- Форма служебного письма
- Что содержит служебное письмо, основные требования по оформлению
- Разновидности деловых писем
- Сопроводительное письмо
- Приглашение
- Информационное письмо
- Гарантийное письмо
- Претензии
- Цель составления служебного письма
- Требования к документам
- Структура служебного письма, его содержание и нужные сведения
- Необходимые сведения
- Регистрация
В процессе деятельности любая организация взаимодействует с внешним миром, будь то контрагенты или контролирующие органы, посторонние физические лица – возможные потребители услуг или благотворительные организации. В связи с этим различаются следующие виды писем:
- и ответы на них;
- письма-предложения;
- письма-претензии;
- письма-напоминания; ;
- информационные письма; и многие другие.
Все эти документы могут считаться служебными письмами.
Форма служебного письма
Организации, как правило, самостоятельно разрабатывают формы служебных писем на разные случаи жизни и закрепляют их образцы в Инструкции по делопроизводству. На нашем сайте представлен многофункциональный шаблон служебного письма, которым можно воспользоваться для своих нужд.
В служебном письме вне зависимости от его подвида должны иметься следующие структурные элементы:
- «шапка», содержащая реквизиты организации (при отправлении письма на бланке ее заменит бланк);
- название письма (опционально, но желательно);
- вступление, в котором излагаются поводы для написания письма («Во исполнение договора…», «С целью организации мероприятия…», «На основании вашего запроса…»;
- непосредственно текст письма, содержащий в себе изложение просьбы/информации и т.п.;
- завершающая часть, в которой, если необходимо, указываются просьба, пожелание, выражается надежда на сотрудничество;
- список приложений, если имеются;
- подпись руководителя – автора письма.
После подписания руководителем письму присваиваются дата и исходящий номер.
Что содержит служебное письмо, основные требования по оформлению
Законодательством не устанавливаются строгие рамки формирования служебных писем. Работая с этим видом документов, стоит руководствоваться локальной документацией, регулирующей делопроизводство компании. В инструкции обычно приводится пример служебного письма, который должен входить в состав обязательных элементов, а также порядок его хранения, передачи.
Документ составляется на фирменном бланке предприятия (при наличии). В верхней части листа должны отражаться сведения об отправителе, то есть название компании, регистрационные коды, индекс и юридический адрес. Факультативно указывается сайт, электронная почта и контактные телефоны для связи.
Сообщение подлежит регистрации как в канцелярии отправителя, так и адресата. Поэтому в документе обязательно должно быть поле для регистрационного номера и даты отправления.
В правой верхней части письма пишется полное название компании адресата, фамилия и инициалы первого руководителя. При необходимости, ниже указывается индекс и адрес.
Бывает, что нужно направить одно и то же сообщение сразу нескольким адресатам. В этом случае первым указывается тот, которому нужно предоставить документ в первую очередь и далее по очерёдности. Если другим получателям нужно прислать дубликат, то над реквизитами адресата пишется слово «Копия».
Письмо начинается с обращения к адресату фразой «Уважаемый Иван Иванович!». После этого предложения можно озаглавить документ и написать преамбулу в левой части листа. Однако, это не считается обязательным.
Далее отправитель понятно и лаконично излагает факты, в соответствии с назначением письма. Информация должна быть реальной и правдивой. При необходимости можно руководствоваться и ссылаться на нормативную базу страны или локальный нормативные акты компании.
Разновидности деловых писем
Служебные письма необходимо правильно оформлять
Данные документы представлены разными видами, они различаются содержанием, структурой и назначением. Служебное письмо образец делопроизводства, они делятся на исходящие или входящие. В них можно излагать пожелания, требования, претензии или приветствие.
Внимание! При составлении документов учитываются общепринятые правила, применяемые к деловым бумагам.
Письма составляются на обычных листах или фирменных бланках организации. Используют формат А4, но если количество строчек не превышает 7, то применяют формат А5. На каждом документе ставится дата составления.
Сопроводительное письмо
Его составляют, когда требуются пояснения к основной документации, присылаемой адресату. В нем приводятся данные о цели составления документа, а также задания, которые обязательны к выполнению в конкретные сроки.
