- Ведение садоводства и огородничества без создания товарищества
- Содействие гражданам в освоении земельных участков
- Дедовщина в товариществе
- Суть 217 ФЗ – главные положения
- 217 ФЗ в последней редакции: изменения
- Открытие счета в банке
- Траты по новому закону
- Отчеты и налогообложение
- Изменения в административной части
- Выборы председателя
- Официальное трудоустройство
- Домовладение и прописка
- Понятие СНТ и ОНТ
- Регистрация жилого дома по новому закону
- Перевод садового участка в ИЖС
- Другие важные нововведения из не перечисленных выше областей
- Создание СНТ и его границы
- Прием в члены СНТ
- Полномочия общего собрания
- Состав правления
- Удаленные собрания и электронное голосование в СНТ
- Имущество общего пользования
- Куры и кролики
Согласно Закону № 217-ФЗ члены товарищества платят членские и целевые взносы, которые могут быть даже не одинаковыми для всех (в зависимости от положений устава товарищества), а садоводы-индивидуалы и огородники-индивидуалы платят взносы за пользование общим имуществом товарищества. В итоге взносы членов товарищества и индивидуалов оказываются фактически одинаковыми. Садоводы-индивидуалы часто негодуют из-за такой несправедливости.
Действительно, равное взимание взносов не совсем целесообразно. Ведь, например, индивидуалы имеют меньше прав по Закону № 217-ФЗ, нежели члены товарищества, потому, на мой взгляд, и размер взносов должен быть меньше.
Недавно на почту «АГ» поступил вопрос: «Возможно ли уменьшение взносов садоводов-индивидуалов, если некоторые из них улучшили условия на своих участках самостоятельно: пробурили скважину на воду и провели электричество от городской трансформаторной подстанции (в СНТ есть своя ТП, но подключиться от нее не было технической возможности)? Правомерны ли наши требования о вычете стоимости электроэнергии, используемой для подачи воды в СНТ, и стоимости ремонта водовода, которым мы не пользуемся, о вычете соцнормы на электричество, так как мы оплачиваем электричество по индивидуальным счетам?»
По Закону № 217-ФЗ определение размера и срока внесения членских взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для садоводов-индивидуалов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Поэтому, если размер обязательных взносов явно необоснован, как в данном случае, нужно обратиться к председателю товарищества с требованием о его уменьшении и поставить этот вопрос на общем собрании. Если даже после этого садоводам-индивидуалам не пойдут навстречу, целесообразно написать претензию.
В случае если ответ на нее не последует или будет дан отрицательный ответ, придется идти в суд.
Ведение садоводства и огородничества без создания товарищества
В ст. 6 Закона № 217-ФЗ упоминается возможность ведения садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества. Тогда, как указано в данной статье, граждане осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления.
На такой случай особенности организации деятельности садоводов и огородников, порядка взаимодействия их с госорганами и прочее закон не определяет. Из-за этого права граждан бывает сложно защитить (например, это касается возможности оформления земельных участков). Представляется, что изменит ситуацию только конкретизация закона.
Возможны случаи, когда товарищество было ликвидировано, собственники земельных участков создавать его вновь не стали, но прежние порядки были сохранены. Как раз в такой ситуации оказался один из читателей «АГ»: СНТ было ликвидировано еще в 2011 г., но до сих пор проводятся общие собрания, прежние члены товарищества избирают и переизбирают председателей и т.д. В подобных случаях права собственников земельных участков защитить будет трудно.
Выход здесь – либо продавать участок, либо создавать товарищество вновь. В последнем случае защитить свои права собственникам будет проще.
Содействие гражданам в освоении земельных участков
В ст. 7 Закона № 217-ФЗ перечислены цели создания и деятельности товарищества: 1) обеспечение благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества; 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами госвласти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов членов товарищества.
