Ст 134 тк рф

Механизм индексации заработной платы работников определяется с учетом порядка ее установления: при бюджетном финансировании — централизованно, у других работодателей — коллективно-договорным и локальным путем (см. комментарий к ст. 135 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 134 Трудового кодекса

1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.

N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.

Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги.

Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, — на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения — в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК РФ предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК РФ.

5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК РФ).

6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях.

Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке.

Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст.

37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см.

Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2.

С. 22).

Другой комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е.

от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и как результат — к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г.

N 1799-1 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен с целью поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Индексация заработной платы осуществляется путем умножения ее номинальной величины на установленный индекс цен.

Механизм, предусмотренный в Законе от 24 октября 1991 г., к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения.

В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия Закона об индексации и до настоящего времени увеличился более чем в тысячу раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Так, порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти.

Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий в себя ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п.

Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако, поскольку в соответствии с ч. 3 ст.

3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или в локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума и т.п.).

Обязан ли работодатель индексировать зарплату работников?

Чтобы разобраться, должна ли индексироваться ваша зарплата, прежде всего нужно обратиться к ст. 134 Трудового кодекса РФ. В этой статье указано, что работодатель должен обеспечить работникам гарантии повышения зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает ее индексацию.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. То есть в госучреждениях заработная плата индексируется за счет бюджетных средств на основании соответствующих нормативных актов.

А вот в частном секторе все не так однозначно: порядок и условия индексации зарплаты могут быть установлены:

  • коллективным договором;
  • трудовым договором;
  • иными локальными нормативно-правовыми актами (далее – ЛНА).

Обязан ли работодатель закрепить в ЛНА порядок индексации?

Однозначной формулировки об обязанности работодателя установить в ЛНА порядок и условия индексации ст. 134 ТК РФ не содержит. Однако, согласно разъяснениям Роструда 1 , даже если работодатель (организация) исполняет обязанность по повышению заработной платы, порядок и условия такого повышения должны быть установлены в ЛНА.

Несоблюдение этого правила может быть расценено как административное правонарушение, что может повлечь привлечение организации к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение грозит предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в размере от 1 тыс.

до 5 тыс. руб., а на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс.

руб.

Однако судебная практика неоднозначна. Некоторые суды придерживаются позиции Роструда и соглашаются с трудовой инспекцией, считающей необходимым привлечение к административной ответственности за отсутствие в ЛНА положений об индексации заработной платы 2 . А в других случаях суды обращают внимание на то, что отсутствие в ЛНА таких положений не должно являться основанием для привлечения к ответственности и что требуется установить, повышались ли в организации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги 3 .

Таким образом, сегодня нет единого подхода к вопросу об обязанности работодателя устанавливать в ЛНА порядок и условия индексации. Чтобы избежать претензий и судебных споров с административными органами, работодателю следует включать такие условия в ЛНА. В случае же возникновения спора он вправе доказывать, что меры по повышению уровня заработной платы им принимаются.

Индексация и увеличение заработной платы: есть ли различия?

Индексация заработной платы – это ее повышение с учетом уровня инфляции. Индексация является обязанностью работодателя. Увеличение размера заработной платы – это увеличение компенсации за труд, квалификацию и опыт работника, что является не обязанностью, а правом работодателя.

Несмотря на довольно простое разграничение этих понятий, по данному вопросу возникает масса споров. Рассмотрим их ниже.

1. В течение нескольких лет работодатель не повышает заработную плату работника.

В такой ситуации суды встают на сторону работника. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст.

130 ТК РФ). В силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ она должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

Предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации 4 .

Более того, суды придерживаются позиции, согласно которой обязанность работодателя индексировать заработную плату никоим образом не обусловлена величиной должностного оклада сотрудника. Индексация является императивной обязанностью, которая должна исполняться независимо от установленной трудовым договором величины зарплаты 5 .

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если работодатель не установил сроки, порядок и условия индексации, это не повод не проводить ее в организации 6 .

Таким образом, даже если оклад работника существенно превышает МРОТ или средний уровень заработной платы в соответствующем субъекте, по данным Росстата, работодатель все равно обязан индексировать зарплату. В противном случае работник может обратиться к нему с требованием о выплате задолженности по заработной плате в том размере, на который ее должны были проиндексировать. И тут возникает вопрос: если в ЛНА обязанность по индексации не прописана, то как работнику определить размер задолженности? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но допустимо ориентироваться на показатели уровня инфляции 7 .

2. Работодатель ежегодно повышает зарплату, но в ЛНА нет положений о ее индексации.

