Государственная тайна это

Правовое регулирование государственной тайны в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

сведения в военной области (о проведении военных операций, стратегическому развертыванию ВС РФ, научно-исследовательских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, о разработке ядерных боеприпасов, дислокации, наименованиях, организационной структуре войск);

сведения в области экономики (планы подготовки к возможным вооруженным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности государства, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов);

сведения в области внешней политики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности РФ, о финансовой политики в отношении иностранных государств);

сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (о силах, средствах, источниках, планах и результатах такой деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, о системе президентской, правительственной, шифрованной связи, о защите Государственной границы).

Отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание этих сведений осуществляется на основе принципов:

2) обоснованности (на основе оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан);

3) своевременности отнесения сведений к государственной тайне (установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно).

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:

— о чрезвычайных происшествиях, катастрофах;- о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства,

— о состоянии преступности;- о привилегиях, компенсациях, социальных гарантиях,

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах;- о фактах нарушения прав и свобод граждан;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц;- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. При засекречивании сведений им устанавливается три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей таких сведений:

— «особой важности»- «совершенно секретно»- «секретно».

Основанием для рассекречивания сведений являются: взятие РФ на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; и изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита таких сведений является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Система защиты гос. тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях.

К органам защиты государственной тайны относят:

— межведомственную комиссию по защите государственной тайны (коллегиальный орган, координирующий работу всех остальных органов)

— федеральную службу безопасности, — министерство обороны

— федеральную службу внешней разведки, — органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает, что лицо:

— приняло на себя обязательства перед государством о нераспространении сведений;

— согласилось на частичные, временные ограничения в правах (права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; права на распространение сведений и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий);

— письменно согласилось на проведение в отношении него проверочных мероприятий (их объем зависит от степени секретности сведений, к которым оно допускается);

— ознакомлено с законодательством об ответственности за нарушение правил;

— в отношении него определены виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий (для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений; преимущественное право оставления на работе штатных мероприятиях).

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Наличие у лица допуска к сведениям более высокой степени секретности является основаниям для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным,

— признание его рецидивистом,

— нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости,

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие страны,

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ,

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа власти, предприятия, организации в случаях:

1) расторжения трудового договора в связи с проведением организационных или штатных мероприятий; 2) однократного нарушения им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;3) возникновения обстоятельств, предусмотренных законом (признание недееспособным, судимость и т.п.).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

31.Понятие и содержание коммерческой тайны. коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональнойдеятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении кот.обладателем таких сведений введен режим комм. тайны; Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ(4).

К ним относятся:учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, дающие право заниматься предприним. деятельностью (регистрационное удостоверение, свид-во о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);документы о платежеспособности; о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест;документы об уплате налогов и обязательных платежей; о соблюдении установленных правил охраны труда;о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;о нарушении антимонопольного законодательства;о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;

Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа – всем желающим.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

1. Деловая информация, : сведения о контрагентах;о конкурентах;о потребителях;о деловых переговорах;коммерческая переписка;сведения о закл. и план. контрактах.

2. Научно-техническая информация:содержание и планы научно-исследовательских работ;“ноу-хау”;

3. Производственная информация:технология;планы выпуска продукции;объем незавершенного производства и запасов;планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая информация:сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;оригинальные методы организации управления;

5. Маркетинговая информация:рыночная стратегия;планы рекламной деятельности;методы работы на рынках;планы сбыта продукции;.

6. Финансовая информация:планирование прибыли, себестоимости;ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;возможные источники финансирования;

7. Информация о персонале фирмы:личные дела сотрудников;планы увеличения (сокращения) персонала;содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение: пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается понятие коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.

Государственная тайна: сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, государственная тайна – это предметы, познания и факты, которые доступны только ограниченному кругу лиц и содержатся в тайне от правительства иных государств с целью предотвращения опасности наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности Российской Федерации.

В данном определении указаны категории сведений, что защищаются государством, и сказано, что распространение данной информации наносит ущерб интересам безопасности государства.

