- Как рассчитываются её размеры согласно СНИП?
- Что входит в состав участка вокруг многоквартирного дома?
- Как принято проводить озеленение?
- Каковы особенности благоустройства?
- Сколько составляет ширина проезда?
- Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование
- Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому
- Обязанность по содержанию придомовых территорий
- Земельный участок в составе общего имущества
- Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
- Благоустройство дворовой территории
- Экологизация городского пространства
- Определение придомовой территории
- Как посчитать участок, прилежащий к дому
- Формула вычисления площади придомовой территории
- Сколько метров от дома
- Предельные значения
- Удастся ли увеличить прилежащий к МКД или частному дому участок
- Ограничение размера придомовой территории
- Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
- Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
- Что изменилось
- На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
- Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым
Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных. Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта, доступная на сайте Росреестра.
Более точную информацию можно найти в кадастровом паспорте, который должен храниться у председателя домоуправления. Другой вариант — подать запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости. Он поможет узнать не только внешние границы участка, но и его площадь, дату регистрации в реестре и другие полезные сведения.
ВАЖНО. Соответственно 36 статье ЖК к такому участку прилагаются тротуары, проезды, различные озелененные места и т. п., созданное для того, чтобы обеспечить многоквартирный дом комфортом.
Далее поговорим о нормах СНИП, касающихся размеров придомовой территории.
Как рассчитываются её размеры согласно СНИП?
По общепринятому стандарту площадь придомовой территории рассчитывается, исходя из формулы: Sтер=Sж*Уп, где Sтер — площадь придомовой территории, Sж — суммарная площадь всех жилых помещений дома, а Уп — удельная величина земельной доли. Все нормативы придомовой территории многоквартирного дома отражены в СНИП, то есть из правил нормирования строительства. Величина двора многоквартирного жилого помещения зависит от многих факторов — количества этажей в здании, количества квартир и других факторов, а также от того, в каком году дом принят в эксплуатацию.
О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте тут.
Что входит в состав участка вокруг многоквартирного дома?
Согласно жилищному кодексу РФ в ее состав могут входить следующие объекты инфраструктуры:
- земельный участок, на котором возведен дом;
- зеленые зоны и иные элементы озеленения и благоустройства;
- детские и спортивные площадки;
- места для парковки и коллективной стоянки транспортных средств;
- оборудованные места для сушки белья;
- электрические подстанции и трансформаторы;
- индивидуальные гаражи и погреба, а также специальные проезды для пожарной техники.
Все означенные выше объекты должны находиться внутри территории придомовой зоны.
Как принято проводить озеленение?
К разрешенным видам деятельности по озеленению придомовых территорий относятся:
- устроение цветочных клумб, газонов, посадка низкорослых кустарников и уход за ними;
- изготовление железных ограждений для зеленой зоны;
- обустройство балконов ящиками с цветами (при этом они должны соответствовать проекту дома;
- установка дополнительных креплений возможна лишь с разрешения).
При проведения озеленения запрещаются:
- посадка;
- пересадка;
- спиливание и кронирование многолетних деревьев, а также сухостоя.
ВАЖНО. Подобные работы должны выполняться соответствующими службами, либо самими жильцами, но после получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления.
Работы по озеленению на территориях, находящихся в долевой собственности, проводятся на деньги владельцев долей.
Каковы особенности благоустройства?
Кроме озеленительных работ, в благоустройство придомовых территорий входит обустройство детских и спортивных площадок, установка ограждений, уборка снега и мусора и другие работы (о санитарном содержании придомовой территории многоквартирного дома, читайте тут, а о том, кто отвечает за уборку, рассказано здесь). При этом следует знать, что размещение детских и спортивных площадок должно быть выполнено как можно ближе к самому дому, но при этом не должно мешать свободному проезду машин, а также не закрывать проезды для пожарной и иной спецтехники.
Ограждения на придомовой территории допускается возводить следующих видов:
- зеленая изгородь высотой до полутора метров;
- декоративные ограды из железа, камня или дерева;
- а также установка шлагбаумов для частичного ограничения проезда.
Кроме этого, допускается установка сплошных заборов вокруг детских площадок, мест складирования отходов и других целевых объектов, а также устройство временных заборов при проведении строительных работ.
Одним из пунктов благоустройства является освещение, о котором можно прочитать тут.