Ситуация эта неоднозначная. Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 4 за 2017 г., индексация – не единственный способ обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы. Эта обязанность может быть исполнена работодателем и путем периодического увеличения размера зарплаты безотносительно к порядку индексации, в частности через повышение должностных окладов или выплату премий.

Споры об индексации чаще разрешаются в пользу работодателей в ситуациях, когда оклад работника ежегодно увеличивался, хотя положения об индексации в ЛНА нет 8 . Однако, как указывалось выше, отсутствие такого положения в ЛНА все равно может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Отметим, что, хотя Верховный Суд РФ указал на возможность индексировать заработную плату путем увеличения окладов, в последнее время суды стали более тщательно рассматривать споры об индексации. Так, в одном из недавних споров суд пришел к выводу о том, что увеличение оклада не может считаться индексацией без соответствующего положения в ЛНА. То есть фактически суд указал, что обязанность по индексации за счет увеличения должностного оклада может считаться исполненной только в том случае, если соответствующий порядок индексации установлен в ЛНА.

Иначе увеличение оклада нельзя рассматривать как индексацию 9 .

3. Работодатель ежемесячно премирует работников, но фиксированный оклад не увеличивается.

Вопрос о том, можно ли считать премирование способом индексации заработной платы, неоднократно рассматривался судами. Единый подход пока не выработан. В большинстве случаев ситуация аналогична описанной выше, где речь шла об индексации за счет увеличения окладов.

Однако к премированию как к способу индексации суды относятся более внимательно, поскольку по общему правилу премии – это выплаты стимулирующего и поощрительного характера, производятся они по усмотрению работодателя и являются необязательной (переменной) частью заработной платы.

Если в ЛНА прописано, что индексация заработной платы работников производится за счет выплаты премий, и если такие премии работникам выплачиваются, то суды занимают позицию работодателей. В то же время Верховный Суд РФ указал, что если ЛНА не содержит такого положения, то необходимо определить правовую природу премии 10 . Если будет установлено, что премию выплатили, например, за переработку или достижение определенного результата, то ее нельзя приравнивать к индексации зарплаты.

Если же выяснится, что премия направлена на увеличение уровня заработной платы, то ее засчитывают за индексирование 11 .

4. Работодатель не индексировал зарплату из-за неудовлетворительных экономических показателей организации.

В некоторых случаях независимо от того, установлены ли порядок и условия индексации заработной платы в организации, суды встают на сторону работодателя, если последнему удается доказать, что индексирование было невозможно ввиду неудовлетворительных экономических показателей компании.

Суды полагают, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей предприятия, в связи с чем необходимо принимать во внимание финансовое положение работодателя в период, за который индексация заработной платы не произведена 12 .

Как работодателю избежать споров об индексации зарплаты?

Чтобы минимизировать риск привлечения к административной ответственности и избежать споров об индексации заработной платы с работниками, работодателю необходимо в коллективном или трудовом договоре либо в ЛНА установить порядок, сроки и условия индексации.

Такой порядок должен предусматривать:

  • период индексации зарплаты (например: «ежемесячно», «ежеквартально» или «ежегодно»);
  • размер индексации (например: «не ниже уровня инфляции»);
  • способ индексации (например, «за счет выплаты премии», «за счет увеличения оклада», «за счет выплаты единовременной компенсации»);
  • обстоятельства, при которых организация вправе не проводить индексацию.

При соблюдении работодателем такого порядка риски будут минимальны. В противном случае работники вправе будут требовать индексации, если смогут доказать, что заработная плата не повышалась или что дополнительные выплаты и увеличение оклада не преследовали цель индексации зарплаты.

1 Письмо Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем».

2 Решение Московского городского суда от 26 августа 2020 г. по делу № 7-9217/2020.

3 Решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2017 г. по делу № 7-2069/2017, Решение Московского городского суда от 8 ноября 2017 г. по делу № 7-11426/2017, Решение Забайкальского краевого суда от 9 октября 2017 г. по делу № 7-21-367/2017.

4 Определения Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О, от 17 июля 2014 г. № 1707-О, от 19 ноября 2015 г. № 2618-О.

5 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. по делу № 88-24828/2020.

6 Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ18-14.

7 Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2021 г. по делу № 88-6047/2021.

8 Определение Московского городского суда от 25 марта 2019 г. № 4г-3376/2019, Апелляционное определение Самарского областного суда от 1 октября 2019 г. по делу № 33-12011/2019.

9 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. по делу № 88-24828/2020.

10 Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ18-14.

11 Апелляционное определение Московского городского суда от 6 октября 2020 г. по делу № 33-36515/2020, Апелляционное определение Омского областного суда от 24 июля 2019 г. по делу № 33-4759/2019.

12 Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2019 г. по делу № 2-199/2019.

Adblock
detector