Платон дороги

Что представляет из себя система “Платон” сегодня? Какие нововведения ждут водителей в 2022 году?

Начать стоит с базового тарифа, составляющего 1 рубль 90 копеек за километр. Участникам системы предоставляется два способа оплаты на выбор:

При помощи бортового устройства.

Маршрутная карта содержит маршрут планируемой поездки, в ней указываются начальные и конечные пункты, а также дата отправления транспортного средства. Имеется возможность дополнительно указать от 1 до 10 промежуточных точек. Оформление маршрутной карты самостоятельно можно произвести через личный кабинет на сайте системы «Платон» или через мобильное приложение.

Если же возникли какие-то трудности с оформлением, то можно обратиться в Центр информационной поддержки пользователей. Оплату поездки необходимо произвести в течении 24 часов с момента оформления карты. Осуществить её можно следующими способами:

1 В мобильном приложении или личном кабинете.

2 В Центре информационной поддержки клиентов.

3 Через интернет банк, электронный кошелек Qiwi, Сбербанк Онлайн, а также в терминалах Qiwi и Сбербанк(но уже с комиссией).

Бортовое устройство же больше подходит для перевозчиков, которые осуществляют регулярные рейсы. Для них оформление маршрутной карты получается слишком накладным исходя из временных затрат.

Бортовое устройство предоставляется на основе безвозмездного пользования при заключении соответствующего договора для установки и в дальнейшем закрепляется за конкретным транспортным средством. При его использовании важно не забывать, что система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, поэтому необходимо следить за балансом своей учётной записи, чтобы его хватило на весь маршрут поездки.

Если средств на счету будет недостаточно для автоматической оплаты проезда, то будет наложен штраф в размере 5000 рублей при первом и 10000 рублей при повторном нарушении на водителя и собственника транспортного средства.

Чтобы избежать штрафа, можно настроить уведомления в личном кабинете о достижении определённого баланса. Также существует возможность отсрочки платежа. Для получения отсрочки пользователь системы должен соответствовать ряду условий:

1 Являться резидентом Российской Федерации.

2 Быть зарегистрированным в системе «Платон» более 2 месяцев.

3 Иметь бортовое устройство.

4 Не иметь неоплаченных штрафов или просроченной задолженности за движение по федеральным дорогам.

Также нельзя не отметить изменения, которые планируются или уже произошли в 2019 году. Начнем с того, что 1 января 2019 года перестала действовать налоговая преференция в рамках которой у дальнобойщиков было право на уменьшение транспортного налога в зависимости от суммы, оплаченной по системе «Платон». Еще одной неприятной новостью могут стать планы правительства Российской Федерации по увеличению тарифа, запланированные на 1 июля 2019 года в связи с истечением срока моратория на его индексацию.

Какие законы регулируют работу системы “Платон”

Работа системы «Платон» регулируется рядом нормативно-правовых актов и документов, разработанных правительством Российской Федерации начиная с 2005 года:

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;

федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;

постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент) ;

транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;

федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);

распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474.

Помимо вышеперечисленных документов, существуют акты непосредственно регулирующие весь цикл жизнедеятельности и работы данной системы:

Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 N 474, от 03.11.2015 N 1191, от 15.04.2016 N 310, от 14.11.2016 N 1182, от 20.06.2017 N 731, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П;

постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1483;

федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;

федеральный закон от 14.12.2015 №378-ФЗ;

постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент);

постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474;

постановление Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330;

постановление Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. № 1182;

федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);

распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2016 № 310;

постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 139.

Платон на сайте РосТрансНадзора

На сайте РосТрансНадзора присутствует отдельный баннер взимания платы за «Платон». (Что такое РосТрансНадзор мы рассказывали здесь.) На странице есть следующие опции:

1 Получить ответы на часто задаваемые вопросы.

2 Возможность заполнить и отправить бланк для обжалования административного правонарушения.

3 Возможность проверки штрафов для физических и юридических лиц.

О том, какими способами можно оплатить Платон читайте здесь.

