Как рассчитывается неустойка

В первую очередь обратимся к Гражданскому кодексу РФ. В статье 330 содержится положение о том, что размер неустойки определяется или договором, или законом. Сама же неустойка представляет собой сумму, которую обязан выплатить нарушитель пострадавшей от неисполнения им условий договора стороне.

Важно! Закон позволяет получить неустойку в случае, если ваш контрагент не исполнил обязательства по договору (или исполнил их в неполном объеме) или же отказался от платежа (допустил просрочку). Также штрафные санкции накладываются за нарушение обязательств по договору в отношении третьих лиц.

Неустойка по договору может взыскиваться в двух формах — как штраф и как пеня. Если договором предусмотрен первый вариант, то считать ее не придется, так как сумма устанавливается заранее и является фиксированной. Заниматься расчетами нужно только в том случае, если по договору должна взыскиваться пеня.

От чего зависит размер неустойки?

Если ваш контрагент не исполняет обязательства по договору, прежде всего, нужно обратиться к тексту соглашения — в частности, к тем положениям, которые регламентируют ответственность сторон и определяют нюансы взыскания неустойки. Именно договор способен помочь нам определиться с тем, как посчитать неустойку. Как правило, в договоре или прописывается величина пени или же содержится указание, что штрафные санкции рассчитываются в соответствии с законодательством.

Первый вариант означает, что стороны самостоятельно договорились о размере неустойки, и считать ее нужно именно на основании той процентной ставки, которая указана в контракте. В этом случае размер неустойки будет зависеть от следующих параметров:

  • суммы обязательств по договору (или ее части, если обязательства выполнены не в полном объеме);
  • установленной соглашением процентной ставки;
  • периода, за который начисляются штрафные санкции.

Если же в договоре просто сделана отсылка к законодательству, то сумма рассчитывается на основании той ставки, которая установлена для данной категории правоотношений. Расчеты в таком случае привязаны к ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Как рассчитывается договорная неустойка?

Иногда в договорах содержатся специальные указания на порядок расчета пени: при наличии такой информации нужно четко следовать требованиям документа. Если же сведения о том, как считать неустойку, в договоре отсутствуют, следует воспользоваться следующей формулой: Н = С х Ст х П, где:

  • Н — размер неустойки;
  • С — сумма неисполненных обязательств;
  • Ст — процентная ставка, которая закреплена в документе;
  • П — временной период, за который будет происходить начисление штрафной санкции.

Рассмотрим порядок расчета на конкретном примере. Компания «Уют» заключила договор поставки с компанией «СтройОПТ». По договору «СтройОПТ» должна была поставить строительные материалы на сумму 100 000 рублей.

Документом была предусмотрена пеня в размере 1% за каждый день просрочки. При просрочке на 15 дней размер неустойки составил 15 000 рублей (100 000 х 1% х 15).

Особенности расчета законной неустойки по договору

Как мы уже отмечали, размер процентной ставки не всегда указывается в соглашениях. Если у вас с контрагентом составлен именно такой документ, придется считать неустойку на основании ставки ЦБ РФ. При этом здесь существует один важный момент: расчеты можно проводить как за все дни просрочки, так и только за «эффективные».

В первом случае используется следующая формула: Н = СД х П х С / 360, где:

  • Н — неустойка;
  • СД — сумма по договору (задолженность);
  • П — период просрочки (в календарных днях);
  • С — ставка ЦБ РФ.

Если для расчетов принимаются во внимание только эффективные дни, формула будет аналогична, но значение П (период просрочки) равняется не всем календарным дням этого периода, а именно «эффективным». При этом начисление процентов должно происходить до фактического исполнения обязательств.

Неустойка рассчитана. Что дальше?

Просто рассчитать неустойку недостаточно, нужно еще и правильно ее взыскать. Принято считать, что для взыскания неустойки следует сразу же идти в суд, но это не так: сначала необходимо попытаться получить средства в добровольном (досудебном) порядке. Для некоторых категорий соглашений соблюдение добровольного порядка является обязательным этапом.

Если вы не сможете предоставить подтверждение того, что уже пытались взыскать деньги, суд вообще не примет заявление.

