За использование территории не по назначению предусмотрена административная ответственность по ст. 3.5, 8.8 КоАП РФ:
Особенности для земель сельхозназначения
Для земель сельхозназначения закон устанавливает особые требования. К ответственности привлекут в случае нарушения режима использования участка по ФЗ «Об обороте земли сельхозназначения». Если на участок не распространяются нормы указанного закона — к нему применяют общие требования.
К ответственности привлекут, в случае если:
1. В течение трех и более лет участок не используют для сельскохозяйственных целей.
Штраф составит (ч. 3 ст. 3.5, ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):
- для граждан — 0,3–0,5 % от кадастровой стоимости, но не менее 3000 и не более 100 000 руб.;
- должностное лицо и ИП — 0,5–1,5 % от кадастровой стоимости, но не менее 50 000 и не более 300 000 руб.;
- юрлица — 2–10 % от кадастровой стоимости, но не менее 200 000 и не более 700 000 руб.
2. В течение года после приобретения на публичных торгах участок не используется. Наказание назначат, если такая земля ранее:
- была изъята по решению суда из-за неиспользования по предназначенной цели;
- в течение трех и более лет не использовался по назначению.
Штраф составит (ч. 3 ст. 3.5, ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП РФ):
- для граждан и ИП — 0,1–0,3 % кадастровой стоимости, но не менее 2000 и не более 100 000 руб.;
- для организации — 1–6 % кадастровой стоимости, но не менее 100 000 и не более 700 000 руб.
Региональные штрафы
Субъекты РФ вправе устанавливать ответственность за нарушение режима использования земли. Нарушение режима и нецелевое использование — это разные категории.
К нарушению режима относят:
- передачу участка в субаренду без согласия собственника;
- несанкционированное изменение функционального назначения;
- нарушения договора аренды и пр.
Субъекты правомочны устанавливать особые требования к отдельным видам земель: особо охраняемые территории, земли культурного назначения и пр. Ответственность за нарушение таких требований устанавливают на уровне региона.
При подготовке материала использованы документы
Земельный кодекс РФ
статья 284 ГК РФ
КоАП РФ (статьи 3.5 и 8.8)
Постановления ВС РФ от 03.08.2017 № 14-АД17-6, от 24.03.2016 № 31-АД16-3, от 02.07.2018 № 33-АД18-3
Об авторе статьи
Александра Челозерцева Практикующий юрист. Закончила вуз по специальности «юриспруденция». Работала в сфере банкротства, управления, кадров, корпоративного и хозяйственного права.
Проверка целевого использования, составление акта и протокола
На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи 7 Земельного кодекса РФ на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:
- территории, являющиеся резервным фондом;
- участки водной и лесной категории;
- промышленной категории;
- относящиеся к охраняемым территориям;
- космического фонда;
- участки оборонного назначения;
- предназначенные для с/х работ;
- отведенные под населенные пункты;
- предназначенные для жилого строительства.
Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:
- ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);
- ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
- огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.
О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.
Характеристика сельскохозяйственных земель
Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.
Стоит понимать, что изменение назначения участка осуществляется не так уж часто – для этого должны быть веские причины и параллельное отсутствие различных факторов и ограничений, которые не позволят выполнить такое действие.
Каждый конкретный участок имеет определенный перечень действий, который его собственник, пользователь или арендатор имеет право осуществлять с ним.
Несмотря на то, что иногда фиксируют случаи незаконного пользования земли, которые выражаются в действиях третьих лиц – арендаторов, самозахватчиков, в задачи собственников участков также входит необходимость осуществления контроля за действиями других лиц и по возможности пресечения попыток незаконного использования.
Разумеется, не у каждого собственника или владельца участка может иметься такая возможность, но определенную долю ответственности в случае нецелевого пользования они все же будут иметь.
Правомочия собственника земли
В том случае, если собственником участка или другим лицом был замечен факт, свидетельствующий о нецелевом пользовании участка, тем более, путем его предварительного захвата (когда земельный ресурс занимается без ведома его владельца, при этом совершенно не зависит, какая форма собственности на землю присутствует в этом случае – частная, муниципальная или государственная), то действия такого лица и контролирующих органов должны быть следующими:
В процессе выполнения таких действий особое внимание уделяется составлению акта, свидетельствующего о незаконном использовании надела, а также протокола, фиксирующего нарушение.
При составлении акта предварительно собирается комиссия, которая в обязательном порядке должна будет включать в себя кадастрового инженера, уполномоченного фиксировать факты незаконного применения наделов, а также представитель органа местного муниципалитета, под ведением которого находится конкретная земля.
Образец акта проверки
Акт должен содержать в себе такую информацию:
- сведения, по которым можно точно определить расположение и идентифицировать участок – конкретные ориентиры, план границ надела, присвоенный ему кадастровый номер;
- то, к какой категории земель принадлежит надел;
- величина участка (отдельно могут отображаться данные о том, какая конкретно площадь земли используется не в соответствии с требованиями законодательства);
- на каком основании используется надел лицами, которые эксплуатируют его не по назначению.
При составлении протокола необходимо учитывать, что он является своего рода продолжением акта и приложением к нему.
Протокол может составляться исключительно сотрудником федеральной службы, осуществляющей государственную регистрацию земель, а также ведает кадастром и картографией.
Документ содержит в себе данные по конкретному правонарушению, а также то, кто является виновным в таком действии, с указанием ФИО лица или наименования ИП или юридического лица, которое фактически виновно в совершении таких действий. Виновное лицо привлекается к ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП.
Кроме таких действий со стороны государственных органов собственник участка может параллельно подать иск на виновное лицо о необходимости взыскания убытков, причиненных ему действиями третьего лица, в том числе и повлекшими за собой ухудшение состояния почвы.
