- Санитарные нормы организации контейнерных площадок
- Размер и ограждение площадки для сбора отходов
- Ответственность за нарушение норм
- Необходимость сортировки мусора перед утилизацией
- Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора
- Отличия для площадок под ТБО и ТКО
- Особенности и нормативы установки мусорных контейнеров в частном секторе
- Как добиться перемещения контейнеров
- Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ
- Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
- Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
- Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
- Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора
- Требования к площадкам для мусорных контейнеров
- Нормативы размещения площадки для сбора мусора
- Ограждение
- Где не разрешается устанавливать контейнерные площадки
- Изменение требований к контейнерным площадкам в ходе мусорной реформы
- Какие мусорные контейнеры можно использовать
- Основные требования к мусорным бакам
- Цвет контейнеров
- Кто несет ответственность за обустройство площадок
- Административная ответственность за нарушение требований СанПиН и СНиП
- Требования к площадкам ТКО и ТБО
- Обустройство мест накопления отходов
- Правила вывоза мусора
Жизнедеятельность любого человека сопровождается образованием большого количества отходов, к которым относятся остатки пищи, сломавшиеся вещи, строительный хлам. Важно не допустить накапливания подобного мусора на территории около домов, поэтому коммунальные службы обустраивают площадки, где размещают специальные контейнеры.
Для обозначения бытовых отходов используются две аббревиатуры: ТБО и ТКО, то есть твердые бытовые и коммунальные отходы. По своему смыслу они идентичны, однако в правоустанавливающих документах принято писать ТКО.
Как уже говорилось, сбор и временное хранение отходов в пределах населенных пунктов осуществляются на обустроенных контейнерных площадках. Вне зависимости от своего типа они обеспечиваются подъездными путями, специальным водонепроницаемым покрытием и ограждением. Последнее не позволяет мусору распространяться за пределы обустроенной территории.
В большинстве случаев площадки для сбора отходов имеют небольшие размеры. Они могут быть открытые, закрытые или подземные. Первый тип встречается наиболее часто, так как имеет небольшую себестоимость обустройства.
Площадки с ограждениями со всех сторон, навесом и дверями в нашей стране относительно редки, так как предполагают большие вложения в строительство. Оплачивают обслуживание площадки ее пользователи, то есть жители соседних домов, либо компания, заказавшая установку.
Площадки последнего типа имеют подземный накопитель отходов – на поверхности земли размещается лишь мусороприемник. Подобные конструкции не пользуются большой популярностью, так как их обустройство и обслуживание гораздо дороже, чем у первых двух видов. Обычно к этому варианту прибегают, чтобы сэкономить место либо не портить общий вид территории.
Санитарные нормы организации контейнерных площадок
Часть отходов в процессе хранения разлагается, привлекая животных и мух. Есть и вероятность возгорания, проникновения опасных веществ в грунтовые воды. Минимизировать риски позволяет соблюдение санитарных норм при оборудовании мест для накапливания отходов.
Организация всех процессов в данной сфере является обязанностью коммунальных служб. Монтаж, содержание, выбор размеров площадок для сбора отходов осуществляются в соответствии с действующими требованиями СанПиН:
Около жилых домов устанавливаются специальные площадки с ограждениями как минимум с трех сторон. При выборе расположения их места необходимо предусмотреть возможность свободного проезда мусоровоза. На расстоянии 10 м от зоны сбора мусора не допускается наличия растительности.
Установленное нормами расстояние между подобными площадками и жилыми домами, детскими и спортплощадками, границами индивидуальных земельных участков под ИЖС, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха составляет 20–100 м. При выборе размеров площадки для сбора отходов нужно также учитывать расстояние до территории медицинских учреждений – минимальное значение составляет 25 м.
При отсутствии возможности выполнения норм в районах со сложившейся застройкой санитарные правила позволяют сократить указанные расстояния на 25 %. Для этого обязательно проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, а площадки оснащаются навесами над мусоросборниками. При подземном хранении мусора сокращение расстояний является недопустимым.
Мусорные контейнеры размещаются на бетонном/асфальтированном основании, что позволяет поднять их на 10–20 см над поверхностью земли и защитить от потоков воды во время дождя.
