- Состав адм. Правонарушения
- Административный проступок и его отличия от уголовного преступления
- Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение
- Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры
- Понятие, сущность и признаки административного правонарушения
- Объект
- Объективная сторона
- Субъект
- Субъективная сторона
- Административный проступок – что это?
- Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры
- Состав нарушения
Адм. правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.
Состав адм. Правонарушения
Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности
Виды адм. правонарушений
Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).
Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.
Комплексный критерий классификации видов адм. правонарушений включает родовой объект посягательства (общественный порядок, собственность) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область гос. управления (промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).
1. Адм. правонарушения, посягающие на права граждан: воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и свободу вероисповедания; нарушение законодательства о труде и охране труда и т.д.
2. А.п., посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения; незаконное врачевание (целительство); нарушение санитарного законодательства и т.д.
3. А.п. в области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; пользовании недрами без специального разрешения (лицензии); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых и т.д.
4. А.п. в области охраны окружающей природной среды и природопользования: порча ( земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение требований санитарных правил в лесах и т.д.
5. А.п. в промышленности, строительстве и энергетике: нарушение правил, норм или инструкций по безопасному ведению работ и условий специальных разрешений (лицензий) в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Федерального горного и промышленного надзора России; нарушение строительных правил или норм и т.д.
6. А.п. в сельском хозяйстве, |ветеринарии и мелиорации земель: нарушение Правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений; ввоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку; незаконные посев или выращивание наркотикосодержащих растений и т.д.
7. А.п. на транспорте: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил полетов воздушных судов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; повреждение транспортных средств общественного пользования и их внутреннего оборудования и т.д.
8. А.п. в области дорожного движения: нарушение правил гос. регистрации и прохождения гос. технического осмотра транспортных средств; управление транспортным средством в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; превышение установленной скорости движения и т.д.
9. А.п. в области связи и информации: самовольная установка или эксплуатация радиотрансляционного узла; самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи и т.д.
10. А.п. в области коммерческой деятельности: занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности; осуществление коммерческой деятельности без гос. регистрации или лицензии; обман потребителей и т.д.
11. А.п. в области финансов и налогообложения: незаконные операции с иностранной валютой; нарушение правил ведения кассовых операций; нарушение порядка постановки на учет в налоговый орган и т.д.
12. А.п., посягающие на институты гос. власти: неисполнение распоряжения судьи; невыполнение законных требований прокурора или следователя; уклонение от явки к прокурору и т.д.
13. А.п., посягающие на установленный режим Гос. границы РФ и порядок пребывания на территории РФ: нарушение пограничного режима в пограничной зоне; незаконный провоз лиц через Гос. границу РФ и т.д.
14. А.п. против порядка управления: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); применение насилия в отношении должностного лица органа; проживание граждан РФ без удостоверения гражданина (паспорта) и т.д.
15. А.п. в области воинского учета: неоповещение граждан о вызове военного комиссариата; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования и т.д.
16. А.п., посягающие на общественный порядок и общ-ую безопасность: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение правил по гражданской обороне и т.д.
Административный проступок и его отличия от уголовного преступления
Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.
Чем же отличается административное деяние от уголовного:
Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
Административный процесс более мобильный и простой.
Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.
Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение
Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.
Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.
Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).
Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:
таможенного и бюджетного права — 2 года;
деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;
противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.
Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.
Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры
Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.
Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.
1. Административные проступки против личности и гражданских прав:
В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
Оскорбление и дискриминация.
В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).
2. Административные проступки против общества:
Нарушение запрета курения.
Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
Нарушение правил дорожного движения.
Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).
3. Административные проступки против государства:
Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
Заведомо ложный вызов специализированных служб.
Проживание гражданина без паспорта.
Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
В области воинского учета.
Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.
Понятие, сущность и признаки административного правонарушения
В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.
В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.
Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:
- Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)
Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.
Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.
Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.
Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.
- Противоправность
Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.
Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.
Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.
Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.
Объект
Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.
Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.
Примером родового объекта административного правонарушения может служить
- правонарушения в сфере реализации прав граждан;
- правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
- правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
- иные.
Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.
Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.
Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.
Объективная сторона
Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.
Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.
Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.
Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.
Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое
Субъект
Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.
Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.
Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов являются должностные лица.
Субъективная сторона
Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.
Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.
Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.
Административный проступок – что это?
Законодательство РФ дает четкое определение административного проступка. Так, это противоправное деяние, которое характеризуется виной и запрещенное законом. При этом данное деяние может проявляться в форме действия и бездействия.
Очень важно разграничивать уголовное деяние и административное. К рассматриваемой категории относятся следующие основные особенности:
- несет за собой меньшую опасность для общества, чем уголовное действие;
- предусмотрена более мягкая мера ответственности;
- в качестве виновного лица может выступать не только физическое, но и юр. лицо;
- меру ответственности может устанавливать не только суд, но и иные госорганы;
- в качестве основания для привлечения к данному виду ответственности выступает не только действие, но и бездействие.
Но в то же время административное и уголовное правонарушение имеет ряд схожих характеристик:
- меры ответственности четко определены в законодательстве;
- наличие состава проступка (административного) и преступления (уголовного).
Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры
Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.
Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.
1. Административные проступки против личности и гражданских прав:
В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
Оскорбление и дискриминация.
В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).
2. Административные проступки против общества:
Нарушение запрета курения.
Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
Нарушение правил дорожного движения.
Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).
3. Административные проступки против государства:
Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
Заведомо ложный вызов специализированных служб.
Проживание гражданина без паспорта.
Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
В области воинского учета.
Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.
Состав нарушения
Административный проступок ровно, как и любой другой вид правонарушения, имеет определенный набор элементов, которые определяют его состав:
- Объект – это то, в отношении чего были совершены противоправные действия (например, право гражданина в полной мере реализовать свои права в отношении имущества).
- Объективная сторона – сами действия, которые повлекли за собой наступление ответственности (например, ситуация, когда один собственник квартиры не пускает на территорию данной квартиры другого законного собственника). Административный проступок характеризуется не только действием, но и бездействием (распространенный пример, невыполнение родителями своих законных обязанностей по воспитанию детей).
- Субъект – лицо, совершившее противозаконное действие. Для привлечения к ответственности оно должно быть вменяемо и достичь соответствующего возраста (в соответствии с КоАП, возраст для привлечения к административной ответственности – 16 лет).
- Субъективная сторона – это наличие умысла в совершенном деянии. Если прямой умысел отсутствует, то проступок был совершен по неосторожности.