Законодательство: несение ответственности
На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.
К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.
Права собственников на использование ЗУ
Особенно это может наблюдаться в тех регионах, где стоимость участков для возможности возведения на них жилых построек очень отличается по своей цене от с/х земель – подобные факты в большей мере наблюдаются вблизи с крупными городами, областными центрами, в частности в Московской области.
Таким образом, используя землю не по назначению, третье лицо фактически нарушает требования таких нормативные акты и пункты документов:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- положения договора аренды, в том случае, если пользование землей осуществляется на основании него.
Нарушение порядка пользования землей относится к административному виду ответственности и согласно статье 8.8 КоАП лица, признанные виновными в таких действиях и не имеющие оснований для оспаривания решения, обязаны будут выплатить определенную сумму штрафа, величина которого будет напрямую зависеть от сопутствующих правонарушению факторов.
В том случае, если виновным земля используется на законных основаниях или если он является ее владельцем, участок может быть изъят в пользу государства или муниципалитета.
Изъятие земли может осуществляться по следующим причинам и действиям, осуществляемых их пользователями:
- в случае применения участка не в соответствии с целевым назначением;
- при снижении уровня плодородия надела;
- при осуществлении умышленной порчи верхнего плодородного слоя земли в случае того, что она не подлежит восстановлению или пользователь отказывается осуществлять работы за свой счет;
- при регулярном отсутствии своевременной оплаты налоговых взносов.
Отдельно устанавливаются причины, по которым могут изъять земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственного назначения, к каким могут относиться:
- снижение плодородия участков;
- вредное воздействие на окружающую вреду;
- отсутствие действий, для которых земля собственно и была выделена ее пользователю (в том случае, если подобный факт установлен через 3 года после ее выделения.)
Исключениями, при которых земли не могут изымать, а лишь наложат определенную сумму штрафа, являются некоторые категории земель, к каким относятся участки под огородничество, гаражное и дачное строительство, личные подсобные хозяйства, индивидуальное жилое строительство.
С другой стороны в том случае, если с лица, виновного в нецелевом пользовании земли и ухудшении ее состояния требуют, чтобы он за свой счет произвел определенные работы по устранению причиненного ущерба, а он отказывает в таком действии, участок все же могут изымать.
Зачастую граждане или организации, которые обладают информацией о том, что их земля используется не по назначению (или участки третьих лиц), не всегда знают, куда необходимо обращаться и каким образом предоставлять данные.
Для пресечения незаконных действий нецелевого или незаконного использования участка необходимо обращаться к главным государственным инспекторам городов или районов по использованию земель и их охране либо к их заместителям.
При обращении факт незаконного использования потребуется отразить в форме специального заявления, которое должно содержать такие данные:
- данные заявителя;
- суть требования;
- приложенные доказательства (документальные факты). В случае отсутствия доказательств компетентные органы даже не примут заявление.
Некоторые категории земель могут использоваться с целями, которые являются несколько размытыми по своей терминологии. В связи с этим необходимо прилагать к заявлению как можно больше доказательств и фактов того, что имеет место незаконного использования участка.
Мера наказания и размер штрафов
По новым нормам исчисления штрафных санкций, которые накладываются за незаконную эксплуатацию земель, основным параметром, на основании какого определяется сумма взыскания, является кадастровая стоимость надела, поврежденного действиями лица или организации.
При использовании надела не по назначению предполагаются следующие взыскания:
- для граждан – от 0,5 до 1% от величины установленной стоимости, но не менее 10 000 рублей;
- представители организаций – от 1 до 1,5%, но не меньше 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 1,5 до 2% от значения стоимости, но не меньше, чем 100 000 рублей.
Другой принцип расчета уже будет присутствовать, если у участка, чье нецелевое использование было зафиксировано, нет установленной кадастровой стоимости. В подобной ситуации величина штрафов может быть такой:
- для физлиц – от 10 до 20 000 рублей;
- для представителей организаций – от 20 до 50 000 рублей;
- для юрлиц – от 50 до 100 000 рублей.
Штрафы за несанкционированный захват земель
Одним из видов незаконных действий с участками является их самозахват. Ответственность за такие действия предусматривается согласно Статьи 7.1 КоАП. Кроме непосредственного самозахвата данной статьей предусмотрена ответственность за эксплуатацию земель без надлежащих документов (основания для выполнения каких-либо действий с ней), отсутствие документальных разрешений на производимые работы.
Нарушением не будет являться действие по использованию надела, в процессе которого физическое или юридическое лицо не должно было оформлять документацию относительно использованного надела.
К самовольному занятию (самозахвату) могут относиться следующие действия:
- осуществление действий по застройке участка, не принадлежащего самому застройщику, в случае, если у него отсутствуют разрешительные документы на выполнение таких действий;
- самовольное изменение границ участка путем прибавления к ним других земель, при этом, если на чужой территории также осуществляется постройка стационарного типа или возводятся какие-то временные конструкции. Стоит отметить, что при изъятии участков у лиц или организаций материальный ущерб им не возмещается, поскольку такие действия изначально не являлись законными.
За нарушения, которые относят к самовольному захвату, полагаются следующие величины штрафов (при известной величине кадастровой стоимости, в % от нее):
- физлица – от 1 до 1,5%, но не менее 5 000 рублей;
- должностные представители – от 1 до 1,5%, но минимум 20 000 рублей;
- юрлица – от 2 до 3%, но не меньше, чем 100 000 рублей.
Если надел, в отношении которого совершено нарушение, не имеет установленной стоимости, в таком случае сумма штрафных санкций будет следующей:
- физические лица – 5-10 000 рублей;
- представители компаний – 20-50 000 рублей;
- юрлица – 100-200 000 рублей.