Внимание! Сопроводительное письмо прилагается к документации, не обладающей адресной частью.
В тексте указывается организация, в которую направляется бумага, а также приводятся данные, объясняющие конкретную ситуацию. В него допускается включать разные просьбы или пояснения. Они должны иметь отношение к материалам, присланным вместе с письмом.
Изначально указывается направление бумаг, а только после этого приводятся просьбы или пожелания. В тексте обязательно ставится отметка о приложенных документах.
Приглашение
Приглашение можно оформить в свободном стиле
Оно является подвидом письма-извещения. Его можно составлять не на фирменном бланке компании, а на обычном листе. Разрешается использование различных форматов, расцветок и украшений. Часто это орнамент, рисунки, диаграммы или таблицы.
Читайте также: Полезная литература, оказывающая влияние на подростков: жанры, примеры, описания, авторы
Такой документ составляется конкретному лицу, которого требуется пригласить на событие или мероприятие. Форма обращения зависит от отношений, имеющихся между адресатом и составителем.
Информационное письмо
В него включаются данные официального характера. Такие документы составляются по типовому образцу, а также передаются государственным властям, подведомственным структурам или иным аналогичным предприятиям. Можно включать не только конкретные факты о событиях, но и предложения, советы.
К ним могут прикладываться приложения. Размер текста может составлять несколько предложений или страниц. Подписывается документ директором компании.
Гарантийное письмо
В него включается подтверждение или обязательство.Это может быть оплата выполненных работ, предоставленых услуг, покупка товаров, аренда оборудования. Обязательно указывают сведения о качестве и сроке выполнения работ.
В тексте гарантийного письма содержится обязательство совершить те или иные действия. Например, «гарантируем предоставление юридических услуг» или «оплату отправленных товаров гарантируем». Эти фразы имеют юридическую силу, поэтому считаются важной частью всего текста.
Если обязательство связано с оплатой, то составитель включает реквизиты счета, откуда будут перечислены средства.
Подписывается текст руководителем компании, а также главбухом. На документе ставится печать предприятия.
Претензии
По-другому их называют рекламационными письмами. Это деловой документ, содержащий информацию о выявлении каких-либо проблем с товаром или услугой, заявленных в соглашении. Обычно обнаруживаются несоответствия, так как поставленные предметы не обладают параметрами, перечисленными в договоре.
Целью составления документации выступает получение компенсации за понесенные убытки, возникшие в результате нарушения условий контракта. К правилам формирования претензии относится:
- Составляется исключительно в письменном виде.
- Отсутствует единая форма, так как для претензии могут быть разные основания.
- В тексте должны фигурировать конкретные сведения и факты.
К претензиям предъявляются особые требования
В документе укажите следующие данные:
- наименование компании, представленной адресатом;
- адрес организации, к которой предъявляется претензия;
- основания для составления письма, для чего оставляется ссылка на официальный договор, заключенный между двумя участниками;
- предмет документа, для чего указывается нарушенное обязательство;
- доказательства вины адресата, представленные ссылками на договор, фотографиями полученного товара или результатами услуги;
- требования составителя. В письме указывают требования, которые обязательны к выполнению.
Читайте также: Полезная литература, оказывающая влияние на подростков: жанры, примеры, описания, авторы
Это может быть выплата компенсации, замена товара низкого качества, снижение стоимости предметов, доставка недостающих изделий, возврат суммы, уплаченной за отсутствующий товар, предоставление скидки или расторжение контракта. Наиболее часто запрашивается компенсация, размер которой превышает стоимость неполученных или некачественных товаров. В отдельных случаях запрашивается досрочное расторжение договора.
При таких условиях нарушитель забирает товар и возвращает ранее полученную сумму.
Претензия направляется только заказным письмом, а также оплачивается уведомление о вручении. К ней прикладываются бумаги, выступающие доказательством наличия нарушения. Они могут быть представлены договором, накладной, чеками, видеозаписями или свидетельскими показаниями.