У ПЛАТОНА есть и недостатки

По словам Пескова, ошибки при выставлении счетов и автомобилисты без транспондеров, которые не могут оплатить свои счета, являются наиболее распространенными проблемами системы.

Многие люди не платят. А Штаты иногда взимают плату за нарушение, которая может быть огромной — например, плата в размере 90 долларов за неуплату платы за проезд в 3 доллара, в результате чего некоторые водители в конечном итоге получают счета на тысячи долларов. Нам нужна лучшая система, чтобы гарантировать платеж без этих больших штрафов.

Он добавил, что в будущем ожидает, установки автоматизированных сборов на большинстве дорог РФ.

Конечно, никто не любит платить за проезд, но когда больше людей хотят использовать дорогу, чем она способна вместить, гораздо эффективнее ограничить этот дефицитный ресурс ценами.

Вопрос-ответ

После принятия решения о ее создании в 2013 году Росавтодор планировал провести конкурс и начал сбор заявок. В 2014 году в списке претендентов фигурировал ряд иностранных компаний, но из-за смены международной конъюнктуры было принято решение заключить договор с российским подрядчиком. 29 августа 2014 года было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Собственниками ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» являются Игорь Роттенберг, сын известного миллиардера. Генеральным директором «РТ-Инвест» является Андрей Шипелов. Инвестиции в данный проект составили 29 миллиардов рублей, для его реализации был привлечен кредит от ПАО «Газпромбанк» в размере 27 миллиардов рублей, а 2 миллиарда составили собственные средства компании.

Запуск системы состоялся 15 ноября 2015 года. В 2019 году система была продана зарубеж.

Исходя из данных за первые два года с момента введения сбора, бюджет Российской Федерации получил доход почти в 36 миллиардов рублей. Компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в соответствии с концессионным соглашением зарабатывает от 10.6 миллиарда рублей в год. Денежные средства, полученные бюджетом Российской Федерации, расходуются на ремонт и поддержание дорог федеральной сети в надлежащем состоянии.

Инициатором введения дополнительного сбора и создания системы «Платон» является правительство Российской федерации. Процесс создания был инициирован в 2013 году.

Также со стороны губернаторов неоднократно вносились предложения о необходимости введения сбора и на региональных дорогах. Мотивировалось это тем, что в результате введения платы за пользование федеральными дорогами, грузопоток может переместиться на региональные дороги, так как грузоперевозчики будут оптимизировать затраты. На текущий момент эти опасения не подтвердились.

В первую очередь — государству для взимания оплаты за пользование дорогами. В то же время, это удобно и водителям, которым нет необходимости совершать остановки для того, чтобы произвести оплату.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил:

Основная причина, по которой регионы приняли эту систему, заключается в том, чтобы экономить деньги, не нуждаясь в сборщиках платы за проезд, и, конечно, автомобилисты экономят время. Но, как экономисты в области транспорта знали на протяжении десятилетий, реальная выгода придет, когда мы начнем использовать эту технологию для управления перегруженностью, корректировки платы за проезд в целях перегруженности дорог, чтобы наши дороги оставались свободными и не мешали городскому движению.

Плата за проезд по открытой дороге не является инновацией. Подобные технологии используются в США в таких штатах, как Техас, Флорида и Нью-Гемпшир.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Размер и порядок начисления сборов

Хотя само название «Платон» образовалось при слиянии словосочетания «плата за тонну», система не предусматривает дифференцированного подхода, учитывающего вес транспортного средства и/или количество осей.

Сразу, с 15-го ноября 2015-го года, для всех грузовиков массой свыше 12 тонн ввели единый тариф — 1,53 рубля за километр. Он считался льготным и должен был действовать на то время, пока система обкатывалась, устранялись ошибки и недочеты.

С 1-го марта 2016 года тариф собирались увеличить в два раза — до 3,06 руб. за километр, однако из-за недовольства и протестов перевозчиков правительство несколько раз меняло свои планы и откладывало повышение. Только с 15-го апреля 2017-го года установили новый размер оплаты — 1,9 рубля за километр.

