Административное приостановление деятельности

1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.

Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст.

1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст.

9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл.

27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности.

При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч.

1 комментируемой статьи).

5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях.

Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст.

5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл.

18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст.

18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст.

28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

Судебная практика по статье 3.12 КоАП

Довод о фактическом административном приостановлении деятельности общества в период с 28.04.2017 (дата составления протокола об аресте имущества — алкогольной продукции) по 11.05.2017 (дата возврата ключей от складского помещения), поскольку его сотрудники не имели доступа на склад, подлежит отклонению как не основанный на положениях статьи 3.12 КоАП РФ.

Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.12, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, установленных законом.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

При этом в силу части 2 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В чем разница между временным запретом и приостановлением деятельности?

КоАП РФ предусматривает два понятия: приостановление деятельности и временный запрет. Основное отличие состоит в том, что временный запрет устанавливается на срок до рассмотрения дела судом или должностным лицом, в то время как приостановление деятельности осуществляется по результатам рассмотрения административного дела.

Приостановление деятельности предприятия

Законодательством установлено, что временный запрет носит кратковременный характер и может применяться в исключительных случаях, в частности, когда это необходимо для предотвращения непосредственной угрозе жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды и т.д.

Таким образом, временный запрет необходим только в тех случаях, когда такое решение не требует отлагательств в виду серьёзности нарушения и может быть наложен до рассмотрения административного дела судом или соответствующим должностным лицом.

Какой порядок наложения временного запрета деятельности?

И так, о временном запрете в обязательном порядке должен быть составлен протокол. В таком протоколе должно быть указано следующее:

1) основания по которым необходимо наложить такой вид наказания как временный запрет деятельности;

2) дата и место составления;

3) должность, фамилия и инициалы должностного лица;

4) сведения о лице, в отношении которого ведется дело производство по делу об административном правонарушении;

5) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

6) объяснения лица, которое привлечено к административной ответственности.

Такой составленный протокол должен быть подписан как должностным лицом, так и лицом, которое совершило правонарушение, при этом, если последний отказывается от подписания или он не может быть подписан по иным причинам, должностное лицо делает соответствующую об этом отметку.

После подписания протокола, его копия должна быть вручена лицу, в отношении которого завели административное дело, после чего должностным лицом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иные необходимые действия для временного запрета деятельности.

Важно отметить, что срок временного запрета деятельности включается в срок приостановления деятельности.

Что должно быть отражено в постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом?

В постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом, в котором видом наказания является приостановление деятельности должно быть указано следующее:

1) должен быть мотивирован тот факт, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания;

2) должны быть указаны те обстоятельства, которые по мнению суда создают угрозу причинения вреда;

3) если применялась мера о временном приостановлении деятельности, то суду следует отразить это обстоятельство в постановлении (в том числе время фактического прекращения деятельности, которое указано в протоколе о временном запрете деятельности);

4) в постановлении должны быть отражены конкретные мероприятия, которые необходимы для обеспечения исполнения (прекращение эксплуатации конкретных агрегатов, объектов, зданий и т.д., от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям). Важно отметить, что такие действия как наложение пломб, опечатывание помещений и т.д. не детализируются, так как подобные решения принимаются судебными приставами-исполнителями.

Какие действия можно (необходимо) предпринять, чтобы избежать приостановления деятельности?

Как уже было сказано, приостановление деятельности носит исключительный характер и будет применяться только тогда, когда другие более мягкие меры не могут оказать должного влияния на нарушителя.

В судебной практике встречается немало случаев, когда приостановление деятельности осуществляется после невыполнения организацией предписаний, вынесенных должностным лицом, в связи с чем, стоит их своевременно исполнять.

Приостановление деятельности предприятия

Кроме того, в случае возникновения подобных споров необходимо учитывать степень вины и при возможности ссылаться на применение более мягкого наказания, однако в случае, если все же это произошло и деятельность организации была приостановлена, законодательством предусмотрена возможность подать ходатайство о прекращении административного наказания досрочно. Такое ходатайство может быть подано, если организация устранила нарушения, которые являлись основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности. Именно такие действия могут помочь в возобновлении деятельности организации ранее установленного постановлением срока.

Наша компания готова оказать юридическую помощь, связанную с временным запретом деятельности, приостановлением деятельности организаций.

Как обжаловать постановление суда или должностного лица о приостановлении деятельности?

Как и при наложении иных мер наказания постановление о приостановлении деятельности может быть обжаловано.

Так, постановление, вынесенное судом, по правилам, установленным КоАП РФ, обжалуется в вышестоящий суд (абз. 1, ч. 1 ст.

30.1. КоАП РФ). Иные возможности предусмотрены законодательством, если постановление было вынесено должностным лицом.

При таких обстоятельствах законодатель предусмотрел возможность обжаловать постановление в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела по собственному выбору (абз. 3, ч. 1 ст.

30.1. КоАП РФ).

Какой порядок обжалования?

Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в судебный орган, то она должна быть подана в суд, который вынес соответствующее постановление или в вышестоящий суд, который будет рассматривать дело об административном правонарушении. Лицо, подающее жалобу, освобождается от уплаты госпошлины.

Срок, в течение которого должна быть подана жалоба равен 10 суткам с момента получения вручения или получения копии постановления об административном правонарушении.

Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то правила подачи аналогичны. Жалоба может быть подана как в орган, должностному лицу, который вынес постановление об административном правонарушении, так и непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, который уполномочен рассматривать жалобы. Госпошлиной не облагается.

Срок, в течение которого должна быть подана жалоба также равен 10 суткам.

Приказ о приостановке производства

Для начала необходимо издать приказ о приостановке производства в компании и ознакомить всех работников с ним под подпись (Пример 1). Приостановка производства подразумевает, что организация не будет какое-то время заниматься никакой деятельностью, поэтому необходимо до этого момента исполнить все обязательства перед клиентами, расторгнуть договоры, не заключать новые. Важно также в период приостановки производства не допускать движения денежных средств по счету, как при обычной хозяйственной деятельности.

Обычно решение о приостановке производства принимается одновременно с решением, как поступить с персоналом. Причем освободить от работы сотрудников на практике пытаются по-разному:

  • увольнение по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);
  • увольнение по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ);
  • отправление работника в отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ);
  • сокращения численности и/или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • оформление простоя (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ);
  • перевод работника (временный или постоянный) на другую работу (ст. 72.1, ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ) и др.

Конкретный выбранный способ зависит от того, какие есть планы на дальнейшую деятельность организации, есть ли надежда, что ее работа будет восстановлена через некоторое время, и пр. Иногда проще сразу расторгнуть трудовые договоры в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч.

1 ст. 81 ТК РФ). Но в данной статье мы рассматриваем именно временную приостановку производства, поэтому о ней и скажем подробнее.

Если приостановка деятельности организации не помогла и было принято решение ее ликвидировать, то читайте о том, что делать с сотрудниками, в статье «Как расстаться с работниками при ликвидации работодателя» журнала № 1′ 2018

Обратите внимание: в какой форме сотрудники будут освобождены от работы, зависит не только от решения работодателя, но и согласия на это самих трудящихся (за исключением двух последних случаев – увольнения по сокращению численности и/или штата и оформления простоя). Злоупотреблять отпусками за свой счет или увольнениями по собственному желанию не рекомендуем. В любом случае, какой бы вариант ни выбрал руководитель, нужно решить все вопросы с сотрудниками полюбовно, чтобы вдобавок ко всему компания не оказалась втянутой в судебные процессы.

Иногда организации оформляют два приказа:

  • сначала принимают решение о том, что деятельность организации будет приостановлена (см. цифру «1» в Примере 1), и дают указания руководителям подразделений выработать предложения, что делать с подчиненными (см. цифру «2» в Примере 1);
  • а следом уже издается приказ непосредственно о судьбе персонала.

Но обычно, во избежание нарушения сроков по уведомлениям (как работников, так и госорганов), издается все же один приказ, в котором сразу фиксируется принятое решение об организационно-штатных мероприятиях.

Поэтому, если планируется свернуть производство полностью, то приходится сокращать сотрудников производственного подразделения (отдела, цеха и т.п.). И тогда нужно уведомлять их, как правило, не менее чем за два месяца до увольнения. Но, возможно, компания введет только временную консервацию производства, скажем, по причине длительного отсутствия поставки деталей или серьезной поломки техники и, соответственно, невозможности продолжать производство.

В таком случае ни о каких двух месяцах речь не идет, вводится простой день в день.

Пример 1. Приказ о приостановке производства организации-работодателя

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Административное приостановление деятельности: что делать с работниками

Определение понятия «приостановление деятельности организации» нигде не закреплено. В КоАП РФ содержится определение «административного приостановления деятельности», а в ТК РФ речь идет о «временной приостановке работы» (простое). В прошлом номере мы рассказали про добровольную приостановку производства и дали рекомендации, как поступить с сотрудниками.

На этот раз рассмотрим ситуацию с работниками, когда решение о приостановлении работы за вас приняли госорганы, например, после проверки ГИТ, МЧС, МВД, прокуратуры или Роспотребнадзора. А также могут ли проверяющие до решения суда приостановить деятельность работодателя.

Принуждение к увольнению: последствия для работодателя

Практикующий адвокат расскажет, что следует понимать под принуждением к увольнению. Например, будет ли угроза увольнения по статье таким принуждением или только прямое давление на сотрудника? Как законно разграничить принуждение к увольнению от увольнения по собственному желанию и соглашению сторон? Чем доказывается добровольное волеизъявление работника на увольнение? Почему в заявлении об увольнении сотрудник должен четко написать, что он просит уволить его «по собственному желанию»? Зачем в соглашении о расторжении трудового договора необходимо предусматривать компенсацию? Можно ли отказаться от исполнения соглашения о расторжении трудового договора в одностороннем порядке? Что нужно учесть работодателю, чтобы увольнение по соглашению сторон произошло с соблюдением всех требований закона? Поговорим об ответственности работодателя в случае принуждения к увольнению сотрудника, если оно будет доказано. Приведем примеры из судебной практики по спорным вопросам; дадим образцы правильно составленных документов, которые позволят свести риски работодателя к минимуму.

Как посчитать стаж для отпуска: сложные вопросы

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска требует правильного подсчета стажа. Ошибка приведет к конфликту с работником, который вполне может дойти и до суда. А сложностей при подсчете достаточно.

Например, какие периоды включаются в отпускной стаж и продлевают рабочий год, отодвигая его начало? Или как быть с тем, что перечень периодов, включаемых в стаж для отпуска, является «полуоткрытым»? Поговорим о спорных моментах подсчета отпускного стажа.

Adblock
detector