Приложения перечисляются непосредственно в тексте претензии. Нередко прикладывается даже акт проведенной экспертизы, транспортные документы или рекламационные акты. Фирма, отправившая претензию, сохраняет квитанцию об отправке письма.
Цель составления служебного письма
Она зависит от вида формируемого документа. Отправка любого письма должна иметь конкретные основания. Поэтому текст делается понятным, кратким и актуальным. Не допускается включать в него лишние или ненужные данные.
Каждое служебное письмо посвящается конкретной теме. Не следует включать в один документ несколько вопросов, поскольку это значительно усложняет его дальнейшее оформление в деловодстве. Составляется текст только от третьего лица, в единичном экземпляре.
Только у руководителя фирмы имеется право подписи, но директор может передавать данные полномочия своим заместителям или другим сотрудникам организации.
Отправка служебного письма может выполняться по почте или другими методами. К ним относится телеграф, электронные письма или факсимильная связь. Все чаще организации начинают пользоваться электронным документооборотом, поэтому предпочитают отсылать письма по электронной почте.
Требования к документам
Хотя в деловодстве предусмотрено несколько видов служебных писем, правила оформления являются одинаковыми. Они довольно простые, поэтому у работников предприятий не возникают сложности по их составлению. Важно пользоваться только четкой структурой, ставить подпись руководства, а также указывать цель составления документации.
Структура служебного письма, его содержание и нужные сведения
Основное условие, которое соблюдают при ведении всей деловой переписки – это лаконичность. Перед написанием письма следует обдумать его содержание и в максимально понятной и простой форме изложить суть вопроса. Согласно принятых норм, служебное письмо не должно занимать размер более одного листа.
Заголовок не пишут к коротким письмам, размер которых до 7 строк.
Служебное письмо делят на две части – вступительную и заключительную. Во вступительной раскрывается тема письма, причины, побудившие его составить, выдержки из документов. В заключительной части указаны действия, которые следует выполнить адресату по прочтении письма: удовлетворить просьбу, принять приглашение, рассмотреть предложение, исполнить гарантии, сделать выводы, выполнить требование.
Бывают и такие ситуации, что письмо состоит только из заключения и в нем нет каких-либо пояснений.
Для упрощения работы при большом количестве писем с одинаковым содержанием создают письма-шаблоны, в которых в пустых полях проставляются конкретные данные.
Необходимые сведения
К служебным письмам относятся разные деловые документы, рассылаемые другим компаниям или гражданам. Поэтому их содержание может быть разным. Но в любом случае,документ должен быть оформлен согласно стандартного шаблона и включать в себя обязательные элементы:
- дата составления документации;
- порядковый номер;
- ссылки на другие бумаги, к которым прилагается письмо;
- правильное наименование документа;
- название фирмы, являющейся составителем;
- инициалы руководителя, ставящего подпись в конце текста;
- адрес и ФИО получателя.
Письмо обязательно заверять подписью начальника
Внимание! Если письмо отправляется сразу нескольким адресатам, то первоначально указывается адрес основного получателя, а после перечисляются остальные лица.
Регистрация
Письма являются деловыми документами, поэтому отправители и получатели обязаны осуществлять их грамотную регистрацию. Этот процесс является обязательной процедурой деловодства и здесь есть свои правила:
- Регистрация может осуществляться любым структурным подразделением фирмы или же секретарем.
- Правила процесса приводятся во внутренней локальной документации предприятия;
обычно назначается ответственное лицо, которое занимается составлением бумаг, поэтому в его должностных инструкциях указываются правила регистрации исходящих и входящих писем. - Если нормативный акт отсутствует в фирме, но регулярно приходится составлять много таких документов, то целесообразно формализовать порядок, на основании которого делаются, оформляются, подписываются и отправляются письма.
- Регистрация выполняется в специальном журнале, созданном для фиксации деловых документов.
Если компания отказывается формировать нормативные акты, регулирующие правила составления и регистрации деловых бумаг, то ответственное лицо пользуется стандартной процедурой. Для этого заводится журнал, в который включаются реквизиты каждого письма. Приводится дата их отправки, требования и иные важные пункты.