Бухгалтерские счета

В каждой организации ежедневно совершается большое количество операций, которые отражаются в текущем учёте при помощи счетов бухгалтерского учёта.

Система счетов и двойной записи зародилась ещё в XIII – XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии. Впервые раскрыл смысл учётных записей францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494 г.). Эта книга остаётся актуальной и сейчас.

Позднее, в 1525 г. Антонио Тальенте опубликовал книгу под названием «Светоч арифметики», в которой популяризировал идеи двойной бухгалтерии, впервые введя такое название.

В 1549 г. В. Швайкер предложил присваивать шифры бухгалтерским счетам. Он составил первый дошедший до нас план счетов и нормировал бухгалтерские проводки. С тех пор на каждый вид имущества и источников его образования в бухгалтерском учёте открывается отдельный счёт.

В 1675 году Жак Савари разделил учёт на синтетический и аналитический.

Немного позднее братья В. ван Гезель (1681 г.) и К. ван Гезель (1698 г.) заложили основы теории двух рядов счетов (активных и пассивных).

Первые учебники по бухгалтерскому учёту появились в России в XIX в. Так, в 1831 г. К.

Кларком и В. Немчиновым было издано учебное пособие «Счётная наука»; в 1866 г. преподаватель коммерческого училища в Санкт Петербурге П.

Рейнборт издаёт «Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам», состоящий из теоретических и практических частей; в 1883 г. А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издаёт «Курс двойной бухгалтерии», в 1906 г.

в Санкт-Петербурге вышла книга И. Максимова «Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях».

Дальнейшее развитие бухгалтерского учёта как науки нашло отражение в работах видных учёных уже ХХ в.

Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества.

В теории и методологии бухгалтерского учёта системе счетов бухгалтерского учёта принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, её накапливания и обобщения.

1.2 Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта

Счета являются одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учёта и предназначены для текущего учёта хозяйственных операций, изменяющих состав имущества и источников его формирования.

С помощью счетов осуществляется группировка, текущий учёт хозяйственных операций, подводятся обороты за месяц, определяются остатки имущества и затрат на опредёленную дату. Являясь элементом метода бухгалтерского учёта, счета имеют большое значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Счёт – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

С помощью счетов организуют текущий учёт наличия, изменений в составе каждого вида активов и пассивов, получают информацию, необходимую для контроля над хозяйственной деятельностью организации. Например, для учёта наличных денежных средств открывают счёт «Касса», для учёта готовой продукции – счёт «Готовая продукция», товаров – счёт «Товары». Для расчётов с поставщиками материалов, товаров, услуг – счёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Счета являются средством формирования и хранения учётной информации, необходимой для составления отчётности и принятия управленческих решений.

По внешнему виду счёт представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы даётся название счёта – наименование объекта учёта. Левая часть счета называется дебетом, а правая часть – кредитом.

Следовательно, «дебет» и «кредит» счёта соответствуют его сторонам. Схематично счёт изображают в виде буквы Т и называют Т-счёт.

Понятие счетов бухгалтерского учета

Официальное понятие

Счет — это способ текущего и взаимосвязанного отражения и группировки имущества и источников его образования по составу и размещению, а также хозяйственных операций по однородным признакам, выраженных в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Определение простыми словами

Бухгалтерский счет — это двусторонняя таблица, в которой отражаются все совершаемые операции с группировкой по однородным свойствам. Левый столбец таблицы называется Дебет, правый — Кредит.

На каждую разновидность имущества и обязательств открывается отдельный счет в бухучете.

Каждому присваивается индивидуальный номер и название, например, 10 «Материалы» или 80 «Уставный капитал».

По наименованию можно понять, какой тип активов или пассивов учитывается.

Например, на сч. 10 «Материалы» учитываются активы — материально-производственные запасы и отражаются все операции, связанные с движением этого актива.

На сч. 80 «Уставный капитал» учитывается пассив — уставный капитал и отражаются все операции, связанные с его формированием или изменением.

Назначение кратко

Какова роль счетов в бухгалтерском учете?

Они предназначены для отражения хозяйственных операций и показывают суммы активов и пассивов, имеющихся у предприятия.

Рекомендуем также изучить урок: Что такое бухучет, где простым и понятным языком объясняется суть бухгалтерского учета и порядок его организации на предприятии.

План счетов

Систематизированный перечень бухгалтерских счетов, разработанный приказом Минфина №94н от 31.10.2000, называется План счетов.