Число бункеров-накопителей подбирается в соответствии с количеством домов, для которых сооружается место сбора отходов.
Продолжительность накопления ТКО в мусоросборниках зависит от средних показателей температуры воздуха в течение трех суток. При температуре от +5 °C отходы могут храниться максимум сутки, при температуре менее +4 °C предельный срок составлять трое суток.
В соответствии с СанПиН, время накопления мусора в населенных пунктах с малым количеством жителей может изменяться. При этом исходят из среднесуточной температуры воздуха, объема отходов, возможности организации их вывоза. Последнюю характеристику устанавливают после проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Минимум раз в 10 дней контейнеры очищаются и проводят дезинфекцию специальными составами – данное правило не распространяется на холодное время года. Проводить дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию могут только специально обученные специалисты либо те, кто работает в профильных компаниях.
Каждый контейнер должен иметь крышку, быть в исправном состоянии и оставаться закрытым в процессе хранения мусора. Если верхняя крышка отсутствует, сооружается навес.
Для владельцев домов в частном секторе необходимо предусмотреть возможность установки крытых ограждений.
Перевозка отходов с контейнерных площадок возможна только при помощи специально оборудованных транспортных средств. Таким образом, мусор попадает к местам ведения деятельности по обращению ТКО, где осуществляется их обработка, обезвреживание, утилизация и размещение. Вывозить отходы можно с 7 утра до 11 вечера, чтобы в остальное время не мешать отдыхать жителям ближайших домов.
Не допускается размещение площадок для сбора отходов перед фасадами, входами в здания, в местах интенсивного движения транспорта в пределах дворов. Также не рекомендуется монтировать подобные конструкции на проспектах и центральных улицах, напротив окон первого этажа, если он является жилым. Чтобы соблюсти эти правила и обеспечить наиболее комфортные условия для жителей микрорайона, площадки располагают на прилегающих улицах, в проездах.
Размер и ограждение площадки для сбора отходов
При выборе размеров площадки для сбора отходов в первую очередь учитывают необходимое число контейнеров. Эту цифры устанавливают в соответствии с количеством населения, которое будет использовать данные мусоросборники, кроме того, опираются на нормы накопления и сроки хранения отходов.
Требуется, чтобы расчетный объем баков подходил под фактическое количество мусора в периоды его наиболее активного накопления. Для жилых массивов, спальных районов принято делать площадки на 3 контейнера, тогда как для парков, учреждений, ТЦ достаточно 1-2 накопителей.
Территорию выделяют с учетом монтажа стационарного ограждения, перемещения рабочих между контейнерами и ограждением во время проведения уборки. Дополнительно предусматривается место для сбора крупногабаритных отходов или КГО.
По правилам, размеры площадки для сбора отходов должны превышать размеры емкостей на 1,5 м по наибольшему параметру. Например, при ширине контейнера в 2 м и высоте в 4 ширину площадки делают 5,5 м. Благодаря таким расчетам даже в случае опрокидывания бак не окажется за пределами выделенной территории.
Стоит оставлять место под резервный контейнер, что наиболее актуально в условиях набирающего популярность раздельного сбора отходов. Важно предусмотреть расширение зоны временного хранения мусора для размещения баков для пластика, стекла, бумаги. При этом общее количество контейнеров на одной площадке не может превышать 10 штук.
При выборе размеров площадки для сбора отходов для СНТ и сельских поселений на один садовый участок отводят 0,1 м2.
По правилам, места сбора отходов должны с трех сторон обноситься забором, минимальная высота которого составляет 1 м. Ранее роль ограждения могли играть зеленые насаждения, так как его основная цель состоит в сокращении доли отходов, разносимых ветром и животными по прилежащей территории.
Стандартный размер забора для площадки для сбора отходов составляет 1,5–2 м. Его чаще всего устанавливают с трех сторон – данное решение позволяет забирать мусор, не выкатывая баки к машине. Проблема в том, что контейнеры не защищены от животных, ветра, дождя и снега.
Иногда используются навесы, однако это усложняет вывоз ТКО. Дело в том, что только у некоторых мусоровозов предусмотрен выдвижной захват, позволяющий вынуть контейнер.