С первой и третьей целями обычно все более-менее ясно. А вот вторая вызывает вопросы: как осуществляется содействие в освоении участков? Все ли садоводы и огородники имеют право на получение такого содействия? Как должны осваиваться участки в границах территории садоводства или огородничества? Как правило, в уставе товарищества прописываются лишь самые важные положения, чтобы можно было зарегистрировать товарищество как юридическое лицо, а нюансы содействия в освоении участков не указываются. Вот и получается, что на практике данная цель без ее дополнительного законодательного разъяснения носит скорее декларативный характер.
Дедовщина в товариществе
Эта проблема носит исключительно практический характер. Как известно, высший орган товарищества – общее собрание его членов. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества), а также образуется ревизионная комиссия (ревизор).
Председатель, члены правления товарищества и ревизионная комиссия избираются на общем собрании членов товарищества (ст. 16 Закона № 217-ФЗ).
Но что делать, если председатель ведет себя недобросовестно? Например, размер взносов необоснован, и утекают они на непонятные цели, но большинство членов товарищества поддерживают деятельность председателя. В данном случае члены товарищества и индивидуалы, не желающие приспосабливаться к таким порядкам, вправе бороться с беспределом законными средствами. Если сменить председателя не представляется возможным, остается собирать доказательства, подтверждающие неправомерность его действий.
Чтобы разобраться, какие действия будут считаться нарушающими права членов товарищества и индивидуалов, следует ознакомиться со ст. 5 и 11 Закона № 217-ФЗ.
При уклонении председателя от обеспечения прав садоводов и огородников следует жаловаться в прокуратуру, надзирающую за соблюдением законности. При неправомерном взимания взносов можно обратиться в суд. В этом случае обязательно нужно будет представить доказательства: копии чеков, квитанций, договоров и т.п.; скриншоты переписки, которые может заверить нотариус; аудиозаписи (чтобы это доказательство было признано в суде допустимым, при разговоре собеседника следует предупредить, что на всякий случай будет вестись аудиозапись; а еще лучше обратиться в полицию для проведения оперативно-разыскных мероприятий, если вы подозреваете председателя в мошенничестве).
Садоводы и огородники могут представить и иные доказательства для защиты своих прав.
(Ответы на другие вопросы дачников вы найдете в подборке статей «Защита прав садоводов и огородников».)
Суть 217 ФЗ – главные положения
Основные положения данного федерального закона вступили в силу с января 2019 года. Когда закон был на стадии обсуждения, депутаты утверждали, что в нём появятся:
- основные правила регистрации построек на дачных участках;
- возможность оформить регистрацию.
По факту, этих положений в наличии нет. Закон состоит из следующих норм:
- порядок создания товарищества;
- членство, права и обязанности членов товарищества;
- руководство, порядок осуществления контроля над деятельностью;
- состав общего имущества товарищества;
- порядок реорганизации и ликвидации;
- иные положения.
Согласно ФЗ 217 о садоводческих товариществах, теперь существует лишь 2 организационно-правовых формы: СНТ и ОНТ.
217 ФЗ в последней редакции: изменения
Ранее действовал Закон № 66-ФЗ, который регулировал деятельность некоммерческих объединений лиц, цель которых была ведение огородничества и садоводства. Дачники жили, ссылаясь на нормы этого закона. С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в ФЗ 217 в последней редакции 2019 года.
Первое изменение – замена понятийного аппарата. Слова «дача» и «дачных» больше не применяется. Анализ можно увидеть в таблице:
Из таблицы видно, что в Законе 66-ФЗ на первом месте стоит сельскохозяйственная деятельность граждан на своих приусадебных участках. Закон 217-ФЗ на первое место ставит отдых, а уже потом выращивание культур на этих участках для своих собственных нужд. Хотя ведение коммерческой деятельности не запрещено.
Различие есть и в организационно-правовых формах. В Законе 66-ФЗ указываются 3 формы, а в новом уже больше. Полностью исключено понятие «потребительский кооператив».