Для получения неустойки сначала нужно составить претензию и направить ее контрагенту. В претензии следует сослаться на положения договора, указать на факт неисполнения обязательств и потребовать выплаты неустойки (к документу обязательно прилагаем ее расчет). Если же никакой реакции от нарушителя соглашения вы не получите, то уже тогда можно переходить к подготовке и подаче заявления в суд (к заявлению также прикладываются расчеты).

Более подробно о досудебном и судебном порядке взыскания вы можете прочитать здесь.

Важно! Судья проверяет правильность расчета неустойки, поэтому нужно ответственно подходить к определению суммы. Если будет выявлена ошибка, суд обязательно укажет на этот факт заявителю.

Получить неустойку вы сможете в случае, если суд примет решение в вашу пользу и обяжет нарушителя выплатить вам денежные средства. Для принудительного взыскания после принятия решения нужно будет обращаться в службу судебных приставов. При этом, даже если контрагент оплатит штрафные санкции, это вовсе не означает, что он снимет с себя все обязательства: обязанности, установленные в контракте, все равно нужно исполнять.

Подведем итоги. Взыскание неустойки начинается с расчета суммы, которую можно потребовать от контрагента. Но, как показывает практика, гораздо сложнее добиться реального взыскания пени.

Поэтому оптимальным решением в такой ситуации является обращение к юристу: специалист поможет и с выполнением расчетов, и с последующей подготовкой документов для взыскания денежных средств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Как рассчитать неустойку по Закону о защите прав потребителей?

Неустойку рассчитывают по формуле: «процентная ставка х расчетная сумма х период просрочки : 100 = сумма неустойки».

Процентные ставки, правила определения расчетной суммы и периода просрочки установлены Законом о защите прав потребителей (далее – ЗОЗПП). Попробуем в этом разобраться.

1. Какую процентную ставку использовать.

Размер процентной ставки зависит от того, какое обязательство перед потребителем нарушено. Закон о защите прав потребителей предусматривает три вида ставок для расчета неустойки: 0,5%, 1% и 3%.

Ставка 0,5%

Неустойка рассчитывается по ставке 0,5%, если потребитель предоплатил товар, а его ему передали с нарушением срока по договору (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП).

Неустойку можно взыскать и в том случае, если товар потребителю передали, но без принадлежностей и документов, что помешало использовать его по назначению. Например, предоплаченный автомобиль покупатель получил без подлинника ПТС, когда последний есть в бумажном виде. Значит, он может требовать неустойку по той же ставке, как если бы ему не передали автомобиль (п.

6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2017)).

Ставка 1%

Неустойка рассчитывается по ставке 1%, если нарушен срок, в который продавец или изготовитель должен был (п. 1 ст. 23 ЗОЗПП):

  • безвозмездно устранить недостатки товара;
  • заменить товар ненадлежащего качества;
  • возвратить уплаченные за товар деньги;
  • возместить расходы на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;
  • соразмерно уменьшить покупную цену товара;
  • возместить убытки потребителя от продажи некачественного товара или предоставления ненадлежащей информации о нем;
  • предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта (замены). Та же ставка применяется, если такой товар вообще не предоставили.

Ставка 3%

Неустойка по ставке 3% рассчитывается, если нарушен срок, в который должны были (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП):

выполнить работы или оказать услуги, в том числе если нарушен новый срок, который обозначил потребитель из-за того, что ИП или ООО не уложились в ранее установленный.

Важно: это не касается случаев, когда в течение гарантийного срока нарушен срок безвозмездного устранения недостатков. Тогда нужно руководствоваться гл. II Закона о защите прав потребителей, а неустойку рассчитывать по ставке 1% (п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17, п. 1 ст. 23 ЗОЗПП);

2. От какой суммы рассчитывать неустойку.

  • от суммы внесенной за товар предоплаты – если нарушен срок его передачи потребителю и неустойка начисляется по ставке 0,5% (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП);
  • от цены товара – если неустойка начисляется по ставке 1% (п. 1 ст. 23 ЗОЗПП). В случае если потребитель возвращает изготовителю автомобиль ненадлежащего качества, в его цену включается и стоимость дополнительного оборудования, установленного на него по заказу потребителя (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.);
  • от цены работы или услуги – если неустойка начисляется по ставке 3%. Например, неустойку за задержку выплаты страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества нужно рассчитывать от суммы страховой премии, а не возмещения (п. 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г.). Если вы не определили отдельно цену конкретной работы или услуги, исходите из общей цены заказа (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).