Достаточно часто машину для вывоза мусора сопровождает дополнительный сотрудник, который выкатывает и возвращает контейнеры на площадку. Также он отвечает за удаление с площадки остатков отходов. Это позволяет устанавливать ограждение и с четвертой стороны – тогда его просто открывают, чтобы выгрузить баки.
Оно защищает отходы от животных, но не мешает жителям пользоваться контейнерами.
Ответственность за нарушение норм
За содержание площадок отвечает владелец земли либо органы местного самоуправления, такие как управляющие организации, ЖСК, ЖК.
К благоустройству площадок для сбора отходов относятся:
- техобслуживание, то есть покраска, ремонт, иные операции;
- уборка, в том числе сбор мусора, который находится рядом с контейнерами;
- маркировка баков в соответствии с разновидностями отходов;
- очистка, дезинфекция контейнеров;
- поддержание необходимого состояния покрытия.
Административно-техническая инспекция имеет право применить санкции при несоблюдении установленных правил содержания таких площадок. Например, ответственная компания может быть наказана за ошибки в расчетах требуемого количества баков и размеров площадки для сбора отходов.
Для должностных лиц предусмотрен штраф не более 2 тысяч рублей, для компаний он доходит до 20 тысяч рублей. В случае нарушения требований организацией, ее деятельность может быть приостановлена на срок не более трех месяцев.
Необходимость сортировки мусора перед утилизацией
Количество мусора на планете неизменно растет. В разных странах выделяются колоссальные суммы и площади для создания полигонов, на которые должны свозиться бытовые отходы. Технологии переработки вторсырья также не стоят на месте.
Однако проблема мусора продолжает быть актуальной. Смешанные отходы портятся под действием солнца, осадков. Выделяемые ими вещества негативно сказываются на состоянии атмосферы, почвы, подземных вод. Кроме того, мусор может самовозгораться, что еще более опасно для окружающей среды.
В рамках мусорной реформы в России был издан закон о необходимости сортировки отходов перед утилизацией – он вступил в силу 1.01.2019 г. Этот шаг позволил государству контролировать сбор, хранение, утилизацию ТБО.
Во многих странах система сортировки отходов успешно работает уже достаточно давно. Для этих нужд предусмотрены отдельные контейнеры с соответствующей маркировкой, по которым люди сами разделяют разные виды вторсырья и мусор. Правительство обязало службы ЖКХ устанавливать баки, предполагающие разделение по типу отходов.
Здесь нужно понимать, что чем большее количество видов отходов разделяют, тем больше нужно баков, а значит, требуются более значительные размеры площадки для сбора отходов.
При сортировке выделяют следующие виды бытовых отходов:
- стеклотара;
- металлические бутылки и банки от соков, консервов;
- все виды бумаги и картона;
- текстиль;
- остатки продуктов питания;
- аккумуляторы, батарейки, светодиодные лампы, непригодные для использования.
Упростить вынос мусора можно, если сортировать его дома, раскладывая фракции по отдельным пакетам. Хотя это немного сложнее, чем выбросить все отходы в одно ведро, данный подход позволяет заботиться о состоянии окружающей среды и всей планеты.
Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора
Основные правила обращения с ТБО описывает СанПиН 42-128-4690-88. Согласно п. 2.1, 2.2 размеры и нормы контейнерной площадки для мусора следующие:
- установлены на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от жилых домов, мест отдыха, детских и спортивных учреждений;
- размер необходим достаточный для вмещения нужного числа контейнеров;
- достаточное число баков определяется численностью населения домов;
- на одной площадке не размещается более 5 шт.;
- места размещения согласуются с архитектором района и местными СЭС;
- сбор производится в стандартные металлические сборники;
- площадка под мусорные контейнеры оборудуется удобным подъездом для транспорта;
- водонепроницаемое покрытие с уклоном и желательно ограждена зелеными насаждениями.
