ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Для правильной организации бухгалтерского учета решающее значение имеет использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкций, устанавливающих единые подходы к отражению
Что такое План счетов и для чего нужен кратко простыми словами
Счетный план — это единый по РФ типовой набор счетов бухгалтерского учета с указанием их номеров, наименований, пояснений по применению. Приведен перечень основных балансовых счетов (первого порядка), субсчетов к ним (второго порядка), а также забалансовых счетов.
Всего Минфином утверждено 62 балансовых счетов (номер с 01 по 99, некоторые номера в настоящее время не используются) и 11 забалансовых.
Каждый отдельный счет предназначен для учета отдельных хозяйственных операций, объединенных по какому-либо признаку.
Примеры:
⇒ все операции с наличными деньгами показываются на счете 50 «Касса»;
⇒ все операции, связанные с поставщиками, отражаются на сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
⇒ все операции по учету движения товарных ценностей отражаются на сч. 41 «Товары» и т.д.
Все счета сгруппированы по разделам — всего их 8, отдельно показываются 11 забалансовых.
Что такое забалансовые счета и для чего они нужны — читайте в статье.
Пояснения по разделам
- основных средств,
- нематериальных активов,
- операций, связанных с их строительством, созданием, приобретением и выбытием
- предметах труда для обработки, переработки, использования в производстве, для хознужд;
- средствах труда, включаемых в состав оборотных активов;
- операций по их приобретению или заготовлению
- производством продукции;
- выполнением работ;
- оказанием услуг
- произведенной продукции;
- приобретенных товаров
- в банке;
- в кассе;
- на валютных счетах;
- ценных бумаг;
- платежных и денежных документов.
- поставщиками;
- подрядчиками
- покупателями;
- персоналом;
- банками;
- бюджетом;
- прочими дебиторами и кредиторами.
- ценностях во временном пользовании или распоряжении;
- принятых и выданных гарантий;
- бланках строгой отчетности;
- износе ОС;
- списанных невозвратных долгах дебиторов.
Типовой План бухучета 2020 — таблица с расшифровкой
Типовой счетный План содержит 99 счетов бухучета, однако заняты только 62 номера, остальные номера свободны и могут быть задействованы организацией для создания новых счетов, необходимых для отражения особенностей деятельности конкретной компании.
По типу учитываемых объектов и операций все счета типового Плана делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные отражают учет активов, пассивные — учет пассивов, активно-пассивные — учитывают и те, и другие.
У каждого счета есть наименование и номер. Номера у балансовых — двухзначные, у забалансовых — трехзначные.
Все счета в типовом счетном Плане называются синтетическими первого порядка, для более детализированного учета можно открывать к ним субсчета второго порядка. План содержит рекомендации по их открытию.
Если нужен еще более точный учет, к субсчетам открываются аналитические счета.
Небольшим предприятиям обычно достаточно синтетического учета первого порядка, крупным необходим более подробный учет, поэтому они также используют субсчета второго порядка и аналитический учет.
В целом типовой План позволяет ускорить работу бухгалтера. Так как счета имеют номер, то в процессе учета и составлении проводок можно не использовать наименования, а указывать только номера, понятные всем.
Пример:
Хозяйственная операция — Поступление наличной оплаты от покупателя.
Данная операция учитывается в бухучете с помощью проводки: Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Можно указать ее кратко без наименований: Дебет 50 — Кредит 62, такая запись также будет всем понятна.
Ниже представлена таблица, в которой содержатся все счета типового Плана с указанием номера, наименования, деления на активные, пассивные и активно-пассивные, а также указаны субсчета, которые могут быть открыты в соответствии с рекомендациями типового Плана.
Как запомнить и быстро выучить?
Один из возможных, но не самых лучших способов запоминания бухгалтерских счетов — это зубрить наизусть номер и название, не разбираясь в назначении и особенностях применения.
Удобнее и быстрее можно запомнить счета бухучета, применяя их на практике в различных задачах, разбираясь с порядком их применения.
Для учета операций необходимо составлять проводки, для этого придется постоянно определять корреспондирующие счета, выбирая их из Плана. Вновь и вновь обращаясь к Плану происходит постепенное запоминание.
Нет необходимо специально заучивать номера и названия, лучший способ — это решать задачи по бухучету на составление проводок.
Также нужно понимать, что все счета бухгалтеру могут и не понадобиться. На практике формируется Рабочий План из тех номеров, которые нужны для ведения бухгалтерского учета. Производственные предприятия используют один набор счетов, торговые — другой.
Крупные предприятия ведут более детальный учет, а небольшие компании могут упрощать бухучет, обобщая данные.
Разработка рабочего плана для организации
Минфин разработал типовой счетный План, однако предприятию дается право на его основе формировать и разработать свой Рабочий План, который будет применяться для бухгалтерского учета.
При разработке Рабочего счетного плата организация может:
- выбирать и использовать только нужные синтетические счета первого порядка из утвержденного перечня;
- дополнять их необходимыми субсчетами второго порядка;
- уточнять содержание отдельных субсчетов, дополнять и объединять их, удалять и добавлять новые субсчета;
- дополнять их необходимыми аналитическими счетами в любом количестве на свое усмотрение;
- использовать свободные номера для создания своих счетов бухгалтерского учета для отражения особенностей деятельности;
- уточнять содержание отдельных субсчетов.
В начале деятельности бухгалтер разрабатывает Рабочий План, далее сформированный перечень утверждается руководителем и закрепляется в учетной политике предприятия.
При разработке важно помнить о требованиях бухучета, установленных ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету), Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными актами.
Задача бухгалтера — составить оптимальный План, счетов не должно быть слишком много (велик риск допустить ошибку и запутаться), не должно быть слишком мало (будет недостаточная детализация)