Определение средств защиты информации государственной тайны и ее сущности, а также их нормативно-правовое регулирование осуществляется Законом РФ «О государственной тайне», Уголовным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Меры и средства защиты информации государственной тайны

В действующем законодательстве закреплены меры защиты информации государственной тайны, главными из которых являются:

  • формирование специальных органов, которые обеспечивают защиту информации государственной тайны, а также возложение обязанностей по ее защите на другие государственные органы, должностные лица и организации;
  • формирование специального порядка по допуску граждан и должностных лиц к той информации, которая находится в режиме государственной тайны;
  • разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
  • обеспечения надлежащего финансирования мероприятий, которые направлены на защиту информации государственной тайны;
  • осуществление надзора и контроля за надлежащим обеспечением защиты государственной тайны.

К органами по защите государственной тайны можно отнести:

  • межведомственную комиссию;
  • Федеральную службу информационной безопасности РФ;
  • Министерство обороны России;
  • Служба внешней государственной разведки;
  • Федеральная служба по экспортному и техническому контролю Российской Федерации, а также их территориальные органы;
  • предприятия, государственные органы власти, организации, учреждения, а также их структурные подразделения по защите информации государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите сведений, что представляют государственную тайну, – это коллегиальный орган, который координирует деятельность государственных органов власти по защите государственной тайны в интересах реализации федеральных программ методических и нормативных документов, что обеспечивают реализацию действующего законодательства РФ в сфере защиты государственной тайны.

Защита государственной тайны – это основной вид деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций или учреждений в данной сфере.

Для защиты информации государственной тайны обычно применяются комбинированные способы защиты, которые включают технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.

К организационным мероприятиям можно отнести пропускной режим, хранение устройств и носителей в сейфе, ограничение доступа посторонних лиц в компьютерные помещения и другие методы защиты информации государственной тайны.

Технические средства по защите информации государственной тайны включают в себя множество аппаратных способов защиты:

  • экраны на аппаратуру;
  • фильтры;
  • ключи для блокировки клавиатуры;
  • установка устройств аутентификации – для чтения форм руки, отпечатков пальцев, радужной оболочки глаз;
  • электронные ключи на микросхемах.

К программным средствам защиты информации государственной относятся такие средства, которые создаются в результате разработки специального программного обеспечения, что не позволяет посторонним лицам получать информацию из системы. К программным средствам относятся:

  • блокировка клавиатуры и экрана;
  • парольный доступ-задание;
  • применение средств парольной защиты BIOS на персональный компьютер.

Криптографическими средствами защиты информации государственной тайны является применение шифрования при вводе в компьютерную систему.

Противостоять угрозам информационной безопасности можно на основе формирования и внедрения эффективных систем защиты информации государственной тайны. Особое место занимают правовые меры.

В статье 8 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» говорится о трех степенях секретности сведений, которые находятся в режиме государственной тайны, а также соответствующих грифах секретности – секретно, совершенно секретно, особой важности. Присвоение грифа секретности регламентировано Правилами отнесения сведений, которые составляют государственную тайну, утвержденные Постановлением № 870 Правительства РФ.

Допуск граждан РФ и должностных лиц к государственной тайне реализуется в добровольном порядке. Данный допуск предусматривает:

  • принятие обязательств на себя перед государством по нераспространению тех сведений, что составляют государственную тайну и что доверены им;
  • согласие на временные, частичные ограничения их прав в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной тайне»;
  • письменное согласие граждан и должностных лиц на проведение проверочных мероприятий уполномоченными органами;
  • определение размеров, видов и порядка предоставления социальных гарантий, которые предусмотрены ФЗ «О государственной тайне»;
  • ознакомление с законодательными нормами РФ, которые предусматривают ответственность за его нарушения в сфере государственной тайны;
  • принятие решения руководителем предприятия, органа государственной власти, организации или учреждения о допуске оформляемого гражданина к тем сведениям, которые составляют государственную тайну.