С 1-го июля 2018-го года тариф должны были проиндексировать, однако за несколько дней до намеченной даты сроки индексации отложили на год — на 1-е июля 2019-го года.

С 1-го июля 2019-го года плата за 1 км официально увеличена до 2,04 рубля (начисление по новому размеру началось с 3-го июля).

При этом повышение тарифа на 14 копеек, как отметили в Правительстве, не учитывало весь объем накопленной инфляции.

Повышение должно пройти в несколько этапов: с 1-го февраля 2020-го года — еще на 16 копеек, до 2,2 рубля за километр, с 1-го февраля 2021-го года — на 15 копеек, до 2,35 рубля. Впоследствии ежегодная индексация тарифа будет проходить 1-го февраля. Планируется, что размер платы будет увеличиваться приблизительно на 4%.

Как происходит оплата?

Есть два способа оплаты — использование бортового устройства или составление маршрутной карты.

Маршрутная карта, как уже видно по названию, содержит маршрут предстоящей грузоперевозки. Перевозчик указывает пункты отправления и назначения, если необходимо — еще несколько (от одной до десяти) промежуточных точек. На основании этих данных высчитывается, сколько километров по федеральным дорогам проедет автомобиль и в какую сумму обойдется эта поездка.

Кроме того, для составления маршрутной карты обязательно нужно указать точную дату и время начала движения, а также, естественно, государственный регистрационный знак транспортного средства и номер свидетельства о его регистрации.

Оформить маршрутную карту можно как самостоятельно — через соответствующее мобильное приложение или в личном кабинете на сайте http://platon.ru, так и с помощью сотрудников Центров информационной поддержки пользователей.

Оплатить поездку нужно заранее, еще перед выездом машины на маршрут, в течение 24 часов после оформления карты и получения ее номера. Сделать это можно несколькими способами:

  • через мобильное приложение или в личном кабинете;
  • в Центре информационной поддержки пользователей, где также расположены терминалы самообслуживания «Платон»;
  • через электронный кошелек Qiwi, интернет-банк, мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»;
  • в агентских терминалах партнеров — Qiwi и Сбербанк (правда, в этом случае придется еще заплатить комиссию).

Кроме того, средства могут быть списаны с расчетной записи владельца транспортного средства. Такая запись присваивается после регистрации в Реестре пользователей «Платон» и пополняется при помощи банковских и топливных карт, а также наличными посредством описанных выше способов.

И хотя маршрутная карта обеспечивает прозрачность процесса оплаты: можно увидеть, как проходит маршрут, сколько километров федеральных дорог он затрагивает, и проверить, верно ли рассчитана конечная стоимость, — она все равно несколько неудобна в пользовании. Водитель, осуществляющий перевозку по маршрутной карте, не имеет возможности изменить план движения: он должен строго следовать по намеченному пути, иначе — штраф. Чтобы скорректировать маршрут и при этом избежать административного взыскания, необходимо снова оформлять маршрутную карту.

И уж точно маршрутные карты не очень подходят для крупных перевозчиков с большим автопарком. Ведь документ необходимо составлять отдельно на каждую грузоперевозку, что при частых регулярных заказах — ощутимая трата времени и ресурсов. В таком случае лучше использовать бортовое устройство.

Бортовое устройство устанавливается на ветровом стекле в кабине грузового автомобиля. Оснащенное системой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, оно автоматически считывает данные о маршруте движения, а затем на основании этих данных так же автоматически происходит списание средств с расчетной записи.

Чтобы получить бортовое устройство, необходимо зарегистрироваться в системе «Платон» и заключить договор с оператором о безвозмездном пользовании.

Однако при его эксплуатации важно помнить о том, что, во-первых, прибор закрепляется за каждым конкретным транспортным средством: его нельзя отдать/продать/передарить или использовать сразу для нескольких автомобилей.

Во-вторых, так как система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, а списание средств происходит автоматически, необходимо постоянно следить за тем, чтобы расчетная запись не пустовала и на ней находилось достаточное количество денег для прохождения всего маршрута. В противном случае проезд будет считаться неоплаченным и перевозчик получит штраф. Кстати, чтобы облегчить контроль, можно просто настроить в личном кабинете получение уведомлений о достижении определенного порога баланса — и не волноваться.