Типовой План включает:

  • список балансовых счетов с распределением по восьми разделам; .

Забалансовые предназначены для учета активов и пассивов, не принадлежащих организации (арендованное имущество, взятое на временное хранение, на комиссию, для монтажа, БСО, обеспечение взятых или выданных обязательств).

Все основные операции, ежедневно происходящие на предприятии, учитываются на 99-ти балансовых счетах. Из 99 в настоящее время используются только 62.

Структура Плана счетов:

Организация из Плана выбирает те счета, которые пригодятся ей для отражения всех совершаемых операций. Такой перечень именуется Рабочий План, он закрепляется в Приказе по учетной политике предприятия.

Основные элементы и строение — сальдо и обороты

Счет бухгалтерского учета включает следующие части:

  • начальное сальдо (дебетовое или кредитовое) — остаток на начало месяца;
  • обороты (дебетовый и кредитовый) — сумма операций за месяц, записанных по дебету или кредиту;
  • конечное сальдо (дебетовое или кредитовое) — остаток на конец месяца.

Строение бухгалтерского счета:

При открытии счета в начале месяца он имеет какой-то остаток — начальное сальдо.

В течение месяца суммы всех операций отражаются по дебету и кредиту.

В конце месяца считается сумма операций по дебету — дебетовый оборот и сумма операций по кредиту — кредитовый оборот, далее определяется конечное сальдо.

Ск. = (Сн.д + Од.) — (Ск.к + Ок.),

Простой и понятный пример в цифрах, как счет используется для бухучета »»»»».

Классификация и виды

  • отражение имущества
  • отражение источников имущества
  • отражение хозяйственных процессов
  • активные
  • пассивные
  • активно-пассивные
  • синтетические
  • аналитические
  • субсчета
  • балансовые
  • забалансовые

Активные, пассивные и активно-пассивные

Активные счета используются для учета имущества по их составу и размещению. Показатели, здесь учитываемые, включаются в активы бухгалтерского баланса.

Активные:

  • предназначены для отражения активов,
  • у них всегда дебетовое сальдо (начальное и конечное),
  • по дебету показывается увеличение актива,
  • по кредиту — его уменьшение.

Примеры активных счетов:

⇒ для учета денежных средств — 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и т.д.;

⇒ для учета имущества — 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и т.д.;

⇒ для учета расходов — 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и т.д.

Пассивные счета используются для отражения источников активов по их целевому назначению. Показатели, здесь учитываемые, отражаются в пассиве баланса.

Пассивные:

  • предназначены для отражения пассивов,
  • у них всегда кредитовое сальдо,
  • по дебету отражается уменьшение пассива,
  • по кредиту — его увеличение.

Примеры пассивных счетов:

⇒ для учета амортизации — 02 «Амортизация основных средств», 04 «Амортизация нематериальных активов»;

⇒ для учета кредитов — 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

⇒ для учета капитала — 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал».

Активно-пассивные:

  • ведут учет как активов, так и пассивов,
  • сальдо у них может быть и дебетовым и кредитовым,
  • способны вести себя и как активные, и как пассивные в зависимости от ситуации.

Примеры активно-пассивных счетов:

⇒ для учета расчетов — 60 «Расчеты с поставщиками», 62 «Расчеты с покупателями», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и т.д.;

⇒ для учета доходов и расходов — 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Балансовые и забалансовые

Балансовые предназначены для отражения сведений об активах и пассивах предприятия, это основные счета, на которых ведется учет всех операций в бухучете.

В Плане 8 разделов содержат 99 балансовых счетов, из которых действуют в настоящее время 62.

Данные балансовых счетов позволяют составить бухгалтерский баланс и участвуют в формирование годовой бухгалтерской отчетности.

Примеры балансовых счетов:

⇒ 01 «Основные средства»;

⇒ 02 «Амортизация основных средств»;

⇒ 03 «Доходные вложения в материальные ценности» … до 99 «Прибыли и убытки».

Забалансовые предназначены для отражения имущества и обязательств, не принадлежащих предприятию, показатели этих счетов не показываются в балансе и не включаются в бухгалтерскую отчетность.

Эти показатели нужны исключительно для бухгалтера, чтобы не забыть о взятых или выданных временных обязательствах, принятом на время имуществе (в аренду, на комиссию, на хранение, для монтажа).

Примеры забалансовых счетов:

⇒ 001 «Арендованные основные средства»;

⇒ 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение» … до 011 «Основные средства, сданные в аренду».

Adblock
detector