Анализируя всю вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что усложнение информационного общения между людьми, автоматизация управления транспортом, энергетикой и промышленными объектами порождают новые возможности целенаправленного негативного влияния, что могут реализовывать, как отдельные группировки, так и недружественные государства. Такие действия именуются информационным терроризмом. Даже один профессиональный хакер может нанести ущерб государственной тайне, который сопоставляется с боевой операцией, что проведена войсковым соединением.

При этом территориальные расположения стран, которые создают препятствия для проведения таких операций, при информационных атаках не является преимуществом.

Для того чтобы разработать информационное оружие не нужно строить заводы, его создание, как частными лицами, так и государствами, пока невозможно поставить под эффективный контроль. Потому необходимо создать такую организационно-правовую систему, что смогла бы координировать развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации с целью предотвращения либо максимальной минимизации последствий отдельных эпизодов применения информационного оружия и информационной войны для получения сведений, что составляют государственную тайну.

Какие сведения относятся к государственной тайне

Ст.2 ФЗ №5485-1 зафиксировала понятие. Это информация, распространение которой может нанести урон безопасности страны. Если же сведения способны причинить ущерб для другой страны, то гостайной России они не считаются. Каждое государство самостоятельно заботится о своих сведениях.

Публичное объединение осуществляет защиту информации в следующих сферах:

  1. Военной (новые средства поражения противника, о планируемых наступательных операциях.
  2. Внешняя политика (данные о международных соглашениях, распространение которых потенциально может нанести вред государству).
  3. Экономика (сведения о состоянии казны в военное время, о затратах на производство вооружения).
  4. Контрразведка, оперативный розыск (сопротивление террористическим влияниям, караул границы, формирование правительственной связи).

Однако не все материалы из названных сфер считаются негласными. Для этого еще требуется соблюдение условий.

Делать данные тайными вправе органы и учреждения, которые обрели сведения. Абсолютный перечень уполномоченных лиц содержится в специальном списке. Он относится к исчерпывающим. Поэтому ИП Иванов не вправе привлечь повара за разглашение рецепта колбасы как нарушителя гостайны ( в данном случае можно говорить о несоблюдении коммерческой тайны).

3 грифа секретности

Обычно конфиденциальную информацию сохраняют на внешние носители – документацию, жесткий диск, журналы, флешка и другие устройства хранения. Для отличия этих носителей от остальных на них проставляется специальная отметка – гриф секретности.

защита государственной тайны

На бумажных версиях отметка располагается в правом верхнем углу, где прописывается о тайне информации и число экземпляров.

В РФ действует 3 грифа секретности. Они отличаются друг от друга степенью ущерба, который можно получить при распространении содержащейся информации:

  1. К материалам особой важности относятся данные, разглашение которых повлечет урон для страны в целом.
  2. Совершенно секретные сведения при их попадании в социум могут причинить урон преференциям ведомства, отрасли экономики в одной или нескольких обозначенных областях.
  3. Секретные сведения при распространении наносят вред отдельному предприятия, учреждению или организации.

Руководство самостоятельно принимает решение относительно какие сведения, составляющие государственную тайну могут нанести урон, какой гриф присвоить, как обеспечить защиту. Для разрешения этих вопросов формируется специальная комиссия, которая фиксирует детальный список данных, положенных для засекречивания. Также участники комиссии определяют что является особо важным, а что просто секретным.

Часто можно встретить на предприятиях отметку «для служебного пользования» (ДСП). Она не имеет никакой связи с конфиденциальностью на уровне государства. Любое предприятие вправе устанавливать персональные ДСП, но привлечь сотрудника к ответственности за разглашение возможно только в одной ситуации – если информация относится к коммерческой тайне.

Нередко начальство организации не оформляет документацию должным образом, а просто проставляет на бумаге гриф – ДСП. Затем пугает трудящихся о привлечении к ответу за распространение сведений. В данной ситуации сотрудникам опасаться нечего.

формы государственной тайны

Что засекречивать нельзя?

