В каждой организации ежедневно совершается большое количество операций, которые отражаются в текущем учёте при помощи счетов бухгалтерского учёта.
Система счетов и двойной записи зародилась ещё в XIII – XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии. Впервые раскрыл смысл учётных записей францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494 г.). Эта книга остаётся актуальной и сейчас.
Позднее, в 1525 г. Антонио Тальенте опубликовал книгу под названием «Светоч арифметики», в которой популяризировал идеи двойной бухгалтерии, впервые введя такое название.
В 1549 г. В. Швайкер предложил присваивать шифры бухгалтерским счетам. Он составил первый дошедший до нас план счетов и нормировал бухгалтерские проводки. С тех пор на каждый вид имущества и источников его образования в бухгалтерском учёте открывается отдельный счёт.
В 1675 году Жак Савари разделил учёт на синтетический и аналитический.
Немного позднее братья В. ван Гезель (1681 г.) и К. ван Гезель (1698 г.) заложили основы теории двух рядов счетов (активных и пассивных).
Первые учебники по бухгалтерскому учёту появились в России в XIX в. Так, в 1831 г. К.
Кларком и В. Немчиновым было издано учебное пособие «Счётная наука»; в 1866 г. преподаватель коммерческого училища в Санкт Петербурге П.
Рейнборт издаёт «Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам», состоящий из теоретических и практических частей; в 1883 г. А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издаёт «Курс двойной бухгалтерии», в 1906 г.
в Санкт-Петербурге вышла книга И. Максимова «Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях».
Дальнейшее развитие бухгалтерского учёта как науки нашло отражение в работах видных учёных уже ХХ в.
Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества.
В теории и методологии бухгалтерского учёта системе счетов бухгалтерского учёта принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, её накапливания и обобщения.
1.2 Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
Счета являются одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учёта и предназначены для текущего учёта хозяйственных операций, изменяющих состав имущества и источников его формирования.
С помощью счетов осуществляется группировка, текущий учёт хозяйственных операций, подводятся обороты за месяц, определяются остатки имущества и затрат на опредёленную дату. Являясь элементом метода бухгалтерского учёта, счета имеют большое значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Счёт – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
С помощью счетов организуют текущий учёт наличия, изменений в составе каждого вида активов и пассивов, получают информацию, необходимую для контроля над хозяйственной деятельностью организации. Например, для учёта наличных денежных средств открывают счёт «Касса», для учёта готовой продукции – счёт «Готовая продукция», товаров – счёт «Товары». Для расчётов с поставщиками материалов, товаров, услуг – счёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Счета являются средством формирования и хранения учётной информации, необходимой для составления отчётности и принятия управленческих решений.
По внешнему виду счёт представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы даётся название счёта – наименование объекта учёта. Левая часть счета называется дебетом, а правая часть – кредитом.
Следовательно, «дебет» и «кредит» счёта соответствуют его сторонам. Схематично счёт изображают в виде буквы Т и называют Т-счёт.
Понятие счетов бухгалтерского учета
Официальное понятие
Счет — это способ текущего и взаимосвязанного отражения и группировки имущества и источников его образования по составу и размещению, а также хозяйственных операций по однородным признакам, выраженных в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Определение простыми словами
Бухгалтерский счет — это двусторонняя таблица, в которой отражаются все совершаемые операции с группировкой по однородным свойствам. Левый столбец таблицы называется Дебет, правый — Кредит.
На каждую разновидность имущества и обязательств открывается отдельный счет в бухучете.
Каждому присваивается индивидуальный номер и название, например, 10 «Материалы» или 80 «Уставный капитал».
По наименованию можно понять, какой тип активов или пассивов учитывается.
Например, на сч. 10 «Материалы» учитываются активы — материально-производственные запасы и отражаются все операции, связанные с движением этого актива.
На сч. 80 «Уставный капитал» учитывается пассив — уставный капитал и отражаются все операции, связанные с его формированием или изменением.
Назначение кратко
Какова роль счетов в бухгалтерском учете?
Они предназначены для отражения хозяйственных операций и показывают суммы активов и пассивов, имеющихся у предприятия.
Рекомендуем также изучить урок: Что такое бухучет, где простым и понятным языком объясняется суть бухгалтерского учета и порядок его организации на предприятии.
План счетов
Систематизированный перечень бухгалтерских счетов, разработанный приказом Минфина №94н от 31.10.2000, называется План счетов.