Правда, есть возможность ездить с отсрочкой и платить уже по факту состоявшейся грузоперевозки. Но для того чтобы получить такую возможность, необходимо:

  • быть зарегистрированным в системе «Платон» не менее двух месяцев;
  • являться резидентом РФ;
  • пользоваться бортовым устройством;
  • не иметь неоплаченных штрафов за движение по федеральным дорогам без внесения платы и просроченной (непрерывно в течение полугода) задолженности.

Все ли должны платить за проезд по федеральным дорогам?

Да, все автомобили, чья масса превышает 12 тонн. Исключения составляют только:

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов);
  • машины, использующиеся специальными службами — пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийно-спасательными службами, военной автомобильной инспекцией;
  • транспортные средства, перевозящие вооружение и военную технику.

Почему перевозчики недовольны «Платоном»?

В принципе, платный проезд по автомобильным дорогам — вполне обычная практика для многих стран мира, причем в странах ЕС установленный тариф на порядок выше, чем в России, а платить должны транспортные средства с массой, меньшей 12 тонн, — например, 3,5-тонники и даже легковые автомобили.

Так почему же российские перевозчики никак не могут смириться с системой платных дорог и уже неоднократно выходили на протесты?

Дело, скорее, даже не столько в самом «Платоне», сколько в том неудачном времени, когда он был внедрен. После обмена санкциями между Россией и странами Запада в стране ухудшилась как общая экономическая ситуация, так и положение на рынке грузоперевозок.

Из-за того, что сократился объем автомобильных перевозок со странами ЕС, многие перевозчики были вынуждены уйти на внутренний рынок. Как следствие, рынок оказался перенасыщенным и между его игроками обострилась конкуренция, которая привела к снижению тарифов. И это тогда, когда из-за инфляции и падения курса рубля резко возросли траты на ремонт и техническое облуживание транспортных средств, увеличились выплаты по кредитам и лизингу, уменьшился вес перевозок (компании стали предпочитать покупать товар небольшими партиями), сократились доходы во всех отраслях.

Если крупные перевозчики еще могли позволить себе, пусть это и нелегко, не поднимать ставки с учетом всех возросших расходов, то мелкие существенно теряли в прибыли, а осуществляемые ими перевозки зачастую не окупали себя.

А тут вдобавок «Платон» — и издержки при необходимости тормозить увеличение тарифов возросли еще больше!

Впрочем, внедрением системы «Платон» недовольны как мелкие, так и крупные перевозчики. Однако если первые настаивают на полной ее отмене, то вторые готовы смириться с нововведением. Правда, с условием устранения всех недочетов и ошибок в системе, разработки справедливого принципа оплаты и обеспечения прозрачности освоения собранных средств.

Ведь «Платон», во-первых, учитывает только пройденное грузовым автомобилем расстояние, но никак не его массу (единственное — платить должны транспортные средства, которые весят больше 12 тонн). И получается, что 12-тонник и 20-тонник за один и тот же километраж платят одинаковую сумму, хотя нагрузка, которую последний оказывает на дорожное полотно, а соответственно, и причиненный вред (а ведь именно его возмещают!), больше.

Кроме того, перевозчикам так четко и не объяснили, как именно рассчитывали, какой ущерб грузовые автомобили наносят дорогам. Официальные лица то и дело ссылаются на разные данные и цифры, а потому возникает вопрос: имеет ли вообще «Платон» под собой исследовательскую базу?

Во-вторых, перевозчики уже платят топливные акцизы и транспортный налог. С внедрением «Платона», на их взгляд, выплаты становятся избыточными, а при этом, например, не понятно, как формируется топливный акциз и куда идут средства, собранные от транспортного налога.

Впрочем, в деле выплаты транспортного налога Правительство все-таки пошло навстречу владельцам грузовых автотранспортных средств массой свыше 12 тонн. В соответствии с Федеральным Законом №249 от 03.07.2016 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» им предоставлены существенные льготы.

