- Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД
- Что следует делать водителю при остановке?
- Принудительная остановка транспортных средств
- Обжалование действий инспектора
- К явным признакам нарушения ППД относятся:
- К явным признакам неисправности транспортного средства относят:
- Остановка ТС полицейским (инспектором) федеральный закон (ФЗ РФ «О полиции», N3-ФЗ)
- Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)
- Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)
- Зачем обновили регламент?
- Как производится остановка?
Согласно ПДД, остановка транспортного средства сотрудниками ГИБДД – это действие, направленное на задержание нарушителя (если есть точная доказательная база) или на предотвращение возможного нарушения (только по нормативу).
Исключение – это предоставление транспортного средства в использование инспектора или врача, а также если водитель стал свидетелем ДТП или имеется необходимость задействовать его в качестве понятого (как незаинтересованное лицо) для оперативно-следственных мероприятий.
Останавливать для проверки документов сотрудники имеют право, но только при наличии такого распоряжения, выданного дежурным. Данный акт на рассмотрение они не обязаны предоставлять, но телефон для связи с дежурным передается по востребованию водителю. Соответственно, проверить достоверность указанной причины остановки не составит проблем.
Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД
Согласно действующим законодательным нормам, основанием для остановки транспортного средства сотрудниками ДПС являются:
- явные нарушения безопасности дорожного движения (даже если они зафиксированы визуально);
- имеются данные, что водитель прямо или косвенно является участником дорожно-транспортного происшествия (независимо от того, является ли он виновным или пострадавшим);
- автомобиль, в котором производится движение, находится в розыске или угоне (по ориентировке);
- необходимость в регулировании дорожного движения (чтобы освободить полосу, но непосредственного общения с инспектором при этом не происходит);
- необходимость в оказании помощи самим инспекторам или другим участникам дорожного движения, пострадавшим в ДТП.
Также стоит отметить, что уже достаточно давно посты ДПС не могут располагаться «скрытно» от других участников движения. Однако данная норма полноценно не регламентирована. Полицейское авто действительно нельзя осознанно прятать, но если оно стоит просто за крутым поворотом дороги где-нибудь на аварийно-опасном участке и его можно заметить только вблизи, то это – не нарушение.
Что следует делать водителю при остановке?
В-первую очередь – не покидать транспортное средство. Это может быть расценено как нападение на сотрудника правоохранительных органов. Также водитель обязан предоставить на проверку свои документы (для визуального изучения), а именно:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации ТС;
- путевой лист (если это коммерческий транспорт);
- страховой полис (имеется ввиду, ОСАГО, являющийся обязательным для участников дорожного движения);
- документ об инвалидности (если на транспортном средстве имеется соответствующая отметка).
Больше никаких документов требовать инспектор не может. Ему также запрещено их изымать. Осмотр авто он имеет право выполнять на свое усмотрение (прикасаться к нему он не может при этом). А вот досмотр – только с привлечением понятых в установленном порядке.
Принудительная остановка транспортных средств
Принудительная остановка транспортного средства выполняется на основании отказа от выполнения законодательных требований инспектора об остановке.
Невыполнение требования об остановке транспортного средства– это достаточный повод для применения всего возможного инструментария (указанного в регламенте МВД, в том числе и огнестрельного оружия) с целью принудительной остановки транспортного средства и составления протокола на водителя (или его привод в участок для последующего оформления дорожного происшествия).
За невыполнение первичного требования об остановке на водителя также будет выписан протокол об административном правонарушении(впоследствии может быть переквалифицирован в криминальное, если, например, водитель сбежал ранее с места ДТП и поэтому игнорировал законные требования инспектора).
Обжалование действий инспектора
Если водитель считает, что не согласен с решением инспектора, то об этом следует сделать сноску в протоколе. В некоторых случаях есть возможность потребовать вызова более старшего инспектора (имеется ввиду, по званию), но это – не лучшее решение ситуации.
Гораздо проще – подать жалобу непосредственно по месту работы инспектора. Её обязаны принять и впоследствии сообщить о решении и принятых мерах.
Если и это ничего не принесет, то можно смело обращаться в суд. Помимо заявления, необходимо также предоставить:
- копию свидетельства о регистрации;
- копию протокола (выданного инспектором) и постановления (если было);
- данные свидетелей или понятых (если имеются);
- любые другие документы и материалы, которые прямо и косвенно могут подтвердить неправомерность действий сотрудника ГИБДД.
К явным признакам нарушения ППД относятся:
- превышение скорости, которое было зафиксировано прибором,
- нарушение правил обгона или маневрирования,
- нарушение правил стоянки или остановки,
- нарушение правил проезда ЖПД, перекрестков, ПП,
- нарушение правил грузоперевозки или перевозки людей,
- движение без пристегнутых ремней безопасности.