Они были предназначены для закупки излишков сельхозпродукции, поставляемой на рынок садоводами и огородниками с целью получения дополнительного дохода от своей деятельности на своих участках. ДНТ также больше не существует.
То есть, согласно нормам нового закона, садоводы и огородники теперь участники гражданско-правовых отношений. Они должны входить в состав товариществ собственников недвижимости, которые могут быть в виде СНТ и ОНТ. Объединение садоводов – это СНТ, а огородников – ОНТ.
Строительство капитальных домов, в которых можно будет оформить прописку теперь разрешено только на землях, входящих в состав СНТ – садоводческих некоммерческих товариществ. В таблице 2 явно видны основные отличия в формах ведения деятельности:
Члена товариществ по-прежнему сдают взносы на нужды своего объединения. Они также делятся на членские и целевые. Последние могут быть использованы только для достижения определённых целей.
Если в протоколе собрания собственников будет сказано, что нужно сдать определённую сумму на покрытие дорог в СНТ, то эти деньги могут быть потрачены только сюда, а не на замену электропроводов.
В ст. 14 Закона № 217-ФЗ теперь приведён чёткий список трат, на которые можно использовать членские и целевые взносы. Отступать от этих пунктов нельзя. Целевые взносы могут быть приняты только на расчётный счёт, а не «в руки» ответственному лицу.
Сумма каждого взноса должна определяться на основании сметы товарищества на будущий год. Взыскивать пени и штрафы за несвоевременную оплату взносов и сдачу денежных средств запрещено. Если владелец участка задерживается уплату, её можно взыскать в судебном порядке. Досудебный порядок урегулирования спора является обязательным.
Для каждого члена сумма взносов должна быть одинаковой. Но он может отличаться от тех сумм, которые сдают в других СНТ и ОНТ.
Открытие счета в банке
Теперь это обязательное условие для регистрации некоммерческого объединения. Это необходимо для того чтобы вся доходная и расходная часть стала более «прозрачной». Все взносы принимаются теперь только в безналичном виде.
Все траты с порядными организациями и лицами, с которыми у товарищества заключён договор на оказание определённых услуг, также происходят в безналичном виде с сопровождением необходимыми документами.
Это отчётность товарищества, по которой председатель отчитывается в тратах. Это важное изменение!
Траты по новому закону
Теперь траты СНТ и ОНТ чётко регламентированы. Они прописаны в ст. 14 последней редакции Закона № 217-ФЗ. Расписаны статьи трат членских взносов и целевых. Так, членские взносы можно пустить на:
- на содержание общего имущества. Сюда же можно включить арендные платежи за то имущество, которое было решено собранием собственников взять в аренду для лучшей деятельности товарищества;
- расчёты с ресуроспоставляющими организациями, в том числе, и за вывоз мусора;
- благоустройство тех участков земли, которые находятся в общем пользовании всех членов;
- оплату услуг охраны, которую решено было нанять для обеспечения безопасности (в том числе, и пожарной) на общем собрании;
- проведение проверок аудиторами деятельности товарищества;
- организацию проведения общего собрания собственников, а также на исполнение решений, который были приняты на этом собрании;
- уплату обязательных налогов и сборов, которые зависят от выбранной системы налогообложения.
Целевые взносы могут быть потрачены на:
- подготовку документов для передачи земли, на которой расположено СНТ или ОНТ из государственного фонда, в частный;
- проведение кадастровых работ, необходимых для внесения сведения в ЕГРН;
- подготовку документов, связанных с территориальным разграничением земли;
- приобретение имущества, которое потом будет общим для всех собственников;
- иные траты, которые принимаются на общем собрании.
То есть, те расходы, которые не предусмотрены данной статьёй, могут быть заложены в смету на общем собрании, если будет большинство голосов.
Отчеты и налогообложение
Все лица, которые ведут свою деятельность на благо товарищества, теперь могут заключить с ним трудовой договор. Следовательно, обязательна уплата не только заработной платы, но и всех взносов и отчислений, которые предусмотрены законодательством.