Так, если сумма, выплаченная по «Платону», больше начисленного транспортного налога (или равняется ему), то транспортный налог в таком случае вообще не взимается. Если же платежи по «Платону» меньше, послабления все равно остаются: владелец транспортного средства доплачивает только разницу — между суммой транспортного налога и общей суммой сборов за проезд по платным дорогам.

Что важно, льготы предоставляются лишь в том случае, если транспортное средство зарегистрировано в системе «Платон», а плательщиком дорожных сборов и транспортного налога является одно и то же лицо.

Последнее необходимо учитывать тем, чьи автомобили находятся в лизинге. Ведь в таком случае плательщик транспортного налога — владелец автомобиля (то бишь лизингодатель), а плательщик дорожных сборов — тот, кто этим транспортом непосредственно пользуется (лизингополучатель). А значит, никаких вычетов и прочих льгот ни для кого из них не предусмотрено.

Решить, кстати, это противоречие можно с помощью Федерального Закона №164 от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»: в соответствии с ним транспортное средство, взятое в лизинг, может быть зарегистрировано как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя.

А вот чтобы обосновать свое право на льготы, до недавнего времени необходимо было предоставлять в налоговую инспекцию документы, содержащие сведения о:

  • владельце транспортного средства;
  • самом транспортном средстве;
  • сумме уплаченных сборов.

Теперь же дополнительные заявления от перевозчиков не потребуются: сведения из реестра «Платон» и без того ежегодно до 15-го февраля будут передаваться в Федеральную налоговую службу.

Если же продолжать говорить о недовольстве системой «Платон», то, в-третьих, перевозчики требуют ее прозрачности. Они хотят контролировать расход тех миллиардов рублей, которые посредством «Платона» внесли в Дорожный фонд, самим решать, какие мосты и дороги ремонтировать в первую очередь, и регулярно получать отчеты о ходе строительных и ремонтных работ.

Плюс, само состояние дорог и их качество. Необходимо изменить принцип и технологию строительства. Многие дороги, которые были введены в эксплуатацию несколько десятилетий назад, изначально были рассчитаны на меньшую нагрузку.

Если их просто «залатать», то уже через год они вновь «зарастут» ямами, а значит, никакого смысла в возмещении ущерба нет, равно как и целесообразности в таком подходе.

В-четвертых, следует устранить все технические неисправности в системе. Потому что до сих пор нередки случаи, когда за рейс начисляется сумма больше той, на которую наездил автомобиль.

Каковы перспективы?

Насколько будут удовлетворены требования перевозчиков, неизвестно, но о том, что правительство их все-таки слышит, свидетельствуют хотя бы факты снижения суммы тарифа от изначально запланированной и предоставления налоговых льгот.

Правда, саму систему вряд ли отменят. Впрочем, перевозчики уже привыкают к новым условиям работы и даже начинают постепенно увеличивать ставки на грузоперевозки с учетом дорожного сбора.

Тем более что только за год действия «Платона» на собранные средства, по данным Росавтодора, удалось отремонтировать более 1 000 автодорог, 28 мостов и 3 путепровода.

В планах же у правительства — распространение принципа оплаты за причиненный дорогам ущерб и на грузовые автомобили меньшей массы, вплоть до 3,5-тонников. По крайней мере, слухи о подготовке такого нововведения постоянно циркулируют в прессе. Само правительство, правда, пока эту информацию отрицает и считает подобные меры преждевременными.

Возможности комплекса

Комплекс Платон предусматривает возможность оплаты до поездки либо после нее. Сумма к уплате рассчитывается за фактическое расстояние, которое проехал водитель. Владелец автотранспорта самостоятельно решает, как, когда он будет платить за проезд по федеральным трассам: при помощи бортового устройства либо по маршрутной карте:

  1. В первом случае рассчитанная сумма списывается автоматически за пройденное по факту расстояние.
  2. Во втором — оплата производится самостоятельно по маршрутной карте, за разовую поездку.