Типовой План включает:
- список балансовых счетов с распределением по восьми разделам; .
Забалансовые предназначены для учета активов и пассивов, не принадлежащих организации (арендованное имущество, взятое на временное хранение, на комиссию, для монтажа, БСО, обеспечение взятых или выданных обязательств).
Все основные операции, ежедневно происходящие на предприятии, учитываются на 99-ти балансовых счетах. Из 99 в настоящее время используются только 62.
Структура Плана счетов:
Организация из Плана выбирает те счета, которые пригодятся ей для отражения всех совершаемых операций. Такой перечень именуется Рабочий План, он закрепляется в Приказе по учетной политике предприятия.
Основные элементы и строение — сальдо и обороты
Счет бухгалтерского учета включает следующие части:
- начальное сальдо (дебетовое или кредитовое) — остаток на начало месяца;
- обороты (дебетовый и кредитовый) — сумма операций за месяц, записанных по дебету или кредиту;
- конечное сальдо (дебетовое или кредитовое) — остаток на конец месяца.
Строение бухгалтерского счета:
При открытии счета в начале месяца он имеет какой-то остаток — начальное сальдо.
В течение месяца суммы всех операций отражаются по дебету и кредиту.
В конце месяца считается сумма операций по дебету — дебетовый оборот и сумма операций по кредиту — кредитовый оборот, далее определяется конечное сальдо.
Ск. = (Сн.д + Од.) — (Ск.к + Ок.),
Простой и понятный пример в цифрах, как счет используется для бухучета »»»»».
Классификация и виды
- отражение имущества
- отражение источников имущества
- отражение хозяйственных процессов
- активные
- пассивные
- активно-пассивные
- синтетические
- аналитические
- субсчета
- балансовые
- забалансовые
Активные, пассивные и активно-пассивные
Активные счета используются для учета имущества по их составу и размещению. Показатели, здесь учитываемые, включаются в активы бухгалтерского баланса.
Активные:
- предназначены для отражения активов,
- у них всегда дебетовое сальдо (начальное и конечное),
- по дебету показывается увеличение актива,
- по кредиту — его уменьшение.
Примеры активных счетов:
⇒ для учета денежных средств — 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и т.д.;
⇒ для учета имущества — 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и т.д.;
⇒ для учета расходов — 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и т.д.
Пассивные счета используются для отражения источников активов по их целевому назначению. Показатели, здесь учитываемые, отражаются в пассиве баланса.
Пассивные:
- предназначены для отражения пассивов,
- у них всегда кредитовое сальдо,
- по дебету отражается уменьшение пассива,
- по кредиту — его увеличение.
Примеры пассивных счетов:
⇒ для учета амортизации — 02 «Амортизация основных средств», 04 «Амортизация нематериальных активов»;
⇒ для учета кредитов — 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
⇒ для учета капитала — 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал».
Активно-пассивные:
- ведут учет как активов, так и пассивов,
- сальдо у них может быть и дебетовым и кредитовым,
- способны вести себя и как активные, и как пассивные в зависимости от ситуации.
Примеры активно-пассивных счетов:
⇒ для учета расчетов — 60 «Расчеты с поставщиками», 62 «Расчеты с покупателями», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и т.д.;
⇒ для учета доходов и расходов — 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Балансовые и забалансовые
Балансовые предназначены для отражения сведений об активах и пассивах предприятия, это основные счета, на которых ведется учет всех операций в бухучете.
В Плане 8 разделов содержат 99 балансовых счетов, из которых действуют в настоящее время 62.
Данные балансовых счетов позволяют составить бухгалтерский баланс и участвуют в формирование годовой бухгалтерской отчетности.
Примеры балансовых счетов:
⇒ 01 «Основные средства»;
⇒ 02 «Амортизация основных средств»;
⇒ 03 «Доходные вложения в материальные ценности» … до 99 «Прибыли и убытки».
Забалансовые предназначены для отражения имущества и обязательств, не принадлежащих предприятию, показатели этих счетов не показываются в балансе и не включаются в бухгалтерскую отчетность.
Эти показатели нужны исключительно для бухгалтера, чтобы не забыть о взятых или выданных временных обязательствах, принятом на время имуществе (в аренду, на комиссию, на хранение, для монтажа).
Примеры забалансовых счетов:
⇒ 001 «Арендованные основные средства»;
⇒ 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение» … до 011 «Основные средства, сданные в аренду».