Не все данные, даже на уровне государственной власти, вправе держать в тайне от населения. К таким сведениям причисляются:

  1. О произошедших ЧП и катаклизмах, создающих риск для здоровья и жизни людей, о надвинувшейся стихии, официального мониторинга ситуации и результатов таких происшествий. Это вполне разумно, поскольку граждане должны понимать, какая опасность их ожидает, предпринять попытки для самосохранения. Так, АЭС и вся, сопряженная с ней деятельность может носить конфиденциальный характер, но утечку радиации скрыть невозможно.
  2. О сложившейся экологической ситуации (при загрязнении воды или воздуха близлежащим предприятием), уровне медицины и образования, санитарной обстановке, демографии, уровне преступных деяний.
  3. О преференциях, возмещениях и социальных выплатах гражданам, должностным лицам, учреждениям.
  4. О несоблюдениях преференций и интересов человека и гражданина. Если с секретного учреждения происходит увольнение сотрудника по неправомерным основаниям, то скрыть этот факт под грифом не получится.
  5. Об объеме золотого запаса страны и государственного резерва РФ. Центробанк афиширует эту информацию на своем официальном сайте.
  6. О состоянии здоровья возглавляющих лиц государства и ведомств. Однако это не значит, что население станет получать сведения о каждом ОРВИ главы страны. Конституционный суд постановил, что это касается только случая, когда недуг приобрел постоянный и бесповоротный на выздоровление характер. В такой ситуации руководство медучреждения информирует руководителя Правительства, а правомочные учреждения вправе получать сведения о состоянии здоровья Президента.
  7. О наличии фактов несоблюдения законов госорганами и их служащими. Например, если чиновник получает взятку и попадается с поличным, то секретить сведения нельзя.

Таким образом, формы или грифы государственной тайны не распространяются на вышеперечисленную информацию. А должностные лица, решившие проставить гриф на такой информации, понесут соразмерное наказание.

У кого есть доступ к гостайне?

Обрести доступ к конфиденциальным сведениям возможно при таких обстоятельствах — человек претендует на должность, при которой исполнение трудовых обязательств сопряжено с гостайной. В этом случае все проверочные мероприятия с претендентом будут проведены заблаговременно до трудоустройства. Если кандидат не пройдет проверку, то ему вправе отказать в трудоустройстве.

Или человек уже трудится на предприятии, но его обязательства расширяются, связанные с такой информацией. Например, завод производил гражданскую продукцию, но выиграл тендер по оборонному заказу. Если сотрудник не пройдет проверку, то ему вправе предложить другую должность при наличии или расторгнуть трудовое соглашение.

Для такой трудовой деятельности от сотрудника потребуется:

  1. Написать согласие. Оно касается соблюдения ограничительных мер – преференция на выезд за рубеж, на проверочные действия – запрос о наличии судимости, привлечения по административной ответственности.
  2. Заполнение анкеты. Она подписывается самим кандидатом, сотрудником отдела кадров и секретного подразделения. К ней прикладываются дубликаты документации о внесенных в нее сведениях – свидетельство о бракосочетании, паспорт, диплом.
  3. Прохождение медкомиссии. Специалисты должны исключить противопоказания.
  4. Ознакомление с действующими законодательными нормами.
  5. Ожидание и получение результата. При положительном решении – разрешение на работу с секретными сведениями.

Противопоказаниями со стороны здоровья могут стать пограничные состояния психики, шизофренические наклонности, бредовые припадки, частые смены настроения, расстройство привычек и увлечений, умственное недоразвитие, употребление запрещенных веществ, эпилепсия.

защита государственной тайны

Для должностных лиц и граждан, предусмотрены ограничительные меры следующего характера:

  1. Запрет на покидание территории страны в период деятельности. Причем могут обязать сдать существующий загранпаспорт или не выдать новый. Ограничение может действовать некоторое время после прекращения работы в службе.
  2. На разглашение сведений, сопряженных с выполнением трудовых обязательств. После завершения карьеры не получится написать очерк или статью. Также ограничивается возможность использования открытий и изобретений, связанных с гостайной. Если человек изобрел новый двигатель, но его признали секретной разработкой, то и рассказать о нем не получится.
  3. На неприкосновенность личной жизни. При проведении проверки разрешается спрашивать сведения у соседей, прослушивать телефонные разговоры. Но это запрещено после получения человеком допуска.
Adblock
detector