Распознавать большегрузы, мониторить их движение позволяют навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС, GPS. Идентификацию транспортных средств больше 12 т, контроль платежей осуществляют при помощи 481 стационарной рамки (камеры) и 100 автомобилей, оснащенных мобильным спецоборудованием.

Какие нарушения фиксируют камеры

Движение большегрузов по федеральным трассам без оплаты признается нарушением. Ответственность за него возлагается на владельца автотранспорта по ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Платон предусматривает проверку факта регистрации в специальном Реестре и проведения оплаты. Для этого на федеральных дорогах устанавливают стационарные рамки (камеры), через которые проезжают большегрузы, используют мобильное спецоборудование. Камеры Платон фиксируют:

  • номер авто;
  • его маршрут;
  • факт уплаты и наличия средств на счету.

Радар Платон передает сведения в Центр поддержки, где они проверяются в автоматическом режиме. При выявлении противоречий производится ручная перепроверка. По факту обнаруженных нарушений Ространснадзор оформляет постановления об административных правонарушениях.

About

Platform

⚡️ ⚡️ Главные цифровые проекты 2022 года на транспорте.
Выбор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

Часть 2

2️⃣ 0️⃣ 2️⃣ 2️⃣ Нам продолжают присылать #итогигода, а мы с удовольствием показываем их вам. Сегодня — от коллег из РТИТС. ❄️

Поздравляем с Новым годом!
Пусть дороги будут ровными и добрыми, пусть дни жизни будут радостными и удачными.

Юридически значимые данные, поступающие с 500 рамок и 120 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров: от фактической структуры рынка до интенсивности грузоперевозок по дням недели и определения самых загруженных федеральных трасс.

Индекс «Платона»: общий пробег грузовиков по федеральным трассам за минувшую неделю (c 2 по 8 января 2024 года) вырос на 6,3% к соответствующему периоду 2022 года.

Автомобильное движение по Крымскому мосту возобновлено

Сегодня в 14:10 (мск) возобновлено движение автомобилей и автобусов по Крымскому мосту, ранее приостановленное в связи с ремонтно-восстановительными работами.

Индекс «Платона»: общий пробег грузовиков по федеральным трассам за минувшую неделю (c 9 по 15 января 2024 года) вырос на 7,2% к соответствующему периоду 2022 года.

На 6% сократилось количество ДТП на федеральных трассах в 2022 году

Согласно данным Росавтодора, благодаря своевременно проводимым дорожным работам и мероприятиям по обустройству трасс количество ДТП на федеральных трассах в 2022 году снизилось на 6 %, а число погибших и пострадавших ‒ на 10 и 4,7 % соответственно.

Государственная система «Платон» — один из крупных источников финансирования Федерального дорожного фонда для ускорения ремонта федеральных дорог и мостов.

Капитальный ремонт затрагивает преимущественно дороги с высокой интенсивностью движения. Дополнительные средства, перечисляемые грузоперевозчиками в рамках действия госсистемы «Платон», позволяют своевременно отремонтировать большее количество участков трасс и искусственных сооружений, а значит — обеспечить безопасное и бесперебойное движение по всей сети федеральных автодорог.

Система «Платон»: основные данные

Запущенная в 2015 г. система «Платон» предназначена для оплаты передвижения многотоннажных фур по федеральным автотрассам. Она обеспечивает сбор, оперативную обработку и передачу данных о движении транспортных средств.

Взимание платы осуществляется системой в автоматическом режиме и распространяется на автотранспорт, имеющий разрешенную массу более 12 т.

Дорожный сбор начисляется в счет компенсации для возмещения вреда, который причиняется крупногабаритным автотранспортом весом больше 12 тонн автотрассам федерального значения общего пользования. Дорожный сбор с каждого многотонника с любым весом, больше разрешенного увеличился с 1,53 руб. за 1 км (2016 г.) пути до 3,06 руб.

(2016 г.- декабрь 2018 г.)

Важная информация! Проектная компания «РТ-Инвест Транспортные системы» – это единственный оператор взимания платы и исполнитель проекта.