Дополнительные требования до недавнего времени были установлены СанПиН 2.1.7.3550-19, который действовал с 2019-го до конца 2020 года. Затем его сменил СанПиН 2.1.3684-21:
- удаленность от медицинских организаций не менее 25 м;
- если требования к удаленности площадок соблюсти невозможно, собственник участка вправе обратиться к главному санитарному врачу субъекта федерации для изменения правил удаленности, но не более чем на 25%;
- мусорные баки возле дома должны быть закрытыми, исключить возможность попадания ТБО на площадку;
- контейнеры не промываются на площадках;
- вывозить отходы необходимо ежедневно, если температура воздуха выше +5 и раз в три дня, если ниже +4;
- вокруг необходимо ограждение высотой не менее 1 метра.
Отличия для площадок под ТБО и ТКО
Площадки для ТБО и для ТКО — это один и тот же объект, поэтому отличий в том, где должны располагаться мусорные баки, нет. Твердые бытовые отходы, как более узкое понятие, входят в состав термина «Твердые коммунальные отходы».
Учитывая, что термин ТБО применяется в более старых документах, отличия в том, что новыми документами для площадок установлены дополнительные требования. Их мы описали выше.
Для ТКО установлены не только специальные нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов, но и требования для самих баков, сбора и вывоза мусора.
Постановлением Госстроя №170 от 2003 года установлено, что сбор мусора производится в:
- переносные металлические мусоросборники, вместимостью до 100 л для домов, где живут менее 200 человек;
- до 800 л, для домов, в которых проживает более 200 человек.
Согласно пункту 3.7.4, они устанавливаются на бетонированную или асфальтированную площадку, огражденную железобетонными стенками или кустарниками, учитывая санитарные нормы размещения мусорных контейнеров от дома и требования к размерам баков. Если контейнеры с колесами, то необходимо оборудовать место пандусом от проезжей части и бордюром. При трудностях с использованием металлических баков зимой и как временная мера допускается установка съемных деревянных ящиков без дна.
Окраска металлических сборников производится 2 раза в год весной и осенью.
Особенности и нормативы установки мусорных контейнеров в частном секторе
По СанПиН 42-128-4690-88, п. 2.2.3 в частных домах места расположения мусоросборных баков определяется собственником. Удаленность допускается сократить на расстояние до 8—10 метров. Если место выбрано спорно, этот вопрос решается местной администрацией.
Пункт 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 указывает, что расстояние от площадки до границы индивидуальных земельных участков под ИЖС требуется не менее 20 метров. Учитывая возможность уменьшения нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе по согласованию с местным санитарным врачом, этот показатель допускается сокращать.
По пункту 3.7.8 Постановления Госстроя сбор отходов следует производить в малые металлические емкости, которые выносятся к месту остановки мусоровоза в положенное время. Пункт 10 ПП №1156 позволяет осуществлять складирование ТБО в пакеты или иные емкости, предоставленные и принимаемые региональным оператором. Обычно это указывается в договоре на оказание услуг.
Как добиться перемещения контейнеров
Если необходимо добиться удаления или приближения мусорных баков, стоит опираться на СанПиН 1988 года. Документ хотя и принят в СССР учитывается судами при рассмотрении споров до сих пор. Кроме того, норма удаления мусорных баков, особенно вне частных домовладения, установлена и новым СанПиН 2019 года.
Так, нормы расстояния от площадки ТБО до школы — не менее 20 метров. Установка ее на более близком расстоянии является нарушением.
Добиться перемещения получится через обращение к управляющей компании, которая занимается подписанием договора с региональным оператором, и через обращение в суд.
Согласно п. 12 ПП №1156, места размещения указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, конкретное расстояние от дома до мусорного контейнера согласуется с УК. В договоре есть специальное приложение с указанием конкретного места расположения, объем принимаемого мусора и периодичность вывоза.
Если УК подписала договор, то фактически утвердила расстояние от мусорки до жилого дома и приняла место складирования мусора. Вопрос с переносом мусорных баков придется решать силами жильцов дома.
Если решение о месте складирования приняла местная администрация, необходимо подавать в суд административный иск, где ответчиком выступит администрация села, города, района.
