Корпоративные отношения

Структура корпоративных правоотношений складывается из следующих элементов:

  1. субъекты корпоративных правоотношений;
  2. объекты корпоративных правоотношений;
  3. содержание правоотношений.

Субъекты корпоративных правоотношений – это субъекты конкретных отношений, имеющие предусмотренные корпоративными нормами права и наделенные в соответствии с этими нормами обязанностями.

К ним относятся:

  1. корпорация (в узком значении этого слова – хозяйственное общество);
  2. учредитель (акционер или участник корпорации);
  3. члены органов управления хозяйственным обществом;
  4. члены органа внутреннего контроля — ревизионной комиссии.

Объекты корпоративных правоотношений

При всей многовариантности более логичной является точка зрения, согласно которой объектом правоотношения следует признать деятельность субъектов, направленную на получение материальных благ, а не сами материальные блага (это — предмет). Действительно, право не оказывает непосредственного воздействия на вещи, оно может воздействовать только на поведение людей, регулируя их деятельность по приобретению и использованию вещей.

Содержание корпоративных правоотношений

Содержанием корпоративного правоотношения признаются права и обязанности их субъектов, включая саму корпорацию как юридическое лицо, участников (акционеров) и лиц, осуществляющих функции органов хозяйственного общества (единоличного и коллегиального исполнительного органов, членов совета директоров, ревизионной комиссии).

Законодательное регулирование корпоративных правоотношений происходит именно через установление определенных прав и обязанностей для предусмотренных законом субъектов.

Корпоративное право (в узком смысле) включает в себя возможность для определенного лица выбрать модель поведения самостоятельно.

Составляющей корпоративной обязанности главным образом является наличие обязательства совершить определенное действие или воздержаться от него в интересах другого лица. Обязанности и права дополняют друг друга.

Права и обязанности, возникающие у субъектов корпоративного правоотношения, урегулированы нормами корпоративного права РФ. Неисполнение обязанности может повлечь принуждение к ее исполнению, наступлению ответственности, которая в рамках корпоративных правоотношений может выражаться различными способами.

Корпоративное право — подотрасль гражданского права

К пониманию корпоративного права существует несколько подходов. Как правило, его рассматривают как систему норм, общеобязательных для конкретной корпорации и устанавливаемых органами управления корпорации. Иными словами, корпоративное право – это система определенных правил поведения, разработанных в организации, на предприятии или в компании органами их управления.

Корпоративное право выражает волю всего коллектива, регулирует корпоративные отношения и деятельность в данной организации.

Для корпоративного права характерны признаки:

  • нормативность – соблюдение правил поведения, регулирующих часто встречающиеся и распространенные корпоративные отношения на всех участников (учредителей, акционеров, сотрудников) корпорации;
  • обязательность – корпоративные нормы обязательны для всех участников корпорации, они должны исполняться вне зависимости от субъективного отношения к ним участников корпорации;
  • корпоративные нормы разрабатываются и издаются органами управления;
  • формой закрепления корпоративных норм выступают локальные (корпоративные) акты;
  • корпоративные нормы, в случае их нарушения, обеспечиваются принуждением.

Корпоративное право является системой норм, специализирующихся на регулировании определенной стороны деятельности корпорации. Среди корпоративных норм выделяют несколько блоков:

  • административно-правовые;
  • финансово-правовые;
  • гражданско-правовые;
  • трудовые;
  • связанные с социальным обеспечением;
  • нормы, регулирующие информационные отношения.

Корпоративные отношения вытекают из гражданского права. Корпоративное право можно определить, как совокупность гражданско-правовых норм, которые устанавливают фундамент правового регулирования корпоративных отношений, регламентируют появление и реализацию корпоративных отношений, закрепляют разновидности организационных форм, определяют способы защиты прав участников корпорации и определяют содержание статусов их участия. Следовательно, корпоративное право можно рассматривать как подотрасль гражданского права.

Корпоративные отношения регулируются как законодательно установленными гражданско-правовыми нормами, так и локальными (внутриорганизационными) нормами, устанавливаемыми органами управления корпорации. Корпоративное право является комплексной системой, включающей законодательные установления, в чем проявляется гражданское право, и установления органов управления.

Таким образом, корпоративное право выступает подотраслью гражданского права, включающей совокупность гражданско-правовых и локальных норм, регулирующих корпоративные отношения, имеющие отношение к созданию и деятельности предприятий и организаций, являющихся субъектами гражданского права. При этом учитываются требования гражданского законодательства, особенности корпорации (как отдельного субъекта), особенности организационных форм корпоративных отношений.

Главные принципы и виды корпоративных отношений

принципы корпоративных отношений

Участники отношений внутри корпорации или объединения действуют исходя из собственных интересов, которые побуждают их совершать необходимые для них поступки и заключать нужные сделки.

К корпоративным отношениям относят:

взаимодействие между группами

  1. Внутренние взаимодействия между группами участников, в первую очередь имущественные и управленческие отношения.
  2. Внешние взаимодействия с другими организациями — в основном делового или публичного характера.

В корпоративных правоотношениях, считающихся гражданско-правовыми, выражено волеизъявление всех участников. Они находятся под эгидой государства и регулируются его законодательными актами и положениями.

Для корпоративных правоотношений характерна конкретность. В них прописываются права и обязанности участников, виды их взаимоотношений, а также правовые последствия. Всем субъектам корпоративного права предоставляется возможность реализации необходимых действий или осуществление контроля текущих процессов.

сложные корпоративные отношения

Участниками корпоративных отношений являются группы физических или юридических лиц, а также отдельные их представители или объединения, установившие определенные связи. Объектами корпоративных отношений называются общие интересы участников (субъектов), волеизъявления, а также право на собственность. При этом деятельность активных, взаимодействующих участников принято рассматривать в качестве предмета корпоративных отношений.

Существует несколько классификаций корпоративных правоотношений. Чаще всего их группируют следующим образом:

  1. Простые — сложные. Различие в количестве участников. В простых взаимодействуют не более двух участников, а в сложных их может быть намного больше.
  2. Абсолютные — относительные. В первом случае указывается лишь один субъект, у которого имеется ряд прав, осуществляемых по отношению к неопределенному кругу лиц. К относительным гражданским правоотношениям относят обязательственные. Они включают передачу в пользование различных изобретений и произведений, а также другие правоотношения.

Для возникновения корпоративных отношений необходимо наличие оснований в виде материальной и юридической составляющих. Внутреннюю структуру представляют субъекты, объекты и содержание правоотношений между ними.

Корпоративные отношения: основные признаки

Признаками корпоративных отношений считаются некоторые их особенности, которые максимально полно характеризуют внутренние и внешние взаимодействия отдельных субъектов или групп. Это, прежде всего их социальность, а также формирование социально-экономических отношений как волевых, способствующих установлению новых связей между участниками.

Одними из основных признаков этого вида отношений является:

  • целевая направленность;
  • саморегулятивность;
  • перераспределение власти на имеющееся имущество.

Когда во взаимоотношениях участников достигнута высшая степень партнерства, предполагается объединение имущества.При этом корпоративная деятельность становится единой. При развитых корпоративных отношениях происходит алгоритмизация порядка действий отдельных участников. А в случае его нарушения или неисполнения принятых общих решений предусматриваются санкции.

Adblock
detector