В целом назначение закона «О защите прав потребителей» соответствует его названию. Однако не существует в мире закона, способного кого-либо защитить. Закон – это лишь сборник каузальных диспозиций и перечисление санкций.
А вот применение этих санкций – это уже правоприменительная практика, результатом деятельности которой является защита интересов граждан, в том числе и потребителей.
Поэтому закон «О защите прав потребителей» предусматривает неустойку (пеню), как один из способов защиты интересов потребителей.
По сути, у неустойки две сферы применения, а именно:
- Предупредительная. В качестве предупредительной меры угроза начисления неустойки часто бывает весьма действенной. Так, предупреждение об обращении в суд с требованием взыскания неустойки, изложенное в досудебной претензии продавцу, значительно увеличивает шанс урегулировать спор, не прибегая ни к суду, ни к штрафным санкциям.
- Охранительная. В данной области применения штрафных санкций неустойка взыскивается и тем самым исполняет обещанную Законом о ЗПП государственную защиту прав граждан.
Именно в части применения охранительной функции неустойки особенно важны точные расчеты, которые можно произвести при помощи калькулятора. Дело в том, что неустойка имеет свою четкую регламентацию и не может быть необоснованно завышена, в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Начало отсчета неустойки (пени)
Датой начала отсчета неустойки будет дата предъявления претензии продавцу или исполнителю. Поэтому очень важно иметь документальное подтверждение факта и даты получения претензии контрагентом. К подтверждениям можно отнести:
- Подпись продавца (исполнителя) в получении претензии, проставленная на копии претензии.
- Квитанция об отправке заказного письма.
- Распечатка электронного письма вместе с реквизитами адресата.
Претензии
Претензия может содержать в себе следующие требования:
- Возврат денег, уплаченных за некачественные товар или услугу;
- Замена некачественного товара на равноценный хорошего качества;
- Об уменьшении цены товара в случаях, когда имеющиеся у товара дефекты снижают его цену, но в целом товар пригоден для использования и покупатель не хочет его вернуть или обменять:
- О ремонте дефектного товара за счет продавца.
Сроки рассмотрения
Существует регламентация сроков рассмотрения претензии. Так, претензии с требованиями возврата денег либо с требованиями об уменьшении цены должны быть рассмотрены продавцом в течение 10 дней. Просрочка с ответом (каким бы он ни был) дает потребителю права начать отсчет неустойки.
Обычно сроки вызывают гораздо больший интерес, чем они того заслуживают. Суть претензии не в «выбивании» ответа. Суть претензии в приостановке сроков, отведенных законом на предъявление претензии продавцу.
Поэтому нет смысла обивать пороги магазинов. Главное – отправить претензию вовремя. Придет ответ – хорошо, значит, вы добились своего.
Не придет – значит, вы можете обратиться в суд и потребовать взыскание с продавца неустойки. Что тоже хорошо. Потому что пеня за просрочку ответа составляет 1% от стоимости товара за каждый день, кроме выходных и праздничных.
Наглядный пример
Мы уже говорили о том, что началом исчисления сроков является день предъявления претензии. По условиям нашего примера претензия была направлена 1 апреля 2018 года. Поскольку срок ответа на претензию определен законом в 10 дней, то крайней датой удовлетворения или отказа в удовлетворении претензии будет 11 апреля 2018 года.
Начиная с 11 апреля, потребитель имеет право либо обратиться в суд, либо написать повторную претензию, либо еще немного подождать. В любом случае, начиная с 1 апреля 2018 года, он имеет право на получение пени.
Предположим, что до 21 апреля 2018 года ответ от продавца так и не был получен, а значит, просрочка составляет 20 дней. Рассчитываем пеню за этот период.
- 10 000 рублей (стоимость товара) / 100% = 100 рублей (1%) за каждый день просрочки.
- 100 × 20 (дни просрочки) = 2000 рублей неустойки за 20 дней просрочки.
21 апреля потребитель относит исковое заявление в суд именно с требованием о взыскании этой суммы. Но судебное решение, как правило, длительный процесс. Поэтому сумма пени может увеличиваться, а новые расчеты потребитель может предъявлять посредством заявлений об изменении исковых требований.
Исключения! В соответствии с требованиями закона «О защите прав потребителя» не все сроки, нарушение которых дает потребителю право на получение неустойки, равны 10 дням. Так:
Калькулятор неустойки по защите прав потребителей по услугам и работам
Узнайте с помощью калькулятора неустойки по защите прав потребителей сумму за нарушения оказания услуг или выполнения работ на портале Правовой Корабль юридическая компания. Вы узнаете больше об особенностях начисления данных штрафных санкций в видео ролике.
В случае злоупотребления со стороны исполнителя условиями договора, вы вправе заявить об устранении соответствующих нарушений. Если ваша просьба не будет удовлетворена нарушителем в установленный законом десятидневный срок, то вы можете требовать неустойку в размере 3% в дань от уплаченной суммы, но не более ста процентов.
В судебном порядке в вашу пользу будет взыскан штраф в размере 50 % от взысканной суммы, которую не удовлетворит ответчик до судебного заседания в добровольном порядке.
Получите информацию, как правильно рассчитать и произвести расчет штрафа на Портале, просмотрите нижеуказанное видео. Разберитесь с помощью обучающего видео в важных аспектах заполнения параметров расчета, которые на первый взгляд могут вызвать затруднения.