- Что дает свидетельство пенсионера
- Как выглядит пластиковое пенсионное удостоверение
- Что необходимо для получения пластика
- В каких случаях может понадобиться пенсионное удостоверение
- Альтернатива пластиковому варианту — электронное пенсионное свидетельство
- Может ли электронный вариант полностью заменить пластик
- Порядок получения пенсионного свидетельства
- Назначение пенсионного удостоверения
- Причины отмены удостоверения
- Что это такое
- Льготы
- История отмены и образцы свидетельств
- Цифровое свидетельство с 2021 года
- Необходимые документы
- Способы оформления
- Восстановление пенсионного удостоверения при утере или замене
- Порядок действий
- Популярные вопросы
- Можно ли заказать через МФЦ?
- Почему отменили удостоверение старого образца?
- Справка из Пенсионного фонда в текущем году
Граждане, собирающиеся получить статус заслуженного трудового отпускника, должны заранее позаботиться об оформлении всех необходимых свидетельств.
Для получения пенсионного удостоверения через ПФРФ следует собрать следующий пакет документов:
- Паспорт заявителя;
- СНИЛС;
- Трудовая книжка;
- Свидетельство о заключении брака;
- Справка о доходах;
- Справка с места прохождения учебы;
- Банковский договор.
Что дает свидетельство пенсионера
Как уже было сказано, сейчас все основные данные о получателях мер социальной поддержки оцифрованы и передаются по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Это означает, что само по себе свидетельство не дает никаких дополнительных прав – и лишь в некоторых случаях оно подтверждает, что его предъявитель имеет льготы пенсионера.
Кроме прочего, это могут быть такие льготы:
- бесплатный проезд в городском транспорте, льготный или бесплатный проезд в междугороднем и пригородном транспорте. Это определяют органы власти регионов;
- скидки в аптеках и некоторых магазинах;
- скидки в некоторых учреждениях культуры (театры, выставки, и т.д.).
Чаще всего это касается права на бесплатный проезд. Дело в том, что перевозчики на улицах российских городов преимущественно частные, а компенсации за перевозку льготников до них доходят не всегда. Поэтому из-за бесплатного проезда часто возникают конфликтные ситуации – а благодаря наличию специального документа их удастся избежать.
Как выглядит пластиковое пенсионное удостоверение
Пенсионное свидетельство повторяет форм-фактор стандартной банковской карты или водительского удостоверения. На нем располагается фотография владельца в бесцветном или цветном варианте, его Ф.И.О, и информация о получаемой пенсии.
В случае назначения двух видов пенсии, оба будут отображены в соответствующей графе. Помимо этого, есть указание страхового номера индивидуального лицевого счета и срок, в течение которого будет начисляться выплата. На обратной стороне можно обнаружить памятку в виде цитаты из ФЗ №400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Сумма, отображающая размер выплаты, на свидетельстве не указывается. Эту информацию, как и прежде, можно отыскать в справке ПФР о назначенной выплате.
Новый документ выдается гражданам вне зависимости от дня выхода на пенсию.
Что необходимо для получения пластика
Для получения свидетельства пенсионера гражданин должен собрать пакет следующих документов:
- заявление;
- удостоверение личности — паспорт или иной вид документа исполняющего задачу идентификации гражданина в соответствии с законодательством РФ;
- одна цветная или черно-белая фотография с изображением лица размера 21х30 мм, без исполнения угла под печать.
К фотографии гражданина выдвигается ряд особых требований. Она должна соответствовать его фактическому возрасту на день обращения в ведомство.
Лицо должно смотреть строго в направлении камеры, т.е. анфас, на голове не должно быть кепок, шапок, очков и других аксессуаров, затрудняющих идентификацию личности.
Исключение составляют только те головные уборы, которые не скрывают овал лица или носятся в соответствии с религиозными убеждениями гражданина. Что касается очков, допускаются модели для постоянного ношения (для коррекции зрения) с прозрачными линзами. Фон фотографии белый и ровный, без ярко выраженных пятен и полос, тени, а также посторонних вещей.
Веки должны быть подняты полностью, а волосы не должны попадать в область лица.
Получить документ можно как лично, так и через доверенное лицо — в любом территориальном органе ПФР. При личном присутствии заявителя свидетельство будет выдано в день обращения.
Обмен справок и пенсионных удостоверений не обязателен — юридическая сила ранее выдававшихся документов остается действительной.
Полученное свидетельство пенсионера считается действующим в течение срока, на который назначена выдача пенсии.
В каких случаях может понадобиться пенсионное удостоверение
Свидетельство пенсионера служит для предъявления в тех случаях, когда от гражданина требуется подтверждение статуса. В таких ситуациях, имеющееся свидетельство позволяет использовать установленные льготы и скидки.
Самый яркий пример — проезд в общественном транспорте. То же справедливо для государственных аптек и ряда частных компаний. Также скидки могут предоставляться продуктовыми магазинами на условиях, определенных администрацией организации.