Транспортная система «Платон»

Как утверждает Росавтодор, грузовые транспортные средства с большим тоннажом более 12 тонн постепенно разрушают покрытие трассы, ускоряя износ дорожного полотна. В результате оно становится аварийным, непригодным для дальнейшей эксплуатации и требует ремонтных работ или замены. Название системы – это сокращенный вариант идентичной по смыслу фразы «плата за тонну».

Оператор «Платон» ведет реестр, который состоит из структурированной базы с личными данными пользователей системы сбора платы. Она позволяет организовать процесс внесения платы с многотонных фур в счет возмещения ущерба автотрассам. Регистрация грузового транспорта и владельца авто в реестре выполняется бесплатно.

Транспортная система «Платон»

Объекты и основные элементы системы

Уникальная система взимания платы «Платон» регулярно перечисляет значительные средства в Дорожный фонд. Она включает следующие элементы и объекты:

  1. Центр управления и мониторинга, в том числе Центр обработки данных.
  2. Бортовые устройства, предназначенные для расчета платы за передвижение в автоматическом режиме.

Транспортная система «Платон»

  1. Рамки навесные стационарного контроля с оборудованием (481 шт.).
  2. Система мобильного контроля, которую осуществляет 100 специальных автомобилей.

Транспортная система «Платон»

  1. Партнерская терминальная платежная сеть QIWI (150 0000 шт.).
  2. Круглосуточный колл-центр.

Транспортная система «Платон»

  1. Специализированный интернет-сайт.
  2. Терминалы самообслуживания клиентов (500 шт.).

Транспортная система «Платон»

  1. Автоматизированная система расчетов.
  2. Специализированные центры обслуживания пользователей (около 140 отделений).

Транспортная система «Платон»

  1. Геоинформационная система.
  2. Маршрутные карты, которые оформляются в Мобильном приложении системы, в личном кабинете автовладельца или же в Центре информационной поддержки.

Транспортная система «Платон»

Цели проекта

«Платон» – система, созданная для организации взимания платы с грузовых авто разрешенной массой больше 12 т. Таким образом, владельцы многотонных транспортных средств должны возместить ущерб, который они нанесли покрытию дороги федерального предназначения.

Важная информация! Все средства дорожного сбора поступают в Федеральный бюджет и выделяются на содержание автодорог, финансирование строительно-дорожных и ремонтных работ, улучшение автодорожной инфраструктуры РФ.

Транспортная система «Платон»

Основные функции инновационной системы «Платон»:

  • обработка данных, полученных от многотонных автомобилей;
  • постоянный сбор сведений о передвижении и местонахождении всех грузовых авто;
  • хранение данных о передвижении тяжеловесных фур по федеральным дорогам протяженностью 51 000 км.

Реализация проекта должна обеспечить достижение определенных целей, запланированных в ранее разработанной программе на 2010-2020 г. «Развитие транспортной системы России». Также транспортный сбор позволит достичь значительного улучшения транспортно-эксплуатационного текущего состояния дорог федерального назначения.

При выполнении поставленных задач существенно уменьшится нагрузка на государственный бюджет.

Транспортная система «Платон»

Документы и нормативные акты

Разработка системы взимания платы «Платон» выполнялась на основании следующих нормативных актов и документов:

  1. Транспортная стратегия РФ 2010-2020 г. и до 2030 г.
  2. Федеральный закон No 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Устанавливает порядок передвижения автотранспорта тяжелее 12 т по автотрассах федерального назначения.
  3. Федеральный закон No 68-Ф. О внесении определенных изменений в бюджетный кодекс, а также в законодательные акты.
  4. Постановление Правительства России No 928. О перечне федеральных автодорог, предназначенных для общего пользования.
  5. Распоряжение Правительства России No 1662-р. О заключении взаимовыгодного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» насчет реализации системы дорожного сбора «Платон».
  6. Постановление Правительства No92/8. О вопросах взимания платы с автотранспортных средств с массой более 12 т для возмещения ущерба, нанесенного федеральным автодорогам.
  7. Постановление Правительства России No 474. О приостановлении действия, изменения отдельных актов Правительства РФ.