Сколько составляет ширина проезда?
Ширина основной дороги для проезда автомобильного транспорта внутри придомовой территории должна равняться 3 метрам, а переулки и дороги второстепенного значения должны иметь ширину 2,75 метра.
Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения. Согласно СНиП их ширина напрямую зависит от высоты строения. При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.
В некоторых случаях допускается считать их ширину вместе с тротуаром, примыкающим к подъезду. Кроме этого, если дорога в придомовой зоне заканчивается тупиком, то в нем обязательно должна находиться разворотная территория для пожарной спецтехники с размерами не менее 15 метров Х 15 метров.
Стоянка машин в проездах или их длительное перегораживание категорически запрещаются.
Руководствуясь описанными выше правилами, жильцы любого дома могут выполнять благоустройство и возведение разрешенных объектов на своей придомовой территории.
Стоит знать, что такие решения должны приниматься коллективно советом жильцов, а для возведения крупных объектов или озеленения с помощью деревьев нужно получить разрешение в органах самоуправления.
Границы участка определяются выпиской из кадастрового учета, где будут подробно указаны все владельцы, а также границы территории.
Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование
Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома.
Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.
Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.
Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.
Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому
Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно.
Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.
Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .
Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).
Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г.
Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.
Обязанность по содержанию придомовых территорий
По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.
Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей.
Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.
В домах, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, стало обязательным проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации. Но если в доме большая часть помещений находится в частной собственности, жильцы могут сами выбрать способ управления. Как понять, какой из них окажется подходящим и повлияет ли он на размер платы за жилищно-коммунальные услуги?
При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.
Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории.
Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.
(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)
1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.
Земельный участок в составе общего имущества
Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.
Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.
Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.
Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (
Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
- убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
- собирает и вывозит ТКО и ТБО,
- ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.
Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.
Благоустройство дворовой территории
- нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
- не хватает парковочных мест,
- не настроено освещение,
- не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
- не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
- климатический дискомфорт.
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
- у входа в дом (5–7 метров),
- на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
- у проездов (7 метров).
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
- урны,
- информационный стенд,
- живая изгородь,
- мягкие покрытия,
- места для сидения,
- навес,
- настольные игры,
- тематические игровые комплексы,
- элементы для активных игр и т.д.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
- шума и ветра,
- солнца,
- выхлопных газов.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
Определение придомовой территории
Федеральный закон №189 от 2004 года в ст. 16 отражает, что земельный надел, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), принадлежит всем собственникам помещений в этом здании.
Несмотря на это, придомовая территория зачастую используется не по назначению. В акте приема-передачи, оформленного с организацией-застройщиком, могут быть указаны разные размеры рассматриваемого участка.
Жилищный кодекс РФ указывает на то, что под придомовой территорией следует понимать участок, который предназначен для нормального функционирования и использования многоквартирного дома. Величина данной местности определяется на основании градостроительных правил. На данном участке расположены объекты, которые важны для эксплуатации дома.
К ним отнесены:
- проезды для пожарной техники;
- площадки для детей;
- гаражи;
- скверы;
- места для занятия спортом.
Сколько метров составляет и как считается придомовая территория прописано в плане постройки, который находится в управляющей компании или фирмы, выступающей застройщиком. Обязательным требованием для указанной местности выступает проведение межевания. Если оно не проведено, говорить про размеры придомовой территории нельзя.
Как посчитать участок, прилежащий к дому
Застройщики используют заборы для того, чтобы оградить жильцов конкретного дома от посторонних лиц. Эта мера позволяет не только перекрыть участок МКД от чужих, но и сказывается на образовании лишнего мусора.
Если нужно посчитать, сколько метров рассматриваемый участок составляет от забора, следует обратиться к паспорту МКД. Данный акт хранится в управляющей компании. Кроме того, найти этот документ можно у застройщиков. Паспорт отражает сведения о том, какое расстояние составляет территория между установленным забором и домом.
Чаще всего, протяженность данного участка не превышает 15 метров. Однако в зависимости от ситуации, придомовая часть может быть больше.
Нужно учитывать такие факторы:
- величина участка, выделенного под застройку;
- этажность здания;
- плотность домов, расположенных рядом;
- количество дорог.
Для расчета используется формула.