Отчёты в ФНС также должны сдавать вовремя. В том числе, и за наёмных работников. При заключении договора с гражданином на ведение каких-либо работ (например, для покоса травы), СНТ или ОНТ теперь будет выступать в роли налогового агента. Следовательно, нужно своевременно исчислять и отчислять НДФЛ.
Изменения в административной части
Произошли определённые изменения в управляющем аппарате СНТ и ОНТ. Они коснулись выбора председателя, ревизионной комиссии и в правлении. Этому посвящена глава 4 нового закона.
Выборы председателя
Теперь председателем может быть не только член товарищества, но и любой другой человек. Его выбирают на общем собрании из представленных кандидатур. Срок правления может быть любым, но не более 5 лет. Ранее председателя можно было выбирать только на 2 года.
Количество членов СНТ и ОНТ не может быть менее 7 человек. Правление выбирается также на общем собрании. Оно является исполнительным органом власти.
В ст. 19 Закона 217-ФЗ приведены основные полномочия председателя. Он может:
- подписывать все финансовые и прочие документы от имени товарищества, не имея на это нотариальной доверенности;
- вести общее собрание собственников;
- принимать на работу сторонних лиц, заключая с ними трудовой договор;
- прочие полномочия.
Срок, в течение которого председатель будет управлять товариществом, прописывается в уставе.
Официальное трудоустройство
Лица, которые работают на благо объединения граждан, могут быть официально трудоустроены. С ними подписывается трудовой договор. СНТ или ОНТ выступает в качестве налогового агента для этих лиц.
То есть, оно должно своевременно отчислять подоходный налог в бюджет, а также предоставлять соответствующую отчётность. Уплата взносов в ПФР и другие фонды также входит в обязанность товарищества.
Вести всю документацию должен делопроизводитель или председатель. Он обладает правом подписи трудовых договоров, а также выписок и справок.
Домовладение и прописка
Построить частный дом, в котором можно будет оформить прописку, можно только на земельном участке, который имеет соответствующую категорию и назначение. Строительство того или иного сооружения, а также возможность постановки на регистрационный и миграционный учёт зависит от того, где располагается земля – в СНТ или ОНТ.
Понятие СНТ и ОНТ
СНТ – это садоводческое некоммерческое товарищество. Это объединение людей, занимающихся садоводством с целью удовлетворения собственных нужд в отдыхе и продукции.
ОНТ – это огородническое некоммерческое товарищество. Цели и роль в гражданском обороте такое же, как и у СНТ. Но есть некоторые отличия!
Регистрация жилого дома по новому закону
Построить садовый или жилой дом, по нормам нового закона, можно только на землях, которые располагаются в СНТ. Садовый дом – это сезонное жильё, в котором собственник и члены его семьи могут проживать во время сезонного отдыха. Садовый дом построить проще, нежели капитальный.
В статье 23 нового закона сказано, что строительства капитального дома возможно только на тех участках, на которых есть «градостроительные» возможности. То есть, необходимо соблюдать нормы генплана муниципального образования, в котором расположено СНТ, а также назначение земель. Регистрация права на такие строения необходима.
На участке, который расположен в ОНТ можно возвести только хозяйственные и временные постройки. Построить капитальный дом на фундаменте нельзя. Такие сооружения не нужно регистрировать.
Перевод садового участка в ИЖС
Возможность перевода земель СНТ под ИЖС есть, но с некоторыми оговорками. В частности:
- товарищество должно быть расположено в пределах населённого пункта;
- все дома, которые построены на участках, должны быть признаны жилыми.
Необходимо собрать общее собрание членов СНТ и принять общее решение о смене категории земель. Решение должно быть запротоколировано. С ним и с другими документами необходимо посетить местную администрацию и подать заявление о переводе земель СНТ в земли населённых пунктов с возможностью ИЖС.