Для расчета неустойки цена товара, работы или услуги определяется на день, когда добровольно удовлетворены требования потребителя. А если спор дошел до суда – на день вынесения решения. В случае если цены на такой товар, работу или услугу в разных местностях различаются, то учитывать следует стоимость в том месте, где должны были удовлетворить требования потребителя (п.

1 ст. 23, п. 5 ст.

28 ЗОЗПП, п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17).

3. Как рассчитать период просрочки.

Нужно определить начало и окончание периода, за который начисляется неустойка. Чаще его считают в днях. Исключение – ситуации, когда просрочено выполнение работ (оказание услуг), срок которых определяется часами. Тогда и период просрочки рассчитывается в часах (п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 23.1, п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).

В период просрочки не включают время, когда изготовитель или продавец объективно не мог исполнить свои обязательства перед потребителем. В частности, когда:

  • потребитель сам допустил просрочку (п. 3 ст. 405 ГК РФ).
  • исполнить обязательство было невозможно из-за форс-мажора (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 ЗОЗПП).

Когда начисление неустойки начинается. Неустойку начисляют со дня (часа), следующего за днем (часом) окончания срока, в который обязательство должно было быть исполнено.

Когда начисление неустойки заканчивается. Неустойку перестают начислять, когда обязательство перед потребителем прекратилось. Обычно это момент, когда обязательство исполнено, например возвращена плата за товар (п.

4 ст. 329, п. 1 ст.

408 ГК РФ). Этот день (час) тоже включается в период начисления неустойки (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г.

№ 7).

Также неустойку прекращают начислять, если нарушенное обязательство стало невозможно исполнить из-за обстоятельств, за которые ни продавец или исполнитель, ни потребитель не отвечают (п. 4 ст. 329, п. 1 ст. 416 ГК РФ).

Еще одна распространенная ситуация: потребителю продали некачественный товар и просрочили выполнение его требования об устранении недостатков. Он решил предъявить новое требование. Тогда неустойку по первому требованию начислят только до предъявления нового (подп.

«а» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17).

Например, покупатель запросил замену сломанной детали, но продавец затянул сроки. Покупатель так и не дождался замены, поэтому потребовал снизить цену товара и вернуть ему часть денег. В таком случае неустойку будут считать с даты просрочки замены детали до даты предъявления требования о снижении стоимости товара.

Когда могут уменьшить неустойку?

В Законе о защите прав потребителей не перечислены случаи уменьшения неустойки, зато они есть в Гражданском кодексе. Например, ее могут сделать меньше, если:

  • неустойка явно несоразмерна нарушению (п. 1 ст. 333 ГК РФ, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7);
  • обязательство не исполнено по вине обеих сторон – продавца и покупателя, исполнителя и заказчика работ или услуг (п. 1 ст. 404 ГК РФ).

По делам о защите прав потребителей суд вправе уменьшить неустойку на основании ст. 333 ГК РФ лишь в исключительных случаях (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г.

№ 17). Иногда продавец не платит покупателю неустойку в расчете именно на это. Но чаще подобное поведение приводит к тому, что суд штрафует продавца за неисполнение требований клиента добровольно.

Размер такого штрафа – 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 5, 6 ст. 13 ЗОЗПП).

Когда неустойка ограничена предельным размером?

Закон о защите прав потребителей ограничивает предельный размер неустойки, которую может запросить потребитель:

  • если продавец нарушил срок передачи предоплаченного товара, неустойка не может превышать сумму предоплаты (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП);
  • если неустойка начисляется по ставке 3%, она не может превышать цену отдельного вида работ или услуг; а когда договор эту цену не определяет – общую цену заказа (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).

Когда потребитель не может требовать неустойку?

Закон о защите прав потребителей не предусматривает неустойку в следующих случаях:

  • продавец не провел экспертизу товара или нарушил срок ее проведения;
  • продавец нарушил установленный предварительным договором срок заключения основного договора;
  • исполнитель не возместил ущерб, причиненный некачественной работой или услугой;
  • исполнитель не предоставил потребителю достоверную информацию об услуге.
Adblock
detector