Формула вычисления площади придомовой территории
Сколько составляет придомовая территория многоквартирного дома удастся высчитать по формуле.
- НП – величина нормативной площади;
- Д – показатель доли земли на 1 квадрат жилого помещения. Данный показатель имеет зависимость от количества этажей и года, когда было возведено здание;
- ОП –размер помещения, занятого квартирами и общим имуществом.
По данной формуле высчитывается расстояние для каждого отдельно взятого дома.
Сколько метров от дома
При расчете расстояния от дома, нужно принимать во внимание несколько факторов.
В том числе:
- какая территория изначально находилась в собственности компании, проводящей строительные работы;
- какие записи внесены в паспорт МКД.
Для решения вопроса о том, какая придомовая территория устанавливается для отдельно взятого дома, гражданину потребуется изучить документацию, сформированную в процессе межевания. Кроме того, этот участок оговаривается в кадастровом паспорте строения.
Важно! Однозначной границы рассматриваемой местности нет. На практике часто встречаются ситуации, когда придомовой участок одного здания составляет 2 метра, в другом случае – несколько десятков метров.
Предельные значения
Сколько должно быть метров в придомовой территории, в Градостроительном кодексе не оговаривается. Строгих нормативов для определения рассматриваемого участка не установлено.
Однако Градостроительный кодекс закрепил минимальные и максимальные значения местности, которая может находиться в собственности у жителей МКД.
В настоящее время многоэтажные дома располагаются на разных участках и в разных районах города. Не всегда застройщик способен обеспечить такой размер территории, который необходим жильцам. Поэтому введена минимальная граница такого участка.
Предельные величины придомового участка ограничиваются зданиями, которые не относятся к МКД. В таблице отражены предельные показатели придомовой территории.
Максимально
Величина рассматриваемого участка совпадает с границами многоквартирного дома. Такая ситуация складывается, когда строительная компания приобретает участок определенного размера и на всей площади возводит дом. Нарушения закона в этом случае не будет
Других сведений в законодательстве относительно пределов придомовой территории не устанавливается.
Удастся ли увеличить прилежащий к МКД или частному дому участок
Иногда жильцы многоквартирного дома принимают решение о том, что необходимо увеличить размеры придомовой территории. Для воплощения такой идеи в жизнь потребуется обратиться к представителям компании, управляющей выбранным домом.
Предусматривается 2 варианта, посредством которых удастся увеличить рассматриваемый участок:
- заключение арендного соглашения относительно определенной территории. Тогда на жильцов возлагается обязанность по ежемесячному внесению платы за использование участка. Использование реализуется в соответствии с составленным договором;
- выкуп территории. В результате совершения данной сделки граждане получают правомочия собственности на земельный надел и могут распоряжаться им по своей воле.
Перечисленные варианты расширения придомовой территории являются законными.
Ограничение размера придомовой территории
В ситуации, когда часть придомовой территории используется не в соответствии с установленным назначением, собственники жилых помещений имеют право сформировать иск и направить в судебные органы. С указанной целью потребуется произвести фиксацию допущенного нарушения.
В качестве доказательной базы можно использовать:
- фотосъемку;
- ссылку на план, составленный застройщиком.
В данном акте отражаются реальные границы придомовой территории. Заявление носит коллективный характер, что повышает вероятность принятия по нему положительного решения. В акте должны быть подписи всех граждан, кто согласен с написанием иска. По итогам рассмотрения заявления суд принимает решение о том, имеет место нарушение или нет.
В рамках процесса удастся взыскать с управляющей компании или застройщика моральный ущерб и упущенную выгоду. Помимо этого, к виновным применяются административные санкции.
Меры наказания выражаются в форме штрафа. Судья прописывает в решении, что нужно ликвидировать незаконно возведенные строения на придомовой территории и вернуть ее в пользование жильцов дома.
Обратите внимание: ответственность за исполнение решения ложится на сотрудников жилищной инспекции.
Таким образом, границы придомовой территории не имеют конкретных размеров. Данный показатель отражается в документации, составляемой при регистрации МКД. Для частного дома величина придомовой территории также указывается в актах, оформляемых при постановке строения на учет.
Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования.
Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.
Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность.
Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).
Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение.
Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.
Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам.
Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично.
Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).
Что изменилось
На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.
Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.
Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.
ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников.
Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.
Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства.
Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст.
45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).