Альтернатива пластиковому варианту — электронное пенсионное свидетельство
В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июня 2020 г. № 356н имеется сноска, в которой говорится — «факт назначения пенсии по желанию гражданина может подтверждаться свидетельством пенсионера, оформленным на материальном носителе или в форме электронного документа».
В случае взаимодействия с государственными ведомствами справки и удостоверения были рудиментом — все сведения о статусе пенсионера имеются в электронных базах Пенсионного Фонда России, и соответственно при необходимости инстанция запрашивает информацию именно оттуда — в рамках программы межведомственного взаимодействия.
Это же и стало причиной введения электронной версии свидетельства. По идее, запись выполняет функцию той же справки, только оформленной в электронном формате.
Найти ее можно в личном кабинете портала государственных услуг. По желанию или необходимости пенсионер также может запросить выдачу пластикового свидетельства. Оба документа являются подтверждением статуса.
Может ли электронный вариант полностью заменить пластик
Замена бумажного удостоверения на пластиковую карту, а также использование электронной версии документа не сказалось на особом социальном статусе гражданина. Однако в ряде случаев все равно придется подтверждать его.
Тем не менее, электронная запись и ее ксерокопия обладают той же юридической силой, что и материальное свидетельство.
Порядок получения пенсионного свидетельства
Для получения свидетельства нужно обратиться в ПФР. Сделать это можно напрямую или через Многофункциональный Центр Государственных Услуг (МФЦ). Можно упростить задачу и воспользоваться сайтом ПФР. Авторизация в личном кабинете проводится посредством Портала Госуслуг.
Для заказа свидетельства онлайн нужно иметь подтвержденную страницу на портале государственных услуг. Для этого необходимо явиться в любой удостоверяющий центр или заказать подтверждающий код по почте. Сотрудник почты подтверждает личность при выдаче документа на руки.
Для получения нужен паспорт гражданина РФ и СНИЛС. Выдается свидетельство безвозмездно. Срок рассмотрения заявления — сутки.
Для оформления документа через МФЦ нужно обратиться в любой отдел лично или через представителя. Сотрудник предложит заполнить форму заявления, ответит на возникающие вопросы. За готовым документом нужно будет явиться в назначенное время.
При утере свидетельства, его можно получить повторно. Плата при этом также не взимается.
Документ можно оформить через представителя. Для этого необходимо оформить доверенность, заверенную нотариально.
Назначение пенсионного удостоверения
К основным функциям документа относят:
- Подтверждение статуса владельца. Удостоверение указывает, что гражданин является пенсионером или инвалидом.
- Подтверждение размера пенсии. Это необходимо для оформления пособий, дополнительных выплат, сокращения ежемесячных взысканий в Службе Судебных Приставов.
- Подтверждение прав на дополнительную социальную поддержку, доступную только отдельным категориям граждан.
Назначение документа не меняется в зависимости от его вида. И справка, и удостоверение выполняют одинаковые функции.
Причины отмены удостоверения
Пенсионное удостоверение было введено еще в СССР, в 80-х годах. Фактически, документ исчерпал себя, его форма требовала изменений. В итоге с 2015 года они больше не выдаются.
Это не значит, что ранее выданные удостоверения более не используются. Они имеют такую же юридическую силу, как и новые справки.
Вся информация, которая ранее содержалась в удостоверении, теперь содержится в электронной базе. Если пенсионеру нужно подтвердить ее документально, ему стоит взять свидетельство, которая принимается во всех органах.
Отказ от выдачи удостоверений был необходим и для сокращения расходов. Изготовление требовало существенных затрат при отсутствии острой необходимости в такой бумаге. Свидетельство обходится бюджету гораздо дешевле.
Пенсионное удостоверение — документ старого образца. Более он не выдается. В 2015 году он был заменен на выписку, а с 2021 года — пенсионное свидетельство. Все ранее выданные документы сохраняют свою юридическую силу. Суть осталась прежней, изменилось только оформление.
Что это такое
Пенсионный документ, называемый пенсионным свидетельством – это бумага, подтверждающая права граждан на меры социальной поддержки.
В составе бланка прописан ряд основной информации, представляющей собой главные сведения о личности и статусе пенсионера:
- фамилия, имя и отчество;
- дата и год рождения;
- личная фотография;
- формат обеспечения;
- размер материального пособия;
- период реализации прав на обеспечение.
Помимо данных, касающихся владельца, в свидетельстве также приведена информация об отделении Пенсионного фонда, занимавшегося выдачей и регистрацией конкретной бумаги.
Льготы
На территории Российской Федерации существует множество законов, предусматривающих наличие социальных преференций в адрес некоторых категорий граждан.
К числу льгот, обеспечивающихся статусом пенсионера, относятся:
- бесплатный или льготный проезд на городском транспорте;
- предоставление скидок на покупку медикаментов;
- льготный пропуск в некоторые культурные учреждения;
- возможность бесплатного протезирования и пр.