Учитывайте, что при решении спорного вопроса суд рассматривает возможность установки баков с соблюдением нормы расстояния мусорных контейнеров от жилых домов, детских учреждений и иных организаций. Если перенести баки невозможно, то суд примет отрицательное решение. Добиться перемещения мусорной площадки получится, если в положенной удаленности есть место для оборудования ее по нормативам.
Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ
- каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
- как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.
Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.
Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
- поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
- указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.
Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
1. Местоположение площадки.
Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
2. Технические характеристики.
Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
3. Сведения о собственнике места.
Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.
4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).
Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.
Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора
ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.
- УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
- Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
- Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
- В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.
На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.
Требования к площадкам для мусорных контейнеров
Проведение мусорной реформы вызвало изменения требований по обороту ТКО. 5 декабря 2019 года утверждены новые СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» сроком на 1 год, до 01.01.2021г.
В Правилах изложены общие условия, определяющие: периодичность вывоза отходов, требования к контейнерам, удаленность площадок от объектов, порядок санитарного содержания. Стоит отметить, что Правила устанавливают далеко не все требования к площадкам накопления ТКО. Поэтому окончательное решение по ее устройству и внешнему виду принимает собственник.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». Однако данные Правила определяют только порядок создания мест накопления ТКО и ведения реестра.
В части самого обустройства они отсылают к законодательству РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства муниципальных образований.
Нормативы размещения площадки для сбора мусора
Согласно требованиям, контейнера для сбора ТКО должны размещаться не ближе 20 метров от жилых зданий, детских учреждений, школ, спортивных площадок и мест отдыха граждан, а от медицинских учреждений – 25 метров. Удалённость не должна превышать 100 м.
Площадка должна иметь удобные подъездные пути для мусоровозов, а её местоположение указывается на схеме при проектировании зданий. Размещение согласовывается с уполномоченным органом местного самоуправления, а в случае невозможно выполнить требования, решение принимается главным санитарным врачом субъекта РФ. Санитарные Правила, в этой части, противоречат Правилам, утвержденным Правительством РФ.
Ограждение
Правила предусматривают ограждение мест сбора ТКО с трех сторон высотой не меньше 1 метра. Ранее предлагалось для ограждения использовать зеленые насаждения. Назначение ограждения снизить количества мусора разносимого по окружающей территории ветром и животными.
Самая простая конструкция представляет собой ограду с трех сторон высотой от 1,5 до 2 метров. Что позволяет вывозить отходы без выкатывания контейнера к мусоровозу. Однако такое решение не препятствует доступу животных, слабо защищает от ветра и не защищает от осадков.
Некоторые конструкции предусматривают навесы. Но не все мусоровозы оснащены выдвижным захватом, способным вынуть контейнер, что усложняет вывоз мусора.
Многие выделяют отдельного рабочего, перемещающегося вместе с мусоровозом и осуществляющего выкатывание и возврат контейнеров на площадку, а за одно и санитарную уборку площадки от остатков мусора. К тому же, такое решение позволяет использовать ограждение с четвертой стороны, открываемое при выгрузке контейнеров. Оно не препятствует жителям размещать отходы, но не позволяет приблизиться животным.
Новые Правила предусматривают ограничение контейнерной площадки бордюром, который должен выступать на 5-7 см для предотвращения самопроизвольного скатывания баков на колесах.
Где не разрешается устанавливать контейнерные площадки
Площадки не устанавливают перед фасадами зданий, перед входом в здание и в местах интенсивного движения транспорта по внутри дворовому проезду. По возможности, не стоит устанавливать их перед окнами жилого первого этажа.
Не рекомендовано сооружать площадки на проспектах и центральных улицах. При необходимости, площадки устанавливают в прилегающих улицах и проездах. Все эти факторы значительно влияют на создание комфортных условий для граждан.
Если соблюсти расстояние от зданий до контейнерных площадок для мусора согласно требованиям Правил нельзя, главный санитарный врач субъекта РФ принимает решение об изменении расстояния, но не более чем на 25%.