Как только будет получено соответствующее разрешение от властей, СНТ перестаёт существовать. Должно быть образовано товарищество собственников недвижимости. Теперь жители посёлка будет подчиняться не Закону № 217-ФЗ, а Жилищному Кодексу.
Вести свою деятельность ТСН будет в соответствии с этим законом.
Другие важные нововведения из не перечисленных выше областей
Есть и другие важные нормы нового закона. В частности:
- появилась возможность исключения из членов товарищества. Основание – неуплата обязательных взносов в течение 2 месяцев;
- нет обязанности по обязательному вступлению в члены СНТ или ОНТ, даже если участок отказавшегося расположен в пределах этого некоммерческого объединения;
- тот человек, который не является членом товарищества, теперь может принимать участие в общих собраниях и выступать по вопросам, которые несут лично для него дополнительное финансовое бремя;
- появилась возможность проведения тайного голосования;
- определён порядок лицензирования водяной скважины.
Об этом подробно сказано в законе. Не нужно получать лицензию на водяную скважину, если:
- она находится в собственности частного лица;
- она пробурена в обход центральному водоносному горизонту;
- используют её только для личных целей;
- ежедневно из неё поднимается менее 100 куб. м воды.
То есть, если скважина находится на личном участке человека, то лицензировать её не нужно. Если она расположена на землях, принадлежащих товариществу, то лицензию получить необходимо.
Создание СНТ и его границы
Закон № 217-ФЗ в новой редакции был дополнен статьей 4.1, конкретизирующей положения о территории СНТ. В соответствии с ней, СНТ может создаваться на землях сельскохозяйственного назначения или населенных пунктов, принадлежащих учредителям СНТ.
Помимо земельных участков учредителей, в границы вновь образованного СНТ может входить земля в государственной или муниципальной собственности. Но такие земли и участки могут составлять не более 25% от площади участков, находящихся в собственности учредителей садоводства. Не допускается вписывать один участок в границы двух и более СНТ.
Включать в границы СНТ участки других лиц, не являющихся учредителями, запрещено. Также запрещено путем образования садоводства перекрывать другим лицам доступ к территориям общего пользования, не включенным во вновь создаваемое СНТ.
Границы территории нового СНТ определяются в соответствии с проектом межевания территории. По решению общего собрания СНТ может быть проведена также разработка проекта планировки территории.
И проект планировки территории (ППТ), и проект межевания территории (ПМТ) являются видами градостроительной документации. Основная разница между ними заключается в масштабе и содержащейся информации. Проект межевания территории относится к конкретному земельному участку и окружающим его земельным участкам, в нем определяются их границы.
Проект планировки территории имеет более широкий охват и определяет также границы общественных территорий.
И ПМТ, и (в случае принятия решения о его разработке) ППТ должны быть одобрены общим собранием членов СНТ.
Территория СНТ может быть включена в границы населенного пункта при условии подготовки необходимой документации и установления градостроительных регламентов в отношении нее. Конкретный порядок включения территории садоводства в границы населенных пунктов закон № 217-ФЗ в новой редакции не определяет, оставляя этот вопрос на откуп региональному законодательству.
Прием в члены СНТ
Новым законом № 312-ФЗ существенно изменен порядок приема в члены СНТ. Раньше эта функция была возложена на общее собрание членов товарищества. С вступлением в силу изменений в закон № 217-ФЗ в июле 2022 года прием в члены СНТ осуществляет правление.
Неизменным остался заявительный характер приема: перечень оснований для отказа носит ограниченный характер (отсутствие участка в СНТ, непредоставление необходимых документов и т.п.).
Заявление можно подать в правление лично либо отправить по почте. После его получения правление должно рассмотреть его в течение 30 дней и, если установленные законом основания для отказа в приеме в члены СНТ отсутствует, принять решение об удовлетворении заявления.
Уточнены требования к заявлению о приеме: в нем необходимо будет указать номер телефона для связи, по которому в том числе может быть направлено сообщение, включая короткое текстовое сообщение (то есть, номер мобильного телефона).
