Административно предупредительные меры

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
  • осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
  • производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;
  • при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
  • в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
  • осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
  • с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
  • производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Административно-предупредительные меры.

Эти меры направлены на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

К административно-предупредительным мерам относятся следующие.

1. Закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограничение) движения. Такие меры принимаются в связи с авариями, ремонтом дорог, работами по прокладке водопровода, газовой сети, электрических и телефонных кабелей и т. п.

При проведении демонстраций, шествий, митингов, спортивных соревнований и др. сотрудники милиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, временно прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. В силу того что введение тех или иных ограничений затрудняет свободу передвижения и создает определенные трудности и неудобства, сотрудники полиции обязаны предусмотреть возможность пропуска граждан, проживающих или работающих в районе (зоне) проведения массового мероприятия.

Прекращение или ограничение движения отменяется сразу же по миновании в нем надобности.

Весьма важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях ит. п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения — действенное средство обеспечения личной и имущественной безопасности граждан.

Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники полиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожара посторонних лиц.

  • 2. Технический надзор за автотранспортными и иными транспортными средствами — заключается в плановом и внеплановом осмотре транспортных средств с целью недопущения к эксплуатации технически неисправного транспорта. Выявленные в результате технического осмотра автотранспортные средства и иные транспортные средства, конструкция или техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, не допускаются к эксплуатации.
  • 3. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров воздушных судов. Целью досмотра является получение доказательств, необходимых для обеспечения своевременного правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно — обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Следует полагать, что досмотр выполняет обеспечительно-пресекательную функцию. Кроме обеспечения производства по делу об административном правонарушении, результатом досмотра может быть пресечение правонарушения, если были обнаружены орудия или предметы его совершения, которые изымаются у досматриваемых лиц, не давая тем самым продолжать противоправную деятельность, используя эти орудия или предметы.

Досмотр производится в случаях:

  • а) когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;
  • б) при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;
  • в) когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;
  • г) когда имеются показания технических средств контроля;
  • д) когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном

обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др. На предприятиях, определенных перечнем Правительства РФ, порядок досмотра регулируется ведомственными инструкциями, согласованными с МВД России и прокуратурой РФ. Содержание личного досмотра составляют действия по внешнему осмотру лиц работниками, осуществляющими пропускной режим, а также их вещей с помощью стационарных контрольных установок.

Досмотру должно предшествовать предложение уполномоченных работников лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, или в иных предусмотренных законом случаях предъявить документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, подтверждающие личность задержанного. Данное требование определяется положением ст. 2, 21, 23 Конституции РФ, в которых подчеркнуто, что достоинство, честь и доброе имя личности охраняются государством, а их защита является обязанностью всех государственных органов и должностных лиц.

Личный досмотр должен проводиться с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), проводится также с участием двух понятых, причем их пол значения не имеет. Вместе с тем закон позволяет в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, проводить как личный досмотр, так и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, без понятых.

4. Проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы. Проверка документов осуществляется в целях подтверждения (установления) личности проверяемого лица, которое подозревается в совершении преступления или административного правонарушения.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 [1] , документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • • паспорт;
  • • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • • заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ;
  • • удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);
  • • военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту;
  • • справка об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
  • • иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина (например, водительское удостоверение, удостоверение сотрудника органа внутренних дел).

Кроме того, к документам, удостоверяющим личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством относятся: дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка), временное удостоверение личности гражданина РФ, удостоверение личности государственного служащего (сотрудника прокуратуры, таможенных, налоговых органов, судьи и т. д.).

  • 5. Аннулирование разрешения на право хранения оружия у определенных категорий граждан. Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:
  • 1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;
  • 2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;
  • 3) возникновения предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;
  • 4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).

В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются органом внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае наложения судом на юридическое лицо административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил в сфере оборота оружия и патронов к нему выданные этому юридическому лицу лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия изымаются органом, выдавшим такие лицензию и (или) разрешение, на установленный судом срок наложения наказания.

Лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица.

В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин — по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.

В случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения сроки повторного обращения за их получением не устанавливаются (ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»).

Понятие и признаки мер административного принуждения

Административное принуждение — вид принуждения, регулируемый административным законодательством. Оно используется госорганами в связи с совершением правонарушения.

Меры административного принуждения (или виды административного принуждения) — комплекс мероприятий властных органов. Их целью служит предупреждение, пресечение правонарушения, привлечение виновного лица к ответственности.

Меры административно-правового принуждения регулируются КоАП, но не только: они также содержатся в других кодексах, законах: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ и пр.

  • урегулированы нормами административного права (КоАП РФ,);
  • направлены на поддержание правопорядка и охрану общественных отношений;
  • менее суровы по сравнению с мерами уголовного принуждения;
  • предусмотрены как в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и в качестве предупреждения его совершения, например в разгар стихийных бедствий.

Обратите внимание! Эти меры применяют в отношении как физических, так и юридических лиц. Их законность обеспечивает возможность обжалования и жесткий прокурорский надзор.

Предупредительные меры

Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.

К административно-предупредительным мерам принуждения относят:

  • объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
  • досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
  • перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
  • принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.

Пресекательные меры

Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.

Выделим следующие виды пресекательных мер:

  • личного характера (задержание);
  • имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
  • технического характера (запрет на эксплуатацию);
  • финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
  • санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
  • лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).

Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:

  • задержание; ;
  • отстранение от работы;
  • помещение в медицинское учреждение;
  • применение оружия.

Обеспечительные меры

Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.

Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:

  • установить личность нарушителя;
  • изучить обстоятельства дела;
  • определить круг лиц, причастных к правонарушению;
  • выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.

К таким мерам, в частности, относят:

  • доставление;
  • изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
  • запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
  • привод;
  • освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
  • помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
  • арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)

Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению.

Меры административной ответственности

К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.

Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности.

КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физлицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:

  • вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
  • снести незаконно возведенное строение;
  • выселиться из незаконно занятого помещения;
  • возместить причиненный ущерб.
Adblock
detector