Изменение требований к контейнерным площадкам в ходе мусорной реформы
В ходе мусорной реформы было принято решение изменить устаревшие Правила по мусорным площадкам, разработанные ещё в 1988 году. Однако предложенный проект оказался всего лишь подправленной копией. Именно этим объясняется годовой срок действия новых Правил. Тем не менее, они были дополнены следующими требованиями:
- не ближе 25 метров до территории медицинских учреждений;
- изменение предельных расстояний ограничили 25%;
- увеличили количество контейнеров до 10;
- ограждение площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра;
- упоминается о раздельном накоплении;
- уборка, дезинсекция и дератизация площадок;
- вместо выражения «площадка ТБО», применяется «площадка ТКО».
Из старых норм исключили строку о применении стандартных металлических контейнеров, тем самым допустив в оборот пластиковые баки различных форм.
Какие мусорные контейнеры можно использовать
Контейнерный парк имеет большое разнообразие. Отличие может быть по объему, по материалу исполнения, по конструкции крышки, по способу разгрузки в мусоровоз. Кроме контейнеров, для сбора бытовых отходов могут использоваться различные бункеры объемом до 3,5 кубометров.
Основные требования к мусорным бакам
Требования к контейнерам для сбора ТКО содержатся в Правилах. Мусоросборники должны закрываться крышкой, исключать выпадение отходов и быть исправными. Однако жители не стремятся пользоваться крышками из-за чувства брезгливости.
Неприятно браться за грязную ручку контейнера голой рукой. Для решения этой проблемы производители применяют различные устройства привода крышек – боковые рычаги, ножные педали – но подобные механизмы быстро выходят из строя.
Кроме того контейнеры должны иметь стандартные устройства, либо усиленные места для захвата манипулятором при загрузке в мусоровоз. При разгрузке, крышка контейнера должна автоматически открываться и не препятствовать перемещению отходов в бункер автомобиля.
К сожалению, идеальной конструкции в паре манипулятор – контейнер всё ещё нет. Производители ведут работу в этом направлении, разрабатывая свои варианты оборудования. По этой причине отсутствует единый стандарт баков для складирования мусора.
Заказывая контейнера для обслуживания своих объектов, необходимо учитывать особенности конструкции манипулятора мусоровоза, который будет вывозить отходы с площадки. По этому причине многие мусороуборочные компании предлагают свои контейнера.
Цвет контейнеров
В настоящее время нет жёстких требований, какого цвета должны быть контейнера на мусорных площадках. Традиционно используются зеленый, синий, коричневый, красный цвета темных тонов. Желательно что бы цвет маскировал загрязнения, следы коррозии и гармонировал с окружающей средой.
Ожидается, что с введением раздельного сбора отходов по морфологическим видам: пластик, стекло, бумага, металл, прочие отходы, каждому контейнеру для определенного назначения будет присвоен стандартный цвет. В настоящее время разрабатываются соответствующие рекомендации. На некоторых территориях уже используются подобные цветовые схемы.
Кто несет ответственность за обустройство площадок
У каждой контейнерной площадки есть владелец, который по закону отвечает за её обустройство, исправность и санитарное содержание. Он имеет право самостоятельно выполнять эти работы, либо привлекать по договору сторонних лиц.
Собственником мест сбора мусора является владелец (совладелец) объекта, к которому она относится. По договоренности, площадка может обслуживать несколько объектов.
В многоквартирном доме мусорная площадка является частью общего имущества, собственниками которого считаются владельцы помещений в доме. Ответственность за содержание лежит на обслуживающей организации, либо собственниках при непосредственном управлении.
Санитарное состояние мест сбора мусора может обеспечивать мусороуборочная компания за отдельную плату. Она также может выполнять обустройство и обеспечивать исправность контейнерного парка.
Площадки, расположенные на муниципальных землях, принадлежат муниципалитету. Например, в частном жилом фонде, на городских улицах и т.п. Реестр всех контейнерных площадок ведётся региональным оператором, закреплённым за территорией.
Административная ответственность за нарушение требований СанПиН и СНиП
Мера ответственности определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае могут применяться две статьи:
- ст. 6.35 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления», влечёт наложение штрафа на граждан от 2 до 3 тысяч рублей, должностных лиц от 30 до 40 тысяч, предприятие – от 250 до 350 тысяч рублей.