Транспортная система «Платон»

Принципы работы системы

«Платон» в автоматическом режиме осуществляет сбор, хранение, обработку и оперативную передачу точных данных о передвижении транспорта массой более 12 т по федеральным автомобильным дорогам. Для проезда многотонника по трассам федерального назначения, владелец фуры должен зарегистрировать себя и автотранспортное средство в Реестре системы взимания платы.

Оборудование спутниковой навигации позволяет собрать информацию о передвижении грузовика, которая затем обрабатывается в автоматическом режиме. В Центре информационной поддержки каждый владелец фуры может получить бортовое устройство, которое может при помощи ГЛОНАСС/GPS фиксировать координаты движущегося авто. Для этого надо заключить с оператором договор безвозмездного использования.

Важная информация! Движение многотонного транспорта без бортового устройства разрешено только при наличии оформленной предварительно маршрутной карты.

Транспортная система «Платон»

Все данные о передвижении многотонного авто через сотовую связь передают в Центр обработки, на основании полученной информации автоматически подсчитывается размер платежа за проезд по федеральным автодорогам. Если грузовой автотранспорт не проезжает по дороге федерального назначения или проезжает по платным отрезкам федеральных трасс, эти участки пути не включаются в расчет платы.

При проезде автомобиля под рамкой специальной системы стационарного контроля:

  • если в авто установлено бортовое устройство выполняется проверка наличия денег на расчетном счете;
  • при отсутствии бортового устройства система проверяется наличие маршрутной карты.

Плата за движение грузового авто взимается с лицевого счета владельца автотранспортного средства в автоматическом режиме. В рамках системы «Платон» разработано несколько способов оплаты проезда: авансовый метод, за использованный километраж и при помощи навесных рам. На участках федеральных дорог, не оснащенных рамками стационарного контроля патрулируют специально оборудованные автомобили системы «Платон».

Транспортная система «Платон»

Авансовая схема платежей и постоплата

Внесение оплаты проезда многотонников по федеральным дорогам может осуществляться следующим образом:

  • до начала движения грузового автомобиля по автотрассам федерального назначения;
  • в режиме постоплаты, при этом размера взноса утвержден Правительством РФ.

При авансовой системе расчета владелец многотонника должен внести требуемое количество денежных средств на счет непосредственно перед поездкой. Можно внести сумму только за 1 рейс или за несколько, тогда это будет считаться авансом за следующие поездки.

Транспортная система «Платон»

Оплата за фактически пройденное расстояние

Оплата за пройденное грузовым автомобилем расстояние – это оптимальный способ, так как в этом случае риск переплаты сводится к минимуму. В этом случае владелец тяжеловесного автотранспорта вносит плату в счет возмещения вреда за маршрут, осуществленный по федеральной автотрассе. При этом он может выбрать удобный для него вариант расчета платы:

  1. Установка бортового устройства. Списание денег с расчетной записи владельца выполняется в автоматическом режиме, что позволяет избежать неточностей из-за влияния человеческого фактора.
  2. Оформление маршрутной карты (разовой). Этот способ расчета предполагает внесение платы за 1 маршрут.

Важная информация! До февраля 2016 г. тариф за 1 км, пройденный многотонником составлял 1,5 руб. С марта 2016 г. и до конца 2018 г. он составляет 3,06 руб.

Транспортная система «Платон»

Использование спутниковых навигационных систем

Контроль за местонахождением автотранспорта, который весит более 12 т выполняется при помощи бортовых устройств. Они обеспечивают отличный прием сигналов навигационных систем GPS, ГЛОНАСС. Бортовое устройство позволяет выполнить расчет в автоматическом режиме.

Для получения бортового устройства автовладелец должен предоставить оператору системы пакет документов и заключить договор бесплатного пользования.

После установки функционального бортового устройства в грузовой автомобиль, при заезде транспорта на федеральную автодорогу система определяет географические координаты. Это происходит при помощи известных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS. Полученная информация с определенной периодичностью через сотового оператора передается в Центр обработки данных.

Транспортная система «Платон»

Adblock
detector