Днем вступления в СНТ будет день принятия правлением соответствующего решения.
Цель внесенного изменения – упростить процедуру приема в члены СНТ, которая в значительной степени является формальностью (нельзя отказать тому, кто соответствует всем требованиям). А вот исключение из членов СНТ является менее формальным вопросом, в связи с чем эти полномочия сохранены за общим собранием садоводов.
В уставах ранее созданных СНТ отражен старый порядок приема в члены товарищества, в связи с чем потребуется внесение в них изменений.
Полномочия общего собрания
Поскольку прием в члены СНТ был отнесен к компетенции правления, он оказался исключенным из компетенции общего собрания садоводов. Однако в списке полномочий общего собрания появилось важное добавление. Новый закон устанавливает, что общее собрание вправе принимать решения и по иным вопросам деятельности товарищества, которые прямо не указаны в списке его полномочий.
Это положение отражает статус общего собрания садоводов как высшего органа управления делами СНТ. Оно позволяет общему собранию принять к рассмотрению вопрос, который относится к компетенции правления. Это может потребоваться в случае, если правление самостоятельно не справляется с решением поставленной задачи.
Кроме того, были внесены и другие дополнения в список полномочий общего собрания СНТ. К его компетенции отнесены:
- Утверждение проектов планировки и межевания территории;
- Распределение участков между будущими членами СНТ на основе проекта межевания для целей их последующего предоставления;
- Принятие решений о передаче общего имущества в собственность электро-, тепло-, газоснабжающих организаций, что может быть необходимо для целей поставки коммунальных услуг;
- Одобрение возможности осуществлять электронное голосование на общих собраниях;
- Принятие решения об организации места для продажи (рынка) выращенной садоводами сельскохозяйственной продукции на общих землях СНТ.
Принятые общим собранием решения должны быть доведены до сведения членов СНТ, а также садоводов-индивидуалов, чьи права оказались затронуты ими, в течение 10 дней с даты их принятия. Доведение информации осуществляется через интернет-сайт садоводства, а также посредством информационного щита на территории СНТ.
Состав правления
Изменения коснулись и процедуры формирования правления СНТ. Теперь, если в составе СНТ 60 или менее садоводов, количество членов правления должно быть равно трем.
Эта норма направлена на противодействие формированию раздутых органов управления СНТ там, где можно обойтись меньшим количеством человек.
Удаленные собрания и электронное голосование в СНТ
Изменения в закон № 217-ФЗ закрепляют и расширяют практику проведения общих собраний СНТ в заочной или удаленной форме, развившуюся во время эпидемии COVID-19.
В соответствии с новым законом, устав СНТ может содержать перечень вопросов, решения по которым могут быть приняты общим собранием путем очно-заочного или полностью заочного голосования.
По решению общего собрания голосование любым способом (очное, очно-заочное или заочное) может быть проведено с применением электронных или иных технических средств (видео связь или иные).
Если такое решение принято, в уставе необходимо будет дополнительно определить:
- Перечень вопросов, решение по которым может приниматься с использованием электронных или иных технических средств;
- В каком порядке принимаются эти решения (т.е. конкретный способ использования технических средств);
- Сайт СНТ в Интернете, с использованием которого осуществляется голосование и размещение его результатов или информационная система, используемая для этих целей;
- Особенности учета и хранения результатов удаленного голосования.
Вопросам электронного голосования на общих собраниях посвящена новая статья 17.1 закона № 217-ФЗ. В соответствии с ней, в случае принятия решения о проведении электронных голосований членов СНТ:
- Уведомление о проведении общего собрания должно быть направлено в электронном виде (электронной почтой, СМС) и размещено на сайте. В дополнение к этому остается и старый способ информирования – путем размещения на информационном щите в границах СНТ.
- Уведомление должно содержать информацию о конкретных технических средствах, используемых для сбора голосов (адрес электронной почты, номер телефона для направления СМС);
- В случае собрания с участием как очно, так и дистанционно, в уведомлении также должны содержаться указания на используемые технические средства для передачи голосов.