Чаще всего, свидетельство требуется именно в момент использования общественного транспорта или государственных маршрутных такси, осуществляющих междугородние переезды.
История отмены и образцы свидетельств
Пенсионное удостоверение – это документ, выпускаемый по установленному в текущем законодательстве регламенту и образцу. Однако, из-за старта пенсионной реформы, привычный для многих пенсионеров формат свидетельства изменился, претерпев значительные изменения.
Цифровое свидетельство с 2021 года
Необходимые документы
Граждане, собирающиеся получить статус заслуженного трудового отпускника, должны заранее позаботиться об оформлении всех необходимых свидетельств.
Для получения пенсионного удостоверения через ПФРФ следует собрать следующий пакет документов:
- паспорт заявителя;
- СНИЛС;
- трудовая книжка;
- свидетельство о заключении брака;
- справка о доходах;
- справка с места прохождения учебы;
- банковский договор.
Также будущим пенсионерам необходимо подготовить фотографию 21 х 30мм , с разрешением 600dpi , на белом или светло-голубом фоне. Сделать такой снимок можно в любом профильном салоне.
Способы оформления
Как уже говорилось ранее, оформить свидетельство пенсионера можно посредством личного визита в ПФР или МФЦ, а также с задействованием официального портала Пенсионного фонда или государственного сайта Госуслуги.
Основной способ получения свидетельства заключается в необходимости использования структур самого Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для того чтобы оформить нужные бумаги, следуйте этапам представленной инструкции:
Для того чтобы получить пенсионное удостоверение через Многофункциональный центр, вам понадобится обратиться в одно из структурных подразделений органа с пакетом документов, аналогичным справкам, подготовленным для ПФР. Однако, свидетельство, создаваемое при помощи МФЦ, будет оформляться немного дольше. В остальном процесс не имеет каких-либо отличий от процедуры получения свидетельства в отделении Пенсионного фонда.
Восстановление пенсионного удостоверения при утере или замене
Сегодня в России нередко встречаются случаи, в которых трудовые отпускники теряют пенсионные удостоверения, а также любые другие справки, подтверждающие их права на льготы и преференции. К счастью, восстановление подобной документации – достаточно простая процедура, справиться с которой можно без каких-либо особых проблем.
Порядок действий
Для того чтобы восстановить свидетельство, вам необходимо записаться на прием в Пенсионный фонд, предоставив определенный пакет документов.
Сделать это можно в соответствии с шагами следующей инструкции:
Спустя некоторое время вам придет уведомление , в рамках которого будет предоставлено время совершения визита, а также указан адрес выбранного подразделения фонда.
Популярные вопросы
Разберем несколько часто задаваемых вопросов.
Можно ли заказать через МФЦ?
Сегодня в России существует практика оформления всевозможных пенсионных документов при помощи одного из подразделений Многофункционального центра. Заказать пенсионное свидетельство можно в МФЦ, однако, сроки выполнения всех процедур слегка увеличатся, по сравнению со случаями прямого обращения в ПФРФ.
Почему отменили удостоверение старого образца?
На территории Российской Федерации проходит небезызвестная пенсионная реформа, в рамках которой меняются не только основополагающие принципы выдачи трудовых пособий, но и второстепенные моменты, касающиеся государственного довольствия. Смена формата документации вызвана необходимостью упрощения соответствующих процедур, а также облегчения регламентов их реализации.
Справка из Пенсионного фонда в текущем году
Итак, пенсионное удостоверение в 2025 году заменено справкой, которая печатается на обычном листке белой бумаги формата А4. Но для того, чтобы такая справка имела юридическую силу, она должна содержать обязательные реквизиты.
Какая информация должна быть представлена в справке из Пенсионного фонда:
- Личные данные пенсионера, то есть ФИО и дату рождения;
- Вид пенсии, которая назначена гражданину: пенсия по старости, по потере кормильца, по инвалидности и т.д.;
- СНИЛС;
- Сроки выплаты пенсионного пособия;
- Размер назначенной пенсии;
- Информация о самом подразделении Пенсионного фонда, который выдал такую справку.
Документ обязательно должен быть подписан сотрудником, который составил справку, и заверен печатью ПФ.
Получение пенсионного удостоверения нового образца также происходит через ПФ. Оформление проходит автоматически вместе с оформлением пенсии (при желании). Если же такой документ по каким-то причинам не был получен, то его оформлением можно заняться позже.
Способы, с помощью которых можно получить пенсионное удостоверение нового образца:
- Лично обратиться в ПФ с заявлением о выдаче документа;
- Направить заявление по почте;
- Заказать такую справку с помощью личного кабинета на сайте ПФ.
Внимание: оформлением справки может заниматься как сам пенсионер, так и уполномоченный от его имени субъект. Для этого обязательно необходимо представить нотариально заверенную доверенность.