совокупность обстоятельств дела: место, время, способ, интенсивность, продолжительность, условия совершения и т.д.
Что такое мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ
Статья 20.1 КоАП РФ называет мелких хулиганством нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважением к обществу, сопровождается нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Есть и специальные составы:
- действия сопровождались неповиновением законному требованию представителя власти или лица, обеспечивающего охрану общественного порядка
- распространение в сети Интернет сведений в неприличной форме, выражающих неуважение к обществу, государству, государственным символам, органам власти, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность
- повторное совершение действий, образующих состав административного правонарушения «мелкое хулиганство»
- совершение правонарушения в сети Интернет более 2 раз.
От того, как уполномоченный орган власти (подведомственность административных дел) квалифицирует действия, зависит вид административного наказания и его размер. Санкция статьи предусматривает ответственность в виде административного штрафа и административного ареста.
Состав правонарушения «мелкое хулиганство»
Объектом мелкого хулиганства выступает общественный порядок. То есть система отношений между людьми, правила поведения, в том числе установленные моралью, обычаями и традициями, обеспечивающие нормальное функционирование общества и государства.
Объективная сторона — это только действия. Причем совершенные в определенных местах, именуемых — общественные места. Что это такое, закон не расшифровывает.
Судебная практика идет по тому пути, что это такие участки местности, сооружения, здания и т.п., предназначенные для свободного (или за плату) посещения гражданами. Поэтому жилье, индивидуальная застройка не будет общественным местом. А офисное здание, где гражданам оказываются услуги, — будет.
Такие действия связаны с явным неуважением к обществу. То есть нарушение установленных в обществе правил носит демонстративный характер. «Разборки» с соседом, основанные на личных неприязненных отношениях, не будет мелким хулиганством. А вот если правонарушитель преследовал цель нарушить общественный порядок, это уже мелкое хулиганство.
Субъект — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.
Субъективная сторона правонарушения имеет свои отличительные особенности. Мотив совершения таких действий, как мелкое хулиганство, имеет первостепенное значение. И такие действия могут быть только умышленными (явное неуважение к обществу).
Отличия правонарушения от преступления
Статья 213 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Но при этом такие действия сопряжены с применением оружия или угрозой его применения. Либо на транспорте общего пользования.
Или по мотивам расовой, национальной и иной вражды или ненависти. Либо по предварительному сговору, с сопротивлением представителю власти, с применением или угрозой применения взрывчатых веществ.
Как видно из состава преступления, хулиганство несет несет больший потенциальный вред охраняемым законам отношениям. Здесь имеет значение и умысел (применить оружие, взрывчатые вещества и т.п.). Именно по степени угрозы и различаются мелкое хулиганство и хулиганство.
Привлечение к административной ответственности по статье
Возбуждение дела об административном правонарушении начинают органы полиции. При этом в случае повторного нарушения, а также совершения действий в сети Интернет, в течение 24 часов они уведомляют органы прокуратуры РФ. Как раз изучить действия на предмет степени угрозы общественной опасности.
Практически всегда органы полиции применяют обеспечительные меры. Доставление, личный досмотр, административное задержание и т.п. Все потому, что действия правонарушителя необходимо в первую очередь пресечь.
Порядок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения — общий. Срок давности — общий. Но по ч. 3, ч. 4 и ч. 5 ст. 20.1 КоАП РФ дело рассматривает суд. По части 1 и 2 статьи материалы рассматривает полиция.
1. Что представляет из себя статья 20.1 КРФ об АП (Мелкое хулиганство)
Здравствуйте, сегодня бы хотелось поговорить о такой статье КоАП РФ, как статья 20.1, а именно – Мелкое хулиганство . В какой-то мере эта статья универсальна для сотрудников правоохранительных органов.
– Во-первых санкции у данной статьи, по выбору применения наказания, имеют достаточно обширный разброс. Так, например, гражданин, который совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, может получить как штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей, так и административный арест сроком до 15-ти суток.
– Во-вторых, в соответствии с ч. 3 ст. 27.5 КРФ об АП , данный гражданин может быть подвергнут административному задержанию на срок до 48 часов.
Что это значит? Это означает, что до вынесения постановления о наложении штрафа, либо постановления об административном аресте, гражданин еще до 48 часов может содержаться в отделе полиции в СПЗЛ (Специальном помещении для задержанных лиц).
2. Применение ст. 20.1 КРФ об АП (мелкое хулиганство) в отношении подозреваемых в совершении преступлений
В соответствии с п. 11 ч. 5 УПК РФ, задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, либо следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Согласно ч. 1 ст. 91 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, либо следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) Если это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) В случае, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Что же получается на практике
Допустим сотрудники правоохранительных органов предполагают, что определенный гражданин совершил преступление. Ввиду того, что оснований для задержания данного лица в порядке ст. 91 УПК РФ у сотрудников не имеется, на гражданина составляется административный протокол за совершение правонарушения, предусмотренного ст.
20.1 КРФ об АП. После чего он подвергается административному задержанию на срок до 48 часов и помещается в СПЗЛ с целью возможного получения признательных показаний.
В фабуле ч. 1 ст. 20.1 КРФ об АП говорится, что мелкое хулиганство является нарушением общественного порядка, которое выражается явным неуважением гражданина к обществу и сопровождается нецензурной бранью в общественных местах, а также оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.
Зачастую в административном протоколе просто указывают общую фразу, что человек в общественном месте выражался нецензурной бранью, тем самым демонстрируя явное неуважение к обществу.
Порой случается, что в отношении гражданина незаслуженно составляют административный протокол по ст. 20.1 КРФ об АП, после чего подвергают административному задержанию на срок до 48 часов, а затем, выписав штраф, отпускают домой.