При наличии в уставе соответствующих положений, голосование можно будет осуществлять посредством направления СМС.
Требования к голосующим СМС определены в законе:
- Наименование СНТ, дата осуществления голосования;
- Номер вопроса в повестке дня общего собрания или иной идентификатор, позволяющий определить, к какому вопросу относится СМС;
- Решение по этому вопросу («за», «против» или «воздержался»).
C 1 января 2024 года планируется осуществлять заочное голосование также с использованием портала Госуслуги.
Для заочного голосования в электронной форме или по СМС срок для сбора голосов через сообщения должен составлять от 7 до 14 дней. Если голосование является смешанным (очно-заочным), заочная электронная часть голосования должна завершиться до дня проведения очной части собрания.
Закон вводит условия, соблюдение которых необходимо при проведении электронного голосования на общих собраниях:
- Обеспечение проверки личности голосующего. Для этого адрес электронной почты или номер телефона должен быть заранее сообщен правлению и учтен в реестре членов СНТ;
- Направление голосующему садоводу ответного уведомления о получении его голоса с указанием даты и времени;
- Обеспечение тайны голосования в случае, если проводилось тайное голосование по выборам председателя и членов правления СНТ в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона № 217-ФЗ.
Возможность проголосовать удаленно есть и у садоводов-индивидуалов, не вступивших в СНТ, но обладающих правом голоса по ряду вопросов.
Предусмотрено, что их мнение может направляться в письменной форме. Однако закон не содержит подробностей, как именно должна производиться их идентификация, нужно ли заверять направленные решения у нотариуса или подтверждать личность направившего их иным образом. До разрешения этого вопроса могут возникать практические трудности с удаленным голосованием на собраниях СНТ этой категории граждан.
Голосование путем совместного дистанционного участия с использованием технических средств (видеосвязь) может полностью заменить очное голосование, и в этом случае, сбор садоводов вживую в определенном для голосования месте не производится. Или же уставом может быть предусмотрена возможность одновременно осуществлять и удаленное голосование по видеосвязи, и возможность для желающих собраться для голосования традиционным способом.
В случае использования видеосвязи допускается ведение записи. Сделанные записи прилагаются к протоколу общего собрания садоводов. Если голосование было только удаленным, место проведения собрания может не указываться в протоколе.
Однако необходимо указать поступившие электронным способом голоса (с отметкой о том, с какого адреса электронной почты или номера телефона они были направлены).
Имущество общего пользования
Еще один блок изменений касается имущества общего пользования. Новым законом уточнены положения, касающиеся передачи общего имущества СНТ (земельных участков, оборудования) в пользование организаций, оказывающих коммунальные услуги. Такая передача зачастую бывает необходима при оформлении прямых подключений к электричеству и другим коммунальным услугам.
Если вся инфраструктура передана на баланс энерго-, газо- или водоснабжающим организациям, с СНТ снимается бремя ее содержания, и упрощается заключение прямых договоров на снабжение коммунальными услугами с конечными потребителями-садоводами.
Еще одно новое положение регламентирует возведение на общественной земле СНТ нестационарных торговых объектов (павильонов), предназначенных для торговли выращенной садоводами продукцией. Условием ведения такой торговой деятельности является соблюдение ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
Куры и кролики
Особая норма нового закона касается ведения личного подсобного хозяйства на землях СНТ. В соответствии с новой редакцией статьи 23 Закона № 217 — ФЗ, на садовых участках можно выращивать для собственных нужд сельскохозяйственную птицу и кроликов, при соблюдении нескольких условий (подробнее о них читайте здесь):
- установленный градостроительным регламентом вспомогательный вид разрешенного использования, допускающий такое разведение либо получение специального разрешения на условно разрешенный вид использования;
- соблюдение иных норм земельного законодательства;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических и ветеринарных норм и правил, а также гигиенических нормативов.