- При нарушении технических регламентов и законодательства об охране окружающей среды: ст. 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Штраф для граждан 1 000 – 2 000 рублей, должностных лиц 10 000 – 30 000 рублей, юридических лиц – 150 – 250 тысяч рублей.
Пока требования к контейнерным площадкам носят общий характер. В некоторых регионах, муниципальные власти устанавливают свои нормы. Возможно, обобщив накопленный опыт муниципалитетов, федеральные органы власти внесут дополнения в соответствующие Правила.
Требования к площадкам ТКО и ТБО
Для начала разберёмся в понятиях ТКО и ТБО. После принятых изменений в закон «Об отходах производства и потребления», впервые появилось понятие ТКО – твёрдые коммунальные отходы. Обязанность по хранению и вывозу этого сырья была возложена на коммунальные службы.
Основная часть мусора современных городов, это обычные твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые образуются ежедневно: остатки пищи, стекло, пластик, целлюлоза и пр. К коммунальным (ТКО) можно отнести отходы, которые накапливаются в жилых или нежилых помещениях, во время деятельности человека или организации, например, потребительские товары, утратившие своё первоначальное назначение.
В вышеупомянутом законе терминология ТКО служит в первую очередь для разграничения видов отходов и, соответственно, норм и тарифов для обычных людей и предприятий. Очевидно, что предприниматели и организации, с многочисленным персоналом, в процессе своей деятельности выбрасывают гораздо больше мусора, чем обычный житель.
Организацией контейнерной площадки занимаются местные коммунальные службы. При установке и содержании этих территорий, они должны руководствоваться требованиями, закреплёнными в инструкции «Санитарные правила содержания территории населённых пунктов СанПин 42-128-4690-88. К ним относятся:
- В обязательном порядке в районе жилых домов, должны находиться ограждённые, минимум с трёх сторон, специальные площадки. Высота ограждения должна быть не менее 1–1,5 м, чтобы мусор не разносился ветром на близлежащую территорию. Расположение, должно быть, таково, чтобы имелся свободный проезд мусоровоза. В радиусе 10 метров не должно быть растительности.
- Мусоросборники должны находиться на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов, детских и спортивных площадок, но не более 100 метров.
- Установка мусорных контейнеров должна производиться на бетонном или асфальтированном основании на высоте 10–20 см от уровня земли, чтобы под них не попадали потоки дождя. Обязательно наличие закрывающихся баков.
- Количество бункеров-накопителей зависит от числа домов, расположенных поблизости. В среднем размеры площадки должны вмещать от 3 до 5 контейнеров для мусора.
- Мусор должен вывозиться ежедневно, а контейнеры очищаться и обрабатываться дезинфицирующими средствами, не реже 1 раза в 10 дней, за исключением зимнего времени.
- Возможность установки крытых ограждений для владельцев частного сектора.
Обустройство мест накопления отходов
При строительстве контейнерных площадок необходимо учитывать месторасположение и объёмы ежедневных отходов. В жилых массивах и спальных районах оптимально проектируются места для сбора ТБО на 3 контейнера. В парках, возле учреждений, в районе торговых центров достаточно иметь площадку на 1–2 контейнера.
В ст.8 закона РФ № 89-ФЗ прописано, кто должен устанавливать контейнеры и должен оборудовать места сбора отходов. Согласно этому закону, ответственными за обустройство площадок являются органы местного самоуправления.
Обязанность за приобретение и содержание контейнеров для накопления отходов возложена на региональных операторов. А также бункеры могут приобретать собственники земли, на которых расположены площадки накопления ТКО.
Наследие прошлого до сих пор встречается
Правила вывоза мусора
В целях защиты жителей от шума, разрешается вывозить ТБО в период с 7 часов утра до 23 часов вечера.
Нормами СанПиН 42-128-4690-88 строго регламентирована периодичность вывоза мусора, чтобы не допустить его загнивания и разложения. При температуре воздуха от +5 °C и ниже, частота вывоза 1 раз в 3 дня. В тёплое время года, при среднесуточной температуре свыше +5 °C, мусорные баки должны вывозить ежедневно.
В случае нарушения норм вывоза отходов следует обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора, поскольку надзор за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства находится в его компетенции.