К явным признакам неисправности транспортного средства относят:
- повышенную дымность,
- шум,
- значительные внешние повреждения,
- неисправность или отсутствие внешних световых приборов.
Контроль наличия опьянения может проводиться с использованием индикаторной трубки только в присутствии двух свидетелей и при вашем согласии, а без вашего согласия – только в медицинском учреждении.
Сотрудники ГИБДД не имеют права задерживать ТС для проверки их технического состояния на время, превышающее 20 минут, однако здесь не учитывается время, необходимое на устранение нарушений и оформление документов.
Остановка ТС полицейским (инспектором) федеральный закон (ФЗ РФ «О полиции», N3-ФЗ)
Итак, обратимся к федеральному закону, в котором собственно и есть упоминание о том, что полицейский может останавливать ТС, для досмотра, задержания и т.д. Лучше процитировать этот закон, а не пересказывать. Так с статье 13 «Права полиции», смотрим пункт 20.
останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
Здесь вроде как ничего не написано о том, что есть какие-то причины и ограничения для остановки ТС. Здесь важен сам факт того, что полицейские могут все же останавливать ТС. На самом деле также стоит обратится к «Административному регламенту. «, который мы упомянули ранее.
Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)
Теперь самое время обратиться к частному, то есть к приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Именно он является тем самым регламентом, который предписывает не только причины, но и то как подходить, как представляться, как себя вести с водителями. Однако нас интересуют только причины остановки, поэтому мы более подробно именно о них.
Здесь стоит обратиться к пункту 84 Административного регламента «Остановка транспортного средства».
В нем говориться (курсивом текст нормативного документа)…
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Собственно расшифровывать каждый пункт — причину ни к чему. Вы и сами вполне можете прочитать и сделать для себя заключение о причинах остановки. Осталось лишь сказать, что их очень много и не стоит особо вдаваться в подробности по какой из причин вы были остановлены.
Проще при остановке общаться с сотрудником ГИБДД конструктивно, нежели «гнуть пальца», — а на каких это основаниях.
Поэтому не смотря на то, что есть закон, есть наша статья, проще найти «общий язык» при общении со стражем порядка, ведь порой полицейские всего лишь выполняют свою работу (служат) и обычная проверка документов является штатной процедурой, на которой не стоит заострять внимание.
Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)
Теперь самое время обратиться к частному, то есть к приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Именно он является тем самым регламентом, который предписывает не только причины, но и то как подходить, как представляться, как себя вести с водителями. Однако нас интересуют только причины остановки, поэтому мы более подробно именно о них.
Здесь стоит обратиться к пункту 84 Административного регламента «Остановка транспортного средства».
В нем говориться (курсивом текст нормативного документа)…
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Собственно расшифровывать каждый пункт — причину ни к чему. Вы и сами вполне можете прочитать и сделать для себя заключение о причинах остановки. Осталось лишь сказать, что их очень много и не стоит особо вдаваться в подробности по какой из причин вы были остановлены.
Проще при остановке общаться с сотрудником ГИБДД конструктивно, нежели «гнуть пальца», — а на каких это основаниях.
Поэтому не смотря на то, что есть закон, есть наша статья, проще найти «общий язык» при общении со стражем порядка, ведь порой полицейские всего лишь выполняют свою работу (служат) и обычная проверка документов является штатной процедурой, на которой не стоит заострять внимание.
Зачем обновили регламент?
Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.
Как производится остановка?
Чтобы остановить автомобиль, сотрудник ГИБДД должен выделить его из потока жестом руки или жезла и указать место остановки. Игнорировать это требование запрещено, даже если инспектор указывает на место, где стоянка и остановка запрещены.
В обязанности инспектора входит:
- незамедлительно подойти к автомобилю;
- поздороваться и представиться, назвать причину остановки;
- предъявить удостоверение по требованию водителя;
- разъяснить суть совершенного водителем правонарушения, если оно послужило причиной остановки.
Инспектор имеет право потребовать предоставить водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. У водителей, обязанных иметь путевой лист или документы на перевозимый груз, могут проверить и их. Также инспектор может проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки – эти предметы должен иметь в автомобиле каждый водитель.
В некоторых случаях сотрудник ГИБДД может потребовать водителя выйти из автомобиля:
- водитель находится в нетрезвом состоянии или своим поведением угрожает безопасности инспектора или других лиц;
- для устранения тех. неисправности или нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов;
- для автоосмотра, проверки номеров двигателя и рамы авто;
- для заполнения документов.
Если же инспектор остановил авто, чтобы воспользоваться им, что бывает очень редко, то он должен будет выдать соответствующую справку со следующими сведеньями:
- продолжительность и расстояние поездки;
- свои ФИО, должность, номер удостоверения;
- наименование подразделения ГИБДД.
Если инспектор не может выдать данную справку на месте, то ее должны заполнить в его подразделении ГИБДД.